Наряду с голословными обвинениями, и беспредметной риторикой, «Обращение епископов» замечательно сенсационным заявлением:

«Мы, епископы Русской Православной Старообрядческой Церкви, которую исповедуем Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью согласно Символу Веры…»
При чем самим авторам невдомек, что такие взгляды глубоко чужды православному учению о Церкви. Действительно, по вопиющей безграмотности это заявление может соперничать с высказываниями никонианских миссионеров, начала 20 века, которые по словам Арсения Уральского[1] пытались спорить со старообрядцами:

«…если вы не имеете у себя Символьной Церкви, то Она находится у нас»,

возражая на что он писал:

«По Символу Веры мы обязаны только веровать во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь, но не можем сами составлять то, во что должны веровать, да это по меньшей мере было бы похоже на незнающих Истинного Бога язычников, которые сделав собственными руками идолов, веровали и поклонялись им как богам. Если и от нас таковаго составления Церкви требует вопрос, то это крайне несправедливо и даже нечестиво»,

и что:

«В продолжение века сего Церковь Христова, в членах освящаемых чад ее еще лишь созидается и существует подобно мреже, заброшеной в море и собирающей от всякого рода животных…».

Также, в другом месте написано:

«Если понимать Церковь только как общество верующих, то необходимо признать, что само по себе это общество освящать и спасать нас не может, поскольку оно само нуждается в освящении и спасении. Притом, существующее общество верующих состоит, в частности, вместе и из нас самих. Отсюда, верование в общество, как в освящающее начало, было бы не более как верованием один в другого. Поэтому, только одно общество верующих, - Церковью спасающей быть не может, а следовательно, - и предметом нашего верования».

Таким образом, обращение епископов митрополита Корнилия, изначально содержит неправославное мудрование. Судя по всему, желая отмыться от подозрений в экуменизме, они взяли резко «вправо», да только подвел уровень богословской грамотности. Если бы вместо подобных идеологических уловок они бы просто официально анафематствовали никонианскую ересь, то не было бы и самой нужды ни в каких «обращениях», поскольку всего лишь одним этим шагом, инцидент разделения уже был бы полностью исчерпан.

инок Алимпий


[1]Епископ Арсений Уральский и священник В. Механиков. «О сущности и свойствах Церкви Христовой, исповедуемой в православном Символе Веры» (Гектографированное издание).