Барановский ДмитрийЭту статью Дмитрий Барановский (ныне - инок Даниил) написал два года назад после прочтении журнала "Крылья голубиные". Опубликована она тогда не была. Изложенные в статье мысли не потеряли актуальности и, думаем, будут интересны современному читателю.

Г. И. Х. С. Б. п. н.

Дорогой о. Симеон! Не зная твоих соратников по журналу «Крылья голубиные», обращаюсь прямо к тебе по поводу сего издания. Поскольку ты единственный из авторов облечен священным саном, то прилично тебе нести большее бремя ответственности за его содержание и появление на свет.
Читать я начал со второго номера и по прочтении решил заставить себя прочесть и №1, ну а если все-таки ты выпустишь и третьего «Голубя», то (если Господь даст силы и терпения) и его буду «щипать», но уже при всем честном соборе. Заранее прошу прощения, если мое понимание «братского сочувствия и сотрудничества ради общей пользы» чем-то заденет и обидит тебя, дорогой отец.

Больше соответствует твоему изданию наименование «Крылья Икара», и если вы продолжите полеты на этих «крыльях», то как бы не постигла вас участь оного героя. А в качестве эпиграфа к журналу надо бы избрать что-нибудь из русской поэзии начала XX века. Например: «Я, гений Игорь Северянин, Я стоэкранно оэкранен!», — это в пояснение общей направленности издания и внутренних причин, которые движут авторским коллективом. Кто тебя благословил на это издание? Разве не ведомо тебе, что все совершаемое в Церкви без благословения не угодно Богу, но питает нашу гордыню и приближает нас не к Творцу и Спасителю, но к «родоначальнику» оной страсти? Ведь ты находишься под соборным запрещением в служении. Не естественно ли, что запрещение это касается и служения словом? Ведь ты не только иерей, ты еще и инок! Разве неведомо тебе, что главнейшей добродетелью монаха является отсечение своей воли и послушание?! Как же так можно предерзостно попирать обеты иноческие, соборное определение и распоряжение о тебе священноначалия? Говоришь и пишешь о единстве в любви, а сам эту любовь попираешь?! Ведь сказано: «...за умножение беззакония угаснет любы многих». Какого беззакония? Естественно, что церковного, ибо мир всегда лежал в беззаконии. Стало быть, всякий, попирающий закон церковный, согрешает прежде всего против любви. К любви зовешь, ее же попирая! Если запретили тебя в служении — сиди, молчи, плачь о грехах своих, а не журналы издавай! Ты что, боишься, что мы забудем, какой ты умный, образованный и имеешь литературные дарования? (Прости Христа ради за прямоту!)

По поводу того, ЧТО написано и КАК. Более всего поразило водолитие «глубокомысленного» пустословия на тему «родников и кладязей». Позволю, несколько перефразируя автора статьи (№2, с.29), высказать мое убогое суждение о ней. Это поистине «фонтан, бьющий из голой» от всяких следов християнской скромности и здравого смысла души, «фонтан» напыщенного пустословия, подкрашенный християнской фразеологией, подобного которому мне не доводилось встречать прежде, разве только у теософки Блаватской и ее «духовных чад» супругах Николая и Елены Рерих. Я ведь не случайно спросил у тебя: не псевдоним ли это у автора, — его имя и фамилия. Думал, мало ли как в жизни бывает, — по молодости лет случился грех, впал в такое неудержимое истечение словес человек, но стыдливости християнской ради решил прикрыться фиговым листочком псевдонима. — Ан нет! О стыдливости речи нет, автор с «открытым забралом» идет! Знай-де наших!

В №1 на с.5 господин Петр Епифанов мимоходом «уличает во лжи» св. Дионисия Ареопагита и «лишает» его авторства известного сочинения. Как мог быть святой автором «Ареопагитик», если они написаны всего через «...сто с небольшим лет послесмерти Григория [Богослова (с.5)?! Если это так, то все исторические сведения, приводимые в них, — ложь и выдумка. Следовательно, на с.6 г-н П. Епифанов, ссылаясь на исторический факт, приводимый св. Дионисием и известный нам из Церковного Предания о житии Пресвятой Богородицы, противоречит сам себе, так как строит на нем свою аргументацию. Как так — сначала объявить автора лжецом, а затем его «ложные» сведения использовать как истину?! В связи с этим хочу спросить, точно ли все авторы являются чадами Церкви Христовой или среди вас преобладают ученики Гарнака, Бауэра и К0?! Ведь ты, отец, в №2 неоднократно обращаешься к авторитету иже во свв. отца нашего преподобного Максима Исповедника, который с несомненной очевидностью доказал вздорность обвинений в адрес якобы подложного авторства «Ареопагитик»! Что же вы ни во что ставите свидетельство св. отца и Предание Церкви?!

Общее впечатление в отношении твоей статьи «Церковь благовествующая». Опять тот же самый «Джон», то же «православие без берегов», что и раньше, только в новой «упаковке». Верно, стало быть, укоряют тебя в экуменизме. Душок-то ихний смердит!

Замечания конкретно по тексту. Первый абзац (с.7): «Все православные християне, приемлющие Никео-Цареградский Символ веры, согласны в том, что целью воплощения Бога Слова было спасение людей». Эта истина из разряда: «Волга впадает в Каспийское море». Это ясно из самого имени Господа. Зачем это «глубокомысленное» пустословие?! А потом — разве неправославные християне, не приемлющие Символа веры, считают по-другому?

Дальше читаем: «Единство спасающихся есть прежде веков избранная и освященная Христом на земле Церковь». В богослужебных песнопениях встречаем о Церкви: «... Ю же освятил еси Своею Кровию». Пролитие крови не «прежде веков» состоялось, но в совершенно конкретный исторический момент. Также и земли «прежде веков» не было, а стало быть и Церковь на ней невозможно было основать! Ведь ты грамотный человек, закончил МГУ. Это для студента 1-2 курса простительны подобные пассажи, но не для тебя! И далее на этой странице простираешься в такой же высокопарной риторике. Все это и так известно всем. Зачем этот самопальный глубокомысленный туман?

Далее на с.8 снова о Церкви: «Итак, Церковь есть единство приобщающихся Кресту, сливающих свою кровь с пречистою Кровию Владыки, соединяющихся с Ним и между собою во единое Тело». Скажи пожалуйста, это какое такое церковное таинство ты знаешь, когда бы мы занимались кровопусканием и «сливали свою кровь» в евхаристическую чашу?

Читаем дальше: «...все уверовшие в Него во всех концах земли приобщились истинной жизни, и животворящая Кровь Христова движется в них, и дышит в них Его животворящий Дух». Если ты веруешь, что вне Церкви таинство Евхаристии невозможно, то каким образом, скажи пожалуйста, может «животворящая Кровь Христова» двигаться в баптистах, адвентистах 7-го дня, свидетелях Иеговы, в членах церкви святых Последних Времен, мормонах и пр.? Все они веруют во Христа, но не имеют таинства Евхаристии. Сходи в Малый Вузовский в их «синагогу», и там тебе объяснят, что вино и хлеб, которые они время от времени едят всем кагалом, не являются ни Телом, ни Кровью Христовыми, а только дань воспоминанию о Тайной Вечери. А о неядущих Плоти и Крови сказано Господом совершенно определенно. Ты, отец, откровенную ересь проповедуешь!

То же могу сказать тебе и о Духе. Не имут они Духа Животворящего, но гнев Божий почиет на чадах противления! Опять же, если «во всех концах земли» «приобщились истинной жизни», а это возможно только в таинстве Евхаристии, то мы — раскольники, схизматики. Ведь мы не имеем евхаристического общения с этими «концами земли», не правда ли?

Далее, второй абзац с.8. Ты основополагающим признаком Церкви «Бога Живого» полагаешь соединение «верою и любовию» и на с.. 10 снова возвращаешься к этому определению Церкви: «Голос Божией Крови, смешанный с кровью мучеников — сынов и дочерей народов Востока и Запада, ходатайствует и ныне за их потомков, впавших в некие искушения и недоумения (?) о вере. Она остается залогом их грядущего обращения и примирения в единстве веры и любви, которое, как мы уже говорили, есть Церковь» (с. 10). Здесь возникает два «скользких» момента: во-первых, если Церковь есть только единство в вере во Христа Спасителя и любви, то... границы ее стираются почти до неразличимости; это основной тезис Экуменческого движения, т.н. теория «ветвей». Во-вторых, говоря «она», — что ты имеешь в виду? Ту растленную веру, которую содержат «народы Востока и Запада» или «Голос Божией Крови»? Если «голос» — то «он», а не «она». Стало быть — вера. Но скажи, как это еретическая вера может быть «залогом их грядущего обращения и примирения»? Разве только под знаменем Всемирного Совета Церквей!?... Смотри-ка, отец, куда тебя твоя «вселенская любовь» заводит! И еще позволю себе обратить твое внимание на то, как ты «ласково» именуешь еретические вероучения: оказывается — это всего лишь «...некие искушения и недоумения о вере» (там же)! Как славно, как просто! И чего это отцы-простофили кровь проливали, «копья ломали», когда это всего лишь «недоумения и искушения»! Вот и отбросим все это, и в едином порыве веры и любви соединимся в одно обновленное человечество! Дивная картина! Как у поэта Блока: «В белом венчике из роз впереди Исус Христос»! Как ты старательно избегаешь слов «ересь» и «еретик»! Точь-в-точь как нынешние либеральные западные богословы!

Страница 12, вторая колонка, последний абзац, до слов «Заповедь новую...». Неизреченное, недомыслимое, непостижимое единство Лиц Св. Троицы ты с утверждением (!) полагаешь возможным быть в земной Церкви? Знаешь ли, дорогой отец, это уже отдает богохульством! Особенно при твоей трактовке границ Церкви. Как же вся эта разноплеменная, разномыслящая, смертная, тварная, взаимопротиворечивая, кипящая страстями и похотьми плотяная масса может уподобиться Вечному, Нерожденному, Сущему прежде век, Живущему в неприступном Свете, Его же не могут зрети чины ангельские, о Котором мы ничего не можем сказать, кроме того, что Он есть Альфа и Омега, непостижимый Бог?! В учении Православной Церкви это невозможно! Ведь даже новое, грядущее человечество осьмого дня, нового века отцы изъясняют как находящееся в вечном, непрерывном приближении к Богу, ему же (приближению) не будет конца! Но вот в трактовке экуменистов это вполне возможно! Соберемся все вместе, облобызаемся, скажем друг другу, что все эти догматические перегородки не достигают небес, а суть «недоумения и искушения о вере», лингвистические недоразумения, а главное — любовь! Вот и достигнута цель, совершилась наконец Единая Церковь! Вот только чья она будет? Христова ли?

Страница 16, второй абзац. Зачем ты «вешаешь» на апостола свое собственное мудрование? Где это написано Павлом, что «Церковь являет в себе Тело Христово не изначально»??? Да с самого момента Непорочного зачатия Господь телесно присутствует на земле, сначала как в Храме во чреве Пречистой Девы, затем среди учеников;впервые таинственно на Тайной Вечере под видом хлеба и вина и по сей день в таинстве Евхаристии! «Се Аз с вами до скончания века!» — забыл эти слова?! И далее: «Стало быть до окончательного исполнения данного нам апостольского призвания Христос еще не отображается в церковном теле в полную меру» (там же). Опять это не более, чем твоя фантазия. Церковное тело не ограничивается только земной половиной. А небесная Церковь? Войти в нее, не достигши полноты возраста Христова, невозможно! А как же слова апостола о [«полноте наполняющего все во всем»] и Церкви как «столпе и утверждении Истины»?! Христос есть истина. Как же может церковь, не имеющая в себе Христа, в полной мере быть «столпом и утверждением Истины», т.е. самого Христа?! Опять перепевы на мотив экуменических радений! Как же можно после этого верить твоим словам, что ты «не экуменист»?

Тебе, видно, покоя не дают лавры древних отцов и твоя внешняя ученость. Но ведь жизни их ты не ведешь и поэтому богословствуешь себе на осуждение! Будь осторожен, отец, как бы тебе вместо венца славы, уготованного православным християнам за непорочное исповедание веры, не сплести себе «венца» ересиарха. Ведь тебя именно за те же самые учения запретили в служении, а хотели и более того, — извергнуть из сана! И ты, ничто же сумняся, «подпилил» острые углы, «причесал» терминологический аппарат и снова запустил в оборот свои прежние «раздумины»!

Посмотри, как материал скомпонован в №1: Григорий Богослов, св..инок Симеон, блаженный Августин и Дионисий Ареопагит! Какое обрамление ты себе устроил! Гордость погубит тебя, отец! Будь проще!

Вот говоришь о необходимости апостольской проповеди. Но Церковь апостольствует и проповедует самим фактом своего существования и совершаемыми в ней таинствами в Духе и Истине. Именно такого поклонения и поклоняющихся ищет Себе Отец (Ин.4, 23). А ты ради мелочного тщеславия и нежелания подчинить себя Церкви оставил храм без литургии и своих прихожан без таинств! Не лицемерие ли и фарисейство говорить об апостольстве среди мусульман, буддистов и последователей Конфуция (с. 10-11), а то, что вверено тебе Богом и Церковью, оставлять?! Ты что, когда-нибудь поедешь в Эмираты мусульман обращать? Только не забудь предварительно снять крест, иначе тебя в Саудовской Аравии ожидает смертная казнь за ношение нательного креста! Они не знают о себе, что они, оказывается, тоже «скрытые» до времени християне, и усекнут тебя во главу!

На второй номер у меня уже нет ни сил, ни времени. Но если выпустишь третьего «Голубя», то писать буду уже не тебе, а Освященному Собору. Не превращай любящих тебя в своих врагов!

И в конце, в назидание хочу привести тебе один поучительный пример. Есть у нас тихий, незаметный молитвенник — послушник Игорь. Как рассказывал он мне, довелось ему в начале его духовного пути быть в нашем старообрядческом монастыре в Румынии. И его тоже мучили такие вот высокие предметы как и тебя: что там на Предвечном Совете решили, как китайцам спасаться, что едят ангелы, что поделывают архангелы, -словом, весь классический набор, нашептываемый дияволом новоначальным христия­нам. И вот он обложил одного брата из иночествующих своими недоуменными вопросами. А тот, будучи из простецов, долго крепился и молчал. Но наконец не выдержал и говорит: «Хорошо, я отвечу тебе, но сначала ты скажи мне, отчего это корова когда срет, говно в лепешку растекается, а коза — то горошком сыплется?» Игорь весьма растерялся и не нашелся что ответить. А тот инок ему и говорит: «Вот видишь, в говне разобраться не можем, а пытаемся в небеса лезть!» После этого Игорь оставил небесное и занялся своими грехами. Думаю, что и тебе не удастся дать обстоятельный ответ на вопрос инока. Оттого и тебе желаю последовать примеру Игоря и вместо небес исследовать свои деяния, а журнал использовать для письменного отречения от своих соблазнительных писаний и принародного покаяния! В чем да поможет тебе Господь наш Исус Христос и Пресвятая Богородица, которых ты, без сомнения, любишь, и которые стократ более любят тебя! Да так сильно, что даже меня, человека злого, ленивого, высокомерного, глупого, скверного, непокоривого и злоречивого подвигли исписать эту груду бумаги! Прости Христа ради и помолись о мне грешнем!

Пожелания всему авторскому коллективу.

Для того, чтобы научиться говорить, человеку надо 2 года, а вот для того, чтобы научиться молчать — жизни не хватает! Учитесь, дорогие отцы, молчать! Вспоминайте Арсения Великого! А если уж у вас абсолютное недержание слова, то не упоминайте нашу Древлеправославную Церковь как «крышу» вашего издания, не позорьте ее перед внешним миром. Пишите, что собрались мы, Петя, Сережа и Гоша, и решили поделиться нашими самопальными впечатлениями о вере православной, о всем таинственном, загадочном и поэтическом на страницах красочного журнала! И еще чисто практический совет. Пока материал в рукописи, отдавай его на рецензирование не подхалимам и человекоугодникам, а любителям искать соринку в чужом глазу. Тогда будет тебе по слову Пророка: «Брат от брата наставляем яко град нерушим есть».

Димитрий Барановский

2 марта 2006

Господь дал разум человекам, а особенно Своим верным не для того, чтобы они летели «...безумной, легкой стаей... в пределы ада...» (с.38, №2), а коли со своим разумом у вас нелады, доверьтесь разуму Церкви, учению св. Отец!