Как известно, 2 марта 2008 года на сайте "Крылья Голубиные" за подписью "Священноинок Симеон" появилась статья "Рассмотрение нового проекта "Чина присоединения к древлеистинной (старообрядческой) Русской Церкви приходящих от никонианской ереси". Статья содержала многие положения, противоречащие традиционному древлеправославному учению, и вызвала большое смущение среди христиан.


8 марта 2008 года на "Независимом старообрядческом форуме" появилось официальное заявление о. Александра Панкратова:

"Мною в настоящее время готовится ответ на обсуждаемый здесь труд о. Симеона. Причём это есть исполнение БЛАГОСЛОВЕНИЯ, а не только моя личная инициатива (хотя и она имеет место быть). Следите за "староверским сектором" интернета. Надеюсь, до конца текущего месяца моя работа появится где - либо в нём.

Пока же прошу всех сочувствующих в наступающие постные дни молиться об успехе сего начинания".

По неофициальной информации, появившейся 16 мая 2008 года на портале "Кредо-ру":

"члены Совета вновь вернулись к конфликтной ситуации вокруг экуменической проповеди священноинока Симеона (Дурасова), ответ на которую Освященный Собор РПСЦ поручил составить иерею Александру Панкратову. Несмотря на добросовестное исполнение последним этого послушания, Митрополит Корнилий настоял на том, чтобы его ответы не рассматривались и не публиковались, потому что священноинок Симеон является главным помощником Митрополита при составлении различных речей и посланий, в частности - Пасхального".

В опубликованных официальных "Постановлениях Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (г. Москва, 13-14 мая 2008 года)" об обсуждении ответа о. Александра на сочинение о. Симеона вообще ничего не сказано.

14 мая 2008 года на "Независимом старообрядческом форуме" появилось высказывание о. Александра Панкратова:

"Довожу до сведения всех заинтересованных лиц, что согласно благословению Совета Митрополии от 13.05.2008 г., мои комментарии к "Рассмотрению нового проекта" чиноприёма от никониан о. Симеона (Дурасова) будут распространяться ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО посредством рассылки по электронной почте. Сего ради прошу желающих ознакомиться с моей названной выше работой присылать заявки на e-mail: [email protected]. А также надеюсь, что получившие сей труд не станут против воли Совета Митрополии и моей "выкладывать" его где - либо в общедоступной части Сети".

Это сочинение, озаглавленное: "Комментарии к "Рассмотрению нового проекта "Чина присоединения к древлеистинной (старообрядческой) Русской Церкви приходящих от никонианской ереси" священноинока Симеона (Дурасова)"", безусловно, представляет большой интерес.

Ему предшествовала выставленная 25 марта 2008 на сайте "Современное древлеправославие" статья А. Шишкина "Ответ О. Симеону (Дурасову) по поводу "Чина присоединения"". Эта статья создавалась в сжатые сроки и имела основной целью прекратить смущение, вызванное публикацией о. Симеона Дурасова. А. Шишкин не ставил перед собой задачу подробно и исчерпывающе разобрать всё сочинение о. Симеона, а только обращал внимание читателей на многочисленные содержащиеся в нём неточности, подтасовки, ложные выводы, подмену понятий.

Сочинение о. Александра Панкратова в своей оценке статьи о. Симеона Дурасова во многом совпадает с сочинением А. Шишкина, но в нём приводится гораздо больше исторических, святоотеческих и канонических свидетельств и обоснований.

Оценивая взгляды о. Симеона Дурасова в целом, о. Александр приходит к выводу:

"прослеживается потеря убеждённости в истинности, самодостаточности собственного религиозного сообщества для дела душевного спасения, принадлежность к истинной вере, похоже, не считается о. Симеоном первым и непременным условием какой - либо настоящей праведности, личное суждение является для него крайним и наивысшим авторитетом".

"Недоумения" о. Симеона Дурасова касаются почти всех тем, которые уже обсуждаются с представителями новообрядческой церкви, или могут обсуждаться в будущем.

Как метко заметил о. Александр,

"теперь у нас, внутри Церкви, стали происходить дискуссии, которые раньше велись исключительно со "внешними". К сожалению, буквально бросается в глаза, что некоторые вопросы выговцам синодального иеромонаха Неофита весьма схожи с нынешними недоумениями автора "Рассмотрения"".

Это делает работу о. Александра очень серьёзным современным апологетическим сочинением, направленным на защиту древлеправославия от "совопросников века сего" (1Кор.1:20). Как метко заметил о. Александр, "теперь у нас, внутри Церкви, стали происходить дискуссии, которые раньше велись исключительно со "внешними". "К сожалению, буквально бросается в глаза, что некоторые вопросы выговцам синодального иеромонаха Неофита весьма схожи с нынешними недоумениями автора "Рассмотрения"".

Поэтому в работе о. Александра затрагиваются и убедительно разбираются такие вопросы, как отношение к анафемам, о значении понятия "вселенская церковь", о двуперстии и троеперстии, о написании имя "Исус" и о слове "истинный" в Символе веры, о восьмиконечном кресте, о разнообрязии чинов и обрядов, о крещении, о покаянии, об экуменизме и некоторые другие вопросы.

Это делает работу о. Александра очень серьёзным современным апологетическим сочинением, направленным на защиту древлеправославия от "совопросников века сего" (1Кор.1:20).

Поэтому можно рекомендовать новое сочинение о. Александра Панкратова всем, кто неравнодушен к древлеправославной вере, кто желает её защищать от нападок и свидетельствовать о ней "всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании" (1Пет.3:15).

Для получения Комментариев на "Рассмотрение нового проекта "Чина присоединения к древлеистинной (старообрядческой) Русской Церкви приходящих от никонианской ереси" обращаться к о. Александру Панкратову на e-mail: [email protected]


Редакция сайта "Современное Древлеправославие"