Кризис во взаимоотношениях Московской и Браиловской митрополий требует нового переосмысления истории и современного дня села Белая Криница, его значения в истории староверия. Этой теме посвящена работа известного старообрядческого общественного деятеля, президента благотворительного фонда «Белая Криница», эксперта Фонда национальной и международной безопасности – Сергея Еремеевича Деева «Правопреемственность в старообрядческой Белокриницкой иерархии».

Мы публикуем некоторые наиболее актуальные главы из его сочинения.


Московская митрополия и
Первый Всемирный Старообрядческий Собор
в Белой Кринице в 1996 г.


В конце июня 1940 года советские коммунисты добрались до Северной Буковины. 17/30 июня, вечером, отряды красноармейцев появились в Белокриницком монастыре. Митрополит же выехал лишь утром этого же дня, избежав, таким образом, вражеских рук. Захват митрополии большевиками был столь внезапным, что из нее ничего не было вывезено, все попало в руки безбожной власти: вся митрополия целиком со всеми церквями, святынями, древнейшими иконами, крестами, редкостными книгами, богатейшими облачениями и прочей церковной утварью. Мужской монастырь был немедленно ликвидирован советской властью, монашествующие разогнаны, церкви закрыты, все имущество конфисковано, многое ценное вывезено в Москву. Белокриницкая митрополия прекратила свое существование, по крайней мере, на Буковине.

На состоявшемся 22 июля с/с того же года собрании епископов и священнослужителей в Славском монастыре (Румыния) постановлено: кафедру митрополии обосновать в г. Браиле, с оставлением за ней прежнего исторического наименования – Белокриницкой, по примеру древних Александрийских патриархов, которые и после овладения Александрией магометанами продолжали титуловаться Александрийскими, хотя жили уже в Константинополе, и по примеру Киевских митрополитов, которые после разорения Киева татарским нашествием продолжали именоваться киевскими, хотя жили уже то во Владимире, то в Москве (№5, с.311).

Хотим, однако, напомнить, что при более благоприятных условиях Александрийский патриарх вернулся в Александрию, где и сегодня находится его кафедра. Также была восстановлена в Киеве Киевская митрополия. Вероятно, возврат Белокриницкого митрополита в Белую Криницу, это дело времени, иначе - его исторический титул ставится под сомнение, а то и оспаривается другими архиереями. Смотри - «Обращение Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви (Московская митрополия) к братской Браильской митрополии от 16 сентября 2006 г.», пункт 4: «В связи с осуществленным переводом кафедры Белокриницкого митрополита из Белой Криницы в город Браилу и включением Белой Криницы в состав Киевской и всея Украины епархии Московской митрополии мы просим изъять из титула митрополита Леонтия наименование «Белокриницкий» и «всех древлеправославных христиан» до рассмотрения на Всестарообрядческом Соборе». Ответ Освященного Архиерейского Собора, состоявшегося в г. Браила, Румыния 1 ноября 2006 г.: «Мы заявляем, что наша Святая Древлеправославная Христова Церковь Белокриницкой иерархии остается Церковью Матерью, всех древлеправославных христиан во всем мире и наш Первоиерарх будет именоваться без изменений Архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан Митрополит, Белокриницкой иерархии».

Разорение Белокриницких монастырей и перенос Белокриницкой митрополии в Браилу в Румынию, а также репрессии против старообрядческих архиереев в СССР привело к прекращению контактов между российскими и зарубежными старообрядцами на десятки лет.

Иерархическое общение в Белокриницкой иерархии было возобновлено только 14 ноября н/с 1987 года - на храмовый праздник Козьмы и Дамиана. Тогда по инициативе белокриницких старообрядцев Деева Еремея Ермиловича и Деева Сергея Еремеевича, а также благодаря трудам священника из Орехово-Зуево о. Леонтия (Пименова), в Белой Кринице встретились митрополит Белокриницкий и всех древлеправославных христиан Тимон и архиепископ Московский и всея Руси Алимпий. Был рассмотрен вопрос о правопреемстенности в Белокриницкой иерархии.

Деевы, от имени белокриницкой старообрядческой общины, предложили следующие варианты:
  1. До тех пор, пока не возможен возврат на Белокриницкую кафедру Белокриницкого митрополита по политическим причинам, его место может занимать епископ как НАМЕСТНИК митрополита;

  2. При благоприятной политической ситуации и после восстановления разрушенных Белокриницких монастырей переезд владыки из Браилы на свою историческую кафедру в Белую Криницу был бы закономерным и целесообразным для общестарообрядческого единства.

  3. Не переводить Московскую Архиепископию в статус «Московской Митрополии», тем самым сохранив единство Церкви и избежав «автокефалий».
Если первые два предложения были приняты (в качестве кандидата в епископы «Черновицкого и Буковинского» рассматривалась кандидатура белокриницкого священника о. Семиона, впоследствии – инока Севастьяна, а для финансирования реставрационно-восстановительных работ белокриницких монастырей был создан в 1988 году государственный Музей культуры старообрядчества – филиал московского Цетрального музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева), то против третьего пункта выступили москвичи во главе с о. Леонтием (Пименовым) – подчиняться Белокриницкому митрополиту они не хотели. Было решено вынести спорный вопрос на решение Всемирного старообрядческого Собора. Туда были добавлены также вопросы о возвращении в Белую Криницу мощей первого старообрядческого митрополита Амвросия, а также возврата из Москвы его посоха («жезла»), как символа правопреемства в Белокриницкой иерархии.

Первый Всемирный Старообрядческий Собор состоялся в Белой Кринице с 7 – 14 ноября (н/c) 1996 года опять же на храмовый праздник Козьмы и Дамиана. Но перед этим произошли следующие события, которые повлияли на решения столь важного для всех старообрядцев Собора:
  • В 1988 году старообрядческая Московская Архиепископия была переведена в статус Московской митрополии. Первым митрополитом Московским и всея Руси был избран Алимпий (Александр Капитонович Гусев). У него был посох митрополита Амвросия. Автокефалия Московской Церкви состоялась.

  • В 1991 году – распался СССР, Белая Криница оказалась на территории государства Украина.

  • В 1996 году в связи с отсутствием финансирования был закрыт Музей культуры старообрядчества. Восстановление Белокриницких монастырей было приостановлено.

  • В 1996 году умер митрополит Белокриницкий Тимон и его сменил митрополит Леонтий.

  • В 1996 году умер в Белой Кринице священноинок Севастьян, так и не став кандидатом в епископы.
Белокриницкий Освященный Собор Православной Старообрядческой Церкви России и Зарубежья, был посвящен 150-летию восстановления полноты церковной иерархии. В деяниях Собора принимали участие шесть епископов, более пятидесяти иереев и дьяконов, большое количество мирян из России, Украины, Беларуси, Молдавии, Румынии, США. Австралии и других стран. Были намечены на рассмотрение три основные вопроса:
  1. О целесообразности избрания единого главы Старообрядческой Церкви.

  2. О канонизации (причислении к лику святых) блаженныя памяти митрополита Амвросия.

  3. О будущем села Белая Криница, придания ему статуса заповедной территории со специальным госфинансированием.
По первому вопросу было постановлено, что чрезвычайно ответственное дело избрание первоиерарха, единого главы всего старообрядчества, является сегодня несвоевременным и недостаточно подготовленным. Таким образом, вопрос о правопреемстве в Белокриницкой иерархии зашел в тупик – Московская и Браильская Церкви превращались по сути дела в две конкурирующие между собой «афтокефалии». Совет Московской Митрополии 6-7 февраля 2007 г. подтвердил разделение внутри Белокриницкого согласия: «1.1. Употреблять при официальных отношениях с Белокриницкой митрополией, ради мира церковного, титул «архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит», как исторически сложившийся. 1.2. Употребление этого титула не означает признания Московской митрополией духовно-административной власти над собою со стороны Белокриницкой митрополии, на основании 37 правила свв. Апостол, 2-го правила 2 Вселенского собора, 8-го правила 6-го Вселенского собора, 6-го правила 7-го Вселенского собора, книги Кормчей («Во еже бытии оному Московскому престолу самостоятельному и независимому от престолов других областей», лл. 17, 18, 35 об., 36 об, 37), грамоты и устава, выданных в 1853 году в Белой Кринице митрополитом Кириллом и прочими епископами при рукоположении на Владимирскую епархию архиепископа Антония (Шутова), решение соборов Древлеправославной Церкви Христовой Ясского 1866 г., Московского 1906 г. и ряда других. Интересно, что под решением Собора 1996 года первая подпись была Московского митрополита Алимпия, вторая – Белокриницкого митрополита Леонтия!

Приступая к суждению о причислении к лику святых первого Белокриницкого митрополита Амвросия, Собор заслушал доклады лиц, пытавшихся на протяжении 1995-1996 годов осуществить перенесение останков владыки Амвросия с греческого кладбища в г. Триесте (Италия) в Белую Криницу. Прозвучали выступления епископов Силуяна и Саватия, а также о. Леонтия (Пименова), протодиакона Павла Фефелова и Р.И. Хрусталева. Сложности были в том, что итальянцы отдавали останки митрополита или его родственникам, или первоиерарху старообрядческой Церкви с титулом «Белокриницкий».

Лишь 3 июня 2000 года ковчег со святыми реликвиями был доставлен в Браилу, где на следующий день после литургии состоялся крестный ход и чин омовения мощей. Останки св. митрополита Амвросия Белокриницкого были оставлены покоиться в алтаре кафедрального старообрядческого собора во имя Покрова Божией Матери. О переносе мощей в Белую Криницу пока еще у владык не дошли руки, хотя это было бы логическим завершением многострадального пути владыки Амвросия.

11 ноября 1996 года Белокриницкий Собор принял постановление о причислении митрополита Амвросия к лику святых.

Следующим на повестке дня был вопрос о настоящем положении и будущем статусе села Белая Криница. Было решено от имени старообрядцев всех стран направить Президенту и Правительству Украины обращение с просьбой о присвоении Белой Кринице особого статуса заповедной территории.

4 июля 2007 года Президент Украины В.А. Ющенко при содействии Черновицкого губернатора В. И. Кулиша посетил Белую Криницу и ее красивейший Успенский собор. К сожалению, вопрос о заповедной территории остался открытым.

Таким образом, ожидания от Первого Всемирного Старообрядческого Собора были большими, а результаты оказались довольно скромными. См. ст. «Всемирный Собор Старообрядческой Церкви», журнал «Церковь», выпуск 4-5.

Результатом разделения старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия на две «автокефалии» стали территориальные споры и взаимные упреки в «не канонических» действиях. Вместо того, чтобы вернуть Белой Кринице функцию административного и исторического центра старообрядчества, тем самым сохранив равновесие сил и устойчивость иерархии (как это мудро сделали наши предки!), Москвой и Браилой был фактически сорван Второй Всемирный Старообрядческий Собор, намеченный на 2006 год. Контакты между российскими и зарубежными иерархами прекратились в МИРНОЕ ВРЕМЯ!

Взаимные обвинения были следующими:

Москва, из «Обращения к Браильской Митрополии» от 14-16 сентября 2006 г.: «Мы считаем территорию современных государств СНГ и стран Балтии канонической территорией Московской митрополии, находящейся под омофором Московского митрополита». «До созыва Всестарообрядческого Собора и решения на нем вопроса о разграничении канонических территорий между Московской и Браильской митрополиями мы считаем территории иных государств канонически нейтральными и находим возможным существование на данных территориях приходов обеих митрополий». «Мы в очередной раз просим предоставить нам неоднократно обещанные документы о ликвидации «Временной Российской епархии», созданной Собором Браильской Митрополии в октябре 2003 г. на территории Московской Митрополии в нарушении церковных канонов» («Временная Российская епархия» была упразднена Постановлением Освященного Собора Белокрницкой митрополии от 21.10.2004 г.).

Браила, из материалов Освященного Архиерейского Собора в г. Браила-Румыния от 1 ноября 2006 г.: «Мы не можем принять и признать для себя решения Осв. Собора проведенного Московской Митрополией РПСЦ с 14-го по 17-е сентября 2006 г. в с. Белая Криница, касающиеся Именования, Статуса и Канонической территории нашей Святой Древлеправославной Христовой Церкви Белокриницкой иерархии. Мы расцениваем это решение, как попытку неканонического вмешательства в дела нашей Святой Церкви. Запрещение епископу вмешиваться в дела соседней епархии относится и к митрополиту». «Члены Великого Освященного Собора выслушали с вниманием устный доклад Е.П. Архиепископа Софрония и просят правление Московской митрополии во главе с Вл. Митрополитом Корнилием, обратить внимание на печальное положение которое происходит в зарубежной епархии города Сидней/Австралия, не посылать духовенство в Австралию из России, где есть кому окармливать духовно, и где есть самостоятельная старообрядческая архиепископия, во главе которой является Е.П. Архиепископ Софроний». Ситуация осложнилась когда с распадом СССР понятие «заграница» сместилось на Украину, Молдову, Казахстан и др. Десятки старообрядческих приходов сразу стали «спорными» (включая саму Белую Криницу, которую обе митрополии включили в свое «каноническое» подчинение, но к восстановлению ее храмов и монастырей не приложили средств и усилий!).

Раскол в Московской Митрополии
из-за контактов с новообрядцами и атеистами


В нашем современном мире происходят события, которые, чередуясь, сливаются в процессы и тенденции. Таким процессом в XX-XXI веках стал процесс «объединения церквей» - экуменизм. Сложился он из ряда событий – контактов между церквами и даже мировыми религиями.

Экуменизм возник во второй половине XIX века на базе закрытых соглашений Ватикана с руководителями иудаизма, когда в Италии за долги была ликвидирована Папская область, а сам Ватикан сократился до нескольких кварталов г.Рима. В XX веке папа Иоанн XXII из литургии изъял слова, касающиеся вины евреев за распятие Христа, хотя сами иудеи в Талмуде с гордостью берут на себя ответственность за казнь Исуса (не упоминая римлян) и до сегодняшнего дня категорически отрицают Его спасительную миссию. Например, резолюция ортодоксальных раввинов Америки гласит: «иудаизм не оставляет места для веры в то, что Мессия, сын Давидов, начнет свое мессианское делание, умрет и будет похоронен, а затем воскреснет из мертвых, дабы завершить свою миссию в этом мире» (см. иерусалимская газета «Вести 2», статья «Ultima Thule» от 15.01.1998 г.).

Таким образом, экуменизм не принес решения иудейско-христианского конфликта 2000-летней давности: иудеи остались в Старом (Ветхом) Завете с Богом, а христиане – в Новом. Вопрос о спасении в День Господнего Суда остался открытым!

Еще хуже с мусульманами. В 1970 году Ватиканский департамент по нехристианским делам Церкви выпустил документ под заголовком «Ориентации на диалог между христианами и мусульманами». Там было заявлено следующее: «Мусульмане и христиане почитают одного и того же Бога, Бога Авраама, Моисея, Иисуса, одного и Единого, Всемилостивого и Милосердного, Властелина Судного Дня…и Аллах – ничто иное, как арабское имя этому Богу». «Джихад», указывающий на «священную войну против неверных», ватиканские богословы перевели как «усилия на пути Господнем, предпринимаемые верующими по защите себя от агрессивного посягательства недругов, и указывает, что это не имеет ничего общего с Библейским «херемом», а «является законным правом на свою религию и новые земли» (см. Коран. Комментарии Валерии Пороховой. Тегеран. 2005 г. С.760-761).

В октябре 1974 года Ватикан с большими почестями принимал Верховного Муфти Королевства Саудовской Аравии, после чего ему был оказан самый теплый прием Церковным Собором в Женеве, а затем архиепископом Штрасбурга, Эльхингером. Архиепископ предложил совершить полуденную молитву в его Соборе. Совместная молитва христиан и мусульман это необычное действие. Беда только в том, что, до сегодняшнего дня, мусульмане, как и иудеи, не признают божественной природы Исуса Христа: те же мусульмане считают, что «Господу нет надобности создавать и посылать Сына на жестокие испытания, мученическую смерть во имя искупления грехов человеческих, т.к. в этом случае исчезает понятие личной ответственности каждого и, соответственно, становится ненужным День Господнего Суда, где человечество предстанет как безликая сущность и исчезает грань между добро- и злотворящими, верующими и неверными, станет ненужной пророческая миссия посланников» (см. Коран. Комментарии Валерии Пороховой. Тегеран. 2005 г. С.682).

Кому же посвящена совместная молитва? Да и «джихаду» что-то не видно конца. Может быть экуменизм достиг больших успехов в среде христианских церквей? На Втором Ватиканском Соборе (1962-1965 гг.) были отменены четыре «великих проклятия»: православию, протестантской реформе, французской и русской революциям. Начнем с протестантизма, который «растерял» почти все Апостольское наследие, доставшееся Церкви с древнейших времен. Примером опустошения внутреннего содержания церковных обрядов и традиций может служить Англиканская церковь: она отвергла седьмеричное число таинств, оставив лишь два – крещение и вечерю Господню, отказались от верования в пресуществление Даров, отреклись от учения о Евхаристии как жертвы, отвергла призывание святых, иконопочитание, св. мощи и пр. Но самое важное – она отвергла священство как таинство церковное и признает его просто как видимую церемонию. Само посвящение в епископы и архиепископы производится в Англиканской церкви не архиереями, а архидиаконом. Благодатная иерархическая преемственность отсутствует и вообще не признается. Согласно выводам комиссии под руководством Кентерберийского архиепископа (работала с 1922 по 1937 гг.) в Англиканской церкви терпимы самые крайние протестантские взгляды: отрицание рождения Спасителя от Девы, отрицание Его Воскресения, неверие в существование ангелов и злых духов и т.п. (см. Православная Русь. 1941. №5). Скажите, пожалуйста, ну что общего у такой церкви с традиционным христианством? Тем не менее, «в 1922 году, - сообщает оксфордский профессор Н. Зернов, - Константинопольский Патриархат и другие патриархии официально подтвердили наличие апостольского преемства за англиканской иерархией. Английские священники сослужили с православными и приобщались» (Вестник Русского Студенческого движения. 1934. №10. С. 20-21; об этом же: Православная Русь.1941. №5. С.1; об этом же: архиепископ Иоанн. Вера и Жизнь. Рига, 1927. №6. С.4; об этом же: Путь. №33. С. 49; №43. С.60).

Второй Ватиканский Собор открыл двери для контактов католиков и православных. Папа Павел VI посетил Стамбул (Константинополь), где встретился с Патриархом Константинопольским Афиногором. Там они вместе провозгласили снятие взаимных анафем с «церквей-сестер». Папа Иоанн Павел II также посетил Вселенского Патриарха. А Папа Бенедикт XVI превратил такие встречи в традицию. Экуменическое движение было дополнено созданием ряда комиссий по «диалогу». В октябре 2007 года в г.Равенне (Италия) католическая делегация во главе с кардиналом Каспером, и православная делегация во главе с митрополитом Зизиуласом (Константинопольский Патриархат) – заложили основы для более углубленного изучения вопросов с целью восстановления единства. Это - 46 пунктов, самая настоящая «дорожная карта», указывающая проблемы, которые следует урегулировать, чтобы иметь возможность заявить о преодолении разногласий прошлого (см. Общий Дом. Вып. 7-8 (17-18) за 2007 г. С.19. По материалам La Republica, Марко Полито). Сегодня Папа Бенедикт XVI на основании договоренностей в Равенне реформирует Синод епископов – совещательный парламент мирового епископата (при Папе?).

Это возврат к деяниям Флорентийского собора, отвергнутого когда-то Русской Православной Церковью!

Может быть Московский патриарх не видит «ловушки Ватикана»? Как поступает руководитель новообрядческой Русской Православной Церкви?

Алексий II участвует в знаменитом совместном молении с католическими епископами в Париже. Создаются комиссии по «диалогу». Идут переговоры о встрече Папы и Московского Патриарха. «Если они встретятся, то обнаружат больше общего, чем различий», - говорит Штефан фон Кемпис, один из руководителей «Радио Ватикана» (см. Общий Дом. Вып. 7-8 (17-18) за 2007 г. С. 20. По материалам Зюдойче Цайтунг, Штефан Ульрих). Кардинал Роже Эчегерай после встречи с Алексием II заявляет: католики и православные выбрали единый путь.

На Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви от 16-19 октября 2007 г. экуменизм был осужден как ересь:

«2.1. Экуменизм является совокупностью еретических учений и утверждает возможность спасения в других вероисповеданиях, размывает границы Церкви и разоряет ее канонический и литургический строй. 2.2. Современный экуменизм стремится к созданию некой «общей религии» на основе существующих вероисповеданий и, являясь инструментом глобализации, ведет к уничтожению истинных духовных ценностей. 2.3. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь отвергает экуменизм и анафематствует его».

К новообрядцам позиция не изменилась:

«3.1. Освященный Собор напоминает христианам о решениях Соборов нашей Церкви 1832 и 1846 гг., признающих новообрядчество ересью второго чина. 3.2. Поручить канонической комиссии изучить ситуацию в РПЦ МП на предмет наличия новых ересей и доложить результаты следующему Освященному Собору. 3.3. Комиссии по чиноприему от инославных конфессий продолжить работу по составлению новой редакции чина приема от РПЦ МП и представить ее следующему Освященному Собору. 7.1. При встречах с инославными клириками считается недопустимым: совместная молитва, лобзание, благословение инославных клириков».

Это на словах, а на деле – 1) без традиционного соборного обсуждения, на Совете Митрополии, была создана комиссия по диалогу с РПЦ МП (помните, автором таких комиссий «по диалогу» был Ватикан); 2) в интернете появилась фотография лобзания Митрополита Корнилия с Патриархом Алексием II; 3) Митрополит Корнилий участвовал в марте 2006 года в президиуме «X Русского народного собора», который собирался под благословением Патриарха Алексия II.

Целый ряд нарушений со стороны главы старообрядческой Церкви не мог не вызвать резкую критику со стороны старообрядцев. И она прозвучала на Соборе 2007 года. Если владыка позволил втянуть себя в эти «сети» (усилиями секретаря старообрядной комиссии РПЦ МП о. Иоанна Миролюбова, бывшего старообрядца-безпоповца из Риги), то, что говорить о простых священниках и прихожанах! Собор «не нашел в деяниях митрополита действий, подлежащих каноническим прещениям», хотя сам осудил такие действия! Явное противоречие. Конечно, все должно было быть по-другому: Собор должен был указать владыке Корнилию на «ловушки Ватикана» при общении с Московским Патриархом, на новые технологии по промыванию мозгов в рамках этнической психологии, учитывающей национальные особенности, сильные и слабые стороны русского народа.

Осудив экуменизм, Собор принял правильное решение – В ЭКУМЕНИЗМЕ АПОСТОЛЬСКОЕ НАСЛЕДИЕ, СВЯТО ХРАНИМОЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНЫМИ, НЕ СОХРАНЯЕТСЯ, А РАЗМЫВАЕТСЯ, ТЕРЯЕТСЯ, А, ЗНАЧИТ, ТЕРЯЕТСЯ СПАСИТЕЛЬНАЯ БЛАГОДАТЬ. Это ложный путь не только для старообрядцев, но и для новообрядцев, да и для самих католиков!

МЕЖЦЕРКОВНЫЙ ДИАЛОГ МОЖНО ВЕСТИ ТОЛЬКО О КАЧЕСТВЕННОМ СОХРАНЕНИИ СПАСИТЕЛЬНОГО АПОСТОЛЬСКОГО НАСЛЕДИЯ!

Еще в 1987 году о таком диалоге на тему «спасения Апостольского наследия» шла речь между участниками заседания Фонда за выживание и развитие человечества, проходившем в здании Академии наук СССР. С этим предложением выступили представители Белокриницкой старообрядческой общины братья Деевы. Их поддержали: академик, председатель Советского фонда культуры Д.С. Лихачев, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (РПЦ МП), директор ЮНЕСКО Федерико Майор. Диалог об Апостольском наследии был важнее и нужнее любого «экуменистического диалога», ибо он шел в русле сохранения АРХЕТИПА, основы на глубинном уровне, всей ХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Владыка Корнилий, осудив других (его подпись под решением Собора 2007 г.), не осудил в первую очередь свой ошибочный путь, дав втянуть себя в экуменистическое движение. Отсюда, раскол в Московской митрополии: 22-23 ноября 2007 г. от нее отделилась Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии во главе с епископом Германом. Новая Церковь собрала свой Собор в Москве, который провозгласил следующее: «с прискорбием сообщаем об отпадении от Церкви Христовой участников Собора РПСЦ 2007 года, по причине отступничества большинства соборян от православного предания. Отступничество выражается в следующих фактах:
  • отказ от анафематствования никонианской ереси;

  • заявления о продолжении курса на сближение с РПЦ МП;

  • принятие подклятвенного решения, оправдывающее все неканонические деяния митрополита Корнилия (Титова);

  • опровдание дружества с еретиками на церковном уровне, в рамках обычного общения (по 45 правилу свв. Апостолов, в толковании Ф. Вальсамона);

  • нарушения принципа соборности Церкви» и др.
О том, что владыка Корнилий и его окружение не понимают до конца всей сложности выдвинутых, в рамках Белокриницкой иерархии, обвинений показывает Постановление Совета Митрополии РПСЦ от 26-27 февраля 2008 г.:

«1.1. Признать самопровозглашенную в ноябре 2007 г. «Древлеправославную Церковь Христову Белокриницкой иерархии» раздорническим сообществом.
1.2. Направить членам «ДЦХБИ» обращение архиереев РПСЦ с призывом покаяться и вернуться в Церковь».

Вернутся ли? Вряд ли. Скорее дождутся Всестарообрядческого Собора и повторят там свои обвинения. И добавят к ним новые обвинения: в искажении церковных истин в атеистическом духе (учитывая коммунистическое прошлое владыки Корнилия, например). Может ли бывший коммунист, который в свое время проповедовал воинствующий атеизм и тем самым ОТРЕКСЯ ОТ ХРИСТА, руководить приходом, епархией, всей Церковью? Кто простит ему этот грех?

Мы не обвиняем владыку Корнилия и не оправдываем его – Бог ему судья. Но повторяем – какой-либо диалог с « инославными» можно и нужно вести только об одном, о сохранении Апостольского наследия Древней Христианской Церкви.

Что сохранили старообрядцы? Новообрядцы? Греки? Католики? Протестанты? Давайте, организуем Совещание Глав христианских поместных церквей мира по «спасению Апостольского наследия», архетипа Христианской цивилизации. И тогда мы увидим всю меру духовного опустошения этой цивилизации. И назовем главных разрушителей наших догм, обрядов и традиций. Вот эта задача достойная святительских подвигов наших предков!

Отец Иоанн Миролюбов, отвечаю Вам персонально: с какой это стати старообрядцам Белокриницкого согласия идти под власть Московского Патриарха, когда новообрядческая иерархия сознательно отказалась от существенной части древнего Апостольского наследия? Например, от двухперстного апостольского благословения, или крещения в три погружения и много другого. Греческий митрополит Амвросий, будучи в своем роду 22-м священником (!), понял и принял правоту старообрядцев, тем самым совершив свой святительский подвиг. А Вы, старообрядец по рождению и воспитанию, не можете не понимать, что Патриарх Московский Алексий II по статусу обязан бороться за сохранение Древнего Предания, по-научному – «архетипа христианства».

Его «коллега», покойный Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, после нашего разговора в 1987 году отказался от экспансии Издательского отдела Московского Патриархата на старообрядческую Рогожскую слободу и поддержал нас в вопросе о «сохранении Апостольского наследия» на уровне ЮНЕСКО. Мы помним, что Питирим был одним из кандидатов на место Московского Патриарха, наряду с Алексием. И кто знает, как бы повернулась история Русской Церкви, если бы Патриархом стал Питирим.


Реституция (возврат) церковной собственности и имущества
в России, в Украине и в других странах.
Возможные имущественные споры

Первоначально под реституцией понималась ситуация, когда в силу войн и вооруженных конфликтов была захвачена и поэтому незаконно изъята чужая собственность, в первую очередь это касалось перемещаемых культурных ценностей (пример, Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанная в Гааге 14 мая 1954 года).

После распада так называемого «социалистического лагеря» по бывшим странам социализма прокатилась волна возврата собственности и имущества, утраченного во время социальных и политических потрясений.

В ряде стран (Германия, Латвия, Эстония, Литва, Венгрия и др.) этот процесс носил управляемый, логический, последовательный характер: вначале РЕСТИТУЦИЯ ПРАВ, ЗАТЕМ ПРИВАТИЗАЦИЯ и после переходного периода – ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ. В других странах (например, в Польше), мы бы сказали с «менее развитым правосознанием масс», процесс принял хаотический, неуправляемый, неюридический характер: ПРИВАТИЗАЦИЯ БЫЛА ОСУЩЕСТВЛЕНА БЕЗ РЕСТИТУЦИИ, что привело к резкому усложнению проблемы.

Вдобавок, в некоторых странах (Сербия и др.) руководство которых отважилось как можно быстрее решить «проблему реституции» (которую все равно бы пришлось решать позднее, но с большими затратами), возврат церковной собственности и имущества был осуществлен посредством общего закона о реституции.

Там же (например, в России), где власти не решились сразу вернуть всю собственность и имущество своим ограбленным гражданам и организациям, реституция проводилась отдельными законами и актами, поэтапно, частично, односторонне.

Но есть страны (Украина и др.), где реституция вообще не проводилась легально, носила хаотичный, скрытый, а значит незаконный характер (что приводило к многочисленным спорам и противоречиям). ТАКАЯ РЕСТИТУЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕНЕВОЙ, а ее результаты могут быть учтены, а могут и игнорироваться при легализации собственности и имущества в будущем.

Мы приведем примеры «теневой реституции»:

- Знаменитая православная святыня Киево-Печерская Лавра после распада Советского Союза частично (Ближние и Дальние пещеры, храмы, здания) была передана в АРЕНДУ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. При президенте В.А. Ющенко, отдающего предпочтение украинским афтокефалиям и греко-католикам, Лавра (вся!) поэтапно передается «антимосковским» церквам.

Этап первый: Указ президента Украины №157/2008, 1.1) от 25.02.2008 г. о «передаче комплекса Киево-Печерской лавры в государственную собственность» (из городской собственности).

Следующим будет, очевидно, Указ президента о передаче Лавры украинским афтокефалиям, сначала на правах аренды, затем, после принятия закона «о реституции», в собственность. Теневая реституция в действии! Тысячелетняя Киево-Печерская Лавра со всеми святыми мощами, ценностями, храмами, зданиями и сооружениями передается «из рук в руки» как мешок картошки. Что уж там говорить о переименовании улицы, ведущей к этой Лавре, в улицу Ивана Мазепы, проклятого Московской Церковью как клятвопреступника.

- К «теневой реституции» можно отнести и историю поэтапного возвращения старообрядцам знаменитой Рогожской слободы в Москве.

В начале XX века старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия на Рогожской слободе принадлежали: само Рогожское кладбище, три храма (четвертый – был отнят и передан единоверцам), комплекс служебных зданий, богодельни, лечебные палаты, ремесленные мастерские, жилые дома, церковная школа, богословское училище.

После Второй мировой войны Архиепископ Московский и всея Руси и его помощники ютились в дворницкой каморке единоверческого Никольского храма.

К 1987 году старообрядческая Церковь АРЕНДАВАЛА у государства Покровский собор, колокольню, крошечное здание гробовой часовни переделанное под Архиепископию.

Газета «Старообрядецъ» №41 за ноябрь 2007 года в статье «Источник возрождения» так описывает последующие события: «В то же время издательский отдел МП (Московского Патриархата, С.Д.), который тогда возглавлял митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, получил документы от властей столицы на право пользования всеми оставшимися зданиями Рогожского поселка – домом притча и остальными. Председатель совета по делам религий Харчев категорически отказывался рассматривать жалобы старообрядцев на экспансию со стороны МП. Я (Деев С.Е.) – эксперт Советского фонда культуры, о. Леонтий Пименов – советник архиепископа, Ромил Хрусталев – староста и Зотик Еремеев (в будущем епископ Зосима, С.Д.) в июне (1987 г.) пошли в издательский отдел МП на Погодинскую улицу. Питирим принял нас очень хорошо. Мы привели аргументы в пользу отказа от захвата чужого имущества, и он прислушался к нашим словам. МП отказалась от экспансии, и впоследствии все вернули старообрядцам. Более того, Питирим ходатайствовал, чтобы третья кольцевая дорога прошла не по территории Рогожского кладбища (как было в проекте), а была отодвинута на 150 метров западнее. Митрополит Питирим приезжал в Рогожское, встречался с Алимпием (старообрядческий Архиепископ Московский и всея Руси), присутствовал на службе, где стоял в сторонке и наблюдал молитву по старому обряду. Вскоре состоялись выборы патриарха и, по словам заместителя Харчева – Станислава Ивановича Королева, новым патриархом был назван митрополит Питирим. Но вмешался Горбачев (руководитель СССР) и настоял на кандидатуре Алексия. После этих событий 2 июля 1987 года на Рогожское приехал председатель правления Советского фонда культуры Дмитрий Лихачев. Там ему вкратце рассказали об истории и культуре старообрядчества и вручили подписанный церковный календарь для заместителя председателя правления Советского фонда культуры Раисы Максимовны Горбачевой. Дмитрий Лихачев походатайствовал за старообрядчество перед М.С. Горбачевым. Раиса Максимовна позвонила Харчеву и дала ему указания. Не прошло и полутора недель после визита Лихачева, как Харчев сам звонит архиепископу Алимпию и спрашивает о нуждах старообрядцев! Вскоре на Рогожское поступили необходимые строительные материалы, золото для отделки крестов, стали постепенно возвращать здания».

Возврат старообрядцам Рогожского комплекса не что иное как «скрытая реституция» церковной собственности и имущества. Многое ли вернули на 2008 год? Формально – ничего! Поясним абсурдность ситуацию со старообрядческой собственностью:
  1. Здания, входящие в состав историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода» НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ ЦЕРКВИ, А ЯВЛЯЮТСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ Г.МОСКВЫ, находятся на балансе Московского Комитета по культурному наследию (Москомнаследия). Церкви эти здания переданы в «безвозмездное пользование» (другими словами в «бессрочную аренду»). Смотри Постановления Правительства Москвы от 07.02.1995г. №102-ПП, от 13.10.1998г. №800-ПП, от 25.04.2000г. №310-ПП.

  2. Земля (и то только часть Рогожской слободы) также НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ ЦЕРКВИ, А ЯВЛЯЕТСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ Г, МОСКВЫ – на основании Протокола комиссии по земельным отношениям и градостроительству ЮВАО от 23.07.1997г. №22 п.п.2.19 предоставлено 8,7027 гектаров в «бессрочное (постоянное) пользование». Смотри Государственный Акт от 18.05.1998г. № М-04-011413. Права на землю зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.12.2003г. под кадастровыми номерами 77:04:01012:015 и 77:04:01012:010.

  3. На основании того, что здания (включая храмы!) и земля принадлежат г. Москве городские власти самостоятельно восстанавливают историко-архитектурный ансамбль «Рогожскую слободу». Церковь к восстановительным работам имеет отношение наблюдателя: с ней, конечно, советуются, но ГОСТИНИЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ. КОТОРЫЕ БУДУТ ПОСТРОЕНЫ ВОЗЛЕ ХРАМОВ, ДОХОДЫ БУДУТ ПРИНОСИТЬ НЕ СТАРООБРЯДЦАМ! Хрущевки, которые будут сноситься также заменят ЧУЖИЕ доходные дома и гостиницы.

  4. 24 июля 2007г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный Закон №212 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности». В законе записано, что в статье 3 пункт 2 изложить в следующей редакции: «Юридические лица, за исключением указанных в пунктах 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию ДО 1 ЯНВАРЯ 2010 ГОДА в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации». Другими словами, религиозные общины получили право переоформить землю в собственность. Срок этой «приватизации» установлен до 01.01.2010 г. Время пошло – осталось меньше двух лет! После этого земля (здания и сооружения) ОСТАЮТСЯ В СОБСТВЕННОСТИ МОСКВЫ. Церковь теряет свой шанс вернуть собственность (ВПЕРВЫЕ С 1917 г.!).
На Рогоже есть мнение – пусть город восстанавливает и строит Рогожскую слободу за свои деньги и своими силами. Но строит-то он ДЛЯ СЕБЯ, А НЕ ДЛЯ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ!

Есть другое мнение – оформить землю и здания в СОБСТВЕННОСТЬ Церкви, подать заявку на оформление в собственность земли, застроенной 5-ти, 9-ти этажными «хрущевками», которые запланированы к сносу, создать Управляющую компанию в составе: 40% Митрополия, 10% Белая Криница, 50% московский банк. Управляющая компания объявляет ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС НА РЕКОНСТРУКЦИЮ РОГОЖСКОЙ СЛОБОДЫ, где участвуют лучшие проектные и строительные компании. В этом случае Церковь на десятилетия вперед получает СВОЙ ГАРАНТИРОВАННЫЙ ДОХОД НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ. Заработанные деньги пойдут на строительство и реконструкцию храмов, монастырей, создание училищ и церковных школ, на развитие типографий, мастерских и бизнесов в местах компактного проживания старообрядцев. Это доход в миллионы долларов, который также пойдет на помощь ФИЛИАЛАМ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ, открываемым в других старообрядческих общинах.

- «Теневая реституция» коснулась и самой Белой Криницы. Распоряжением председателя Черновицкой областной государственной администрации от 15.05.2001 года №319-р Святоуспенский собор старообрядцев в Белой Кринице передан в «БЕСПЛАТНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ» (не «владение»!) Белокриницкому женскому монастырю Русской Православной Старообрядческой Церкви. На месте мужского монастыря и резиденции Белокриницких митрополитов находится украинская пограничная застава, которую в ближайшее время ликвидируют (останется лишь пограничный пост). Митрополит Белокриницкий может судиться за монастырскую землю, здания и сооружения на ней. Для начала нужно подать иск в Глыбокский районный суд.

На запрос о собственности Белокриницкого монастыря в г. Черновцы старообрядцы получили из Государственного архива Черновицкой области две «архивные справки:

1. Архивная справка №162 от 15.05.1995г. на запрос №155 от 10.05.1995г. – «В документах архивного фонда Черновицкого смешанного суда в книгах регистрации недвижимого имущества собственников г. Черновцы и его предместья за 1885-1940 гг. зарегистрировано право собственности липованского (старообрядческого, С.Д.) мужского монастыря Fontina Alba (Белая Криница) на основе договора купли от 7 февраля 1899 года запись №488 от 9 февраля 1899 года на дом и сад по улице Regina Marija №22 (ныне ул. Головная).

Основание: Ф 147 оп.27 спр.46 арк.463 спр.I арк.340. Директор архива Ю.П.Ляпуков. Зав. Отделом М.Д. Никирса».

2. Архивная справка №1035 от 09.08.2006г. на запрос №38 от 17.06.2006г. – «В документах архивного фонда отдела коммунального хозяйства Черновицкого облисполкома в списке домовладений национализированных (читай - «НЕЗАКОННО ОТНЯТЫХ», С.Д.) постановлением Совнархоза УССР от 5 октября 1940г. за №1340 значится четырехэтажный бросовый дом №22 по ул. Режина Мария (Дом монастыря) (так в документах) номер п/п 37; номер дома 22; собственник – Дом монастыря; собственник сбежал (имеется в виду Митрополит Белокриницкий и всех древлеправославных христиан, С.Д.). Магаз (так в документах) – 6; количество квартир – 25; количество комнат – 61. Оценка дома – 5 250 000 (так в документах).

Основание: Ф.Р. – 5, оп. 1, спр. 59, арк. 38, 38зв. В.и. директора госархива Черновицкой области П.П. Гриор. Исполнитель Гуцкал Л.М. тел.52-49-23».

По справкам видно, что Белокриницкий монастырь (во главе с Митрополитом Белокриницким) купил в г.Черновцы дом и землю (сад), коммунисты эту собственность незаконно отняли («национализировали»), по закону «О реституции церковной собственности и имущества» дом и земля должны быть возвращены Белокриницкому монастырю или выплачена компенсация в сумме их нынешней рыночной стоимости. Беда только в том, что такого закона в Украине еще нет, как нет в Белой Кринице и самого собственника недвижимости – Митрополита Белокриницкого!

Конечно, Митрополит может обратиться в Европейский суд по правам человека и вернуть собственность, не дожидаясь закона «о реституции». Для Европейского суда достаточно признания человека собственником хотя бы в суде первой инстанции. Поэтому иск может быть подан в Черновицкий городской суд.

Дабы избежать возможных имущественных споров по «белокриницкому наследству», Архиепископ Киевский и всея Украины Савватий может быть назначен наместником Митрополита Белокриницкого в Белой Кринице и вести все судебные дела от его имени. Таким образом, собственность остается под контролем Белокриницких монастырей и доходы от ее эксплуатации идут на их развитие.

Восстановление Белокриницкого духовного, административного и культурно-просветительского центра как единственное решение внутренних противоречий в старообрядческой Церкви


Отмирают корни – дерево умирает. Так и Церковь Христова - теряется Апостольское наследие, и Церковь лишается благодати. Сегодня речь идет о спасении древних обрядов и традиций, а значит о спасении миллионов людей. Мусульмане ошибаются, думая, что миссия Исуса Христа, берущего на себя все грехи человеческие, избавляет каждого от личной ответственности перед Богом в День Господнего Суда. Христос прощает наши грехи через покаяние, а Церковь принимает покаяние, если оно искреннее. Живому человеку дается шанс, Господь протягивает ему руку помощи. Человек не одинок, как представлено в исламе. У него есть Защитник, мы говорим – Спаситель! Вера в спасительную миссию Исуса Христа это доверие к Проводнику. Если мы не идем за ним, мы заблудимся, потеряемся в безбрежном мире. Вот почему говорят, что Христос это свет. Остается одно – не терять Его из виду.

Старообрядцы это люди, идущие за своим Проводником. Отстаивая веру, они боятся сбиться с Пути. Их «обрядоверие» это шанс попасть в Рай. Поэтому любое отклонение от Пути они воспринимают как «ересь», ложное отступление. Их «фанатизм» это страстное желание спасти свою душу. Их борьба за Апостольское наследие помогает не-старообрядцам сориентироваться в мире лжи и соблазнов.

Если бы «экуменизм» вел верующих к сохранению древних спасительных «знаний», в СРАВНЕНИИ И ДИАЛОГЕ между Церквами искали бы выход для СПАСЕНИЯ миллионов людей, то такое движение было бы прогрессивным и востребованным. Однако, в «экуменизме» одни ищут ВЛАСТИ над другими (так определено на последней встрече в Равенне), а это ОТКЛОНЕНИЕ от истинного Пути: ВЛАСТЬ НЕ ДАЕТ СПАСЕНИЯ.

Тем более опасен «атеизм» как лжеучение. Он оставляет человека без надежды на спасение души (правда, само наличие «души» наукой уже признается!). У иудея есть надежда на древний Завет евреев с Богом; у христианина – на Новый Завет; у мусульманина – на спасение в День Господнего Суда (по заслугам); только атеист остается в страшном одиночестве, ибо ему нет спасения на Том Свете, его «религия» это вера в прах.

Рождение и смерть не индивидуальное дело каждого, при рождении, а тем более при смерти, человек связан множественными узами с другими людьми, он связан с сущностями из «параллельного мира», которых называют ангелами, он связан со своими проводниками (христиане с главным Проводником – Исусом Христом), связан с Богом – Творцом. Сознательно разорвать эти связи вряд ли удастся, но нанести себе вред можно. Учителя превращаются в лжеучителей, когда вопрос «спасения» подменяют другими вопросами, тогда невидимые связи рвутся, и вакуум бездны поглощает душу несчастного.

Просветительская деятельность необходима. Знакомство с древним наследием восстанавливает утраченные связи. Подвижники и ревнители ориентируют верующих на тяжелой дороге к свету. У христиан монастыри издавна являлись центрами просвещения.

Восстановление Белокриницких монастырей и создание духовного, административного и культурно-просветительского центра это то - малое, что нам дано сделать для спасения миллионов людей в разных странах мира.

Одних деклараций не достаточно: владыки, какой труд вы внесли в восстановление Белой Криницы за период с 1987 года? Кроме амбиций и борьбы за титул «Белокриницкий» ничего не было сделано! Монастыри восстанавливались руками подвижников – писателя Чащина, семьи Деевых, академика Лихачева, семьи Бобковых и многих других.

Белокриницкие старообрядцы помогли отстоять Рогожскую слободу в Москве в 1987 году и восстановили связь между российскими и зарубежными общинами. В 1990 году они доехали до Америки, где провели в Библиотеке Конгресса США культурно-просветительскую выставку старообрядческих книг и рукописей (см. The Washington Post (pre-1997 Full text) - Washington, D.C. USA. Jun 1, 1990).

Ни Белокриницкая Митрополия, ни Московская Митрополия ничем не помогли Белой Кринице, которая дала миру спасительную иерархию и 150 лет вела миллионы верующих по Пути к спасению. Мало того, из Белой Криницы были вывезены огромные ценности. Виновные – не только коммунисты. «Свои», старообрядцы приложили к грабежу руки: сотни икон, старопечатных книг, рукописей растащили по всему миру, а вину свалили на Музей культуры старообрядчества! Отвечаем раз и навсегда клеветникам: в Музее, на ГОСУДАРСТВЕННОМ ХРАНЕНИИ, было триста единиц культурных ценностей, в основном старопечатных книг и рукописей, включая Острожскую Библию Ивана Федорова 1581 года (с печатью «Митрополия Белая Криница»). Эти ценности собрала и передала в Музей семья белокриницких старообрядцев Деевых, потомков Митрополита Белокриницкого Кирилла. Они же добились финансирования реставрационных работ по Успенскому собору женского монастыря. Сами работы вели Каменец-Подольские реставрационные мастерские.

Финансирование со стороны Музея закончилось (в связи с распадом СССР), работы были остановлены. Иконы и строительные материалы (включая три тонны меди для куполов собора и др.) были украдены «старообрядцами» под руководством о. Семиона ( инока Севастьяна) и семьи Севастьяновых из Ростова-на-Дону. Куда же вы смотрели, владыки? Почему никто не был наказан за воровство?

В 2008 году исполняется 100 лет со дня освящения красивейшего Успенского собора, построенного на средства московских купцов-промышленников Рахмановых, Овсянниковых, Свешниковых, Хромовых, Морозовых. Эта дата совпадает с празднованием 600-летия г. Черновцы со дня (6 октября) первого упоминания в молдавской летописи. Будет множество гостей со всего мира. Собрать в Белой Кринице Второй Всемирный Старообрядческий Собор или просто совещание старообрядцев по вопросу «Как дальше жить?» - крайне необходимо. Такое собрание принесет пользу процессу реконструкции Белокриницкой иерархии, воспринимаемой людьми как спасительной и просветительской.

Литература:
  1. Старообрядчество в России. Энциклопедический иллюстрированный словарь. Москва. «ФАС-медиа». 2005г.

  2. А.П. Лебедев. Духовенство древней вселенской Церкви от времен апостольских до Х века. Санкт-Петербург. Издательство Олега Абышко. 2006г.

  3. Ф.Е. Мельников. История русской Церкви со времен царствования Алексея Михайловича до разгрома Соловецкого монастыря. Т 7. Барнаул. Издательство Фонда поддержки храма Покрова Пресвятые Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви. 2006 г.

  4. С.И. Быстров. По Востоку. Путешествие старообрядческих епископов. Барнаул. Издательство Фонда поддержки строительства храма Покрова Пресвятые Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви. 2004 г.

  5. Ф.Е. Мельников. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Т 1. Барнаул. Издательство Фонда поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви. 2006г.

  6. Н. Субботин. История Белокриницкой иерархии. Москва. Типогрфия т. Рисъ. 1874.

  7. Красная Патриархия. Волки в овечьей шкуре. Москва. Богородичный Центр. 1993.

  8. С. Зеньковский. Русское старообрядчество. Москва. Издательство журнала «Церковь». 1995.
Президент Благотворительного фонда «Белая Криница», эксперт Фонда национальной и международной безопасности – Сергей Еремеевич Деев

(Фонд «Белая Криница» создан по благословению Московского Митрополита Корнилия и Киевского Архиепископа Савватия).

Киев, 7 мая 2008 г.

[email protected]