22 августа 2008 г. епископ Герман (Савельев) и инок Даниил (Барановский) (ДЦХ) выехали в Белую Криницу для встречи с м. Леонтием и м. Корнилием и переговоров о путях уврачевания возникшего в РПСЦ разделения. В Ростове-на-Дону они встретились с мирянином и активистом ДЦХ Леонидам Якушевым и дальше следовали до Белой Кринице на машине.

В Ростове инок Даниил спросил Леонида Якушева о подробностях поездки митрополита Корнилия на Дальний Восток летом 2008 года и о его встречах с представителями ДЦХ. Сам Леонид Якушев не был на Дальнем Востоке и знал о происшедшем только со слов протоиерея ДЦХ Елисея Елисеева. По его словам, поездка М. Корнилия носила чисто формальный характер, он посетил только общины Владивостока и Хабаровска. Сам протоиерей ДЦХ Елисей Елисеев пытался встретиться с м. Корнилием, причем они ехали даже в одном поезде. Но м. Корнилий не пожелал его видеть ни в качестве священника, ни даже в качестве мирянина. Состоялась встреча м. Корнилия с мирянами ДЦХ, но ничего, что бы удовлетворило людей, успокоило их, сказано не было.


В село Белая Криница они прибыли 26 августа вечером.

Инок Даниил впервые посетил это место, и впечатление было удручающее: как будто после вражеского нашествия разбежались все жители, брошенные дома, заросшие поля. Причём это на фоне процветания и благополучия окружающих украинских и румынских сёл, где благоустроенные дома с цветниками, обработанные поля, пасётся скотина и т. д.

Самая печальная картина в Белой Кринице – это кладбище, по которому можно судить о живых. Трава по пояс, покосившиеся и упавшие кресты, утраченные надписи, часто только по холмику можно угадать, где могила. Такого запустения он нигде не встречал. А ведь это свидетельство нашей веры, нашего отношения к нашим отцам, к нашему прошлому.

Делегация ДЦХ была тепло и гостеприимно встречена и размещена о. Сергием Бобковым.

27 августа прибыл в Белую Криницу м. Леонтий. Делегация ДЦХ встречала его и делегацию из Браиловской митрополии на границе, на пропускном пункте. Митрополит Леонтий тепло приветствовал представителей ДЦХ и благословил их. Он сказал, что постарается помочь представителям ДЦХ и максимально способствовать установлению мира. С м. Леонтием прибыла большая представительная делегация: епископ Паисий, пять священников, два дьякона, чтец, пожилая инокиня, две попадьи и ещё несколько мирян.

Так же м. Леонтий хотел встретится с м. Корнилием на подъезде к Белой Кринице, что бы въехать в село обоим митрополитам вместе. Но из-за плохой мобильной связи в гористой, удалённой местности делегации разминулись, и делегация Московской митрополии во главе с м. Корнилием прибыла в Белую Криницу раньше, но не входила в Успенский собор и терпеливо ждала на улице делегацию из Браилы.

Когда подъехал м. Леонтий со своей делегацией, делегация из Москвы его приветствовала, как положено, и после целования архиереев все проследовали в Успенский собор.

После короткой молитвы м. Леонтий первый как старший по священнослужению коротко сказал о важности события, а потом призвал к строгому следованию каноническим правилам, без чего Церковь не может существовать.

После, в частной беседе, м. Леонтий сказал, что эта его поездка противоречит решением их Большого Собора в 2008 году, и ему по возвращении будут высказаны претензии. Но я иду на это, добавил м. Леонтий, что бы сделать всё возможное для церковного примирения.

Митрополит Корнилий в своём выступлении засвидетельствовал глубокое почтение м. Леонтию и подтвердил его безусловное первенство чести как по самому факту исторической преемственности, так и по несомненной большей духовной опытности, богатого иноческого опыта. Далее м. Корнилий много говорил о необходимости христианской любви и всепрощения прощения. А если на Соборе 2007 года и были приняты репрессивные меры, то, по его словам, он в этом не виноват, так как это было сделано по решению Собора и Архиерейского Суда, а он давно всех простил.

Но при этом м. Корнилий заявил м. Леонтию, что он не желает с представителями ДЦХ ни молиться, ни за стол садиться.

После обмена речами обе делегации отправились на ужин. Представители ДЦХ, во избежание смущения, ужинали отдельно, в отведённой келье, хотя м. Леонтий, о. Сергий Бобков и матушки Белокриницкого монастыря, много потрудившиеся для устроения трапезы, и приглашал их разделить общую трапезу.

После ужина м. Леонтий пригласил нас в свои покои.

Все последующие встречи проходили в построенном местной администрацией большом двухэтажном здании на территории бывшего мужского монастыря, около погранзаставы. Первый этаж предназначен для музея Белой Криницы, а второй для встреч и размещения духовенства из Московской и Браиловской митрополии.

Владыко Леонтий рассказал о той беседе, которую имел во время ужина и послу ужина с владыкой Корнилием. Темой беседы было, во-первых, факт посягновения Московской митрополии на титул «Белокриницкий» митрополитов Браиловской митрополии, а во-вторых, об отношении к ДЦХ. М. Леонтий с печалью поведал нам, что м. Корнилий не настроен на примирение и не желал встречаться с представителями ДЦХ.

Во время трапезы, по словам м. Леонтия, он напомнил м. Корнилию евангельские слова, о том, что добрый пастырь оставляет девяносто девять овец и идёт на поиски одной потерянной (Матф.18:12). На это м. Корнилий ответил, что речь тут идёт только о животных. С большим трудом, под давлением митрополита Леонтия, была достигнута договорённость о встрече с представителями ДЦХ завтра. Причём м. Леонтий сказал делегатам ДЦХ, что тут же уедет, не будет принимать участия в торжествах, если м. Корнилий завтра на эту встречу не явится. Единственной целью приезда, по словам м. Леонтия, было проведение трехсторонних переговоров и помощь в установлении мира.

Слава Богу, на следующий день, 28 августа 2008 года встреча состоялась. Присутствовали м. Леонтий и сопровождающие его духовные лица и м. Корнилий, еп. Саватий с сопровождающими духовными лицами. Вскоре подъехал еп. Евмений в сопровождении делегации из Молдавской епархии.

Делегация ДЦХ была в составе: еп. Герман, инок Даниил (Барановский) и мирянин Леонид Якушев.

Во время встречи м. Корнилий говорил, что подвергшиеся наказанию на Соборе 2007 года и члены ДЦХ могут быть прощены, только если они явятся с безусловным покаянием «в клевете», «как блудный сын пришёл». На это инок Даниил заметил, что в евангельской притче отец вышел навстречу сыну, дал ему перстень, белую одежду и сапоги, заколол в его честь упитанного тельца (Лк. 15:20-23). После этого в беседу вступил м. Леонтий, он предложил м. Корнилию, например, после примирения, возвести еп. Германа в степень архиепископа, «и тогда ты будёшь отцом». М. Корнилий явно был не готов к такому разговору. Складывалось впечатление, что такие предложения ему неприятны.

После этого м. Леонтий заявил, что если люди, ныне пребывающие в ДЦХ м. Корнилию не нужны, то он принимает их под свой амофор.

М. Корнилий уверял, что Архиерейский суд после Собора РПСЦ в 2007 году вынес осуждения заочно потому, что обвиняемых трехкратно призывали, но никто из них на суд не явился, и после не обращались с покаянием.

Инок Даниил попросил слово и сказал, что это не соответствует действительности. Никто из осуждённых Архиерейским судом на него не вызывался, хотя всё они были поблизости.

Так же впоследствии он и Дмитрий Козлов подавали на Совет митрополии письменное покаяние, которое было передано на Совет митрополии еп. Зосимой, и ждали буквально под дверью рассмотрения своего вопроса. В нём он писал, что «припадает к ногам, ради Господа Исуса Христа, пресвятой Богородицы, иноческого пострижения» просит простить его в вольных и невольных прегрешениях. Но принести покаяние в клевете они не могут, так как не клеветали ни на кого, и от них, как условие прощения, требуют солгать на самих себя. Кроме того, признаться в клевете – значит осудить отцов Первого Вселенского собора, на правила которых ссылался на Соборе тогда мирянин Дмитрий Барановский.

Как им впоследствии сказал присутствующий тогда на Совете митрополии еп. Зосима, м. Корнилий не пожелал видеть Барановского и Козлова и рассмотреть их обращение, сказав, что нечего им тут делать.

Складывается впечатление, сказал инок Даниил, что, если м. Корнилий считает, что вне общения с РПСЦ ждёт духовная смерть, то он сознательно обрекает на неё людей, не желая принимать у них покаяние.

М. Корнилий заявлял, что фотографии, где он целуется с патриархом Алексеем II поддельные, что он никого не целовал, а, ступив неудачно, просто нечаянно упал на патриарха, что вызвавшие смущения интервью являются подделкой и т. д. М. Леонтий ответил, что эти слова не звучат убедительно.

Общее впечатление: м. Корнилий весьма неохотно, под постоянным давлением м. Леонтия, что называется, сквозь зубы согласился на приглашение осуждённых в 2007 на Собор 2008 года и повторное рассмотрение их дела, но при этом поставил условие, что он заранее ничего решать не может, «а как Собор проголосует», чем весьма удивил владыку Леонтия. Владыко Леонтий удивился, как это можно голосовать по каноническим вопросам, по которым уже существуют решения в виде церковных правил? Мы в этих случаях, сказал он, можем только рассматривать каноническое соответствие ситуации церковным правилам, а вовсе не принимать решения голосованием. Мы не можем подменять Кормчую книгу своими мудрованиями.

Прозвучало пожелание со стороны присутствующих, что бы представители Браиловской митрополии присутствовали на Соборах в Москве. М. Леонтий живо на это предложение откликнулся, сказал, что до сих пор не присутствовал ни на одном Собор РПСЦ, и что охотно бы принял участие уже в ближайшем нашем Соборе 2008 года.

М. Леонтий особо подчеркнул, что он никаким образом не собирается вмешиваться в административные вопросы РПСЦ. Он сказал, что понимает первенство чести не так, как его понимают на Рогожской, что он не собирается давать команды, рекомендации и т. д. Но в случае, если возникают нестроения, грозящие общецерковным бедствием, канонические глубокие отступления, тогда только Браиловская митрополия считает для себя возможным рассмотреть сложившуюся ситуацию.

После чего м. Леонтий в очередной раз заявил м. Корнилию: «если они тебе не нужны, я их забираю к себе, не погибать же им».

Из епископов Московской митрополии выступил владыко Саватий и призвал к примирению. Потом владыко Саватий рассказал, каким он в своё время подвергался преследованиям от коммунистов, как его дергали за бороду в общественном транспорте и т. д.

Из клириков РПСЦ выступил о. Геннадий Четвергов. По его мнению, большая доля вины за церковный раздор лежит лично на Елисее Елисееве.

После этого встреча закончилась, представители Московской и Браиловской митрополии отправились на обед, а потом на праздничную службу.

Поскольку никаких конкретных решений по примирению с ДЦХ не было принято («как Собор проголосует»), то делегация ДЦХ после этого отправилась домой.

Инок Даниил (Барановский)