Христиане нынешнего времени уже не могут жить в изоляции от современного общества. Общество само стучит в двери Церкви, в двери каждой семьи. Редакция информационного-портала «Современное древлеправославие» начинает серию круглых столов посвященных разным внешнецерковным и общественно-политическим проблемам. Сегодня на повестки дня три вопроса минувшего сезона: 90-летие казни бывшего российского император Николая Романова, дело епископа Диомида и грузино-югоосетинский конфликт.

Начнем мы с вопроса, касающегося грузино-южноосетинского конфликта...
Часть 1

Грузино-южноосетинский конфликт: прощание с кавказскими рудиментами сталинизма и новый мировой порядок

От редакции «СД»:

Американские военные в ПанамеНесколько слов надо сказать о международном праве. Сегодня это словосочетание употребляется на всяком политическом перекрестке и всяком общественном форуме. Так вот надо признать, что так называемого «международного права» уже давно не существует. В 60-80-е годы многие мировые державы и в первую очередь США неоднократно нарушали принципы международного права. Назовем лишь несколько наиболее свежих конфликтов и инцидентов в которых международное право было попрано. Среди таких конфликтов следует назвать фонклендский конфликт 1982 года в результате которого войска Великобритании захватили издревле принадлежащие Аргентине Фолклендские (Мальвинские) и объявили его своей колонией. Интересно, что в разгар военных действий 4 июня 1982 года в Совете Безопасности ООН был выдвинут проект резолюции, призывающий обе стороны немедленно прекратить огонь, но Великобритания и США наложили на нее вето. Британскими подводными лодками было потоплено несколько гражданских судов. А английские войска, захватившие Фолкленды, устроили настояющую резню. «Цивилизованный» мир в лице США и Европы предпочел не заметить ни нарушений международного права, ни убийств мирных граждан, ни то что эти острова и по сей день остаются колонией Великобритании.

Еще одним показательным случаем агрессии и нарушения международного права стало вторжение и оккупацию в 1989 году войсками США государства Панама. В этом случае представители администрации США неоднократно заявляли, что целями операции были прежде всего защита американских граждан, находящихся в Панаме. На самом деле США интересовал контроль над панамским кананалов – главной транспортной артерией региона. В ходе операции «Джаст коз» по независимому государству центральной Америки был нанесен массированный ракетно-бомбовый удар. А в городах Панама, Колон и Рио-Ато был высажен десант. В операции приняло участие более 26 тыс. американских военнослужащих, более 100 танков и бронетранспортеров, около 140 орудий полевой артиллерии и минометов. Армия Панамы в несколько раз уступала в численности и огневой мощи американской ударной группе. В результате агрессии был свергнут президент Панамы Г. Норьега (он до сих пор содержится в американской тюрьме), а к власти приведено проамериканское марионеточное правительство во главе с Г. Эндарой.

Среди самых последних событий, конечно, следует напомнить об оккупации Турцией части острова Кипр, натовская агрессия 1999 года против Югославии, вторжения США в Ирак, военную операции Израиля в Ливане (причиной которого стало похищение одного военнослужащего), боевые действия Турции в Иракском Курдистане. Все эти военные конфликты сопровождались вторжением на территории суверенных государств, массовыми убийства мирных граждан. Нередко эти акции заканчивались свержением национальных режимов, пленением или убийством местных политических лидеров.

Несколько слов стоит сказать и о послевоенном устройстве Европы, базирующемся на ялтинских, потсдамских и хельсинских соглашениях. Некоторые говорят, что это система должна во веки оставаться незыблемой. Но почему-то никто не хочет замечать, что послевоенное устройство Европы уже давно и решительным образом изменено. И в первую очередь изменение границ и статуса коснулось Германии. Согласно решению стран победительниц страна агрессор была разделена на две части (Британия предлагала альтенативные планы по котором Германию следовало разделить на три – четыре части или по числу германских княжеств XVIII века). И вот доброй волей Михаила Горбачева в конце 80-х Германия была объединена, вступила в НАТО. А уже в 1999 году немецкие военные самолеты впервые после 1945 года вернулись в небо Югославии. Опять бомбы упали на Белград и другие города страны. В 2002 немецкий контингент вошел в Афганистан. Следом за объединением Германии произошел санкционируемый раздел Чехословакии на Чехию и Словакию, затем щедро спонсируемый развал Югославии. В 2001-2008 годах от Сербии было насильственным образом отторжено Косово.

Таким образом, вся система международного права и послевоенного устройства Европы уже давно подверглась серьезной ревизии. И не замечать этого уже невозможно.


Редактор и ведущий программы «Посолонь» ТВ-канала «Евразия», Андрей Езеров:

За последнюю четверть века, пожалуй, впервые Россия сделала значимый имперский жест и решительно пришла на помощь десяткам тысяч своих граждан. Кто-то может сказать что российское военное присутствие было в кавказских странах и ПМР до 2008 года. Но, возьмем к примеру конфликт в Приднестровье. На каком-то этапе уже после разрушения молдованами Бендер и серьезного кровопролития в него наконец-то вмешалась находящаяся в зоне конфликат, но в больше степени наблюдающая за ним российская армия. Однако, после того как руководство ПМР хотело воспользоваться разгромом молдавской армии и заставить Молдавию признать ПМР, вмешался генерал Лебедь герой войны «черный капитан» Костенко был убит как говорят спецназем ГРУ. И таким образом неопределенный статус ПМР сохранился до сего дня. Еще более двойственная политическая позиция РФ была в отношении кавказских республик Абхазии и Южной Осетии. В 90-е годы российская внешняя, да и внутренняя политика шла в фарватере Госдепа США. Начиная с безусловного и беззаговорочного объединение Германии, которое было проведено в нарушение Ялтинско-Подстамских соглашений и без соответствующих в таких случаях договоров о демимилитаризации Германии и выходе ее из военного блока НАТО. Стоит сказать и о таком плоде деятельности бывшего президента Ельцина как распад СССР. В процессе так называемого цивилизованного «развода» республик было необходимо было предложить желающим выйти из СССР в том территориальном виде в котором они и вошли в Союз Республик в двадцатые годы. Что касается республик Прибалтики, то Россия должна была признать их независимость и территориальную целостность в границах так любимого ими 1938 года (до введения в этом году КА и основания советских военных баз во всех трёх республиках). Правда, вопрос об Ивангороде, Печорах, Пыталове, Клайпеде (Мемеле), Паланге и Куршской косе- это итоги Второй Мировой, это святое и не подлежит пересмотру. И сегодня не поздно ставить вопрос об отчуждении скажем от Литвы Виленского края, по мнению прибалтов, оккупированного и насильственно присоединенного к Литве в 1939 году. Необходимо было оговорить статус русскоязычного населения.

Кстати о границах после того как Красная Армия в 1921 году вошла в Грузию и там победила Советская Власть. Там была провозглашена суверенная Абхазская социалистическая республика. Которую признала и сама Грузия.

Среди прочих внешнеполитических ошибок стоит упомянуть предательство Югославии как в начале 90-х во время ее распада, так и во время косовского конфликта, когда таже Германия и прочие страны НАТО вовсю бомбили страну. Именно наш спецпредставитель в Югославии, а ныне посол в Ураине Виктор Чернормырдин уломал президента Югославии С. Милошевича пойти на уступки НАТО. В последствии обещания Черномырдина стоили Милошевичу жизни, а самой Сербии единства. И в последние годы наша внешняя политика была довольна далека от самостоятельности. Россия закрыла военные базы на Кубе (Лурдес) и во Вьетнаме (Камрань). Серьезной геополитической ошибкой стало российского «добро» на размещение военных баз США в Средней Азии. Российское вмешательство в Грузино-Южно-Осетинский конфликт стало первым добрым знаком серьезных перемен во внешнеполитических ориентирах.

Стыдно было бы, если независимость Абхазии, раньше России признала, скажем, Сирия. Неожиданно и наши военные, и политики, вплоть до президента РФ Д.Медведева, и дипломаты проявили, наконец-то, политическую волю и вспомнили про державность.

Россия повела себя как великая держава, а не как жалкая марионетка американского госдепа. Но, важно не только одержать военную победу, но и не потерять её плодов, проявить должные политическую решимость, выдержку, и, не поддаваясь на провокации не уступать дипломатическому прессу США, Украины, Грузии и прибалтов. История знает немало случаев, когда «украденная победа» может приводить и к самым неоднозначным внутренним изменениям: например, когда Италия по итогам первой мировой войны не получила «причитавшейся» ей Фиуме, это привело на вершины итальянского политического Олимпа сначала д`Аннунцио, затем Муссолини, Бальбо, Гранди и других ветеранов и героев Мировой. А от Фиуме всё равно отказалась в пользу Италии само королевство Сербов, хорват и словенцев (Югославия) в 20-е годы.

Вернемся, однако, к Южной Осетии и Абхазии. У т.н. цивилизованного человечества довольно популярна тема разделённых стран и народов: та же Германия, Йемен, Корея, албанцы и т.д. Только почему-то про именно про осетин забывает в связи с этой темой. Некоторые говорят, что Южная Осетия не имела статуса хотя бы автономной республики, а только автономной области. Вот если бы была республика… Однако, в отличии от Словении или Хорватии автономный край Косово также не имел статуса республики. Что не помешало Западу настаивать на его независимости. Отмечу, что Косово никогда не существовало как независимое государство. Налицо двойные стандарты. У аланов которые участвовали которые в великом переселении народов было свое корлевство в Галии с центром в городе Аврелиан (ныне Орлеан). Кстати, всем хорошо известна героическая оборона этого города времен орленанской девы, но не многие знают, что подобная осада была во времена гуннов. Вместе с вандалами аланы (осетины) участвовали в создании вараварского королевства в северной Африке. Наконец есть версия, что так называемые скифы-аланы, жившие на британских островах, участвовали в этногенезе шотландской нации. Осетины-аланы это классический индоевропейский народ.

Абхазия также существовала много веков как независимое государство (царство). Которое, кстати, помогло в освобождении Грузии от арабского ига. Уже упоминалось, что в 20-е годы был провозглашен суверенитет Абхазии как советской республики. Затем она была в конфедерация с ГССР как суверенное союзное государство. И затем вошла в закавказскую конфедерацию как союзная республика. И только после раздела ЗКССР на три республики в середине 30-х годов Абхазия стала автономной республикой в составе Грузии. Вообще требования территориальной целостности Грузии в границах грузинской ССР есть требования сталинского плана территориального устройства Грузии. А если мы говорим об отказе от сталинизма, то должны и отбросить этот устарелый сталинский план. Интересно, что на постсоветском пространстве три памятник Сталину – один в Гори, и два других в Северной Осетии.

Признание этих давно независимых от Грузии республик стало признанием сложившегося в последние десятилетия положения.

Раньше нам, как правило, было стыдно за Россию и даже за наших военных (участие в расстреле Белого Дома, позорное поведение в первую Чеченскую войну 1994-1996 гг. генералов Романова и Лебедя) После победоносной грузинской компании за Россию и ее армию не стыдно.


Секретарь Союза старообрядческих начетчиков, Т. Широков:

При рассуждениях на тему грузно-осетинского конфликта перед нами, староверами, сразу встает вопрос: «А какое он имеет отношение к нам?». При этом существуют несколько крайностей восприятия данного конфликта, связанных с идеологической установкой спрашивающих. Одна сторона, комплиментарная к новообрядчеству, ссылается на религиозное родство воюющих сторон с нами, и проводит свои оценки конфликта исходя из этого. Другая сторона придерживается противоположной точки зрения, утверждая, что драка между еретиками нас не должна интересовать.

Кроме того, имеют место и оценки, основанные на политических симпатиях. К сожалению, старообрядчество разрознено и в этом отношении. В условиях, когда религиозная составляющая у многих христиан маргинализирована, ограничена праздничными походами в церковь, в некоторых случаях приходится наблюдать, как размывается связь некоторых старообрядцев с Россией. Особенно это касается Украины с безудержной русофобией ее руководства и планомерным уничтожением русской идентичности ее граждан. Трудно ожидать от этнических русских, вдруг начавших воспринимать себя украинцами, соотнесения своих интересов с интересами России. Соответственно, отражается это и на отношении к обсуждаемому конфликту, когда со стороны некоторых христиан можно услышать упреки в адрес России по поводу ее «империализма».

Попробуем непредвзято рассмотреть сущность и истоки данного конфликта, а также его значение для нас.

Прежде всего, как бы мы ни относились к политике российского руководства, мы, старообрядцы – граждане России. Хотим мы того или не хотим, но мы интегрированы в политико-экономическую систему государства. Соответственно, угрозы для российского государства и общества представляют непосредственные угрозы и для каждого из нас. Это могут быть угрозы и экономического, и культурного, и религиозного характера. Об этом стоит помнить тем, кто живет вдали от «горячих точек». Для тех же, кто живет вблизи от них, к указанным угрозам еще прибавляется и непосредственная угроза для жизни, опасность стать беженцами. Пример Надтеречного района Чечни, еще недавно заселенного казаками-старообрядцами, это с наглядностью демонстрирует.

Поэтому никто не должен думать, что драка между двумя нашими соседями не коснется каждого из нас. Пожар имеет обыкновение перекидываться с одного дома на другой, и мы должны быть к этому готовы.

Итак, что же представляет собой грузино-осетинский конфликт? Прежде всего, его яркой чертой является необыкновенная ожесточенность. Было бы ошибкой считать действия Грузии «наведением конституционного порядка» и заурядным возвратом в грузинское правовое поле некогда де-факто утраченных территорий. Конфликт имеет достаточно длительную историю, начинающуюся по крайней мере с начала 20-го века. В 1917 г. пришедшее к власти при германской поддержке после крушения Российской Империи меньшевистское правительство Н.Н. Жордания объявило своей целью строительство «Грузии – для грузин». В ходе реализации подобных целей из Грузии было изгнано сначала русское население, а потом настала очередь других народов – армян, абхазов, турок. Апофеозом этой политики стал разгром Южной Осетии, Последователями непримиримых борцов с царизмом и великодержавным российским шовинизмом Н.Н. Жордания, Н.С. Чхеидзе, В.Л. Геловани стирались с лица земли целые села, поголовно уничтожалось мирное население, включая стариков и детей. Результатом политики террора стала гибель около 20 000 человек и бегство 50 000 из менее чем 100 000 осетин, населявших Южную Осетию в то время. При этом физическое уничтожение осетин оправдывалось их якобы отсталостью и неполноценностью при пропаганде национальной исключительности грузин. После резни 1920-го года грузинское правительство постановило оставшееся осетинское население выселить в бедную Караязскую степь, а на его место поселить этнических грузин. Однако этим планам не суждено было сбыться – вскоре меньшевистское (а по сути фашистское) правительство было свергнуто и Грузия вошла в состав СССР.

Затихшие на время (но никуда не исчезнувшие) шовинистические тенденции вспыхнули в Грузии, как и на всем пространстве бывшего Советского Союза, с его крушением. Правительство Звияда Гамсахурдиа объявило новую, «демократическую» Грузию исторической преемницей прежней меньшевистской. Вновь была реанимирована идея «Грузии – для грузин». При этом, как и раньше, в число «исконно грузинских земель» была включена Южная Осетия, автономия республики упразднена, а на ее месте создан «Цхинвальский район». Однако «необразованное и дикое», по выражению Гамсахурдиа, осетинское население, хорошо хранящее историческую память, не пожелало подвергнуться ассимиляции, результатом чего стало самопровозглашение Республики Южная Осетия. Ассимиляция привычным образом сменилась резней осетинского (и русского, принявшего сторону осетин) населения страны. Однако кусок оказался больше, чем Грузия смогла проглотить. Ее нищая, неорганизованная армия, усиленная бандами грузинских националистов, не смогла справиться с ополчением. Результатом этого стало изгнание грузин из Цхинвала и других населенных пунктов, населенных преимущественно осетинами. Люди стали жить на основе сегрегации. Осетины и русские – в своих городах, грузины – в своих анклавах.

Затишье, наступившее в 1993 г., прекратилось в 2004 г. с «Революцией роз» и захватом власти в Тбилиси американским ставленником Михаилом Саакашвили. Продолжая реализовывать националистическую политику предыдущих правительств, при безоговорочной поддержке США, Саакашвили за четыре года своего нахождения у власти в 30 (!) раз увеличил военный бюджет Грузии. Дышавшая на ладан при Шеварднадзе армия была модернизирована и стала одной из лучших в кавказском регионе. В Грузию было поставлено оружия и боеприпасов из США и стран – бывших социалистических республик на сотни миллионов долларов. На данный момент оборонный бюджет Грузии составляет четвертую часть всего бюджета страны.

Естественно, армия наращивалась не для того, чтобы сидеть в казармах. На подступах к Южной Осетии, в Гори и Сенаки были созданы военные базы. Грузинские анклавы – села Тамарашени, Никози, Эредви, Эргнети, Ткиави превратись в источники постоянных обстрелов осетинских населенных пунктов, прежде всего Цхинвала. Обстановка чрезвычайно напоминала обстановку в Чечне. Редкая ночь за последние четыре года прошла без обстрелов Цхинвала из стрелкового оружия и гранатометов. Похищались люди, многих из которых впоследствии находили убитыми. Грузинами нарушались коммуникации, отбиралась вода из водопровода, город фактически находился на осадном положении. Результатом политики грузинского руководства стало сокращение населения Цхинвала с 90 000 до распада СССР до 30 000 в настоящее время. Люди, поставленные в тяжелые условия, были вынуждены уезжать в Россию. Естественно, в большей степени это коснулось русского населения, не имеющего столь крепкой связи с землей. Между тем грузинское население окружающих анклавов увеличивалось, а его благосостояние росло. На фоне бедного, не восстановившегося еще со времени войны 1992 года Цхинвала грузинские села с просторными домами, торговыми центрами, банками, стадионами и даже кинотеатрами (!) смотрелись сказочно. Трудно поверить в такое описание русским людям, привыкшим к нашей нишей глубинке, но в грузинские села Южной Осетии действительно были таковы. Сейчас, правда, их нет, в ходе войны они сожжены дотла вместе с банками, кинотеатрами, супермаркетами и прочими прелестями.

Тем не менее, все это богатство не располагало к себе осетин, не желавших продавать свою национальную и культурную самобытность, а предпочитавших жить пусть и бедно, но независимо. Грузинское руководство, чувствуя за собой поддержку «демократического» Запада, 7 августа 2008 г. в очередной раз попыталось окончательно решить «осетинский вопрос». В этих целях массированному артобстрелу был подвергнут Цхинвал, сожжены десятки сел, погибло около 2 000 мирных жителей, разрушены памятники древней архитектуры, в том числе Кавтская церковь Святого Георгия 8-го века.

26 августа 2008 г. независимость Южной Осетии наконец была признана. Десятки тысяч ее жителей, российских граждан, все эти годы уповавшие на помощь России, наконец, получили подобающую защиту. Кто знает, возможно, среди них есть и наши христиане. И уже из-за этого стоило начинать войну. Мы не знаем, в какие бедствия она еще может для нас вылиться. Но мы в любом случае будем сильны своей правотой, ибо поступили по-христиански, не бросив в беде слабого, не предав друга.

Представим себе, что бы случилось, если бы мы (да, именно мы, тот самый многонациональный российский народ) не заступились за Южную Осетию? Ползучий геноцид в таком случае был бы доведен до конца, в этом нет сомнения. Осетины храбрые воины, но даже они говорили мне, что без российской армии все их подразделения, вооруженные в основном стрелковым оружием, были бы просто сметены артогнем. Затем последовали бы этнические чистки (а в южной части Цхинвала, которую во время событий 7-12 августа заняли грузинские войска, они начались), в результате которых уцелевшее население неизбежно покинуло бы республику. Помимо экономических проблем, связанных с устройством тысяч беженцев, Россию настигли бы куда более серьезные неприятности. Авторитет России среди осетин, и так пошатнувшийся после бесланских событий, был бы окончательно подорван. Иные северокавказские народы в очередной раз убедились бы в недееспособности государства, не способного выполнить свою первоочередную функцию по защите собственных граждан. Естественно, был бы нанесен очередной удар по стабильности на Северном Кавказе, русских, в том числе и нас с вами, туземные народы окончательно стали бы воспринимать как предателей и оккупантов. За этим последовал бы рост межнациональной напряженности, от которой пострадали бы как минимум проживающие на южных рубежах России наши братья по вере, а как максимум – каждый из нас. Многовековые усилия по закреплению на Кавказе, кровь тысяч наших братьев по вере – терцев, гребенцов, донцов, да и просто русских людей, сложивших головы на этой земле – все могло оказаться бесполезным.

Естественно, такой исход просчитывался нашими западными «партнерами» и был одной из составляющих плана по ослаблению России, ее расчленению, уничтожению нашей самобытности, культуры и, как одной из основ нашей независимости – Православия.

Кстати, что меня удивило из общения с простыми осетинами, так их великодушное отношение к грузинам. В отличие от последних, осетины не испытывают биологическую ненависть к грузинам. В происшедших событиях все винят Запад, прежде всего США, взрастившие фашистский режим Саакашвили. Даже сжигая грузинские села, осетины руководствовались не столько местью за совершенные злодеяния (хотя это было бы вполне понятно), сколько военной необходимостью избавиться от «пятой колонны».

Отдельно хотелось бы остановиться на религиозном состоянии сторон конфликта. Безусловно, обе участвующие стороны для нас еретики. Но одна из сторон – грузинская, в основной своей массе является частью так называемого «мирового православия». Южная Осетия находится в юрисдикции «Киприановского» старостильного синода. Приходов ГПЦ или РПЦ МП здесь нет. Как же повело себя «мировое православие» в лице патриарха Илии 2 во время грузино-осетинского конфликта? Вполне в русле политики фашистского режима Саакашвили. Еще в 1992 г. он издал чрезвычайный приказ, согласно которому «убийцу каждого грузина, независимо от вины или невиновности жертвы, объявить врагом грузинского народа, его имя и фамилию занести в специальную книгу патриаршества и передавать из поколения в поколение как постыдное и подлежащее осуждению». 15 августа 2008 г. в письме к Д. Медведеву он же заявил следующее: «…необходимо заметить, что Цхинвальский регион – Южная Осетия является исконной грузинской землей, где основная часть осетин поселилась в XVII веке, а Осетинская Автономия была создана коммунистами в 20-тые годы прошлого века. Поэтому попытка восстановления целостности границ Грузии не должна расцениваться, как нападение или этноконфликт. Это то же самое, если у России вдруг возникнут проблемы, например, в Новгороде или Смоленске и она защитит свои территории». Даже не касаясь лживости заявлений патриарха (а это несомненно, ибо на территории Южной Осетии задолго до 17-го века существовало осетинское княжество – Ксанское эриставство, а территория республики усеяна древними родовыми башнями), в глаза бросается иезуитский характер заявления, подводящего к мысли, что под лозунгами восстановления целостности границ Грузии допустимо уничтожение и изгнание негрузинского населения. Грузинское духовенство, наряду с культуртрегерами от грузинской «науки», пропагандирует духовную отсталость осетин, объявляет их полуязыческим народом, нуждающимся в грузинском просвещении.

В Южной Осетии в настоящее время существует киприанитская т. наз. Аланская Епархия. РПЦ МП в лице североосетинского благочинного, протоиерея Владимира Самойленко, поддерживая корпоративные интересы «мирового православия» и, фактически, геноцидарные устремления ГПЦ, охарактеризовало свое отношение к указанной епархии словами: «Аланской Епархии нет». При этом, не желая портить отношения с ГПЦ, РПЦ МП отказалось вести какую-либо деятельность на территории Южной Осетии. Таким образом, в стране образовалось пространство, свободное от новообрядческого официоза.

В целом, из общения с осетинами у меня сложилось мнение, что уровень религиозности этого народа довольно высок. Древние традиции христианства, в частности, особое почитание св. Георгия, плотно вошли в быт простого народа и не были истреблены в годы грузинского геноцида и советского атеизма. Сознание у людей более традиционно, чем у основной массы русского народа, и менее поражено харизматическими язвами наподобие царебожничества, ИННофобии, старцемании, столь характерными для РПЦ МП. То есть отношение к религии, с одной стороны, достаточно трезвое, а с другой – довольно серьезное. При этом осетины любознательны и веротерпимы (особенно учитывая наличие среди них особого мусульманского субэтноса – дигорцев, а также их тесные связи с другими кавказскими народами). Сочетание этих факторов, а также историческая неприязнь к никониянам-грузинам, как мне кажется, могли бы создать весьма благоприятную обстановку для проповеднической деятельности староверов в их среде. Но, к сожалению, с учетом фактической утраты традиций проповедничества и безынициативности старообрядческого духовенства и мирян, на это сложно рассчитывать. Тем более, что с признанием независимости Южной Осетии, в этой республике наверняка активизируется РПЦ МП.


Уставщик и церковный журналист Алексей Шишкин:

Почему члены Союза старообрядческих начётчиков начали обсуждение общественно-политических вопросов? Ведь среди многих современных верующих-старообрядцев распространено мнение, что христианам надо интересоваться только духовными вопросами?

На самом деле такое отношение является наследием советского атеистического времени, когда христиане были вытеснены за пределы общественной жизни. Но даже тогда это было полностью невозможно: вспомним антифашистские послания старообрядческого архиепископа Иринарха во время Великой Отечественной войны.

В священном Писании, книгах Ветхого Завета мы видим, что Божественное Откровение давалось людям не в дистиллированной обстановке «чистой» духовности, а в событиях реальной истории: войнах, этнических чистках, политических потрясениях, созиданиях и разрушениях царств, пленениях и переселениях целых народов и т. д.

В библейских книгах Исход, Левит, Числа, Второзаконие, книгах Царств ясно и многократно говорится, что общественные и военные события не являются хаотическими и случайными, а подвластны Божественной воле и служат для вразумления и наказания грешников, для обращения их к покаянию, а для упорных во зле являются заслуженным наказанием. Та же истина открывалась и ветхозаветным пророкам, которые за внешней чередой современных им, а отчасти и будущих политических событий, бедствий и войн прозревали их глубокий духовный смысл.

Во времена Нового Завета, великие мужи Церкви Христовой тоже активно реагировали на общественные события, если, например, они были связаны с угрозой православию, делу спасения христиан, их жизнью и благополучием.

Вспомним, что в Древней Руси именно иноки вели летописание, то есть следили за общественными, политическими и военными событиями и давали им христианскую оценку. Преподобный Сергий Радонежский, которого никто не упрекнет в пристрастии к мирскому, принимал участие в важных государственных делах своего времени и т. д.

Итак, постараемся понять, какой духовный смысл тех событий, которые начались военным нападением Грузии на Южную Осетию?

Сам по себе факт межэтнического конфликта и войны на Кавказе, где среди гор мало пригодной земли и столкновения за неё между племенами и народами велись всегда, не является удивительным. После распада Советского союза этот процесс возобновился, но раньше, в 90-е годы XX века, он не воспринимался как прямая угроза России.

Нынешнюю же грузино-осетинскую войны вся Россия восприняла как серьезнейшую опасность, которая грозит самому существованию страны. То, как сплотились власть, политики, деятели СМИ и просто большинство граждан, напоминает времена Великой Отечественной войны.

Вот как оценил события один из читателей газеты «Советская Россия» 09/08/2008:

«Сегодня, 8 августа 2008 г., началась Третья Мировая война. Не Грузия напала на Южную Осетию, а США напали на Россию. Мирная передышка кончилась...»

(http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3598).

Если это так, то почему же Америка напала на Россию?

Мы все понимаем, что цель американской политики - мировое господство, устранение с международной арены России и доступ к её природным богатствам. Но почему Америка стала добиваться своих целей относительно России военным путём? Ведь и мирными средствами неплохо получалось.

Когда-то, во времена Святой Руси, Россия считала себя Третьим Римом, а смысл своего существования видела в сохранении и проповеди православной веры среди апостасийного мира последних времён. Но во время церковных реформ Никона-Алексея Михайловича и завершивших их преобразований Петра I вся Россия, кроме староверов, отреклась от своего предназначения, предала своих предков и свою историю. Возобладало безудержное «западничество».

Только в советскую эпоху была сделана попытка противостояния Западу, его страшной, бесчеловечной торгашеской цивилизации, объединенить против нового Вавилона многие не желающие его принимать страны и народы. Это было созвучно глубинному, интуитивно осознаваемому предназначению России и русского народа. Но, поскольку всё основывалось на ложной марксистской идеологии, то стало зданием, построенном на песке (Матф.7:26).

После разочарования в марксизме и так называемой перестройки возобладало безудержное «западничество», Россия стремилась полностью встроиться в «мировое сообщество». На уровне политическом это проявлялось в стремлении стать членом «Большой восьмерки», Евросоюза, быть союзником НАТО. На уровне экономическом – стремлением вступить во Всемирную торговую организацию. На уровне идеологическом – признание приоритете западных «общечеловеческих ценностей» с их антихристианским пафосом и культом индивидуализма, различных страстей, пороков и извращений. На уровне религиозном – продолжение начатого ещё в советское время участия в международном экуменическом движении. Короче, последние двадцать лет Россия активно встраивалась в то, что называется «глобализм», «новый мировой порядок».

Экономика стала носить сырьевой, экспортный характер, и существовали влиятельные круги в России, прямо заинтересованные в таком положении дел.

Поскольку всё это делалось, прежде всего, в интересах «нового мирового порядка», то для России и русского народа такое положение дел было губительным. Русский народ потерял смысл существования, погибал от безысходности, разврата, пьянства и наркомании, уничтожал своих детей - своё будущее посредством абортов и т. д. Это вполне устраивало «глобалистов», которые прямо говорили, что население «сырьевой» России надо сократить в несколько раз.

Конечно, не все в России были с этим согласны. Многие политики, публицисты, деятели культуры понимали пагубность такого пути и старались объяснить это обществу.

Среди верующих-новообрядцев многими все эти события воспринимались как апокалиптические, как новое построение Вавилонской башни, царства антихриста, а неприятие «глобализма» проявлялось в «низовом», народном отрицании экуменизма, движении против ИНН и т. д., хотя, конечно, зачастую было истеричным и духовно нетрезвым.

К сожалению, староверие, раньше очень чуткое к апокалиптическим событиям и явлениям, в это трагическое время отмолчалось, осталось в стороне, «страха ради иудейска» (Иоан.20:19), не сделало попытку дать трезвую духовную оценку происходящего.

То, что «железная пята» «нового мирового порядка» представляет большую угрозу, со временем стало осознаваться и видными государственными деятелями России. На высшем уровне стала высказываться критика в адрес Запада и Америки, приниматься реальные шаги по укреплению государства. Но в целом Россия продолжала быть частью «мирового сообщества» и следовать тем пагубным курсом, который установился в 90-е годы, то есть, по-прежнему вымирать. Цепи, приковавшие Россию к «новому мировому порядку», были слишком крепкие.

Итак, почему Америке и Западу потребовалось устраивать, пусть пока и через своих сателлитов, военную агрессию против России? Ведь лет через пятнадцать деградация государства в России и вымирание населения приняли бы необратимый характер, и «глобалисты» достигли бы своих целей без войны.

Можно предположить, что резкое обострение мировой обстановки не оставило Америке времени для этого. Мировой финансовый кризис, грозящий разрушить паразитическую «виртуальную» экономику Запада и США, а так же стремительное усиление стремящегося стать мировым лидером Китая ставят под угрозу все планы глобалистов. Возможно, что в этих условиях «архитекторами» «нового мирового порядка» принято решение – военная агрессия против России и установление прямого контроля над её ресурсами. Конечно, на этот шаг они при более бы спокойной обстановке не пошли.

В пользу такого предположения говорит та решимость, с которой руководство России пошло на острое противостояние с Западом, хотя вплоть до недавнего времени продолжалась политика вхождения в «общеевропейский дом». Похоже на то, что те сведения относительно планов и намерений Запада, которыми располагают высшие лица государства, не оставляют больше никаких надежд и иллюзий.

Кроме того, нельзя забывать иррациональную, не поддающуюся разумному объяснению ненависть элит Запада к России, которая когда-то провозгласила себя последним оплотом православия в мире.

Военная и политическая поддержка Россией осетин в грузино-осетинском конфликте внешне выглядит, как незначительное событие. Но в данной ситуации это решение историческое, глобальное.

Настоящее, глубинное значение происшедшего в том, что Россия с удивительным, давно не наблюдаемым единодушием заявила о своём выходе из построения «нового мирового порядка», отказалась от дальнейшего участия в создании царства антихриста.

Конечно, для значительной части «элиты» этот выход не добровольный, а вынужденный. Эти круги решились на это лишь после того, как поняли то, что стало давно уже ясно многим «простым» людям - в «глобальном обществе» их ждет только роль ритуальной жертвы.

Но, в любом случае, принятое Россией решение очень серьёзно и будет иметь далеко идущие последствия.

Итак, если впереди противостояние «новому мировому порядку», то что это значит для всех и каждого из нас?

Я думаю, что впереди нас ждут серьёзные исторические вызовы и испытания, но одновременно открываются такие горизонты и возможности, которых не было в бывшей до сих пор действительности.

Начать надо с того, что переходим не от состояния мира к состоянию войны, а от состояния войны скрытой, ведущейся с помощью «организационного оружия» к войне явной. В этих условиях России воевать и побеждать гораздо привычней. Во всяком случае, только после прямой агрессии очень многие проснулись и осознали угрозу.

Какой враг будет нам противостоять?

Нашим врагом будут силы, сознательно строящие царство антихриста, новый, усовершенствованный фашизм, на основе которого объединятся Америка и Запад. Ведь, по своей сути, фашизм – это возвращенное в историю новое язычество, оккультный сатанизм. А расизм, деление людей на господ-«человеков» и рабов-«недочеловеков» логично вытекает из самой сути языческого мировоззрения. Можно сказать, что Гитлер опередил своё время, но за прошедшие полвека Запад вполне дозрел до тотального принятия фашистской идеологии. Отказ от христианских нравственных ценностей на Западе, «сексуальная» и «наркотическая» революции, мода на восточный оккультизм, неоязыческую идеологию «Нью-Эйдж» («Новая эра») идейно подготовили возвращение фашизма, а попытки реабилитировать эсесовцев в странах Балтии и на Украине являются первыми шагами и политического возвращения фашизма, даже если он будет называться как-то по-другому.

Геноцид со стороны албанцев по отношению к мирному сербскому населению, так же как и геноцид грузинской армии по отношению к населению Южной Осетии и упорное нежелание Запада это осудить показывают облик этого нового надвигающегося фашизма.

Если Россия откажется участвовать в строительстве новой Вавилонской башни, её ждут серьезные военные и общественные испытания.

Чтобы устоять в них, России предстоит глубокое изменение всей жизни, общественной идеологии, ценностей и устремлений. Длящаяся более трехсот лет эпоха «западничества», которая чуть не привела нас к полной гибели, должна быть окончена. Перед всем обществом должна стать задача возвращения к истинному, неискажённому православию, традиционным русским историческим и культурным ценностям, заветам наших святых и благочестивых предков.

Конечно, это не может произойти легко и быстро. Исторические процессы, людская психология имеют немалую инерцию. В обществе должны неизбежно начаться широкое обсуждение вопросов, какие из исторических традиций России должны быть возрождены, какая эпоха в наибольшей степени выражает призвание русского народа, какое православие можно считать истинным и т. д.

И тут перед староверием встанет очень важная задача – принять участие в этих общественных дискуссиях и довести до людей свою точку зрения на причины удаления России от Бога и всех последующих бедствий. Мы сами должны выйти из «дремлющего», «бытового», «потомственного» состояния, начать усердно усваивать духовное и культурное богатство древлеправославия, и быть готовыми к тому, чтобы поделиться им со всеми «алчущими и жаждущими правды» (Матф.5:6). Может быть, то, чем жили великие подвижники вселенского и русского православия, великие мученики, исповедники и учителя староверия, во времена последнего пробуждения и покаяния окажется востребовано многими.

Речь, конечно, не может идти о прямом возвращении, например, в XVII век. Должна строиться современная жизнь, но на правильных, угодных Богу основаниях, учитывающая опыт многих поколений наших предков.

Причём, интерес к истинному православию может возникнуть не только у нас в стране.

Попытка России выйти из «нового мирового порядка» неизбежно привлечёт к ней горячие симпатии многих стран и народов. И если при этом хотя бы какая-то часть русского народа пожелает всерьёз воспринять дониконовское, истинное православие, то «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Матф.5:14), «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Матф.5:15). Может быть, Богу будет угодно, что бы явилось и вселенское значение нашей древлеправославной веры.

Будет так, или не будет, зависит от Бога и от способности людей покаяться, исправить свою жизнь. Вспомним Ниневию, для которой Бог отсрочил неминуемую гибель после принесённого людьми покаяния (Иона 3:4-10).

Но независимо от того, будет историческая отсрочка конца времён для покаяния или Страшный Суд грядёт вскоре, мы не должны дремать, а нам надо, подобно евангельским девам, держать зажжённые светильники в руках (Мф. 25:1-13).

Продолжение следует...