Хорошо бы анафематствовать разбойнические московские Соборы XVII века
"Портал-Сredo.Ru": С точки зрения Истинного Православия, или, как его иногда называют в религиоведческом обиходе, "альтернативного" Православия, что разделяет ИПЦ и старообрядчество?
Игумен Григорий: На мой взгляд, старообрядцы-поповцы не являются отступившими от Церкви сообществами. Лично мне представляется, что они являются частью Истинной Церкви. Поскольку их отделение произошло вследствие антиканонических действий церковных властей и особенно поместных Соборов 1666-67 годов, среди решений которых имеются прямо еретические, не говоря о просто безумных, - то они и не образовывали раскола.
Игумен Григорий: На мой взгляд, старообрядцы-поповцы не являются отступившими от Церкви сообществами. Лично мне представляется, что они являются частью Истинной Церкви. Поскольку их отделение произошло вследствие антиканонических действий церковных властей и особенно поместных Соборов 1666-67 годов, среди решений которых имеются прямо еретические, не говоря о просто безумных, - то они и не образовывали раскола.
Да и само разделение было условным. Да, я понимаю, что старообрядцы
думают иначе, но я тут излагаю не их точку зрения, а мое собственное
представление о том, что происходило на самом деле. В этом я могу
ошибаться, но прниципиальной для меня позицией является выяснение того,
что происходило с Церковью, а не того, что об этом думали те или иные
деятели.
Поэтому я не скрою, что отношусь очень скептически (чтобы не сказать "с юмором") ко всем старообрядческим теориям относительно происхождения у них священства. Я считаю, что их священство - это просто обычное священство Православной Церкви, восходящее у обеих поповских иерархий к тому времени, когда "мировое православие" еще не было заражено ересью экуменизма.
Поэтому единственный реальный барьер к нашему общению со старообрядцами-поповцами - их собственная приверженность старообрядческой субкультуре, то есть их обрядоверие.
Но этот барьер весьма существенный, и не только потому, что он не допускает самих старообрядцев к общению с "никониянами" (даже если мы анафематствуем разбойнические московские Соборы XVII века, что было бы хорошо сделать и для нас самих, безотносительно к старообрядцам). За приверженностью к особенной субкультуре у старообрядцев культивируется своеобразная аскетика. Не хочу ее обсуждать подробно, а просто замечу, что мне она кажется чрезвычайно болезненной. И самое в ней плохое - вовсе не миссионерская бесперспективность (тут как раз все не так плохо: идея субкультурного гетто всегда будет находить спрос, хотя и не особо широкий), а ее почти сознательный разрыв с аскетикой византийских отцов. Их предание заменяется преданиями эпохи "Домостроя", то есть московского изоляционизма XVI века, да еще и с наложением западно-русских (католических и униатских) влияний первой половины XVII века.
Общаясь со старообрядчеством, нужно понимать, что Святой Руси XIV-XV веков, Феофана Грека и Нила Сорского, мы не увидим. Старообрядчество консервирует церковную культуру тех, кто сначала эту Святую Русь разрушал, а потом сам же и напоролся на то, за что боролся.
Поэтому я не скрою, что отношусь очень скептически (чтобы не сказать "с юмором") ко всем старообрядческим теориям относительно происхождения у них священства. Я считаю, что их священство - это просто обычное священство Православной Церкви, восходящее у обеих поповских иерархий к тому времени, когда "мировое православие" еще не было заражено ересью экуменизма.
Поэтому единственный реальный барьер к нашему общению со старообрядцами-поповцами - их собственная приверженность старообрядческой субкультуре, то есть их обрядоверие.
Но этот барьер весьма существенный, и не только потому, что он не допускает самих старообрядцев к общению с "никониянами" (даже если мы анафематствуем разбойнические московские Соборы XVII века, что было бы хорошо сделать и для нас самих, безотносительно к старообрядцам). За приверженностью к особенной субкультуре у старообрядцев культивируется своеобразная аскетика. Не хочу ее обсуждать подробно, а просто замечу, что мне она кажется чрезвычайно болезненной. И самое в ней плохое - вовсе не миссионерская бесперспективность (тут как раз все не так плохо: идея субкультурного гетто всегда будет находить спрос, хотя и не особо широкий), а ее почти сознательный разрыв с аскетикой византийских отцов. Их предание заменяется преданиями эпохи "Домостроя", то есть московского изоляционизма XVI века, да еще и с наложением западно-русских (католических и униатских) влияний первой половины XVII века.
Общаясь со старообрядчеством, нужно понимать, что Святой Руси XIV-XV веков, Феофана Грека и Нила Сорского, мы не увидим. Старообрядчество консервирует церковную культуру тех, кто сначала эту Святую Русь разрушал, а потом сам же и напоролся на то, за что боролся.
- Согласны ли Вы с утверждением, что Патриарх Александр начал
Богословский диалог с греками-старостильниками потому, что ему не
хватает "внутренней легитимации" в России - как в старообрядческой
среде, так и со стороны РПЦ МП?
- Пожалуй, не согласен.
"Легитимация" в среде его собственной
юисдикции зависит от куда более "посюсторонних" благотворителей,
нежели от "потусторонних" греков.
Что касается РПЦ МП, то, скорее, Патриарх Александр все время стремится уйти из-под ее опеки. Пока что наиболее резким его шагом в этом направлении было принятие патриаршего сана в 2002 году. Устновление общения с греками-старостильниками, причем, совершенно неважно, какой именно юрисдикции (то есть важно, но не по догматическим и не каноническим критериям), - это еще один способ резкого противопоставления РДЦ и РПЦ МП.
Мне кажется, что основной порыв Патриарха Александра - именно "эмансипационный". Еще неизвестно, что там удастся установить с греками, но уже и сами поездки такого рода - прекрасная возможность пофрондировать.
Что касается РПЦ МП, то, скорее, Патриарх Александр все время стремится уйти из-под ее опеки. Пока что наиболее резким его шагом в этом направлении было принятие патриаршего сана в 2002 году. Устновление общения с греками-старостильниками, причем, совершенно неважно, какой именно юрисдикции (то есть важно, но не по догматическим и не каноническим критериям), - это еще один способ резкого противопоставления РДЦ и РПЦ МП.
Мне кажется, что основной порыв Патриарха Александра - именно "эмансипационный". Еще неизвестно, что там удастся установить с греками, но уже и сами поездки такого рода - прекрасная возможность пофрондировать.
- Предполагаете ли Вы включение, со временем, в процесс "собирания
осколков" Русского Православия, которым сейчас занимаются
преимущественно "ветви" распавшейся РПЦЗ, и старообрядческих согласий?
- В случае успеха объединительных процессов между нашими "осколками" такое мне кажется вполне возможным, но не для всего поповского старообрядчества, а только его меньшинства, по мере разрыва этого меньшинства со старообрядческим официозом. Что же касается официоза, то он уже и сейчас управляется из РПЦ МП, и в дальнейшем это, по-моему, должно сохраниться.
C настоятелем храма св. преподобномуч. Елисаветы Федоровны
(Санкт-Петербург, РПАЦ)
игуменом ГРИГОРИЕМ (Лурье)
(Санкт-Петербург, РПАЦ)
игуменом ГРИГОРИЕМ (Лурье)
беседовал Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"
"Портал-Credo.Ru"