В последнее время в старообрядческом согласии, именующем себя «Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии» возникли большие разногласия, которые привели к разделению согласия на две группы. Каждая из них проводит свои независимые соборы, составляет воззвания, и в этом всём нелегко становиться разобраться. Читатели портала «Современное Древлеправославие» просят рассказать подробнее, почему произошло разделение, чем различается учение этих групп, их отношение к РПСЦ.
Религиозное объединение, именующееся «Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии» (в дальнейшем ДЦХ БИ) было создано христианами, ранее входившими в состав Русской Православной Старообрядческой Церкви. Произошло это на соборе ДЦХ БИ, который состоялся в Москве 22-23 ноября 2007 года. Среди участников этого собора были: епископ Герман (Савельев), протоиерей ДЦХ БИ Елисей Елисеев, иерей Георгий Иванов, иерей Константин Лунёв, иерей Александр Черногор, инок Алимпий (Вербицкий), Дмитрий Барановский, Леонид Якушев, Александр Ванчев, Геннадий Грезнев и другие.

Причиной отделения было несогласие с рядом решений Освященного Собора РПСЦ, прошедшего в Москве 16-19 октября 2007 года, прежде всего, с п. 4.1 «<…>Освященный Собор не нашел в деяниях митрополита (ред. - Корнилия) действий, подлежащих каноническим прещениям». Это решение участники собора ДЦХ БИ определили как «вероотступничество», заявили «об отпадении от Церкви Христовой участников собора РПсЦ 2007 года, по причине отступничества большинства соборян от православного предания». На основании этого они определили РПСЦ как ересь 3-го чина (церковный раздор) и разорвали с ней каноническое общение, «не желая участвовать в беззакониях и погибели человеческих душ».

ДЦХ БИ создали независимую от РПСЦ церковную организацию, которую возглавил еп. Герман (Савельев). В неё входили несколько общин на Дальнем Востоке Восточной Сибири, общины в г. Клинцы Брянской обл., с. Селезнёво Рязанской обл., а так же была группа последователей в Москве и Подмосковье.

В середине декабря (?) 2007 года в Суходоле еп. Герман совершил рукоположение еп. Внифантия, бывшего пономаря Виктора Смольникова, в епископа Дальневосточной епархии ДЦХ БИ. По словам членов ДЦХ БИ, эта епископская хиротония была вызвана чрезвычайными обстоятельствами ввиду угрозы применения административного ресурса и силы со стороны Московской Митрополии РПСЦ.

После состоявшейся 27-28 августа 2008 года в Белой Кринице трехсторонней встречи представителей Московской митрополии РПСЦ, Белокриницкой митрополии всех Древлеправославных христиан и представителей ДЦХ БИ внутри самой ДЦХ БИ возникли острые разногласия, приведшие к разделению этого согласия на две группы. Как оказалось впоследствии, делегация ДЦХ БИ в Белой Кринице состояла из представителей так называемого «умеренного крыла» ДЦХ которым представлялось, что вина за раздор лежит лично на митрополите Корнилии и решении Освященного собора 2007 года оправдавшего его неблагочестивые действия.

Другая же часть ДЦХ БИ придерживалась несколько иной точки зрения. Ее представители полагают, что данном случае важны не столько личные поступки митрополита сколько отношение руководство РПСЦ к экуменизму и инославию. Так инок Алимпий (Вербицкий) стал лидером тех, кто считает безусловно правильными решения собора ДЦХ БИ в Москве 22-23 ноября 2007 года и продолжают считать РПСЦ ересью 3-го чина. Они подвергли сомнению результаты переговоров в Белой Кринице на том основании, что «о еретичности РПсЦ ни тогда, ни позже не прозвучало ни слова», обвинили участников переговоров в «совершенно ином уповании». Факт отделения от некоторых своих бывших единомышленников и обвинение их в отступничестве был подтвержден радикальными сторонниками ДЦХ БИ в воззвании «Православные христиане, нас предали» от 5 сентября 2008 года, на соборе Московской епархии ДЦХ БИ в Мещерском скиту Рязанской области 24 сентября 2008 года, на первой сессии собора ДЦХ БИ в п. Шкотово Приморского края 3-5 октября 2008 года и на второй сессии собора ДЦХ БИ в с. Бусаево Рязанской обл. 13-16 октября 2008 года. На данный момент в этом уповании нет своего епископа, кандидатом в епископы выдвинут инок Алимпий (Вербицкий). Среди последователей данного согласия: иерей Константин Лунёв, иерей Сергий Боголюб, иерей Александр Черногор, Игорь Важенин, Геннадий Грезнев, Наталья Беляева, Евгения Сенченко и другие. В «Письме на Собор РПсЦ 2008 г.» они высказали убеждение, что разделение с РПСЦ может быть преодолено после анафематствования Собором РПСЦ никонианства, осуждения практических проявлений экуменизма в РПСЦ за последние годы, отмена неправомочных решений Церковного Суда РПСЦ и т. д.

От ДЦХ БИ фактически отделилась группа христиан, которые признали ошибочность провозглашения собором ДЦХ БИ 2007 года еретичности всей РПСЦ и создания своей особой конфессии. Свои взгляды они изложили в «Обращении к православным христианам, приостановившим общение с РПСЦ» от 9 сентября 2008 года, «Обращении к христианам ДЦХ БИ» от 18 сентября 2008 года, а так же в «Постановлении Освященного Собора ДЦХ БИ» от 23 октября 2008 года. Собственно, на этом соборе они заявили об упразднении самоназвания своей группы как ДЦХ БИ и стали определять себя как христиане РПСЦ, приостановившие общение. Данный собор заявил, что недопустимо считать участников собора РПСЦ 2007 года отпавшими от Церкви Христовой. Последователями данного упования или лучше сказать движения являются: епископ Внифантий (Смольников), протоиерей Елисей Елисеев, протоиерей Георгий Иванов, протоиерей Никола Спижевой, иерей Виктор Иванов, инок Даниил (Барановский), Леонид Якушев и другие (священные степени приводятся в соответствии с тем, как они признаются представителями этих упований). Правильнее было бы данное согласие называть, например, «непоминающие во главе с еп. Внифантием». Они в «Обращении» от 9 сентября 2008 года заявили, что восстановление общения с РПСЦ возможно после отмены п. 4.1 решений Собора РПСЦ от 2007 года («<…>Собор не нашел в деяниях митрополита Корнилия действий, подлежащих каноническим прещениям», снятие наложенных Собором 2007 года прещений и устранение накопившихся за последние годы в жизни РПСЦ нарушений дисциплинарно – канонических правил.

Несмотря на некоторые идейные разногласия, возможность примирения с РПСЦ обе группы видят почти одинаково.

Вместе с тем общественное и каноническое положение последней групп христиан не вполне понятно. Если ДЦХ БИ не имеет никакого молитвенного общения с РПСЦ, обладает собственным каноническим полем и не признает никаких современных решений РПСЦ, то группа «непоминающих» пока не разъяснила свое нынешнее каноническое отношения с РПСЦ. Например, неясно признают ли «непоминающие» канонические прещения, вынесенные Собором 2007 года и Архиерейскими Судами 2007–2008 годов. Напомним, что среди этих решений есть извержение из сана еп. Германа, протоиерей Елисея Елисеева, иерея Георгия Иванова и отказ в признании архиерейской хиротонии уставщика Виктора Смольникова. Так же непонятно признают ли «непоминающие» хиротонии, передвижения по епископским кафедрам и прочие церковно-канонические действия сделанным еще в лоне единой ДЦХ БИ. Ведь именно в ДЦХ БИ была совершена хиротония еп. Внифантия на Дальневосточную епархию ДЦХ БИ.

Редакция портала "Современное Древлеправославие"