От редакции

Пришло сообщение о неожиданной смерти первоиерарха РПЦ МП патриарха Алексия II (хотя смерть всегда неожиданна).

Религиозное сообщество, к которому он принадлежал, с нашей точки зрения, не является истинной православной Церковью Христовой.

Справедливость требует отметить положительные стороны в жизни и деятельности Алексия II. Это – искренняя вера с детства, связь с традициями старой, досоветской России, желание посвятить себя служению Богу. Можно вспомнить, что в хрущевские времена молодой епископ Таллиннский и Эстонский Алексий, в отличии от многих своих собратьев, препятствовал закрытию храмов и монастырей своей епархии.


После падения коммунизма он очень много потрудился для возрастания и укрепления своей конфессии: бесчисленные поездки, богослужения, решения вопросов с государственными деятелями и т. д.

Могла ли эта деятельность послужить началом для действительного возвращения России к православию? Наверное, могла бы, если бы она сопровождалась нравственным РПЦ очищением, осознанием и исправлением многочисленных отступлений от истинного православия, имевших место в синодальный и советский период. На этом пути могла появиться и возможность для подлинного, содержательного диалога со староверием.

Но, к сожалению, этого не произошло, и не произошло православного возрождения в России, хотя она вся покрылась храмами.

Вместо этого все стали свидетелями противоестественной «симфонии» господствующей церкви с антихристианским, по своей сути, общественным порядком, временами напоминающем то ли Содом и Гоморру, то ли мир последних времён.

Эта «симфония» стала причиной многих действий и поступков преставившегося патриарха Алексия II, которые стали большим соблазном для людей, алчущих и жаждущих правды (Матф.5:6).

Поэтому разговор о негативных сторонах установившейся в России системы церковно-общественных отношений, находящих видимое проявления в деятельности покойного патриарха Алексия II совершенно необходим, тем более, что эта система нацелена на поглощение альтернативных ей православных сообществ, в том числе и староверов. «Имя Патриарха Алексия символизировало саму Русскую Православную Церковь» - приходится слышать в эти дни, и это действительно так. «Пишут: А о покойниках или хорошо, либо ничего... Ну а почему тогда в отношение Гитлера или Никона с Ельциным этот принцип не работает? Святейший - это историческая личность, ответственная за ключевой момент эпохи».

«Да, если писать обобщенный образ, политический портрет ельцинизма, то там помимо черт бандитской ряшки, ЕБНа, Черномордина, Гайдара, Грачева, Немцова, Коржа, Чубайса, Козырева, Сатарова, Старовойтовой, Дьяченки и Юмашева и шнобеля олигарха, а так же и усов Михалка и кепки Лужка, без-условно отразятся черты и Алексия Михайловича II (Редигера)» .

По материалам "Независимого старообрядческого форума"

Предлагаем выдержки из некоторых публикаций, представляющие, на наш взгляд, интерес.


Сообщения о смерти

Слишком много "почему"

В пятницу, 5 декабря 2008 г., около 12.00 по московскому времени, российские информационные агентства сообщили о кончине Московского Патриарха Алексия ІІ (Редигера). "Святейший Патриарх скончался в своей резиденции в Переделкино час - полтора часа назад" то есть около 10.30 – 11.00 по московскому времени, - заявил "Интерфакс-Религия" глава пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский.

Однако спустя час – в 13.00 мск та же пресс-служба распространяет более краткое сообщение: "На 80-м году жизни скончался Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 6 декабря в Патриаршей резиденции в Переделкине состоится заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором будет избран Местоблюститель Патриаршего Престола, а также определены время и место отпевания Святейшего Патриарха Алексия". Данное сообщение по-является на официальном сайте "Патриархия.RU", однако прочитать его станет возможным только спустя некоторое время – сайт не доступен. По словам сотрудников пресс-службы он подвергся хакерской атаке, хотя более вероятным объяснением было бы резко возросшее количество посетителей, желающих узнать официальную информацию.

В сообщении пресс-службы обращает на себя внимание тот факт, что в нем не указаны подробности упокоения Патриарха – место, время и причина. Зато сообщается о том, что заседание Синода, на котором будет избран Местоблюститель Патриаршего Престола, пройдет в Переделкино.

И тут начинаются странности.

В 15.20 мск "Интерфакс-Религия" сообщает: "Появившиеся в ряде СМИ версии о том, что Патриарх попал в ДТП, никоим образом не соответствуют действительности", - заявил журналистам в Москве представитель пресс-службы патриархии диакон Александр Волков. Он также сообщил, что причины смерти патриарха будут объявлены, скорее всего, сегодня вечером. По словам диакона А. Волкова, смерть патриарха наступила в пятницу около семи утра (выделено авт.).

Из этого сообщения узнаем следующее: есть версия, что Патриарх попал в ДТП (о ней, кстати, говорят источники в ОВЦС МП и правоохранительных органах), которую пресс-служба Московской Патриархии отвергает. Однако самое главное – оказывается, Патриарх скончался не около 10.30, а почти на 3,5 часа раньше, около семи.

Интересна и следующая подробность, о которой сообщает корреспондент РИА "Новости" в 12.04 мск: "Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл срочно покинул заседание Всемирного русского народного собора в Храме Христа Спасителя". <…>

В 20.06 мск на сайте того же РИА "Новости" появляется видеозапись интервью знакомого нам о. Вигилянского, который на вопрос корреспондента: "Во сколько скончался Владыка и кто его обнаружил?" отвечает буквально следующее: "Еще пока не известно (!), это тоже заседание комиссии (медицинской, о которой сказал отец ранее – авт.), комиссия должна вынести свое заключение, и тогда мы отдельно сообщим по этому поводу".

По признаку освещения запись сделана во второй половине дня, но не позже 16.00 – 16.30, когда уже смеркается. И после ее просмотра напрашиваются вопросы: - так когда же умер Патриарх: в 7.00, в 10.30-11.00 или "это сообщит комиссия"? - почему нет ответа на вопрос "кто обнаружил" усопшего? Может потому, что его обнаружил сотрудник Федеральной службы охраны? Или потому, что все таки произошло ДТП? В этой связи напрашивается еще один вопрос. Если Патриарх умер около 7.00, как утверждает диакон А.Волков, то почему, или даже – с какой целью не сообщили об этом митрополиту Кириллу? Вряд ли последний, зная о смерти Предстоятеля, направился бы на заседание Всемирного русского на-родного собора.<…>

И последние штрихи.

Алексий II только недавно вернулся из Германии, где прошел курс лечения. Все СМИ в один голос утверждают, что накануне, 4 декабря, он выглядел бодро, совершил богослужение в Кремле, а потом еще и молебен в Донском монастыре перед мощами святителя Тихона – своего предшественника. И вдруг – внезапная "сердечная недостаточность". Кстати – патриарху еще несколько лет назад был вживлен кардиостимулятор, повлиять на работу которого со стороны достаточно не сложно. Хватит мощного электромагнитного импульса.<…>

Что же в итоге?

Официально картина событий выглядит так: Патриарх скончался 5 декабря около 11.00 мск в своей резиденции Переделкино от сердечной недостаточности; 6 декабря там же, в Переделкино, под руководством митрополита Владимира (Котлярова) пройдет заседание Синода, призванное избрать Местоблюстителя.

С неофициальной картиной сложнее. Следуя ей Патриарх умер утром, около 7 часов, но об этом знал только узкий круг лиц, в том числе – сотрудники ФСО, немедленно сообщившие об этом "на верх". Прямая либо косвенная причина смерти: или ДТП, или внешнее воздействие на кардиостимулятор, вызвавшее "сердечную недостаточность".

В промежутке между 7.00 и 11.00 часами происходят консультации государственного руководства. Один из ключевых членов Синода и реальный, но не очень угодный власти, кандидат в Патриархи митрополит Кирилл узнает о смерти Патриарха практически одновременно со всеми – около 11.00. За это время уже могли произойти некие события, целью которых является достижение определенных результатов голосования в Синоде.<…>

Так или иначе, но не вооруженным глазом видно, что смерть Патриарха, ее время и причины, остаются окутанными тайной и интригами. И свои роли в этих интригах играют не только различные внутрицерковные партии, но и партии власти, стоящие значительно выше.

Владимир Сухенко,
политический обозреватель,

"УКРАИНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ", 6 декабря 2008 г.»1


«версия о том, что патриарха могли "убрать", имеет право на существование, особенно при возрастающей степени неадекватности фигур в борьбе за власть в период кризиса. Если она подтвердилась бы, то боле говорить о том, что такое РПЦ стало бы ни к чему. Тем не менее, пока этого не случилось...»2.


Отклики на смерть патриарха Алексия II

Президент Дмитрий Медведев: "Уже с первых дней своего патриаршества Алексий II стремился к преодолению трагического раскола Русской Право-славной Церкви и возрождению ее во всей полноте и величии. И в том, что такое воссоединение состоялось - его огромная личная заслуга»3.

«Имя Патриарха Алексия символизировало саму Русскую Православную Церковь, заявил председатель Совета Федерации Сергей Миронов»4.

Спикер Госдумы РФ Борис Грызлов: «"Время Патриарха Алексия II останется в истории страницей объединения разделенной до этого Русской Православной Церкви"5.

Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов сказал: «"С именем Алексия II связаны два выдающихся события: возрождение российского, да и мирового православия и воссоединение Русской Православной Церкви с Зарубежной"6.

«Лидер КПРФ Геннадий Зюганов высоко оценил роль Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в духовном оздоровлении российского общества, сообщает "Интерфакс-религия".

<…> Он также подчеркнул, что "бесценен" вклад Алексия II в "воссоединение" РПЦ МП с РПЦЗ(Л)»7.

«Дом Романовых скорбит в связи с кончиной Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Об этом заявил руководитель канцелярии главы Дома Романовых Великой княгини Марии Владимировны Александр Закатов.

"Это страшный удар для всех православных христиан. Императорская семья потеряла своего духовного отца и старшего мудрого друга", - сказал он.

"С Патриархом великую княгиню связывала глубокая дочерняя любовь. С самого начала, когда был жив отец великой княгини, Великий князь Владимир Кириллович, Патриарх Алексий II принял императорский дом, всегда его поддерживал молитвенно и мудрыми советами, - сказал Закатов. - На протяжении всех этих лет, когда члены императорского дома могли бывать на родине, Патриарх был первым человеком, к которому обращались за советом и поддержкой"»8.

Телеканал «Вести»: «Патриаршество Алексия было отмечено многими важными событиями: был упразднен Поместный собор, устойчиво росло количество приходов, монастырей, духовных учебных заведений. И, главное, был подписан Акт о каноническом общении с Русской Православной Церковью Зарубежом»9.

«Значительная часть российского общества, воцерковившаяся (или считающая, что она воцерковилась) именно в эпоху 18-летнего патриаршества Алексия II, восприняла его смерть как личную трагедию. Знаменитая российская "вертикаль", знаменующая установление в стране долгожданного порядка, но также и восстановление "связи времен", оказывается без Патриарха не просто неполной. Она оказывается десакрализованной, лишенной Высшего благословения и Высшего присутствия, которое, так или иначе, у многих из нас ассоциировалось именно с белым, расшитым золотыми херувимами патриаршим куколем. <…>

Алексий Второй явным образом сообщал российскому обществу ту самую "связь времен", без которой "вертикаль" становится шаткой и неубедительной (ее ведь в любой момент можно спросить: "А откуда ты, собственно, взялась<…>

Воцерковившаяся власть отдавала дань Патриарху не столько за его личные заслуги, сколько за ту символическую роль, которую играет олицетворяемая Патриархом "базисная структура общества" - РПЦ МП - для самой власти. Патриаршее благословение было источником "реальной легитимности" Кремля, потому что прописанные в законе источники легитимности – свободные и прозрачные выборы, равноправная политическая конкуренция, свобода слова и совести, интеграция в международные институты, разделение властей, честная конкурентная экономика и многое в этом роде – у Кремля практически отсутствовали. <…>

В день скоропостижной кончины Патриарха, разумеется, мы далеки от мыс-ли выставлять какие-то счеты и анализировать недостатки почившего. Сейчас мы говорим не о его недостатках, а о тех правилах игры, по которым жила РПЦ МП последние годы, заложником, а, может, и жертвой которых, в конечном счете, и стал Патриарх. В данном случае правильнее говорить не о том, что "личность определяла эпоху", а о том, что эпоха формировала личность, в том числе на самом высоком уровне ее функционирования. <…> Эпоху Патриарха Алексия II будущие историки свяжут, в первую очередь, с бурным внешним, количественным ростом РПЦ МП (число приходов увеличилось вчетверо, а монастырей – и вовсе почти в 30 раз!), с появлением новой модели церковно-государственной симфонии в светской по закону и криминальной по понятиям стране<…>.

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=67121&topic=616


«Между тем, председатель Комитета по свободе совести Национальной Ассамблеи Сергей Мозговой считает, что Алексий II не воспользовался своим шансом в истории. Об этом он рассказал Собкор®ru. "Когда в 1990 году Алексий II стал патриархом, было уникальное время в истории — время религиозного ренессанса, духовного подъема. В это время Русская православная церковь действительно могла стать нравственной основой для многих людей, сосредоточится на христианских ценностях — спасении, нравствен-ной жизни, исполнении заповедей. Вместо этого священноначалие РПЦ занялось активной политической деятельностью, стяжательством и клерикальной идеологизаций органов государственной власти, прежде всего силовых ведомств". Мозговой считает, что это привело к усилению ксенофобии, национализма и шовинизма в обществе.

"Что же касается "заслуг" патриарха в объединении церквей, то они принадлежат исключительно светским структурам, в частности президенту", - отметил он. Мозговой считает, что деятельность Алексия II, наоборот, привела церковь на грань раскола. "От РПЦ откалывается все больше канонических приходов — имеются проблемы с церквями в Эстонии, Латвии и на Украине. Показателен также случай с епископом Чукотским и Анадырским Диомидом".

В целом Мозговой отрицательно оценивает деятельность Алексия II за 18 лет его патриаршества как отрицательную. "Если рассматривать смерть патриарха с мистической точки зрения, то, мне кажется, его кончина станет началом конца режима, которому он служил"»10.

«Пишут: А о покойниках или хорошо, либо ничего...

Ну а почему тогда в отношение Гитлера или Никона с Ельцыным этот принцип не работает? Святейший - это историческая личность, ответственная за ключевой момент эпохи. Если Пимен, или там, Алексей I, это так, куклы на веревочках при устоявшемся режиме, то Святейший несет ответственность как минимум за несколько вещей:

1) Соучастие в геноциде Русского народа

2) Реставрацию синодальной историософии, культуры, взаимоотношений с властью

3) Обслугу мафиозно-олигархических кланов периода распада Российского государства<…>»11.


Видный общественный деятель

Вот что пишет Глеб Якунин: «Весьма знаменательна характеристика архиереев РПЦ, данная Советом по делам религий при Совмине СССР в отчете ЦК КПСС в 1978 году. Наиболее положительными для коммунистов являются те "архиереи, которые и на словах и на деле подтверждают не только лояльность, но и патриотичность к социалистическому обществу, реально сознают, что наше государство не заинтересовано в возвышении роли религии и церкви в обществе и, понимая это, не проявляют особенной активности в расширении влияния православия среди населения. К ним можно отнести: патриарха Пимена, митрополита Таллинского Алексия (нынешнего патриарха "всея Руси") митрополита Тульского Ювеналия (ныне митрополита Крутицкого и Коломенского), архиепископа Харьковского Никодима ..." Не удивительно, что незаконный арест, лишение гражданства и высылку из страны великого русского писателя А. И. Солженицына в 1974 году митрополит Алексий (Ридигер) назвал очень "гуманной" акцией советского правительства! Не удивительно, что именно Алексий сменил Пимена- на посту патриарха "всея Руси".

В том же 1974 году Алексий Ридигер, руководивший также и учебным комитетом РПЦ, усердствуя в услужении режиму, получил добро Совета по делам религий на введение новых "богословских" дисциплин в подведомственных ему духовных семинариях:

"Воспитание паствы в духе любви к Родине, советского патриотизма, честного, добросовестного отношения к труду на благо Отчизны - задача православного пастыря",

"Что такое советская Родина, советский гражданин".

Впечатляют одни только названия прочитанных в духовных семинариях по духовному почину рвавшегося к патриаршеству Алексия Ридигера лекций:

"В.И.Ленин и культурная революция",

"Коммунистическая мораль об отношении к труду и социалистической собственности",

"Воспитание нового человека - важнейшая задача коммунистического строительства"»12.

«Скромный архивариус Таллинского архива Юрью, разбирая завалы документации Совмина Эстонской ССР, натыкается на странный документ: "Отчет об агентурно-оперативной деятельности за 1958 год 4-го отдела КГБ при Совете министров ЭССР". С подзаголовком: "Состояние агентурно-оперативной работы по пресечению враждебной деятельности церковников и сектантов". (Папка "Сов. секретно". Эк. 2. Серия "К").

В отчете, доказывающем, что 4-й отдел не зря ел свой хлеб, - данные на не-сколько десятков агентов. Среди них разные люди, есть и служители церкви: лютеране, католики, православные.

Например, <…>агент "Дроздов", "1929 года рождения, священник право-славной церкви, с высшим образованием, кандидат богословия... Завербован 28 февраля 1958 года на патриотических чувствах для выявления и разработки антисоветского элемента из числа православного духовенства... При вербовке учитывалось в будущем (после закрепления на практической работе) выдвижение его через имеющиеся возможности на пост епископа Таллинского и Эстонского.

За период сотрудничества с органами КГБ "Дроздов" зарекомендовал себя с положительной стороны, в явках аккуратен, энергичный, общительный... К выполнению наших заданий относится с желанием и уже представил ряд заслуживающих внимания материалов, по которым проводится документация преступной деятельности члена правления Йыхвинской православной церкви.. После закрепления агента на практической работе... намечаем также использование его в наших интересах путем направления в капиталистические государства в составе церковных делегаций"»13.


Видный деятель экуменизма

«14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. <…> С 22 декабря 1964 года архиепископ Алексий назначается управляющим делами Московской Патриархии и становится постоянным членом Священного синода. На посту управляющего делами он пробыл до 20 июля 1986года. <…> 16 октября 1986 года. С 17 октября 1963 года по 1979 год архиепископ Алексий - член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.<…>

В составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального комитета ВСЦ (1961-1968); был президентом Всемирной конференции "Церковь и общество" (Женева, Швейцария, 1966); членом комиссии "Вера и устройство" ВСЦ (1964 - 1968). В качестве главы делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегацией Евангелической Церкви в Германии "Арнольдсхайн-II" (ФРГ, 1962), в богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР "Загорск-V" (Троице-Сергиева Лавра, 1984), в богословских собеседованиях с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии в Ленинграде и Пюхтицком монастыре (1989). Более четверти века митрополит Алексий посвящал свои труды деятельности Конференции Европейских Церквей (КЕЦ). С 1964 года митрополит Алексий - один из президентов (членов президиума) КЕЦ; на последующих генеральных ассамблеях переизбирался президентом. С 1971 года митрополит Алексий - вице-председатель Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. 26 марта 1987 года избран председателем Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. На VIII Генеральной ассамблее КЕЦ на Крите в 1979 году митрополит Алексий был основным докладчиком на тему "В силе Святого Духа - служить миру".

С 1972 года митрополит Алексий - член Совместного комитета КЕЦ и Совета Епископских Конференций Европы (СЕКЕ) Римско-Католической Церкви. 15-21 мая 1989 года в Базеле, Швейцария, митрополит Алексий был сопредседателем I Европейской экуменической ассамблеи на тему "Мир и справедливость", организованной КЕЦ и СЕКЕ. В сентябре 1992 года, на Х Генеральной ассамблее КЕЦ, истек срок полномочий Патриарха Алексия II в качестве председателя КЕЦ. Его Святейшество выступил на II Европейской экуменической ассамблее в Граце (Австрия) в 1997 году. Митрополит Алексий был инициатором и председателем четырех семинаров Церквей Советского Союза - членов КЕЦ и Церквей, поддерживающих сотрудничество с этой региональной христианской организацией. Семинары проходили в Успенском Пюхтицком женском монастыре в 1982, 1984, 1986 и 1989 годах. <…>

В качестве сопредседателя вошел в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000). По инициативе и при участии Святейшего Патриарха Алексия II состоялась межконфессиональная конференция "Христианская вера и человеческая вражда" (Москва, 1994). Святейший Патриарх председательствовал на конференции Христианского межконфессионального консультативного комитета ''Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8). "Христианство на пороге третьего тысячелетия" (1999); Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2000)»14.


Что служило соблазном?

Гульназ Сотникова возглавляет Благотворительный фонд примирения и согласия, где председателем попечительского совета является Патриарх15.

<…>Работала в коммерческих фирмах по импорту промтоваров, в компании "Тропос", торговавшей компьютерами и медицинским оборудованием. Затем создала туристическую фирму "Вертэкс-Тур".

В 1996 познакомилась с патриархом Алексием II. С тех пор работает в Фонде примирения и согласия (церковный фонд, созданный в 1997).

С 1993 на Г. Сотникову было заведено несколько уголовных дел, связанных с нарушением ею таможенных правил, контрабандой, финансовыми злоупотреблениями. Дела были закрыты либо по амнистии, либо по решению Государственного таможенного комитета РФ.<…>

Награждена орденом Св. княгини Ольги16.

Патриарх дает интервью в защиту С., называя обвинения против нее "злостной клеветой", которая "может посеять сомнения в сердца людей"17.

«Пожалуй, еще ни разу патриарх Алексий не защищал кого-либо публично и с такой страстью.<…>

«Полуофициальный американский бюллетень "Монитор российский ре-форм" Американского совета по внешней политике (Russia Reform Monitor, № 584, February 11, 1999) обвинил Гульназ Сотникову в причастности к экс-порту плаценты и других отходов от абортов, используемых в косметологи-ческой промышленности. Подтверждения этим данным нет, но сразу же по-сле этого фирма "Вертэкс" свернула свою медицинскую деятельность»18.

Публицист Михаил Назаров в 2007 году обращался к патриарху Алексию II: «Вас никто не заставляет сейчас благословлять преступников, разрушивших страну, вы ничем не рискуете, кроме своих мерседесов и резиденций. Просто вы прошли такой естественный отбор, что вас уже абсолютно не интересует вопиющее зло, среди которого вы живете. Вы принимаете пышные благомудрые резолюции "за мир и безопасность во сем мiре" на разных всемiрных "саммитах" и "соборах", но на самые пагубные преступления вокруг вас смотрите как на обыденщину - и сами пользуетесь их плодами. Приведу лишь один пример. Вернее повторю в который уж раз.

Посткоммунистическая РФ выбилась в мiровые лидеры в поставке за рубеж человечины, добываемой в целой индустрии поточного детоубийства абортируемых младенцев для получения материалов "фетальной терапии". Еще в 1993 году я обращался к главе ОВСЦ МП митрополиту Кириллу с просьбой остановить это вопиющее преступление, предоставил шокирующие фотографии западных корреспондентов. Последний раз призвал лично вас, отец Чаплин, на конференции по глобализации в 2005 году, где Вы сидели в первом ряду.

Но куда Вам остановить это преступление, если тканями из этих убитых младенцев омоложается не только Ельцин и многие члены правящего слоя, но и сам "Святейший"! (Мне сообщил об этом один уважаемый священник, которому я полностью доверяю, страшно удрученный таким открытием.) Неужели это правда и Русская Церковь дожила до таких страшных времен, когда ее первоиерарх не боится Бога, освящая своим саном поточное людоедское детоубийство? Можно ли к нему относиться как к православному человеку? И можно ли в таком случае его бюро благодатных услуг называть Церковью?»19.


Отношение к староверию

«05.08.2006 г. В субботу несколько тысяч жителей Саранска и паломников изо всех уголков России приняли участие в открытии памятника патриарху Никону в столице Мордовии. Как сообщает ИТАР-ТАСС, монумент освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вместе с главой Мордовии Николаем Меркушкиным он возложил цветы к постаменту и произнес несколько благодарственных слов, отдав дань одному из крупнейших в российской истории общественных и государственных деятелей»20.

«Ваше Высокопреосвященство, дорогие братья и сестры!

Сердечно рад обратиться ко всем Вам со словами приветствия в день открытия тематической выставки, посвященной жизни и трудам одного из величайших подвижников веры и благочестия XVIII столетия — святителя Димитрия, митрополита Ростовского.<…>

Вместе с тем, будучи «утвержден на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]», (Еф.2:20) и в полной мере приобщившись святоотеческой традиции, Ростовский Святитель немало потрудился на поприще благоустроения церковной жизни и противостояния гибельному и злотворному влиянию расколоучителей, тщившихся, как о том пророчески сказано в Писании, «прельстить, если возможно, и избранных». (Мф.24,24). Его известный труд: «Розыск о Брынской вере» стал своеобразным миссионерским катехизисом того времени и, обличив дух раскола, помог многим чадам Православной Церкви преодолеть искушение разделением»21.

«Синодальный период в истории Русской Православной Церкви долгое время - с легкой руки внецерковной псевдоисторической публицистики - считался чуть ли не временем упадка Церкви. При рассмотрении церковной жизни во главу угла ставились взаимоотношения Церкви и государства, и фигура Обер-прокурора Святейшего Синода как государственного чиновника заслоняла святителей Иннокентия Иркутского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, преподобных Серафима Саровского, Германа Аляскинского, святых праведных Иоанна Кронштадтского, Ксению Петербургскую и многих других угодников Божиих»22.

«На прошлых Епархиальных собраниях уже говорилось о соблазнах и искушениях, идущих с разных сторон. Имеются в виду проблемы, возникающие в результате деятельности как безудержных "прогрессистов", реформаторов-неообновленцев, так и закостенелых неоконсерваторов, неостарообрядцев, фанатично цепляющихся за старое, боящихся всего нового. На это последнее явление, которое можно было бы назвать тоталитарным неостарообрядчеством и которое не менее опасно и агрессивно, чем религиозный модернизм, хотелось бы еще раз обратить ваше внимание.

На основе анализа истории русского старообрядчества мы можем выделить некоторые характерные черты этого явления. Во-первых, это "канонизация" конкретного национального бытового уклада определенного времени – начала XVII века. В восприятии сторонников подобных идей эти и предшествующие времена святы, а все последующие века жизни Церкви определяются не Промыслом Божиим, а действием бесовских сил. Религиозная цель уже достигнута, она позади, впереди же все мрачно – время антихриста. Надо возвратиться назад, поскольку впереди цели нет. Второе Пришествие Спасителя воспринимается не как светлое и радостное событие встречи с Господом, а исключительно как переживание ужаса от предшествующего ему явления антихриста. Светлый рай только для тех, кто живет по укладу и традициям XVI или XVII века, для всех остальных – тартар.

Во-вторых, под покровом показного смирения и покорности горделиво присваивается исключительное право на обладание истиной. Проповедуется идея о том, что истина во всей полноте открыта только исповедующим старые обряды и традиции XVII века. Только они – наследники и верные истолкователи апостольского и святоотеческого Предания. Развитие и углубление его понимания невозможно. Не нужно никакой творческой активности, никакого поиска. Все уже предопределено. Эти идеи, характерные для старообрядчества, почти полностью восприняты его новыми последователями.

При таком подходе все рассуждения, диалоги, прения становятся неуместными, излишними. Путь к богословию, науке, культуре – закрыт. Консерваторы к ним глухи и слепы. Зато это прямая дорога к ересям, сектантству, непоправимой духовной катастрофе. Подобные взгляды ныне открыто проповедуют некоторые печатные издания, считающие себя поборниками истинного Православия"»23.

«РПЦ МП считает важным продолжать диалог со старообрядцами на благо народа, заявил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. "Преодоление последствий русского церковного раскола XVII века остается предметом нашего постоянного внимания", - пообещал Патриарх 24 июня в Москве на заседании Архиерейского Собора РПЦ МП, сообщает "Интерфакс-религия".

"В последнее время атмосфера наших взаимоотношений с основными старообрядческими согласиями существенно улучшилась. Проводятся регулярные встречи и консультации с предстоятелями и представителями старообрядческих согласий, делегации старообрядцев участвовали во многих церковно-общественных форумах. Все это способствует развитию добрых взаимоотношений, в том числе на местном уровне", - подчеркнул Алексий II.

Вместе с тем он признал, что еще встречаются "проявления нетерпимости". "После столь длительного разделения не всегда легко находить общий язык. Но стремиться к этому нужно на благо нашего народа, ради утверждения общих для нас ценностей православной традиции", - сказал предстоятель РПЦ МП.

Как отметил Патриарх, нельзя оставить без внимания и заботу о тех приверженцах древнерусских церковных обычаев, которые стремятся к церковному единству при сохранении привычных для них обрядов. "Таким верующим надо идти навстречу - для этого в Русской православной церкви имеются старообрядные приходы. И нет ничего вредного в стремлении глубже познать дух древнерусского литургического благочестия, не погрешая при этом против любви и единения в вере", - добавил Алексий II24.


Что может ожидать староверов в будущем

«"Объединение" РПЦЗ и РПЦ МП, которое ему ставят в главную заслугу, это чистый захват РПЦЗ, путем внедрения в среду последней агентов влияния Лубянки. Покончив с Зарубежной Церковью кэгэбешники, получившие абсолютную власть в России, теми же методами (засылка диверсионных групп) взялись за старообрядчество»25.

Из интервью прихожанки храма Большое Вознесение у Никитских ворот: «Светлана всегда удивлялась, по ее словам, "поразительному мужеству и внутренней уверенности Патриарха".

Она сама из старообрядческого рода и многое в РПЦ "поначалу не принимала", но однажды во сне увидела Алексия Второго как святого, держащего сияющий светом крест. По ее словам, если бы Русскую православную старообрядческую церковь и поныне возглавлял владыка Андриан (прежний предстоятель РПСЦ - Русская православная старообрядческая церковь) и святейший Патриарх Алексий был бы жив, то раскол 17 века был бы преодолен, "объединились бы, Господь судил иначе"»26.

«Просто следующий после Ридигера будет ещё хуже, и режим его будет ещё жёстче в первую очередь по отношению к старообрядцам. Старообрядчество, как вы видите, сейчас находится в расслабленном состоянии (посмотрите на позицию митрополии(ред. РПСЦ)»27.

«лично я не приветствую грубость и тем более, по отношению к смерти человека (любого человека), это не повод для сведения счетов и т. п. Другое дело - это ожидаемые действия митрополии (ред. РПСЦ), мы все знаем об их экуменических и даже пресмыкательских поползновения. Все с ужасом ждут, что по случаю смерти А. М. Ридигера выкинет эта организация, поэтому и такая чрезмерная реакция»28.

  1. //www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=67135&topic=616
  2. //www.portal-credo.ru/site/?act=news&type=forum&id=67102#lst
  3. //www.vesti.ru/doc.html?id=230275&cid=1
  4. //www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=67091&topic=616
  5. //www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=67111&topic=617
  6. //www.vesti.ru/doc.html?id=230244&tid=63973
  7. //www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=67115&topic=616
  8. //www.vesti.ru/doc.html?id=230254&tid=63973
  9. //www.vesti.ru/doc.html?id=230279&tid=63973
  10. //www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=67108&topic=617
  11. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002284-000-10001-0-1228507554
  12. Священник Глеб Якунин «Подлинный лик Московской Патриархии». Стр. 14.
  13. //www.compromat.ru/main/rpc/a.htm
  14. //www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=67095&topic=616
  15. //www.nomad.su/?a=8-200211290115
  16. //www.persons.ru/cgi/show.exe?Num=1338&Get=All&Item=
  17. //www.krotov.info/spravki/persons/21person/sotnikova.html
  18. //www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=76&c_id=9219
  19. Епископ Диомид. «за созыв поместного собора для сопротивления апостасии». М. 2007, стр. 133.
  20. //www.vesti.ru/doc.html?id=82983
  21. //www.patriarchia.ru/db/text/50919.html
  22. Предисловие патриарха Алексия II к книге «Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. “История Русской Церкви” книга первая». М. 1994, стр. 7.
  23. //www.religare.ru/analytics13320
  24. //www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=63522&topic=586
  25. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002284-000-10001-0-1228552212
  26. //rian.ru/trend/aleksii_patriarh_05122008/
  27. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002284-000-10001-0-1228552212
  28. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002284-000-10001-0-1228552212