Составлено по воспоминаниям знавших его людей и публикациям в Интернете.

«Родился в 1969 г. в Ленинграде. По окончании 8 классов советской школы поехал путешествовать по стране автостопом. Верующим осознал себя в 14 лет. В 16 лет принял крещение в МП РПЦ в Риге. С 17 до 20 лет занимался тяжелым роком. Проживал в основном в Питере»1...
Сегодня одновременный интерес к православию и тяжелому року кажется странным, но в те последние годы перед перестройкой и вера и рок-музыка воспринимались как альтернатива, как вызов общепринятому образу жизни. Александр Туинов рассказывал, как с друзьями ездил в Прибалтику, где ещё в советское время проводились рок-фестивали. «Это обычный маршрут хиппи. Его прошли тысячи людей моего поколения, прям под копирку все...».2 К сожалению, эту раздвоенность между православным и «хипповым», богемным образом жизни Александр Туинов, а впоследствии и инок Авив так и не смог преодолеть.

«Он увлекался т. н. тяж. роком (ну типа там "Блэк саббат", ранней "Металлики") и... "русским роком" (очень любил "Алису", например). О вкусах не спорят.

Очень любил Эволу (как писателя).

В политическом смысле нравились разные фашисты, типа дуче»3.

«С 90-93 год - послушник в Оптиной Пустыни.

В Оптиной много хиппов оседало, туда их в свое время о. Сергий (Рыбко) зазывал...»4.

Хотя впоследствии Александр Туинов критически относился к новообрядческой церкви в целом, и к монастырской жизни в частности, он, тем не менее, признавал, что в первые годы во вновь открытом монастыре Оптина Пустынь было немало искренних энтузиастов, стремящихся к подвижничеству и к возрождению православия на Руси. В частности, послушник Александр Туинов хорошо знал и даже был в дружеских отношениях с иноками, впоследствии убитыми сатанистом на Пасху 1993 года: иеромонахом Василием, иноком Трофимом и Ферапонтом.

В это время Александр Туинов приобретает известность, как иконописец. «Славный был иконописец. Зограф он был изрядный»5.

«Когда я с ним познакомился, в конце 90-х, он уже был зографом. Пожалуй, тут даже был расцвет его иконописного творчества Точно не знаю у кого он учился иконописи, но, думаю, что в Оптине, где он одно время жил. Там, наверное, и навык. Тогда там были неплохие зографы: так, например, о. Ипатий (говорю о нём не как о пастыре и человеке, а именно как зографе). Были, конечно, и не очень, например, брат владыки Евлогия (Смирнова) о. Вадим (ныне, в постриге Никон, в честь ересеначальника). Но, наверное, у лучших выучился»6.

«В 1994 г. женился»7. По рассказу самого Александра Туинова, мать его жены была бухгалтером монастыря Оптина Пустынь. Жена была тоже иконописцем, и помогала в работе. В брак родилось трое детей.

Как и у многих людей, глубоко прочувствовавших мир древнерусской иконы, у Александра Туинова появился интерес к староверию. «В 1997г. присоединился к Старообрядческой Церкви»8.

Ныне покойный первосвятитель РПСЦ митрополит Андриан (Четвергов) называл Александра Туинова одним из своих учителей в иконописи. «В дальнейшем я дополнил свои навыки от старообрядческих иконописцев Димитрия Барановского, инока Алимпия (Вербицкого), Александра Туинова»9.

Интересная подробность. Из тех иноков – иконописцев, которых м. Андриан называл своими учителями, один умер при странных обстоятельствах, а двое на сегодняшний момент отлучены от церковного общения.

Александр Туинов «в 2000 г. развелся»10. Жена с детьми возвратилась в новообрядческую церковь. Это печально обстоятельство было вызвано несколькими причинами.

Мать жены очень болезненно отнеслась к тому, что её дочь вслед за мужем ушла в старообрядчество. Её духовные наставники из РПЦ МП считали, что она должна сделать всё, что бы вернуть дочь из «раскола» в «православие», хотя бы ценой распада семьи.

С другой стороны, и сам Александр Туинов, у которого в это время нередко проявлялась характерная для русских мужчин слабость - выпивал, и который не оставил своих многих «хипповых» привычек, не был идеальным мужем.

Но некоторыми высказывалось мнение, что причины крушения семейной жизни Александра Туинова были более глубокие, подобное нередко случается с теми, кто пытается оставить первоначально избранный иноческий путь.

В 2001 году Александр Туинов опубликовал очень содержательную рецензию на книгу диакона Андрея Кураева «Вызов экуменизма», заявив о себе, как о глубоком и серьёзном начетчике11.

После пережитого Александр Туинов стал вновь задумываться о принятии иночества. Об этом свидетельствуют комментарии, оставленные им в 2002 году на одном из интернет-форумах. На вопрос о том, какой лучше выбирать путь – брак, монашество или схиму, он ответил: «Спрашивать такие вещи лучше не у духовника и не в монастыре даже, а у своей совести и искать ответ в святых книгах - тут вряд ли ошибетесь.

Схима кстати, и есть суть монашество. Малый же постриг есть обручение великому. К сожалению, в России сложилось неверное об этом предмете представление. Иначе дело обстоит на сегодняшний день у греков, они постригают в монастырях сразу в схиму. И это я считаю, правильно.

Смотрите правило поместного собора бывшего в Храме Софии Премудрости Божией №2. И толкование на сие правило Вальсамона»12.

«Инок Авив был пострижен в 2005 году митрополитом Андрианом»13.

Бывший тогда первоиерархом РПСЦ митрополит Андриан (Четвергов) желал возрождения в нашей Церкви иноческой жизни. Он постриг весной 2005 года Александра Туинова в иноки с именем Авив, а так же предпринимал меры по организации в Подмосковье, в селе Устьяново, при старообрядческом храме, общежительство иноков-иконописцев. К сожалению, по смерти владыки 10 августа 2005 года этим планам не суждено было сбыться.

Осенью этого же года автор этих строк вместе с иноком Авивом посетил иконописную школу при Московской духовной академии. В начале 90-х в Троице-Сергиевой лавре существовал иконописный кружок, и Александр Туинов был знаком со многими его участниками, некоторые из которых теперь стали преподавателями иконописной школы. Мы осмотрели учебные мастерские, инок Авив побеседовал со студентами на профессиональные темы, показав глубокое знание техники иконописания.

После этого инок Авив совершил путешествие в Восточную Сибирь, где у староверов, беспоповцев – часовенных и в наши дни существуют многолюдные монастыри, сохранилась живая, непрерывная иноческая традиция, а так же действуют иконописные мастерские. Оставил он там о себе впечатления очень противоречивые.

С одной стороны, он смог дать местным инокам – иконописцам ценные советы, оказать квалифицированную помощь в работе. «Как ни странно, но некоторым из часовенных: у них, как слыхал, долгое время в ходу была т. н. невьянская школа, т. е. иконы со своеобразным колером, «никониянистые», иногда и со своеобразными сюжетами (так никоны у етой школы в нач. ХХ века приватизировали образ Богородицы Гишпанской, «с глобусом» (на Урале называли «земляным яблоком»), кот., вероятно, в старообрядческом по населению Коломенском не спроста появилась пред 1812 г.). Так вот, иныя из иноков и зографов ПОНИМАЛИ, что иконопись у них неканоничная, а тут как раз и инок Авив (Туинов)… Так что в возвращении части часовенных (правда на Аляске, слыхал, это встретили в штыки, даже раздор начался) к БОЛЕЕ канонической иконе есть и его заслуга. Вот их лучшие зографы в какой-то мере, стало быть, его ученики (как иконописцы)»14.

С другой стороны, инок Авив никак не мог расстаться со старыми «хипповыми», богемными привычками, что не нашло понимания у местных староверов.

«Неприятность получилась, когда он жил и подвизался у часовенных: съездил в Туву, там на фестивале народной музыки залабал на гитарке что-то «тяжёленькое». Мало того, что местные не поняли, так часовенные узнали - пришлось возвращаться во своя си»15.

В последние годы жизни инок Авив жил дома, в Санкт-Петербурге, с матерью. К сожалению, и в это время не прекращались разговоры о том, что он не оставил своего увлечения спиртным. В это же время у него возникли большие проблемы со здоровьем. «Возможно, начался и диабет. Он похудел раза в два-три, поэтому я его не сразу даже и узнал»16.

От людей, близко его знавших, приходилось слышать, что в это время инок Авив был болен туберкулёзом, которым заразился во время своего путешествия в Восточную Сибирь.

«Инок Авив упокоился 22 декабря 2008 года»17.

После смерти стали распространяться сведения, что с его предсмертной исповедью и отпеванием возникли какие-то проблемы. «Говорят что отец Геннадий не хотел его исповедовать и вроде и хоронить, правда это? Если да, то я не понимаю попов. Исповедовать поп не имеет право отказывать»18.

Во всяком случае, достоверно известно, что отпевали его не в первом Покровском старообрядческом храме Санкт-Петербурга, настоятелем которого является о. Геннадий Чунин, а в восстанавливающемся и ещё не освященном храме Лиговской общины, причём на отпевание был вызван из Великого Новгорода о. Александр Панкратов. Вот сообщение об этом на Сайте Лиговской общины: «27 декабря в храме Лиговской общины был совершён чин иноческого погребения по упокоившемуся 22 декабря иноку Авиву. С благословения митрополита Корнилия чин совершил отец Александр Панкратов. Инок Авив был пострижен в 2005 году митрополитом Андрианом и был известен в церкви как иконописец высокого уровня. Его иконы украшают Никольский храм в Москве, храмы Великого Новгорода, Казани и другие; статьи инока печатались в различных церковных изданиях.

Вечная память и царствие небесное иноку Авиву»19.


В заключение хочется сказать, что о духовных срывах и немощах инока Авива здесь писалось не для того, что бы посмаковать подробности. Они, во многом, были неизбежны в связи с теми ненормальными условиями, в которых он вынужден был существовать в своём иночестве.

О том, что занятие иконописанием в наше время связано в с большими искушениями, хорошо сказано о. Симеоном Дурасовым: «Вообще, талантливых натур на Руси много, и среди старообрядцев их тоже немало, но смотрите, они пропадают от страшной неприкаянности, спиваются, живут вовсе нецерковной и беспорядочной жизнью. Для мирской богемы это не удивительно, но христианское творчество, как думается, должно бы созидать и самого творящего, а не разрушать его дотла. Наше творчество - это служение Богу, а когда иконописец, талантливый певец, христианский поэт, разрушает себя пьянством или блудом, может ли славить Бога их искусство? Вспомним древние и живые для нас поныне образцы истинного творческого служения: прп. Роман Певец, прп. Андрей Критский, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Козьма Майумский, прп. Андрей Рублев, прп. Дионисий… О византийских примерах из этого списка можно прочесть в их житиях. Андрея Рублева и его сотрудников прп. Иосиф Волоцкий вспоминает как совершенных иноков, находившихся в непрестанном богомыслии, а Дионисия и его сыновей - как яркие примеры добродетельного христианского жительства.

Почему же у нас совсем не так? Да все от того же расстройства, вырождения, измельчания христианской жизни. Ведь кому-кому, а творческим людям, тонким и чувствительным, понятно, что благочестие, любовь к Богу ни в коей мере не сводимы лишь к бороде, невкушению мяса в среду и пяток и исповеди два раза в год, то есть к тому минимуму, который достаточен с точки зрения наших духовных отцов. А к полной отдаче себя Богу никто никого не призывает, потому что наставники и сами так не живут, и не стремятся к этому. И тонким различением душевных движений, «умным трезвением» никто не занят. Для творческих же людей навык такого трезвения необходим, без него они оказываются подвержены сильнейшим бесовским нападениям»20.

Тем более это применимо к инокам – иконописцам, которые, из-за отсутствия мужских монастырей в РПСЦ, вынуждены жить посреди мира. А если человек ещё до иночества был обременён греховными привычками и навыками, то зачастую только иноческая жизнь в монастыре, вдали от соблазнов мира может быть для него спасительной. «Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мар.2:17). «Но что есть или чем был монастырь видимый, или исторический? Монастырь не в миру, а за монастырской стеной был или есть со стороны его взыскания человеком откровенное и светлое признание этим человеком своей не¬мощи, невозможности спастись без этих высоких стен, отгораживающих его как-то от заразы общечеловеческого тления, т. е. в своем историческом бытии он был логическим выводом смирения, не полагающегося на свои силы и в то же время ищущего полноты Божественного познания и любви»21.

Вот что пишет современный новообрядческий автор о жизни иноков вне монастыря: «Монашеского жительства такого рода не знали иноки прежних времен; канонами оно было запрещено (см. Правила св. собора Константинопольского 2-6). Это есть<…>четвертый, самочинный род жительства, в отличие от общежития, отшельничества и совместного проживания нескольких братии в послушании у старца В монастыре монах проходил школу послушания, отсечения своей воли, школу молитвы<…>. Самочинный монах, не пройдя традиционного монастырского подвига, живет преимущественно не по воле Божией, а по своим страстям, пищу для которых можно в избытке найти в миру»22.

Но священноначалие РПСЦ в течении уже многих лет не делает ничего, что бы создать мужской монастырь и собрать в него иноков, которые живут сами по себе, кто на приходе, а кто и дома. Один из иноков, живя с родителями, вынужден был устроиться на гражданскую работу. Такая жизнь ни для кого из наших иночествующих не является благоприятной, но для инока Авива, смолоду в богемной среде пристрастившемуся к неполезному, стало причиной таких искушений, которые он не смог преодолеть.

Очень горько, что инок Авив, знающий иноческую жизнь и современного новообрядчества, и староверов – часовенных, талантливый, глубоко верующий человек, который мог бы ещё много потрудиться для Церкви и как иконописец, и как начётчик, преждевременно и так печально закончил свою жизнь.

Даруй Господи Царство Небесное рабу Своему и. Авиву!

Покой Господи душу раба твоего.

Вечная ему память!

Алексей Шишкин

Декабрь 2008

  1. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002338-000-10001-0-1230492274
  2. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002338-000-10001-0-1230492274
  3. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002338-000-10001-0-1230492274
  4. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002338-000-10001-0-1230492274
  5. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002338-000-10001-0-1230492274
  6. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002338-000-10001-0-1230492274
  7. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002338-000-10001-0-1230492274
  8. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002338-000-10001-0-1230492274
  9. Интервью Митрополита Андриана московской газете «Новые Известия» 23.03.2004 ВАЛЕРИЙ КОРОВИН, МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ «Старообрядцы ждут молодых» //www.rpsc.ru/version/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=9
  10. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002338-000-10001-0-1230492274
  11. Туинов А. Так нужна ли порядочность? // Духовные ответы. Вып. 15. М.. 2001, с. 82;
  12. Форум / вопросы православному священнослужителю Тема: Брак,монашество,схима. 08.09.02 //www.cirota.ru/forum/view.php?subj=15037&order=&pg=0
  13. //rpsc.spb.ru/content.php?page=full_news&id=27
  14. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002338-000-10001-0-1230492274
  15. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002338-000-10001-0-1230492274
  16. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002338-000-10001-0-1230492274
  17. //rpsc.spb.ru/content.php?page=full_news&id=27
  18. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002338-000-10001-0-1230492274
  19. Просветительский сайт Лиговской старообрядческой общины (РПСЦ) г. Санкт-Петербурга. 27 Декабря 2008 //rpsc.spb.ru/content.php?page=full_news&id=27
  20. Статья «Размышления о Церкви Божией».
  21. Сергей Фудель. «Путь отцов». М. 1997. стр. 416.
  22. Священник Сергей (Киперман). «Идеалы и реалии российского монашества в прошлом и настоящем». В книге: «Религия и демократия. На пути к свободе совести». М. 1993. стр. 334.