Вопрос. В свое время вы являлись преподавателем Московского Духовного училища. Поэтому, проблемы в работе училища, тенденции в его развитии вам хорошо известны и близки. Уже четвертый год в духовном училище преподается история старообрядчества, однако предмета история новообрядчества до сих пор нет в программах этого учебного заведения. Совершенно очевидно, что студенты должны знать и историю новообрядчества и прочих еретических конфессий. Чем вы объясните отсутствие этого предмета?
А. Езеров. Да, в своё время я пару лет преподавал в училище, в том числе и историю старообрядчества.

Честно сказать, было предложение, и даже попытка прочесть обзорный курс по истории инославных конфессий, прежде всего, никонианских, новообрядных, так как именно с новообрядчеством мы чаще всего сталкиваемся в повседневной жизни. Тогда дальше пары лекций, прочитанных, если не ошибаюсь, Романом Майоровым, дело не пошло. Инициатива на корню была срезана м. Корнилием. Он посчитал, что какие-то знания о никонианстве могут «развратить» юношество. Некоторые, правда, утверждали, что это ему подсказали какие-то деятели «закулисы», очевидно, боящиеся этим бросить тень на «соседей» и «собратьев».

Кому-то очень не хочется, что бы наша молодёжь что-нибудь узнала про уязвимые места и «болевые точки» никонианства, что бы появились молодые старообрядческие начётчики-полемисты. Допустим, сам митрополит не сознаёт этого и, действительно, боится «раз-вращения» юношества. Но и в этом видно неверие в духовную силу нашей Церкви. Неужели какие-то дополнительные знания о другой конфессии из христианина сделать нехристианина, из православного - неправославного? Это, выходит, что никонианство куда более привлекательно и убедительно, чем старая вера.

На самом деле надо бояться не знания о ереси, а незнания ереси, надо бегать ереси. Как же можно сражаться с противником, которого не знаешь? В любых войнах разведка и правильная оценка сил противника является залогом успеха.

Возможно, это является несознательным перемещением сомнений и страхов самого владыки на других старообрядцев. С сомнениями надо бороться, а не навязывать их окружающим.

Впрочем, хотелось бы сказать и несколько добрых слов в адрес нынешнего митрополита. Дело в том, что неофиты, даже такие ревностные, как он, как правило, не чужды каких-то сомнений. Все мы знаем, что владыко большую часть своей сознательной жизни был далёк от веры, и состоял в атеистической организации (КПСС), и, естественно, что процесс воцерковления может протекать у него не слишком быстро и ровно.


Вопрос. На состоявшемся недавно учебном совете митрополит Корнилий предложил объединить историю старообрядческой Церкви и новообрядчества в один курс. Как бы вы прокомментировали это предложение митрополита?

А. Езеров. Как ни странно, но, казалось бы, эти два разные предложения свидетельствуют об одном: о желании как можно больше ублажить «старшего брата».

На последнем Учебном Совете митрополит Корнилий неожиданно предложил преподавать историю и старообрядчества, и никонианства как одну «Историю Церкви», «староновообрядчества». Это может быть воспринято как признание нас и никониан единой Церковью по существу.

Надо отдать должное преподавателям и руководству училища: у многих из них такое предложение не вызвало энтузиазма. И хотя митрополит нашел поддержку в рядах заранее согласных с его предложениями персонажей, наиболее профессиональные и здравомыслящие деятели выступили против этой, мягко говоря, поспешной инициативы.


Вопрос. Не так давно новообрядцы предприняли попытку рейдерского захвата старообрядческого храма в Алешине. Городские власти Самары собрались сносить старообрядческий храм РДЦ и строить на его месте спортивный комплекс. Осенью была совершена попытка снести надгробия на Преображенском кладбище. Удивительно, но эти события почти не вызвали резонанса в старообрядческой среде, а высокопоставленные лица в руководстве старообрядческих конфессий призвали не раздувать «из-за пустяков» конфликта. Как вы думаете, что должно еще произойти чтобы старообрядчество наконец проснулось и сбросило с себя благостное, но смертельное оцепенение?

А. Езеров. Начну с того, что признаюсь: насколько мне известно, общинка (приход) Алешинской церкви очень незначителен и убог даже по сельским меркам, почти что номинальный. Но это не значит, что мы за «здорово живёшь» должны обязательно отказаться от храма. Ведь и у никониан в сельской местности можно найти немало малочисленных приходов, однако их священноначалию и в голову не приходит мысль на этом основании от них отказываться. Больше того, никонианские миссионеры приплывут по Енисею или какой-нибудь другой реке в таёжное село, где никогда кроме часовенных, а советское время, ещё и атеистов никого не было, обратят несколько человек и считают возможным основать там общину, требовать от местной администрации помещения под молитвенный дом.

Кроме того, нельзя забывать, что село Алешино, хотя и не было населено старообрядцами полностью, но находится в таком традиционно старообрядческом регионе, как Гуслицы. Ещё несколько десятков лет назад количество прихожан Алёшинского храма оценивалось, исчислялось и указывалось в отчётах уполномоченных по делам религии тысячами. Почему-то староверам нельзя устроить моленную в исконно и традиционно старообрядческом селе Хорлово, зато непременно вспомнят, чей храм в Алешино был до войны. Между тем мы знаем немало случаев, когда никониане используют бывшие старообрядческие храмы, например, в Иванове, Балаково, Сарапуле, Малоярославце и т. д. Это воспринимается как должное, ни о каких исторических правах старообрядцев на эти здания или компенсации речи не идёт. В отдельных случаях, как, например, в Малоярославце, эти здания были переданы в пользование РПЦ МП с согласия руководства РПСЦ, но, чаще всего, это было следствием грубого захвата, «рейдерства», как, например, в Иваново. Один из нынешних кандидатов в патриархи РПЦ митрополит Кирилл (Гундяев) не постеснялся соврать, что бывший ивановский старообрядческий собор, приспособленный никонианами под их епархиальное управление, был, оказывается, «единоверческим», хотя прекрасно известно, что это был соборный храм нашей Церкви. Деревянная церковь в пригороде Иваново, где сейчас единоверческий приход, до войны, хотя и не принадлежала старообрядцам, но и не была «сергианской», так как её община входила в «иосифлянскую» церковь. После того как она добровольно и в полном составе перешла в старую веру, церковное здание, естественно, оказалась у нашей Церкви. Никого почему-то не волнует, что РПЦ МП не была собственником этих церковных зданий. А вот в Алешине это сделалось «камнем преткновения».

Известно, что митрополит Корнилий не хочет и боится «скандала по пустякам». И в истории с Алешинским храмом и в истории со старообрядческими иконами мощевиками, переданным Николо-Угрешскому монастырю он высказывал мнение, что из-за этих самых «пустяков» не стоит «ссориться с РПЦ» и «подставлять» старообрядческую Церковь. Хочется заметить, что поссорить можно тех, у кого есть между собой особые, дружеские или, хотя бы приятельские отношения. Являются ли действительно взаимоотношения между РПСЦ и РПЦ МП таковыми? Судя по попыткам «рейдерских» захватов или публичном оскорблениям и поношениям старой веры в СМИ рядом никонианских миссионеров (о. Даниилом Сысоевым, о. Максимом Козловым, Н. Михайловой, К. Фроловым, В. Шмидтом, С. Фоминым и др.), эти отношения довольно далеки от чаемой некоторыми идиллии.

В крайнем случае, речь могла бы идти о чём-то вроде компенсации, передачи РПСЦ какого-то пригодного для молитвы здания в том месте, где сейчас обретается значительное количество старообрядцев, не имеющих своего храма. Но, насколько известно, речь об этом не шла. У многих вызвало недоумение сообщение о встрече митрополитов Корнилия и Ювеналия, на которой обсуждался вопрос совместного использования алешинского храма. Во-первых, таким образом признаётся справедливость претензий РПЦ МП на храм или, хотя бы, на его часть. Во-вторых, совместное использование одного храма православными и иноверными не предусмотрено церковными правилами и может стать причиной большого соблазна, новой волны недовольств, «открытых писем» и т. д. Пока, насколько известно, соглашение не достигнуто. Но будет ли проявлена должная твердость и принципиальность в дальнейшем?


Вопрос. Известна слабость епископата в старообрядческой Церкви. Однако почти ничего не делается для его восстановления. Один единственный кандидат - священноинок Евфимий «маринуется» уже четвертый год. Что вы можете сказать на эту тему?

А. Езеров. К сожалению, практически ничего не делается для количественного и качественного увеличения епископата. Правда, кандидатом в епископы избран не только священноинок Евфимий, но и священноинок Патермуфий, причём избирается у нас в кандидаты, как правило, не по одному разу. Отговорки, по коим затягивают их поставление в епископы, как правило, смехотворны. Так, например, тот же священноинок Евфимий не был поставлен на Казанскую кафедру из-за того, что прихожанки прихода г. Лысково привыкли к любимому батюшке и не хотели с ним расставаться. Им пошли навстречу. Хотя, почему, в конце концов, не рукоположить епископа с титулом «Лысковский»? У никониан может, например, быть епископ с титулом «Дугавпилский» или «Макаровский». Причём, не все из таких «районных» епископов викарные. Практически все области Украины разделены на две-три епархии. Потом, епархиальный архиерей, тем более при острой нехватке священства,может быть вполне и почетным настоятелем какого-нибудь провинциального храма. Например, как у нас сейчас еп. Саватий выполняет обязанности настоятеля в с. Клинцы Кировоградской обл., а так же в г. Харькове.

Иные говорят, что у нас вовсе нет кандидатов. Вернее же сказать, что их не много и они есть и могут быть. Есть достаточное число неженатых мирян, вдовцов. Некоторые из них вполне грамотные, образованные как в светской, так и в церковной сфере люди. Вот, например, А. В. Рябцев. Чем не кандидат? Просто кому-то нужно, что бы у нас было мало епископов.


Вопрос. Почти 18 лет общественность РПЦ МП добивалось созыва Поместного собора для решения важных церковных вопросов. И вот уже через месяц в Москве собирается Поместный собор Русской Православной Церкви. Правда, всего на два дня. Как вы полагаете, сможет ли этот собор решить наболевшие вопросы и насколько его состав представляет собой полноту РПЦ МП?

А. Езеров. Собор, собственно, собирается для решения главного, на сей день, для РПЦ МП вопроса: о новом патриархе. Очевидно, что остальные вопросы останутся в тени этого. Вероятно, многие из будущих соборян и не настроены на решение других вопросов.

Вряд ли на этом Соборе возможно представительство «всей полноты» РПЦ МП. Число его участников не может достигать нескольких тысяч. Да и, очевидно, далеко не всем из иерархов хочется действительно заметного и реального представительства активных мирян и простого духовенства.

Многие спрашивают, за кого я, так сказать, «болею». Собственно, выбор первоиерарха - это внутреннее дело конфессии. Но «болею» я больше за м. Кирилла (Гундяева). Почему? Примерно потому же, почему я был за Мак-Кейна во время выборов президента США. Обама и Бойден мне представлялись более адекватными, чем Мак-Кейн и Пейлин.

Спору нет, м. Кирилл, в смысле рационального ума, хитрости, дипломатии и организаторских способностей вполне адекватный и даже незаурядный деятель. Но, судя по тому, что его громче и больше всех поддерживают всякие Фроловы, Малеры, о. д. Андрей Кураев и т. п., никакого симпатизантства к старообрядчеству с его стороны и быть не может, по крайней мере в ближайшие годы. А если униональный проект будет в руках ныне священника, а через некоторое время, быть может, епископа о. Иоанна Миролюбова, то за этот явно обречённый на провал проект можно быть спокойным. Правда, далеко не уверен, что патриархом будет именно Кирилл.