Религия толерантности и гуманизма

По итогам заседания в Туле был принят и подписан главами участвовавших в нём конфессии новый межрелигиозный документ – «Заявление религиозных лидеров России - членов Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ»1.
Идею его подписания выдвинул патриарх Кирилл:

«По итогам предварительного обсуждения темы нынешнего заседания религиозные лидеры нашей страны, члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации подготовили специальное заявление. Я надеюсь, что многие уже с этим заявлением ознакомились. Я считаю его очень своевременным, правильным. Я полагаю, что правильные мысли и слова подобраны. И мне хотелось бы выразить пожелание, чтобы такого рода заявление было принято на нашем собрании и чтобы мы могли дать нашему обществу, в том числе и молодым, ясный сигнал о нашей общей готовности работать вместе ради лучшего будущего для нашей страны».

В своём завершающем выступлении президент Д. Медведев поддержал эту инициативу:

«Я также хотел бы поприветствовать то заявление, которое было подготовлено религиозными лидерами России, то заявление, о котором сказал его святейшество патриарх Кирилл. Мне кажется, это очень добротная основа для работы в будущем. И в этом заявлении, по сути, отражены все те обеспокоенности, которые сегодня высказывались. Самое главное, что это заявление поддерживается всеми участниками, и, как мне представляется, оно может и должно сыграть свою консолидирующую роль в этот довольно-таки непростой период нашей жизни»2.

Хотя патриарх Кирилл сказал, что заявление подготовлено религиозными лидерами России и членами Совета по взаимодействию с религиозными объединениями, названо оно было только как «Заявление религиозных лидеров», и подписывали его только религиозные лидеры.

Уже первые строки документа вызывают удивление: «Наша страна играет все более значимую роль в современном мире. Сообща народы России создали великое государство с высокой духовной традицией, богатейшей культурой, сильной экономикой, устойчивой политической системой, развитым гражданским обществом». С этим заявлением можно согласиться, как с провозглашением общественного идеала, к которому надо стремиться. Но это утверждение совершенно не соответствует современной действительности, о чём свидетельствуют и большинство докладов на совещании.

Нуждается в уточнении и утверждение:

«Мы решительно отвергаем любую национальную, религиозную и социальную рознь, как явление в корне противоречащее многовековым традициям российского добрососедства, миролюбивым основам всех религий».

Необходимо уточнить, что понимается под словами «религиозная рознь». «Термин "религиозная рознь" по своему смыслу является более узким, нежели термин "религиозные разногласия". Рознь - это именно конфликтная форма противоречий»3.

То есть, бесспорно, необходимо отвергать конфликтные формы религиозных разногласий. Но это не значит, что для бесконфликтности надо подводить все религии под общий знаменатель, отказываться от своих религиозных убеждений.

Совершенно справедливо высказывание председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина:

«Труды классиков исламской религии запрещены только потому, что, как говорится в решениях судов, в них пропагандируется превосходство ислама над другими религиями. А разве не пропагандируется это в Коране, Библии или Торе? Так получается, что их тоже могут завтра запретить?

Можно только предполагать, к каким последствиям это приведёт.

Происходит серьёзнейшая подмена понятий. Любая религия учит о своём духовном превосходстве над остальными, и этот тезис должен быть, безусловно, вне рамок правового регулирования. Закон же запрещает только призывы к конкретному ущемлению в правах гражданина.

Мы солидарны с российской императрицей Екатериной II в том, что с идеями можно бороться только идеями. Административные меры эффективны только в случае прямого подстрекательства к противозаконным действиям или явного одобрения таких действий»4.

Нуждается в уточнении и высказывание, что Россия никогда не знала религиозных преследований, была всегда страной идеальных и гармоничных межрелигиозных взаимоотношений.

Конечно,

«"Традиции российского добрососедства" - не то же самое, что политика властей по отношению к тем или иным конфессиям. Ибо добрыми соседями могут быть и самые обыкновенные люди, даже вопреки официальной политике»5.

Но государственные преследования некоторых конфессий - увы, неотъемлемая часть «многовековых российских традиций».

«Положение христиан-старообрядцев в России в XVII столетии во многом было похоже на положение первых христиан в Римской империи. Как древние христиане были вынуждены скрываться в катакомбах, так и русские православные старообрядцы скрывались от государственных и церковных властей.

В России настало лютое время: сотнями и тысячами сжигали людей, резали языки, рубили головы, ломали клещами ребра, четвертовали; тюрьмы и подземелья монастырей были переполнены страдальцами за Христову веру. Духовенство и гражданское правительство беспощадно истребляли своих же родных братьев — русских людей. Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но и женщин, и даже детей. Преследуемые христиане бежали в пустыни, леса, в горы. Но и там их отыскивали, жилища и скиты разоряли, а самих приводили к духовным властям для увещаний, и, если они не изменяли старой вере, предавали мучениям до смерти»6.

«Более двух с половиной столетий пребывало старообрядчество в гонении. Гонения временами то ослабевали, то снова усиливались, но никогда не прекращались.

И лишь при императоре Николае II (с конца 1905 г.) старообрядцы получили возможность открыто устраивать в родном отечестве свою цер-ковную жизнь: строить храмы, монастыри, совершать крестные ходы, иметь колокольный звон, устраивать общины, открывать училища и т.п. Но и при этом царе старообрядцы не получили полной религиозной свободы: не было признано их священство, не были отменены статьи уголовного закона, карающие за присоединение новообрядцев к старо-обрядчеству, не было разрешено проповедовать свою веру, не дано права старообрядческим учителям быть преподавателями в общих государственных школах и т.п. Были и другие стеснения»7.

Государственным гонениям в XIX веке подвергались и русские протестанты.

«Рост числа евангельских христиан, баптистов и штундистов, вызвал крайне отрицательную реакцию православной церковной бюрократии, имевшей непосредственное влияние на политическую власть в стране. Вскоре начались гонения, соединенные с чудовищной клеветой и грубым подстрекательством, против «сектантов», превратившиеся в победоносцевскую эпоху в варварские репрессии.

Уместно провести некоторые цитаты из документов тех лет. В резолюции Совещания православных деятелей, состоявшемся в 1891 г. под председательством К.П. Победоносцева, в частности, говорилось:

«Быстрый рост сектантства является серьезной опасностью для госу-дарства. Всем сектантам должно быть воспрещено покидать свое мес-тожительство. Все преступления против православной церкви должны разбираться не в светских, а в духовных судах. Паспорта сектантов должны быть помечены особым образом, чтобы их нигде не принимали на работу, ни на жительство, пока жизнь в России не станет для них невыносимою. Дети их должны силою отбираться и воспитываться в православной вере»

В циркуляре МВД от 4 июля 1894 г. секта штундистов (к ним причисляли также баптистов и евангельских христиан) объявлялась вредной в церковном и государственном отношениях, и молитвенные собрания ее запрещались»8.

«Заявление» предостерегает от «национальной, религиозной и социальной розни» и призывает к «межрелигиозному и межнациональному согласию».

Все ответственные люди будут согласны с тем, что необходимо предотвратить общественный хаос, беспорядки и столкновения. Но достичь этого одними призывами невозможно, необходимы действенные меры, направленные на снижение реально накопившихся в обществе конфликтов и противоречий, в первую очередь социальных и национальных.

Что же касается религиозной розни, то в современной России её, как заметного общественного явления, нет и быть не может, так как влияние религиозных конфессий на общество пренебрежимо мало.

В связи с этим сам факт совместного межконфессионого «Заявления», подписанного представителями разных конфессий, вызывает недоумение. Легче было бы понять «Заявление», подписанное не только религиозными лидерами, но и представителями политических партий, творческих, национальных общественных движений и объединений. Это было бы логично, так как «Заявление» призывает к предотвращению не только религиозной, но и национальной, и социальной розни.

При совместном же «Заявлении» глав религиозных конфессий возникает вопрос - к кому они обращаются, и от имени какой религии обращаются?

Составители заявления пишут: «мы обращаемся к молодому поколению России». Но среднестатистической, усреднённой по национальности и религии молодёжи не существует.

Скинхеды, например, в большинстве своём нерелигиозны, и вряд ли призывы патриарха Кирилла, а тем более муллы будет для них убедительны.

Для мусульманской молодёжи призыв раввина, скорее всего, будет лишь раздражающим фактором.

Непонятно так же, от имени какой религии произносятся нравственные призывы?

Ещё наши далекие и предки, во времена святого равноапостольного князя Владимира, когда выбирали веру и принимали послов от мусульман, католиков, евреев и греков, очень чётко понимали то, чего не понимают многие наши учёные соотечественники - речь идёт о разных верах, с разным учением и моралью.

В нашей стране есть примеры обращения религиозных лидеров к своей пастве в годы суровых для страны испытаний.

В годы Великой Отечественной войны представители разных российских исповеданий обращались с патриотическими воззваниями.

Так, в первый же день войны первоиерарх РПЦ, патриарший местоблюститель Сергий (Страгородский) написал патриотическое послание и разослал его в церковные общины и к отдельным представителям духовенства по всей стране. Всего за годы войны им было написано 23 послания9.

С патриотическими посланиями к своей пастве обращались и архиереи старообрядческой Церкви.

«Все четыре года архиепископ Иринарх (Парфенов) и епископ Геронтий (Лакомкин) обращались к пастве с патриотической проповедью. Она была устной, с амвона храма, и в виде листовок летела в приходы, как в освобожденные, так и в захваченные врагом. Свв. Александр Невский, Сергий Радонежский, патриарх Гермоген, Димитрий Донской, Минин, Пожарский - эти имена, с которыми старообрядчество кровно связано, вдохновляли на ратный труд»10.

Известны подобные заявления и российских протестантов.

«В мае 1942 года оставшиеся в живых лидеры евангельско-баптистского движения обратились к членам церкви с патриотическим воззванием»11.

Но все эти воззвания составлялись и подписывались только лидерами отдельных конфессий и предназначались только для верующих своей конфессии, а не для граждан всей страны, не для представителей других убеждений.

«В те сталинские времена вопрос стоял жестко либо ты "поёшь", либо ты не живёшь. То есть делали они это по сильно мотивированной необходимости.

Но и в то время старообрядческие владыки не подписывали совместные документы с мусульманами, адвентистами, иудеями, буддистами и не искажали веру древлеправославную, ни в Предании, ни в Писании.

Сейчас времена другие, за несогласие с официальной линией правительства, пока в тюрьму не сажают и не расстреливают. И неправо учить с амвона тоже никого не заставляют.

Поэтому можно сделать вывод, что курс митрополита Корнилия на объединение с Московской Патриархией - осознанный и добровольный»12.

О том, что любые межконфессиональные обращения неизбежно принимают религиозно двусмысленный характер, хорошо написал диакон Андрей Кураев:

«Российское телевидение успешно работает над составлением нового "Символа веры". Его формула по большей части звучит так: "Я, знаете, ну, очень верующая. Жаль, что в храм удается редко сходить... Но там так тихо и так уютно для души... Нет, конечно, я не могу принять Бога как старичка с бородой, сидящего на облаках... Но я верю во что-то очень хорошее и высокое, в совесть, что ли... Да, мой Бог - он в душе человека. И неважно, в конце концов, как человек молится и в какой храм он ходит. Главное - чтобы он стремился к добру".

Центральный стержень этого нового догмата: Бог один (его сакральнейшее имя - "общечеловеческие ценности") и все религии - пророки его. Все веры учат добру и любви, и лишь пережитки средневековой нетерпимости мешают людям понять то, что все религии едины в своей духовной глубине и лишь в своих обрядах немного отличаются друг от друга. Это - первый член экуменического "символа веры".

Но Гилберт Честертон однажды подметил, что, вопреки этому убеждению, религии, напротив, чрезвычайно похожи в своих обрядах и разительно непохожи в основах своих вероучений. Вторая его часть гласит: религия учит нравственности. И это - неправда. Религия (ни одна - ни православие, ни ислам) не учит нравственности. Она указывает путь к бессмертию.

У разных религий разное лицо и их своеобразие настолько велико, что оно не может быть подменено неким синкретическим суррогатом. Это невозможно хотя бы потому, что общий знаменатель - всегда наименьший.

Мне однажды довелось присутствовать при выработке экуменического документа. Главы религиозных объединений Советского Союза решили совместно призвать народы к единству и миру. Текст, естественно, был подготовлен Патриархией заранее. Возражений он ни у кого не вызвал. Но вот, когда настала уже последняя минута перед подписанием, вдруг г-н Бычков, возглавлявший тогда ВСЕХБ, робко заметил, что ему неудобно подписывать документ, в котором нет ни одной евангельской цитаты: "мы же евангелисты, и у нас принято каждый шаг обосновывать авторитетом Слова Божия - так что меня просто не поймут, если я подпишу текст, не возвещающий Евангелие". Православные и католики с радостью его поддержали. Но тут взял слово главный раввин А.Шаевич и вполне резонно воз­разил, что ему совсем уж не с руки подписывать текст, апеллирующий к авторитету Нового Завета. Он предложил найти соответствующий призыв к миру в Ветхом Завете. Христиане, понятно, возражать не стали: Библия есть Библия. Но едва только нашли соответствующий призыв ветхозаветного пророка, как встал исламский муфтий и сказал, что этого места нет в Коране. Но тут же он предложил выход из создавшейся ситуации: поскольку Коран - это в основе своей пересказ Ветхого Завета, то можно найти место, которое есть и там и там. И вот когда нашли таки аят, говорящий, что "Творец создал нас для жизни", встал буддист... Он напомнил, что в буддизме нет понятия Творца. Пришлось-таки ограничиться написанием "Истины" и "Мира" с больших букв.

Объединение даже христианских конфессий неизбежно произошло бы только за счет самоубийства наиболее богатых из них, через их втискивание в духовный шаблон американских сект.

Анри де Любак нашел впечатляющие слова, чтобы предостеречь от попыток мирообъемлющих религиозных "синтезов". "Синкретизм как подделка, как изделие правителей и начетчиков, предполагает угасающую веру. Он - оскорбление Богу Живому. По энергичному слову пророков, синкретизм есть блуд. Они снижает и вульгаризирует все начала, которые соединяет.

Христианство отвергло гносис, который представлял собой синкретический метод".

Итог этого Честертон выразил емким словечком - "хрислам"»13.

По имеющимся сведениям, подписание межконфессиональных соглашений стало условием членства в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями.

«В своё время поморцев исключили из этого совета религиозных организаций при Президенте за резкие слова против еретиков в Календаре Древле православной поморской церкви (ДПЦ). Некоторые были недовольны, но сейчас ясно, что задача этого совета - религиозная поддержка политики властей. Слава Богу, что нас там нет»14.

От религиозных журналистов приходилось слышать, что причина тихого исключения представителей римо-католической церкви из Совета по взаимодействию с религиозными объединениями заключается в том, что они соглашались подписывать какие-либо совместные декларации только после предварительного согласования с ними их текста.

Отзывы на старообрядческих интернет-форумах свидетельствуют - у многих складывается впечатление, что межконфессиональные обращения начинают приобретать более или менее выраженные черты новой, усреднённой «всерелигии».

«Я что-то не припомню, чтобы в Германии или еще где бы то ни было лидеры религиозных конфессий в присутствии Ангелы Меркель, Н. Саркози, С. Берлускони, Дж. Бужа Младшего и старшего и т.д., и т.п. подписывали, такого рода пространные документы - "ни об чем" на первый взгляд, но имеющие глубинный, хорошо завуалированный смысл»15.

«Президентский совет «де-факто» уже стал религиозным. Если бы дело ограничилось консультациями в рамках Закона "о религиозных объединениях", то тогда да. А по последним данным, там уже выводят некие общие источники моральных норм и дают разнарядку на воспитание молодежи.

По сути, формируют новую веру, догматы которой будут положены в основу законодательства»16.

«Против кого бороться совместными усилиями? Против Христа, против христианства? Бороться с терроризмом, это дело гражданской власти, а не духовной.

А вот бороться совместно, с теми, кто против мирового порядка (антихриста), вот цель этого межрелигиозного подписания. Это всего лишь начало, дальше будет больше».

Пока подписал не "новый символ веры", но уже с иудеями.

Документ очень серьезный, если вчитаться.

Там идет о совместном с другими религиозными конфессиями духовном образовании молодежи, в том числе.

«Мало того что они принимают закон об обязательном образовании, и по этим законам отдают своих детей не пойми куда. Так еще придется принять другой закон, об обязательном межконфессиональном образовании, что бы с малолетства воспитывать уважение и терпение к другим религиям, (конфессиям).

Интересно, что тогда делать детям? Начинать верить в других богов, и нормально (терпимо) к ним относиться? Верить, что убили не Христа, а казнили преступника, (противника мирового порядка)? Что (по словам иудеев), Христос не Спаситель человеческого рода, а обычный пророк, и к этому терпимо относиться?

Или что Аллах или Буда или кришна тоже боги??? Так это получится многобожие или полное Безбожие. И к этому тоже нормально относиться христианам? Тогда можно ожидать что через эти учения, могут выбить вообще какую ни есть последнею веру во Христа Исуса»17.

«Спасение души? Духовное развитие? Прикосновение к неземному? Отпущение грехов, в конце концов? Нет, в современном мире "религия" будет служанкой политиков, помогающей устанавливать диалог между цивилизациями, а всевозможные святые, таинства и прочие атрибуты духовной жизни отправятся в музей "межкультурного диалога"»18.

«Не так давно м. Корнилий подписал т.н. "Заявление религиозных лидеров России - членов Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ". Текст этого "Заявления...", которое не постеснялись разместить на официальном сайте РПСЦ, содержит следующий лозунг: "МЫ РЕШИТЕЛЬНО ОТВЕРГАЕМ ЛЮБУЮ национальную, РЕЛИГИОЗНУЮ и социальную РОЗНЬ, КАК ЯВЛЕНИЕ В КОРНЕ ПРОТИВОРЕЧАЩЕЕ многовековым традициям российского добрососедства, МИРОЛЮБИВЫМ ОСНОВАМ ВСЕХ РЕЛИГИЙ".

Не секрет, что нас – христиан рознит с т.н. «традиционными религиями» то обстоятельство, что последние не признают Господа нашего Исуса Христа – «Сыном Божиим Единородным, Иже от Отца рожденным прежде всех век…», т.е. сама вера во Христа, в её традиционном понимании, является рознью, разделяющей «пшеницу» с «плевелами» (Мф. Гл.13).

Можно сказать, что не признают Исуса Христа Таковым не только муфтии с раввинами, но и протестанты (представители их «конфессий» также подписали «Заявление…»), т.к. не признают каноничность Святых Вселенских Соборов, на которых принят Символ веры.

«Итак, – говорит Спаситель – всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10,32-33).

Явно пренебрегая Христовой заповедью, м. Корнилий, вместе с «главами традиционных конфессий России», «решительно отвергает» религиозную «рознь», т.е. отвергает тем самым Веру в «Отца и Сына и Святаго Духа», как «явление в корне противоречащее <…> миролюбивым основам всех религий». Делает это тов. Титов не иначе как ради «общественной солидарности, межрелигиозного и межнационального согласия». Вопреки подобной мерзости, ап. Павел заповедовал: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (II Кор.6,14). «Какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» - вопрошает Апостол (II Кор.6,15-16), да и мы недоумеваем.

Итак, отказавшись в октябре 2007-го анафематствовать никонианскую ересь, пожелав ересиарху Редигеру Царствия Небесного, поздравив "его святейшество" Гундяева с захватом патриаршего престола, м. Корнилий фактически подписал теперь унию с экуменизмом, "решительно отвергая" То, Что рознит христиан-староверов с т. н. "традиционными религиями"»19.

«Это заявление подписанное митрополитом фактически ревизует традиционные старообрядческие представления о гонения за Веру. По мысли митрополита, никаких гонений на Старую Веру не было, а были века "добрососедства"»20.

«Вопрос очень серьезный. И дело здесь вовсе не в нюансах текста, хотя и он, конечно, лукавый, но в том, в какую компанию вписался митрополит. Здесь трагедия для староверов - предстоятель же. "Блаженъ мужъ, иже нейде на советъ нечестивыхъ". Да и соседство в подписи какое! и не важно, что митрополит сверху, здесь не семейные отношения.

Остается со страхом ждать ближайшего Собора в Казани, да и то, если до него не будут сделаны еще более необратимые шаги, хотя и этот - катастрофичен! Хотя к этому все и видимо шло: и поцелуи, и соболезнования Наине Иосифовне, и теплое поздравление Кириллу Гундяеву.

Сегодня на сайте у еп.Диомида обнаружил, что недоброжелатели уже выложили интервью митрополита в Киеве в 2006 году, так там явная предотеча данного дружного подписания. Куда теперь нормальный люд свои стопы направит после явного единения МП с Римом? Боюсь, что после такой самодеятельности - в староверие вряд ли. Так что здесь не только внутренне дело РПсЦ, а и судьбы многих и многих наших сограждан»21.

На Госсовете в Туле В. ДУДКА, как руководитель рабочей группы Государственного совета России, предложил: «Предусмотреть при формировании федеральных и региональных целевых программ в качестве приоритетных направлений разработку и реализацию мер, ориентированных на стимулирование гражданской активности и ответственности молодёжи, этнокультурное просвещение, воспитание у детей и молодёжи толерантного сознания, профилактику ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости».

«Нам тоже надо разработать систему, приучающую к толерантности с детского сада, чтобы дети, например, в черноземной полосе привыкали к тому, что так называемые выходцы с Кавказа рядом - это нормально. Я подчеркиваю актуальность таких мер во время кризиса, когда ситуация становится взрывоопасной", - заявил председатель комиссии Общественной Палаты Николай Сванидзе.

Как пояснила член ОП, президент фонда "Холокост" Алла Гербер, программа будет включать в себя "воспитательные моменты на уроне детского сада, школы, а также пропаганды в виде шоу и фильмов на федеральных каналах". В ОП надеются на поддержку Минобрнауки и Госдумы, чтобы программа толерантности стала обязательной во всех дошкольных и учебных заведениях»22.

"То, что называется толерантностью и политкорректностью, является не умением улыбаться чужому, а оформившейся на Западе идеологией, которая породила особую судебную практику и сломала не одну сотню судеб западных журналистов, писателей и мыслителей", - считает дьякон Андрей Кураев.

Речь идет, по его словам, о навязывании строгой системы взглядов однополярного мира, о "зубастой, самоуверенной тоталитарной цензуре". "Такая толерантность приводит к запрещениям классических памятников культуры, к выхолащиванию памяти, истории. Эти идеи разделяют те политические силы в России, которые были у власти в 90-е годы. А говорят о толерантности те же самые люди, те же "грантоеды", которые и в 90-е годы ставили России в пример Запад и США", - уверен дьякон Андрей»23.

««Толерантность», которую нам настойчиво предлагают, очень быстро оборачивается свирепо нетерпимой идеологией, преисполненной волей к преследованию всех, кто не разделяет единственно верную точку зрения»24.

«Следует заметить, что деятельность российских радикалов по борьбе с проявлениями нацизма – это звено в цепи кампании борьбы с проявлениями «ненависти» (hate) во всех сферах политики, идеологии и культуры, развернутой в начале 90-х годов в глобальном масштабе, и повсеместным утверждением идеологии всеобщей «толерантности». По некоторым источникам, в 1993 году была выработана доктрина, по которой проявления патриотизма объявлялись «фашизмом». Именно тогда начала развиваться идея борьбы с терроризмом»25.

При этом идеология «толерантности» подразумевает, среди прочего, в качестве обязательной составляющей «искоренение гомофобии», когда «от нас требуют одобрять образ жизни гомосексуалистов, и когда мы не делаем этого, нас обвиняют в ненависти, нетерпимости и непризнании их законных прав»26.


Об участии старообрядцев

Как можно оценить участие первосвятителя РПСЦ в работе президентского Совета по взаимодействию с религиозными организациями?

Наверное, правильно будет говорить о тех положительных возможностях, которые это участие даёт, и о тех соблазнах, с которыми оно связано.

Та группа лиц в РПСЦ, которых называют «корнилиане», начнут яростно доказывать, что участвовать в Совете по взаимодействию с религиозными организациями необходимо, это наш гражданский долг. Кроме того, это возможность обратиться непосредственно в верховному руководству страны с волнующими старообрядчество вопросами.

Какое же влияние РПСЦ может оказать на ситуацию в стране?

«Экспертные оценки численности РПСЦ крайне противоречивы.

Ни статистические, ни социологические исследования, позволившие бы с уверенностью судить об их нынешней численности, не проводились.

Для СССР начала 1980-х годов аналитиками давалась такая оценка: всего около 3 млн старообрядцев, из них около 1 млн — рогожские и беглопоповцы, около 2 млн — члены беспоповских согласий.

Однако с учетом того, что значительная часть членов поповских согласий оказалась с распадом СССР на территории Украины и Молдавии, а беспоповских — стран Балтии, оценить нынешнюю численность членов РПСЦ на территории РФ эксперты затрудняются. Численность формально принадлежащих к РПСЦ (крещенных в ней), во всяком случае, не превышает миллиона человек; экспертная оценка на 2001 г. — около 400 тыс. активных прихожан.

2001 г.: зарегистрировано 180 приходов РПСЦ (ок. 150-200 незарег.), около 150 священников и крайне незначительное (порядка десяти) диаконов»27.

«Сегодня около 1,5 миллионов наших сограждан еще помнят о том, что их предки были старообрядцами.

Сегодня на один миллион россиян приходится только один старообрядческий священник! Вдумайтесь в эту цифру. Здесь не только не может быть речи о работе с вновь приходящими, священник не успевает “обслужить” даже воцерковленных христиан»28.

«На улицах одного из областных центров центральной России прохожим был задан вопрос «Что знаете о старообрядчестве?», Чтобы упростить ответ, респондентам было предложено несколько вариантов ответа. Формулировки ответов были взяты как из практики общения с обыкновенными, не имеющими специальной подготовки россиянами, так и с людьми интересующимися данным вопросом.

Что вы знаете о старообрядчестве?

Ничего – 48 %

Это какая-то секта – 29 %

Это православные христиане, отколовшиеся от церкви в результате неправильного толкования некоторых обрядов - 8 %

Это остатки древнерусской Церкви - 4 %

Это темные люди, которые не разрешают есть из своей посуды – 4%

Это христиане, соблюдающие русские обычаи и традиции - 3 %

Это Церковь в наибольшей полноте сохраняющая святоотеческое предание - 0%»29.

Об уровне знаний молодёжи о старообрядчестве свидетельствуют ответы школьников на олимпиаде по «Основам православной культуры»:

«Идеологами старообрядческого раскола были, по мнению школяров, Протопок Овакум, Протанов Авакур и Протокот Авокун, а не протопоп Аввакум»30.

В этих условиях вряд ли общественно-политические обращения первоиерарха РПСЦ на официальных мероприятиях имеют смысл, так как граждане России не имеют понятия о той конфессии, от лица которой он обращается.

Вести просветительскую работу с обществом о сущности старой веры, конечно, необходимо, но заниматься этим должны независимые старообрядческие публицисты, братства, союзы начётчиков и т. д.

Не имеет смысла говорить об участии РПСЦ в государственных программах по работе с молодёжью, благотворительной деятельности и т.д., поскольку такая работа в РПСЦ практически отсутствует, и ничего не делается для того, что бы её организовать.

В РПЦ МП существуют молодёжные объединения, детские приюты, богадельни для стариков, опыт работы с наркоманами, заключёнными и т. д. В масштабах страны их число незначительно, но всё-таки работа ведётся, накапливается бесценный опыт.

РПСЦ работа с молодёжью сводится, пожалуй, к ежегодным молодёжным пикникам на праздник «жен-мироносиц» в Москве.

Из благотворительных мероприятий известно разовое посещение прихожанами одного из московских храмов РПСЦ детского приюта, а так же попытки организовать маленькие богадельни для престарелых прихожанок при нескольких храмах. Хотя исторические центры поповцев и беспоповцев в Москве выросли вокруг приютов и богаделен, старообрядчество до революции было известно своей широкой благотворительностью.

А как используются те возможности непосредственного обращения к руководителям страны по поводу проблем старообрядчества?

На прошедшем заседании Совета по делам религиозных объединений к президенту РФ Д. Медведеву обратились по поводу возникающих у них проблем лидеры мусульман, евреев, пятидесятников и адвентистов.

У старообрядцев тоже возникают проблемы в церковно-государственных и межконфессиональных отношениях. Например, утраченный старообрядческий храм в Иваново, «рейдерский» захват представителями РПЦ МП храма в Алёшино, намерение уничтожить историческое старообрядческое Громовское кладбище в С.-Петербурге. Если же взглянуть на проблемы и других согласий, то это попытка сноса старообрядческого храма в Самаре, исторических захоронений на Преображенском кладбище и т. д.

Но митрополит Корнилий на совещании молчал. Эти, и подобные вопросы им не поднимались.

Кроме того, даже некоторые подробности участия м. Корнилия в работе Совета вызывают смущение.

Он был на совещании без белого клобука, сидел между двух новообрядческих архиереев.

Странное впечатление оставляет фото, на котором м. Корнилию дружески здоровается с м. Ювеналием (Поярковым), хотя недавно клирики его Московской епархии отобрали у РПСЦ храм в Алёшино, и сам м. Ювеналий при этом проявил солидарность с их действиями.

Обращает на себя внимание факт, что из 34 фото заседания Совета по делам религиозных объединений в Туле, выставленных на сайте «Патриархия. ру», м. Корнилий был на 7 фотографиях (то есть почти на каждой пятой). Его присутствие почему-то явно воспринималось, как событие нерядовое.

Поэтому польза от дальнейшего участия нынешнего первоиерарха РПСЦ в подобных мероприятиях представляется сомнительной.

Подобные мероприятия оказываются втянутыми в большую политику, в серьёзную борьбу интересов и влияний.

Ни на одной из уже прошедших встреч с государственными чиновниками и иерархами РПЦ МП м. Корнилий не выступил в защиту интересов старообрядчества.

Кроме того, и у него, и у влиятельных священников РПСЦ отсутствует чёткое понимание, в чём заключаются интересы нашей Церкви в данных исторических условиях. Но ведь справедливо высказывание: «не один ветер не будет попутным для того, кто не знает, куда плыть».

А вот соблазнов от такого участие рождается много.

Подписанное м. Корнилием межконфессиональное «Заявление религиозных лидеров России» вызвало крайне отрицательную реакцию.

Вот реакция клирика Белокриницкой митрополии священноиерея Андрея Прасолова:

«Смущение вызывают следующие заявления из этого документа, под которыми стоит подпись старообрядческого митрополита:

1. «Мы решительно отвергаем любую национальную, религиозную и социальную рознь, как явление в корне противоречащее многовековым традициям российского добрососедства, миролюбивым основам всех религий».

Закрепив своей подписью утверждение об отсутствии в истории российского государства «религиозной розни», Митрополит Корнилий осквернил память всех древлеправославных мучеников в 17, 18, 19 и 20 - веках за истинную (дораскольную) веру пострадавших.

Этим заявлением он также отвергает смысл трехсот пятидесятилетнего стояния нашей Древлеправославной Церкви за Веру Христову, смысл самого ее существования.

Подписывая это заявление, об отсутствии религиозных разногласий с представителями таких религий, как мусульманство, буддизм, иудаизм, адвентизм, митрополит Корнилий отвергается и от Христа, как истинного Сына Божия и единственного Спасителя.

2. «Осознавая себя единым народом, общими усилиями мы должны сегодня крепить общественную солидарность, межрелигиозное и межнациональное согласие, социальную стабильность во благо Отечества и каждого, кто живет и трудится в нем.»

Возникает вопрос: с людьми какого вероисповедания осознает себя единым митрополит Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий Титов?

Если с подписавшими документ мусульманами, адвентистами, буддистами и монофизитами, то это противоречит и здравому смыслу и основам нашей Веру.

И другой вопрос: о каком укреплении межрелигиозного согласия идет речь?

Наблюдая уже на протяжении более трех лет за действиями митрополита Корнилия, можно сделать вывод о том, что все его действия совершаются в строгом соответствии и согласии с политикой Московской Патриархией РПЦ по отношению к Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Последними свидетельствами единой линией с Московской Патриархией РПЦ митрополита Корнилия стали:

  • призыв с амвона к голосованию весной прошлого года за кандидатуру президента Медведева,

  • текст поздравления избрания патриарха Кирилла (Гундяева),

  • факт дарения м. Корнилием патриарху МП Кириллу (еретику) подарка старообрядческой лестовки, а также поведение на интронизации патриарха - совместная молитва, получение благословения от еретического патриарха,

  • факт вручения наград еретикам - новообрядцам, например, игумену Кириллу (Сахарову),

  • проведение с духовенством Киевской архиепископии РПСЦ совещания в Одессе 17 февраля этого года, предваряющее визит новообрядческого патриарха Кирилла на Украину.

События начинают развиваться очень быстро и это только факты из общедоступной всем информации. Чего же мы еще не знаем?

Если митрополит Корнилий и дальше намерен укреплять такое «межрелигиозное согласие», то в самое ближайшее время это приведет к отпадению Русской Православной Старообрядческой Церкви Московской Митрополии от Белокриницкой Иерархии и фактическому переподчинению ее господствующей в России новообрядческой Московской Патриархии РПЦ, на правах еще одной формы единоверия.

Любое объединение РПСЦ с подписавшими этот документ конфессиями, неизбежно приведет в конечном итоге к созданию единой антихристовой церкви, и старообрядческий митрополит должен понимать это, подписывая такие заявления»31.

Вот отклики на «Независимом старообрядческом форуме»:

«- Провокация или нет? Провокация. Если будет раздор - он будет на совести отца Андрея.

- Спланированная акция. Сейчас удачный момент, чтобы ослабить влияние Москвы.

- Как то странно, в Церкви все больше раздорников и негодяев, а тот, из-за кого все каша заварилась, все святее и святее…

- В том-то и дело, что их мало. Апелляция же именно к епископам (даже не к Собору) - это провоцирование грандиозного раздора, наподобие раздора времен неокружников.

- Но все же недовольных все больше и больше.

- Отец Андрей напомнил, что, оказывается, не только мирянам, но и другим священнослужителям (кроме всем известных единиц) не безразлично происходящее.

Отец Андрей напомнил, что не молчать, должны, прежде всего, пастыри.

Отец Андрей напомнил пастырям, что и молчание имеет свой предел.

Отец Андрей подал пример хранения пастырской совести не молчать, когда ещё не поздно.

Отец Андрей открыл новую страницу в истории Церкви, которая, в действительности, забытая прежняя, древняя, когда пастырь не отсиживается в окопе, и если идёт, то не за спиной пасомых, а, как и положено пастырю, впереди...

Отец Андрей многое показал своим поступком и факт, что реакция здесь походит на негативную, с одной стороны, оттеняет его мужество и веру, с другой - что пастыри совершенно оставили воспитание паствы в православном вероисповедании...»32.

Вот отклики на форуме «Древлеправославие»:

«- Несмотря даже на Великий Пост, затеяли втянуть своих одноверцев в склоку, раздрай и неповиновение первоиерарху.

- Зачинателям напомню,что не гоже срамиться на весь свет,показывая своё грязное "бельё". А для начала стоило бы, собраться, всем кто не согласен, пойти к митрополиту Корнилию.

- Уже ходили и не один раз. И к Собору рогожскому обращались. Он отлучать начал.

- Надо бы письмо написать митрополиту и собору, вот де народ в смущении: надо бы восстановить чин проклятие ересей читаемый на Торжество Православия и включить в оный никонианскую ересь; потом о. Симеон открыто экуменистсвует с никонианами, как-то это погано; ну и вообще, на вас пятно за те встречи, поцелуи поздравления/соболезнования - отрекитесь прилюдно, ну и в таком духе...

- Это уже рассматривалось Собором в 2007 году. "Не проклинай, Владыко" кричал собор.

В июне будет предсоборное совещание Вселенского православного Собора (никонианского), так вот, 99% что представители РПСЦ на нем будут.

- У Кирилла есть свои планы на этот Собор, и есть планы на РПСЦ в деле всемирной унии.

- Простите, Христа ради, отче Андрей, но чего Вы собираетесь добиться письмом? Ну подпишется сотня, ну тысяча - дальше что? Собор решать должен, а для этого должно быть какое-то официальное обращение к Собору, коим открытое письмо не является.

- Письмо адресовано не собору, а архиереям, можно сказать перед собором. Как некий призыв усилить внимание к происходящему в Церкви, в общей церкви! т.к. добрый пастырь душу свою полагает за овца своя, а наемник оставляет овца и бегает...

Ответ о. Андрея Прасолова:

- По поводу "Обращения к Архиереям". Архиерейский Суд, есть высший церковный суд для Святителя, согласно Правилу св. Апостол №74:

Поэтому мое обращение адресовано именно епископам нашей Церкви.

После Великого Поста у нас, в Белокриницкой Митрополии, будет Освященный Собор, на котором я хотел бы поднять вопрос о поступках Митрополита Московского Корнилия и его церковном курсе.

Соответствующее "Обращение" к Собору я уже отправил в Белокриницкую Митрополию.

Там соборно рассмотрим, есть ли в действиях митрополита Корнилия отступления, ошибки или нет.

Каковы возможные последствия и риски возникающие для нашей Церкви.

Все по закону, без лишних эмоций, на основании церковных канонов и правил.

Как и должно быть в Церкви Христовой»33.

Подводя итог, можно высказать мнение, что польза от участия нашей Церкви в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями сомнительна.

Тем более, если оно обуславливается необходимостью подписывать заранее составленные межконфессиональные документы.

«- В какой редакции можно было бы подписать такой документ? С таким составом участников - ни в какой.

Для старообрядческого митрополита правильным выбором в данной, непростой ситуации, был бы вежливый, но решительный отказ подписывать совместную декларацию и составление отдельного заявления от РПСЦ по рассматриваемым вопросам.

- Единственный документ, который бы позволил митрополиту Корнилию (Титову) не подписывать такие межконфессиональные документы, был бы соборно принятый "Протокол встреч с инославными".

Митрополит Корнилий всегда мог бы выйти из неловкой ситуации, воспользовавшись этим "Протоколом", на любой встрече, включая и Президентский Совет по делам религии.

Но митрополит Корнилий Титов блокирует принятие этого документа, т.к. при первой такой своей подписи, как на обсуждаемом здесь документе, он бы попадал под действие этого "Протокола".

- Последние года четыре на всех Соборах и Советах Митрополии (2005, 2006, 2007, 2008) обсуждаются разные варианты проекта Протокола, но руководство Митрополии упорно не хочет оный протокол принимать. М. Корнилий прямо говорит, что этот протокол ему будет мешать и ограничивать его в его деятельности. Секретарь прямо говорит, что сие "строит оковы" митрополиту»34.

У нашей Церкви на сегодняшний день нет возможности принимать участие в благотворительных и просветительских церковно-государственных мероприятиях.

В связи с немногочисленностью, малой известностью нашей Церкви, межконфессиональные выступления её представителей не могут помочь консолидации общества.

Зато они в состоянии посеять недоверие, подозрительность и раздоры внутри нашей Церкви.

Очень много сейчас зависит от архиереев РПСЦ, влиятельных священников.

Главная задача Русской Православной Старообрядческой Церкви сегодня - сохранить в чистоте истинную православную веру, которая есть путь в Царствие Небесное.

«Подобно есть Царствие Небесное, сокровищу сокровену на селе, еже обрет человек скры, и от радости его идет, и вся елико имать продает, и купует село то.

Подобно есть Царствие Небесное купцу, ищущу добрыя бисеры. Иже обрет един многоценен бисер, шед продаст, все елика имяше, и купи его» (Матф. зач. 55, 13:44-46).

«Не весте ли, яко мал квас все смешение квасит?» (1Кор. Зач. 133, 5:6)

«Ищите же прежде Царствия Божия, и правды его, и сия вся приложатся вам» (Матф. зач. 19, 6:33).

Март, 2009 г.

  1. //www.rpsc.ru/version/modules.php?name=News&file=article&sid=599
  2. //www.kremlin.ru/appears/2009/03/11/2323_type63378type63381_214089.shtml
  3. //drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-1-0-00000692-000-10001-0-1238005281
  4. //www.kremlin.ru/appears/2009/03/11/2323_type63378type63381_214089.shtml
  5. //drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-1-0-00000692-000-10001-0-1238005281
  6. «История Русской Православной Старообрядческой Церкви» М. 2003 стр. 14.
  7. Ф. Е. Мельников «Краткая история древлеправославной (Старообрядческой) Церкви» Барнаул 1999, стр. 117-118
  8. А. А. Руденко «Евангельские христиане-баптисты и перестройка в СССР» в сборнике «На пути к свободе совести» М. 1989 стр. 334
  9. «История Русской Православной Церкви от восстановления патриаршества до наших дней» С.-Пб. 1997, стр.315-321
  10. «Во время оно…» приложение к журналу «Церковь» выпус №3 2006 стр. 22
  11. А. А. Руденко «Евангельские христиане-баптисты и перестройка в СССР» в сборнике «На пути к свободе совести» М. 1989 стр. 349
  12. //drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-1-0-00000692-000-10001-0-1238005281
  13. Диакон Андрей Купаев «Все ли равно, как верить?» Клин 1994 стр. 145-155
  14. //drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-1-0-00000692-000-10001-0-1238005281
  15. //drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-1-0-00000692-000-10001-0-1238005281
  16. //starover.borda.ru/?1-1-60-00002573-000-0-0-1236940481
  17. //drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-1-0-00000692-000-10001-0-1238005281
  18. //www.religare.ru/article31649.htm
  19. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002588-000-0-0-1237271866
  20. //starover.borda.ru/?1-1-60-00002573-000-0-0-1236940481
  21. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002570-000-0-0-1236928526
  22. Лилия Бирюкова, Надежда Кеворкова"ГАЗЕТА", 23 марта 2009 г. //portal-credo.ru/site/?act=news&id=69400&cf=
  23. Лилия Бирюкова, Надежда Кеворкова "ГАЗЕТА", 23 марта 2009 г. //www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=69400&type=view
  24. Сергей Худиев «Не вступать на скользкий склон» Газета «Радонеж» 8 за 2009 год (192) //www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2962
  25. //www.dvpt.ru/?page=analytics049
  26. Сергей Худиев «Не вступать на скользкий склон» Газета «Радонеж» 8 за 2009 год (192) //www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2962
  27. Справочник «Современная религиозная жизнь России» М. 2004, стр. 191
  28. //staroobrad.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=80
  29. //staroobrad.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=80
  30. Михаил Поздняев"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ", 11 марта 2009 г. //portal-credo.ru/site/?act=news&id=69150&cf=
  31. //drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-1-0-00000692-000-10001-0-1238005281
  32. //starover.borda.ru/?1-1-0-00002682-000-0-0-1238651156
  33. //drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-1-0-00000712-000-10001-0-1238673695
  34. //drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-1-0-00000692-000-10001-0-1238753542