То, что они творят, это ещё и не ново-, но уже и не вполне старо- обрядчество, а нечто переходное, неведомое, смутное…

Со статьёй моего коллеги Артёма Русланова "Рогожский Реввоенсовет" я, в основном, согласен. Но, всё таки, хотел бы обратить благосклонное внимание читателей на некоторые факты и тенденции, не получившие в этом любопытном тексте должного освещения. К тому же, зная получше ситуацию изнутри, хочу добавить несколько штришков к полотну, написанному коллегой.
Артем Русланов пишет: "Заседания Совета митрополии – этого, своего рода, старообрядческого аналога Синода РПЦ МП – проходят вяло и протокольно". Вяло и невыразительно, это да, нередко… Но "протокольно"? Какие уж там протокол и регламент?! Раньше, во всяком случае, ими не "баловались", не увлекались особо. "Весьма узкий круг советников и близких людей Митрополита", на самом деле, не так уж и "узок", и при желании можно было бы список уточнить и дополнить именами, допустим, о. Виктора Жельцова или Георгия Лариошкина, да и других, но дело не в этом…

Дело в том, что автор упустил первоисточник идей, лежавших в основе ряда решений прошедшего Совета митрополии, пусть даже он на самом Совете и не оглашался, и его даже не упоминали. Это известные воззрения священноинока Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Симеона (Сергия Дурасова), заштатного, но не запрещенного. Помню, несколько лет назад меня поразила одна из его "заметок", показанная мне Сергеем Вургафтом, - о якобы неполном господстве трехпогружательного крещения в ранней Церкви. Особенно запомнился мне такой вот странный "наивный" довод: в жарких странах типа Египта, Сирии и Междуречья, с коими связана ранняя проповедь и распространение христианства в первые века по Р.Х., якобы могло не хватать воды. И это в странах, где текут великие реки (Нил, Тигр и Евфрат), омываемых Средиземным и Красным морями! Тут была своя логика: интеллигентный о. (тогда ещё он не был Симеоном) Сергий знал факты истории и географии, неведомые большинству наших древлеблагочестивых попов. Тем не менее, его взгляды были соборно осуждены в 2005 и 2008 годах, а ещё до того тем же Советом Московской митрополии.

Однако чувствуется незримая перекличка некоторых его воззрений, его богословия с рядом постановлений и решений нынешнего Совета митрополии. Например, о так называемых оглашенных, коими были признаны… никонияне, в их числе и "обливанцы", ранее белокриницкими христианами однозначно и безоговорочно признававшиеся еретиками.

Несомненно, что в данном случае постановления нынешнего Совета гораздо ближе к экуменическим воззрениям о. Симеона (Дурасова), чем к традиционной экклезиологии РПСЦ. Мнение о том, что отречение от прежних конфессий и, тем паче, проклятия могут якобы оскорбить приходящих из иных конфессий, понятно, так же ближе к его воззрениям…

Сразу хочу оговориться: большая часть нынешних прихожан московских храмов РПСЦ, не исключая и Рогожского кладбища, не была в РПСЦ с детства, даже и в тех случаях, если у кого-то староверами были предки. Они приходили из расцерковлённых, некогда старообрядческих или никониянских, а нередко и из неверующих, семей. Я также пришел из РПЦ МП лет так с полтора десятка назад. Многие из нас отрекались от никониянской, а некоторые от папежской (латынской), арменской, люторской, кальвинской и прочих ересей… И ни для кого это (из тех, кого знаю) не стало непреодолимым препятствием на пути к Церкви. В чём же дело, для кого это может стать препятствием?

Такой пример: допустим, некая девушка из старообрядческой, но не слишком ревностной и усердной в церковной жизни семьи, сама ещё менее усердная и ревностная, захотела вступить в брак со своим другом. Друг к этому, вроде бы, и готов. К РПЦ МП, как и многие, принадлежит сугубо формально, а, может, после погружения в младенчестве и вовсе не пересекал порога храма, но… Он готов совершить какой-то непонятный ритуал (присоединения) и, тем более, готов собственно венчаться. Но что-то там проклинать, даже при весьма формальном и вольном отношении к своему прежнему "исповеданию" – отсталость, дикость какая-то, средневековье, а то и "экстрим"… А если у этой девушки (или, напротив, юноши) ещё и среди родственников старообрядческий поп? Ответ, я думаю, очевиден. Таким образом, невидно, незримо, прикровенно, но они, всё же, движутся в сторону позиций, которые сами ещё недавно формально осуждали или готовы были осудить. Потому, что жизненные обстоятельства довлеют в их маленьких "реальных" человеческих жизнях над каким-то там "абстрактным" богословием, для многих из них понятием, к тому же, довольно смутным, неведомым и отвлеченным.

Хотелось бы также обратить внимание на ещё один аспект "невольного" сближения – богослужебный. Старообрядцы-поповцы медленно, но верно, становятся всё более похожими на новообрядцев: протопопские шапки (митры), архиереи, не награждённые саккосами, но в них служащие, золотые кольца на обоих венчаемых, невыносимо "высокое" пение церковных хоров, явно не без влияния "академического", длинные волосы белого духовенства… Список фактов литургического консенсуса и "сближения" нового и старого обрядов можно было бы продолжить. Остановимся лишь на одном: на последнем Освященном Соборе попы РПСЦ потребовали, чтобы наперсные кресты стали из наградных такими же, как у никониян, т.е. чтобы их можно было бы носить сразу после священнических хиротоний… Если, например, митрами (шапками) белое духовенство господствующего исповедания награждается ещё с 1765 г., то "всеобдержное" ношение наперсных крестов у российских синодальных попов появилось только лишь в 1896 г. и ещё кое-где жива о них память, как о наградных.

Но духовенство РПСЦ старается не отставать ни в чем. Посещение чиновников, на связях с которыми во многом и строится благополучие "официальных конфессий" в современном России, без наперсного креста выглядит "несолидно" - старообрядческий поп явно проигрывает в глазах чиновника своего никонинанствующему коллеге. Остаться на корабле истории, а точнее, если вспомнить сравнение Серафима (Мошнина) Саровского старообрядчества с лодчонкой, к этому кораблю привязанной, остаться рядом с кораблём, вместе с кораблём – вот внутренняя побудительная причина, "пружина" всех этих постановлений.

Многие из участников этих Советов митрополии и изготовителей постановлений отчётливо не понимают этого, и даже об этом не задумываются. Но незнание и нежелание задуматься не спасает от ответственности.

Почему в заголовке моей статьи типичный лафкрафтовский штамп - "неведомые культы"? Потому, что не ведают, что творят. А, быть может, и не хотят ведать-то? Потому как то, что они творят, это ещё и не ново-, но уже и не вполне старообрядчество, а нечто переходное, нечто неведомое, смутное…

Допущена была, с подачи о. протоиерея Валерия Шабашова, отцами Совета и тактическая, но важная ошибка: "Призвать священство не благословлять на церковных трапезах употребление крепких спиртных напитков", - постановил Совет митрополии. Зная отношение значительной части публики, да и духовенства ко всему этому, думается, что обвинений в "чуриковской ереси" не избегнуть.

Но были и "просветы", какие-то позитивные моменты: "6.2. Обратить внимание священников на неукоснительное применение испытательного срока перед крещением оглашенных, согласно правилам "Кормчей". Правда, тут есть противоречие: если никонияне и в самом-то деле приравниваются к оглашенным, то зачем их ещё нарочито оглашать, обращая на то "особое внимание"? Масло масляное?

Однако, несмотря на противоречивость, я позитивно оцениваю это постановление, т.к. оно фактически перечеркивает предыдущие изыски и постановления на тему никониян, как оглашенных Церкви.

"Осколки", уж не знаю, согласен ли со мной Артём Русланов или нет, памятуя про бывшего епископа Германа (Савельева), о. Елисея Елисеева, о. Николу Спижевого и т.п., на мой взгляд, в принципе, не лучше собственно РПСЦ.

Но хотел бы я закончить, скорее, на нотке несколько оптимистичной: "Решения его необязательны для Митрополита, да, впрочем, и для остальных участников", - пишет про Совет Московской митрополии А. Русланов. В принципе соглашусь с ним. Дай-то Бог!...