(Открытое письмо священноиерею Андрею Прасолову из Румынии)

От редакции. Это письмо мы получили 30 апреля 2009 года. Оно является откликом на открытое письмо священноиерея Андрея Прасолова, клирика Браиловской старообрядческой митрополии, которое впервые было опубликовано 22 марта 2009 года. По мнению о. Андрея, участие первоиерарха РПСЦ митрополита Корнилия в Госсовете в Туле 11 марта 2009 года, и особенно подписание им межконфессионального документа, «вызывает смущение». В этом с ним согласны и многие верующие РПСЦ.
Но не все разделяют эту точку зрения. Павла Бородулина в своём письме выразила позицию тех, кто фанатично, истово верит в правоту всех действий и высказываний первоиерарха РПСЦ митрополита Корнилия. Критику нынешнего «нового курса» Московской митрополии они воспринимают как «травлю архиереев», «компанию в интернете по уничтожению Митрополита Московского и всея Руси Корнилия», «ложка правды в ведре помоев». Правда, возникает вопрос, что есть упомянутые «помои»? Ведь и о. Андрей, и другие критики «нового курса» всего лишь добросовестно описывают действительно имевшие место поступки и высказывания официальных представителей Митрополии.

Существующие разногласия понимается исключительно как противостояние правильных русских «патриотов – православных» «недоброжелателям-фашистам». «Вам, живущим в Румынии, возможно, не понять русского человека. Румыния была активной союзницей Германии». «Мы своих архиереев, какими бы они ни были неопытными и неосторожными, на растерзание не отдадим никому – ни никонианам, ни «доброжелателям»». Представление автора письма о правоверии становятся понятны из следующего высказывания: «О. Кирилл (Сахаров, клирик РПЦ МП – прим. ред.) как раз «старообрядец», потому что ведёт службу по старому обряду. Его прихожане очень ревностно соблюдают древние обычаи – у них и лестовки, и сарафаны, и рубахи под пояс. А главное – понимают спасительность старого обряда». Спасительным является не обряд, а правое исповедание веры, которого в никонианстве давно уже нет, и никакие древние обычаи сами по себе тут не помогут.

Людей с подобными взглядами, совершенно не понимающих истинную суть происходящего, к сожалению, в РПСЦ много. Возможно, нашу Церковь действительно ждут большие скорби и потрясения.



Г.И.Х.С.Б.п.н.

Уважаемый о. Андрей!

Простите Христа ради, что снова тревожу Вас. Мне уже приходилось обращаться к Вам года полтора назад с открытым письмом, а также отправленным по Вашему электронному адресу. Речь шла о Вашей статье «Запустить козла в огород». Тогда Вы не сочли нужным отреагировать на него. Я расценила это, как то, что Вы, простите, не смогли найти убедительных контраргументов для ответа. Сейчас Ваша ревность о сохранении чистоты Древлеправославия выплеснулась озабоченными размышлениями над последними действиями Митрополита Московского и всея Руси Корнилия. Вы расцениваете их как свидетельство единой линии с РПЦ МП.

Давайте рассмотрим их по порядку.

1. Призывы с амвона к голосованию весной прошлого года за президента Медведева.

 Но в истории нашей Церкви не раз бывало так, что в тревоге за судьбу Отечества духовные вожди обращались к своей пастве с призывами стать на его защиту. В Великую Отечественную Войну, не взирая на богоборческий режим, благословляли народ на ратный подвиг. Режим по грехам нашим приходит и уходит, а Земля Русская остаётся. Вам, живущим в Румынии, возможно, не понять русского человека. Румыния была активной союзницей Германии. И очень может быть, русские по крови старообрядцы бок о бок с нацистской нелюдью шли «освобождать» от безбожной власти Россию. Бог им судья. Но отказывать гражданину России, в том числе и митрополиту, вправе переживать за свою страну и желать ей мудрых правителей или хотя бы тех, от кого поменьше вреда будет, согласитесь, уже слишком. За тогдашнего кандидата в президенты Медведева поднимали свой голос предстоятели и других религиозных конфессий от мусульман до буддистов. Значит ли это, что и их собирается «поглотить» РПЦ МП?

2. Текст поздравления избрания патриарха Кирилла (Гундяева).

Всё выдержано в правилах светского этикета. Никакого желания проситься под руку патриарха не просматривается. И обращение «Светлейший» - тоже из межконфессионального дипломатического арсенала. Недоумение вызывает лишь эпитет «смиренный» в данном контексте.

3. Факт дарения м. Корнилием патриарху МП Кириллу (еретику) подарка – старообрядческой лестовки, а также поведение на интронизации патриарха – совместная молитва, получение благословения от еретического патриарха.

Лестовка - самый, на мой взгляд, уместный подарок, миссионерский. Можно расценить его, как призыв к возвращению к истокам, к Древлеправославию, что для России было бы спасительно, но, к сожалению, пока утопично. Что касается молитвы, то гости на чужом празднике не молятся. Они присутствуют как бы на спектакле. Что до благословения от еретического патриарха, то патриарх волен благословлять всю аудиторию. А каждый из присутствующих волен или принимать его, или не принимать. Так что простите, о. Андрей, совместная молитва и принятие митрополитом благословения патриарха, пожалуй, недоказуемы. Скорее, это измышления «доброжелателей».

4. Факт вручения наград еретикам-новообрядцам, например, игумену Кириллу (Сахарову).

Напротив, о. Кирилл как раз «старообрядец», потому что ведёт службу по старому обряду, но не древлеправославный, так как подчиняется патриарху РПЦ МП. Его можно рассматривать как миссионера, пожалуй. Ведь он перевёл никонианский приход на дораскольное богослужение. Его прихожане очень ревностно соблюдают древние обычаи – у них и лестовки, и сарафаны, и рубахи под пояс. А главное – понимают спасительность старого обряда.

А как Русь может вернуться к вере предков? В приказном порядке? Чувствуют люди духовную жажду, ищут истину. Пока вернулись к обрядам, а там, Бог даст, и Церковь истинную найдут. Только бы она от них не пряталась.

Хотелось бы, конечно, помечтать о том, как РПЦ сбросит помрачение, принесёт глубокое покаяние за многовековые гонения, вернётся к древнему благочестию. Для России-матушки это было духовным выздоровлением, возрождением, обретением независимости. Я – русская, о. Андрей, Вам, наверное, меня не понять. К великому сожалению, похоже, что для русских старообрядцев в Румынии Россия – чужая страна. Молодёжь уже по-румынски изъясняется свободнее, чем по-русски. Жизнь исторической родины, её культура, литература не очень ей интересна, судя по всему. А мы, русские, не отрываем Церковь от Родины. Они у нас вдвоём в одном сердце. Мы не мыслим себя без Церкви и без Родины. Поэтому обязаны проявлять и духовное здравомыслие, и гражданское. Есть враги у Церкви, есть враги и у Родины. Тот не старообрядец, кто к своей стране относится по-смердяковски. И наше священство, и митрополит также граждане своего Отечества. Всем вместе нам хранить Веру Православную и не давать в обиду свою Россию.

5. Проведение с духовенством Киевской архиепископии РПСЦ совещания в Одессе 17 февраля этого года, предваряющим визит новообрядческого патриарха на Украину.

И что? Были указания готовиться к совместным молитвам и спешить брать благословение у патриарха? Кстати, приезд патриарха ещё за горами, а вот вскоре после визита митрополита Корнилия на Украине побывал ответственный представитель НАТО, а в Севастополь пожаловал натовский военный корабль. Что Вы по этому поводу скажете, о.Андрей? Какую здесь взаимосвязь увидите? Впрочем, Вы, как подданный наконец-то натовской державы, должны увидеть в этом хороший знак.

Помимо вышеперечисленных претензий с Вашей стороны к Митрополиту РПСЦ Вы высказали критические замечания в его адрес в связи с подписанием им «Заявления религиозных лидеров России – членов Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ». Вы правы, действительно смущает в Заявлении такой пункт:

«Мы решительно отвергаем любую национальную, религиозную и социальную рознь, как явление в корне противоречащее многовековым традициям российского добрососедства, миролюбивым основам всех религий».

Мы, конечно, отвергаем всякую рознь. Кстати, о. Андрей, простите, но Вы неправильно понимаете русское (не церковнославянское) слово «рознь». (Как ни странно, но и житель России Геннадий Грезнев также неправильно его понимает). Рознь – это не различия, а непримиримая вражда, доходящая порой до крови. А существующие различия между РПСЦ и другими религиозными конфессиями никто сомнению не подвергает. Не желать дикой вражды с представителями других конфессий вовсе не значит отрекаться от Христа.

Но со второй половиной заявленного согласиться, ну, никак невозможно. В истории России, как это ни прискорбно, были и социальные кровавые взрывы, и межнациональные усобицы, и многовековые гонения на старообрядцев. Непонятно, как эта часть заявления прошла мимо внимания митрополита.

Вас почему-то возмутил ещё один призыв:

«Осознавая себя единым народом, общими усилиями мы должны сегодня крепить межрелигиозное и межнациональное согласие, общественную солидарность во благо Отечества и каждого, кто живёт и трудится в нём»

Вы пишите:

«Возникает вопрос: с людьми какого вероисповедания осознаёт себя единым митрополит Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий Титов?»

Придётся повториться, что митрополит по вероисповеданию старообрядец, но одновременно и гражданин России, как являются её гражданами все 140 млн. человек. Народ страны состоит из её граждан разных вероисповеданий и разных национальностей. Это – аксиома. Ведь и Вы тоже старообрядец, русский по крови, но румынский гражданин. И Вы вместе с остальными старообрядцами входите в единый румынский народ, не будучи румыном и не являясь прихожанином Румынской Церкви. В Румынии, кажется, священство очень толерантно по отношению к властям – ведь оно получает зарплату от государства? Интересно, в Румынии на каждом своём Соборе старообрядцы произносят анафему на еретическую Румынскую Церковь?

В итоге Вы пишите:

«Подписав этот документ (Заявление…-П.Б.) старообрядческий митрополит не нарушил ли правила нашей Святой Древлеправославной Церкви?

А именно:

Первую и Вторую Ветхозаветную заповедь:

Аз есмь господь бог твой, изведый тя от земли египетския, от дому работы: Да не будутъ тебе бози инiи разве Мене.

Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися имъ, да не послужишася имъ.

Заповедь, данную нам Господом Исусом Христом в Святом Евангелии:

«Итак, - говорит Спаситель – всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10,32-33).

Апостольские Правила:

58. Епископ и пресвитер, нерадящий о притче и о людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Если же останется в таком нерадении и лености: да будет извержен.

62. Если кто из клира, устрашась человека, иудея или эллина, или еретика, отречется от имени Христова: да будет отвержен от церкви. Если же отречется от имени служителя церкви: да будет извержен из клира. Если же покается, да будет принят, как мирянин.»

Ну, что сказать? Если есть задание посадить человека в тюрьму, то статью найдут. Где в действиях митрополита Корнилия можно усмотреть отречение от Христа? В том, что он поддерживает идею гражданского мира? Когда при стихийном бедствии, скажем, при извержении вулкана люди разных вероисповеданий вместе со своими духовными вождями, спасаясь, бегут все в одном направлении, значит ли, что они общему Богу при этом молятся? Только слепой сейчас не видит, что все силы мирового зла брошены на уничтожение России, нашего общего дома. При этом ставка делается на внутренние конфликты, которые нужно разжечь, используя религиозные, национальные и социальные различия. Но дом-то надо беречь от разрушения, противостоять мощному враждебному натиску извне.

Никак нельзя заявить в данном случае и о том, что митрополит - «нерадящий о причте и людях, и не учащий их благочестию». Как раз, наоборот, чёткой гражданской позицией он напоминает нам о том, что мы потомки Александра Невского и Сергия Радонежского, о том, что воины Христовы должны быть патриотами. И смирение у нас должно быть перед Богом, а не перед силами зла. Волею Божией мы сейчас оказываемся в ситуации, когда, не защищая Родину, приближаем опасность не сохранить Церковь Христову на Руси. Вам должна быть известна история Унии на Западной Украине. Не случайно любовь к Родине входит в понятие «благочестие».

Ещё. О каком «кумире» митрополита Вы хотите нам поведать? Уж не патриарх ли Кирилл? Святые отцы, кажется, всегда призывали держать собственную фантазию в узде.

Итак, общее впечатление от компании в интернете по уничтожению Митрополита Московского и всея Руси Корнилия тягостное. Используется наработанный журналистский приём – ложка правды в ведре помоев. Может, вся беда его в том, что он Митрополит именно Московский? А Россия и Москва, Третий Рим, ох, как мешают владыкам мира сего. Ведь носители древлеправославной веры, удерживающей мир, живут в основном в России.

Приговор висит над нами. Но с нами Бог!

Из советской «купели» РПСЦ вышла обезсиленная, обезкровленная, едва жива. Сейчас как-то пытается войти в силу. Но нет. Вбрасываются раздоры. Начинается травля архиереев. Но мы своих архиереев, какими бы они ни были неопытными и неосторожными, на растерзание не отдадим никому – ни никонианам, ни «доброжелателям». И мы будем продолжать о них молиться. Если они не станут более совершенными, Господь Бог пошлёт других. Были бы мы достойны наследия предков – Православной Веры. Хорошо надо смотреть, чтобы «не похитили венца» нашего. Выстоим вместе с ними, будем с Божией помощью строить Святую Русь!

Я надеюсь, о. Андрей, что Вы искренне озабочены судьбой нашей Православной Старообрядческой Церкви, а не выполняете чей-то заказ. Поэтому призываю Вас переселяться к нам в Россию вместе с приходом. Нам неравнодушные люди очень нужны.

Простите Христа ради

С уважением,
Павла Бородулина