Внешняя деятельность Российской Старообрядческой Митрополии страдает избыточным инфантилизмом, перезагрузка необходима

В последнее время вопрос о созыве Всемирного собора в Казани переместился на задворки старообрядческих новостей, так стало совершенно очевидно, что русское государство не собирается финансировать мероприятие, которое должно поднять престиж русского старообрядчества. В этом нет никакого резона для русских властей, тем более, что современная Россия de facto уже имеет свою государственную церковь – новообрядческую. Старообрядческая церковь в Румынии уже многие десятки лет во внешней сфере действует исключительно в русле румынской текущей политики. У русских такого давления нет, но поля для маневра у них очень маленькое, так как их финансы очень ограничены.
Московская митрополия не смогла выстроить правильных отношений с состоятельными старообрядцами, как в России, так и за рубежом. Не удивительно, что Русская старообрядческая церковь сама не в состоянии финансировать свои проекты, и в финансовом отношении зависит от региональных властей в России. Поэтому финансирование реставрации Рогожского кладбища ведет правительство города Москвы, а финансировать всемирный собор в Казани должно было (по мысли русской митрополии) татарское правительство. Надежды на это, как мы сейчас видим, полностью провалились, и совет русской митрополии, который должен собраться в августе и окончательно решить вопрос о месте и дате проведения Освященного собора 2009 года, под давлением суровой действительности должен принять решение о переносе собора из Казани в Москву, тем более, что Румынская митрополия недвусмысленно отказалась участвовать в этом предполагаемом соборе.

Вся цепь событий вокруг собора имеет вид полного fiasco внешней политики Московской митрополии. Этот горький урок совершенно необходим, он должен помочь Москве избавится от иллюзий, что отношения между церквями можно строить в узком кругу и за счет передачи отдельных приходов, или целых епархий. Создается такое впечатление, что Московская митрополия попала в заколдованный круг, который митрополит и близкие к нему крайне немногочисленные советники по какому-то странному недоразумению считают «тенденцией к реализму», но вовне их действия однозначно воспринимаются как перегруженные инфантилизмом.

С течением времени и по мере накопления фактов становится ясно, что ответственность за «внешнюю политику» русской церкви лежит на митрополите и двух его ближайших советниках. Главная же проблема этой так называемой «политики» состоит в том, что у современной Московской митрополии, в отличие от прежних времен, напрочь отсутствует стратегия внешнего взаимодействия. Нет стратегии взаимодействия ни с Браилой, ни с новообрядцами, ни с беглопоповцами, ни с беспоповцами.

Создается такое впечатление, что кроме безоглядных объятий и лобзаний в одних случаях, и угрюмого молчания во всех остальных, Московская митрополия не может предложить ничего. Ясно лишь только одно – Москва утром сама не знает, какое решение она примет вечером, поэтому колебания ее политики просто потрясают – от настойчивой демонстрации лояльности русскому государству и русской государственной религии – никонианству с их имперской риторикой, до готовности свернуть сферу своей духовной власти даже в ближайших окрестностях Москвы. Эти колебания, возможно, происходят из чувства глубокого неверия в свои силы и высокой степени параноидного страха возможных репрессий и притеснений в случае конфронтации, но в действительности никаких признаков этих «репрессий» не наблюдается даже в малейшей степени.

Нынешний московский митрополит крайне недоверчив. Он более недоверчив, чем все предыдущие митрополиты в Москве. Скорее всего, он доверяет только одному человеку – протопопу из Орехово-Зуево Леонтию. Крайне странно выглядит также убеждение митрополита, что отношение к нему лично не связано с уважением к статусу старообрядческой церкви, но дела обстоят прямо противоположно. В Румынии, например, авторитет митрополита не оказывает сильного влияния на жизнь общин, потому что эти общины не зависят от митрополии и живут своей полноценной жизнью. В России же ничего подобного нет, и отношение к митрополиту автоматически переносится на все старообрядчество России. У Московской митрополии есть единственный путь: если она хочет сохранить свой высокий статус наследницы истинных традиций православия, надо перестать униженно просить чего бы то ни было у государства, новообрядцев, или кого еще. Она должна осознать, наконец, что имеет от Бога право «решать и вязать» - и действовать соответственно.

P. Vogelfrei
7 июля 2009 г.

По материалам сайта «Old Believer's Web Journal»
http://oldbeliever.bravejournal.com/entry/35814