«Мы решительно отвергаем любую национальную, религиозную и социальную рознь как явление, в корне противоречащее многовековым традициям российского добрососедства, миролюбивым основам всех религий». (Заявление религиозных лидеров России - членов Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ 12 марта 2009 г.).
Но все знают, что, начиная с XVII века, в России были гонения на людей, придерживающихся старых церковных правил и обрядов. Эти гонения объясняли тем, что якобы старообрядцы возводили «хулу» на церковь и отказывались выполнять постановления Освященных Соборов как органов высшей духовной власти. Обвиняли их также в том, что они выступали против царя и престола, то есть светской власти, за что их наказывали. Им ставили в вину измену государству Российскому, поддержку врагов отечества, то есть обвиняли в государственной измене. Справедливы ли были все эти обвинения?

Известно, что Московский Собор 1666 г., а за ним и Собор 1667 г. осудил старые обряды, предал их анафеме и отлучил придерживающихся их от церкви. Староверы это решение выполняли. В новообрядческую церковь они не ходили и не ходят до сих пор. Заключение соборов 1666-1667 гг.: «Сие наше соборное повеление и завещание, ко всем вышереченным чином, православным, предаем, и повелеваем, всем неизменно хранити и покарятися святой восточной церкве. Аще ли же кто не послушает повелеваемых от нас и не покорится святой восточной церкве и сему освященному собору, или начнет прекословити, и противлятися нам, и мы такового противника, данною нам властию от всесвятого, и животворящего Духа, аще ли будет от освященного чина, извергаем, и обнажаем его всяческого священодействия, и проклятию предаем. Аще же от мирскаго чина, отлучаем, и чужда сотворяем, от Отца, и Сына, и святаго Духа: и проклятию, и анафеме предает, яко еретика, и непокорника: от православного всесочленения, и стада: и от Церкви Божией отсекаем, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием...».

«...Они не имели молитвенного общения с официальной церковью, следовательно, на службах присутствовать не могли...». (Е.М. Юхименко. «Старообрядческий опыт церковной археологии».)

«В 1682 г. после казни Никиты Пустосвята (Добрынина) разослана была грамота ко всем архиереям, чтоб они сыскивали раскольников и предавали их казни. Еще строже был указ 1685 г. (12 уложений Софьи). Велено было хватать всякого, кто не ходил в церковь, не исповедывался, не пускал к себе священника в дом; таких приказано было подвергать пытке...». (Н. Костомаров. «Исторические монографии и исследования». М. Книга, 1990).

«По канонам церковным, священники должны быть в подчинении у своих епископов. Но те же каноны требуют . от священников уйти от епископов, если они уклонились в какое-либо заблуждение, проповедуют ереси или совершили церковный раскол. Священники, не подчинившиеся Никону и другим архиереям, изменившим св. Церкви, поступили совершенно законно и вполне канонически...». (Ф.Е. Мельников. «Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999).

В челобитных, посланиях, спорах староверы отрицали «новины», считая их богословски неправильными, но не хулили церковь. Напротив, они считали, что борются за нее. Отстаивая ее чистоту, предлагая очистить ее от никоновской порчи. Как видим, противозаконных действий со стороны ревнителей древностей не былого это не спасло их от гонения. От 15 мая 1722 г. Правительствующий Синод издает указ о запрете двуперстия.

Выступали ли староверы против царя и престола?

Староверы с глубоким уважением относились к государственной власти, ведь она от Бога. Почитайте челобитные, прошения к власть предержащим, найдете там хоть намек на неуважение? Сами государи отмечали преданность староверов к власти. «Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа. И какого народа? Подобно которому, по преданности к царю своему нет другого в мире». Это мнение царицы Екатерины II (Из речи императрицы Екатерины Великой о старообрядчестве, сказанной на общей конференции Синода и Сената 15 сентября 1763 г.).

А вот мнение другого самодержца, которое было в телеграмме, отправленной московскому губернатору 16 апреля 1905 г., разрешающей распечатание алтарей «старообрядческих часовен Рогожского кладбища». «Да послужит это столь желанное старообрядческим миром снятие долговременного запрета новым выражением моего доверия и сердечного благоволения старообрядцам, искони известным непоколебимой преданностью престолу».

«Старообрядцы реально не угрожали царской власти. Неизвестно ни одного случая, чтобы старцы задумывали покушение на жизнь ненавистных царей, а отчаянные одиночки их бы совершали. Сопротивление старообрядцев всегда было пассивным». (Е.В. Анисимов «Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII в.». М., 1999, с. 188).

«Выражая любовь и преданность царской власти старообрядцы говорили: «Заподозрить в нас, старообрядцах, наш исконный русский патриотизм, тысячекратно доказанный, значит, не признать нас русскими». Во время покушений на Александра II в 1865-1866 гг. старообрядцы вновь обратились к царю с уверениями в преданности и любви». (Е.Ф. Грекулов «Православная инквизиция в России»).

Р.S. Вместе с царем погиб и его охранник-старообрядец. Это уже советский историк осудил старообрядцев за преданность власти.

Справедливо ли обвинение староверов в государственной измене и предательстве? До сих пор в печати и выступлениях противников староверов можно встретить это утверждение. Разве сторонники этих мифов никогда не слыхали о Матвее Ивановиче Платове и его казаках, громивших французов в 1812 г.? А ведь Платов был старообрядцем.

«В «освободительную» войну русско-турецкую 187-1878 гг. много тысяч старообрядцев солдат, в особенности казаков, пало на многочисленных полях сражений. Кровавые жертвы эти принесены за освобождение болгар от турецкого владычества. Много раненых солдат-старообрядцев умерло в больницах и лазаретах как в Москве, так и во многих городах России. Умирая просили и умоляли они начальство допустить до них в смертный час их старообрядческого священника, чтобы принять от него Св. Тайны причащения. Но этого никогда не разрешалось. Справедливо негодовала старообрядческая печать за границей, что эти умирающие солдаты своей кровью и жизнью добывали права другим где-то вдали, в чужих странах, на чужих полях, а сами на собственной родине не имели тех прав, которыми болгары всегда пользовались, находясь под магометанской властью...». (Ф.Е. Мельников «Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) Церкви». Барнаул, 1999).

А.И. Гучков, выступая в Государственной Думе во время русско-японской войны (1904 г.) заявил следующее: «Вы знаете, что в рядах нашей армии в Манчжурии было много старообрядцев, целые казачьи войска: уральское, кубанское, донское, наконец, сибирские корпуса считали в своих рядах немало старообрядцев, и эти старообрядцы, разумеется, честно исполняли свой долг, умирали на полях в сражениях, а многие из них ранеными попадали в наши госпиталя. И знаете ли, что в то время, как поляк-католик, латыш-лютеранин, татарин-мусульманин и даже японец-буддист, умирая, получал последнее духовное утешение и напутствие от своих духовных лиц, знаете ли вы, что к старообрядцам их священники не допускались, ибо законом возбранялось допущение в госпитали и тюрьмы старообрядческих священников. Вы только подумайте об этом холодном бездушии, когда людей посылали на смерть за царя и отечество, а потом давали умереть как собакам».

Как видим все изложенные обвинения в адрес старообрядцев не имеют исторического подтверждения, являются злобной выдумкой.

Но гонения, жестокие, кровавые, все же были! А «истребление отдельных групп населения, целых народов по расовым, национальным или религиозным мотивам называется геноцидом. Геноцид - тягчайше преступление против человечества». (СИ. Ожегов. «Словарь русского языка», 1990).

Мы проявим историческую слепоту, если этот геноцид сведем только к двуперстию, сугубой аллилуйе и другим обрядам. Геноцид староверов был учинен за то, что «русские люди во времена Никона не отреклись ни от своей совести, ни от свободы, ни от здравого смысла. Стало быть старообрядчество есть ... протест русского православного народа против внесения архипастырями идей и дисциплины папизма в теорию и практику отечественной церкви... Русский великий народ превратился бы в толпу идиотов, если бы в делах религии отказался бы от свободы, а с нею от смысла и совести: перестал бы быть православным, если бы не стал за свою плоть и кровь, за свои народные характерности». (Из Докладной Записки Православному Синоду в 1881 г. единоверческого священника Иоанна Верховского).

В 1987 г. профессор Санкт-Петербургской духовой академии, протоиерей Иоанн Белевцев на церковной конференции в Москве заявил, что «Никоновская реформа была богословски необоснованной и совершенно ненужной».

Что-то не слышно, чтобы кто-то каялся в этом тягчайшем преступлении. Значит, геноцид старообрядцев для новообрядческой церкви остается в законной силе и может проявить себя в любой момент. Правда, сегодня его называют «многовековыми традициями российского добрососедства». Нужно ли староверам такое «добрососедство» со звериным оскалом геноцида?

Есть над чем задуматься!..

Шишкина Л. А.