От редакции. На последнем Совете Московской митрополии РПСЦ 5-6 августа 2009 года был отстранён от должности бывший Управляющий делами митрополии о. Евгений Чунин. На состоявшемся вскоре, 31 августа 2009 года Учебном совете м. Корнилий выступил с рядом инициатив, касающихся Духовного Училища. Редакция сайта попросила постоянного автора, Андрея Викторовича Езерова, прокомментировать эти события.

Подпись к фотографии: "Участники богословской дискуссии еще не знают, что скромный паломник из Орехово-Зуево всего через несколько лет не только станет их ожесточенным гонителем, но и станет причиной грандиозных потрясений в старообрядческой Церкви".
Одним из заметных событий последнего времени стало упразднение должности управляющего делами Московской Митрополии. Причем, как говориться в сообщении, в связи со сложным финансовым положением. Как вы полагаете, на самом деле, с чем это связано?

Это событие можно назвать и рядовым, незаметным, и важным знаковым. Рядовым оно является потому, что протоиерей Евгений Чунин был уже давно отстранен от решения церковных и административных вопросов, и эта отставка ничего не изменила в современной церковной диспозиции. А знаковым это событие можно назвать потому, что с уходом о. Евгений администрация Московская Митрополии завершила затянувшиеся проводы эпохи митрополита Андриана. Не случайно, что со времени упокоения вл. Андриана Московская митрополия была постепенно «зачищена» от людей его призыва. Ушли руководитель издательского отдела о. Алексей Лопатин, пресс-секретарь митрополии С. Вургафт, настоятель кафедрального собора протоиерей Иоанн Думнов, главный архитектор Митрополии А. Синельников... Также был изгнан ряд преподавателей бывшего духовного училища и многие члены причта Рогожской общины.

На мой взгляд, это связано с явным недоверием и неприязнью преосвященнейшего владыки Корнилия, митрополита Московского и всея Руси, к вышеупомянутому протоиерею Евгению Чунину. Впрочем, нельзя сказать, что подобные чувства редки для преосвященнейшего владыки. Иногда кажется, что он не доверяет почти никому.

Неужели им всем не доверял владыка Корнилий?

К прискорбию, в нашей Церкви очень сложно найти человека, который бы мог разделить сложную, противоречивую и эклектичную систему взглядов, которую исповедует преосвященнейший владыка. Здесь и традиционное шестидесятничество, «грешившее Окуджавкой», и маэстро Солженицын со своим «архипелагом Гулагом» и виллой в Вермонте, и вездесущий Горби с «перестройкой» и «новым мышлением», и Ельцин... Вроде бы этот набор ассоциируется с либерализмом и демократией. Однако с другой стороны, с этими взглядами причудливо уживается страсть к цензуре, подавлению свободы слова, сервильности, невыразимое подобострастие и пресмыкательство перед власть имущими и дремучее желание «тащить и не пущать». Вероятно, это является следствием партийного прошлого владыки, когда он был активистом КПСС.

Нельзя не упомянуть о необычных религиозных предпочтениях преосвященнейшего владыки. С одной стороны это почитание св. Арсения Уральского, еп. Михаила (Семенова), с другой неприкрытые симпатии к митрополиту Ювеналию (Пояркову), патриархам Кириллу и Алексию, архиепископу Илариону (Алфееву). Но и тут можно найти определенный парадокс. Явно симпатизируя Московской Патриархии, владыка отнюдь не брезгует контактами и с Киевской Патриархией и другими новообрядным деноминациями, рассматриваемыми в РПЦ МП, как безблагодатными и раскольническими. Напомним о его явно комплиментарном отношении к так называемым филаретовцам при посещении богословского факультета в Черновцах.

Мне кажется, что в современном старообрядчестве очень трудно найти человека со столь противоречивыми взглядами. К тому же надо учитывать, что эти взгляды и убеждения отнюдь не статичны, а склонны к трансформации и мутации под воздействием как внешних, так и внутренних психофизических состояний святаго владыки. Поэтому человеку с устоявшимися принципами, неважно даже какими, очень трудно рассчитывать на доверие владыки. В данном случае важнее не совпадение мировоззрения, а полное его отсутствие. Так, несомненно, легче приноровиться к запросам преосвященнейшего митрополита.

Можно ли подумать что о. Евгений составлял оппозицию вл. Корнилию?

Отнюдь нет. Скорей наоборот. О. Евгений всегда был готов прийти на помощь митрополиту Корнилию. В критические дни, перед собором 2007 года, именно о. Евгений публично восстал против христиан, обеспокоенных ситуацией во внешних контактах Московской Митрополии. Более того, в начале самого собора он не только призывал всех подписавших открытые письма отозвать свои подписи «пока не поздно», но и призвал наложить жестокие канонические прещения, на всех неравнодушных, нетеплохладных к сложившейся непростой ситуации.

Впрочем, и кроме этого собора, о. Евгений выказывал поддержку делами и устремлениям святаго владыки. Так, например, в день тезоименитства митрополита Корнилия, когда по печальному стечению обстоятельств, стало известно о его отлучении от церковного общения Белокриницкой Митрополией, отец Евгений так оценил вклад владыки в историю современного старообрядчества:

«Вам, Святыи Владыко, Божиим благоволением поручено высшее служение Святой Соборной и Апостольской Церкви и Богохранимому Старообрядчеству у престола Всемогущего Бога - в сложное время обретения долгожданной свободы и одновременно испытания этой свободой, Вы твердо стоите у кормила «духовного корабля», уверенно ведете Святую Церковь среди волн и рифов волнящегося житейского моря, направляя ее к тихому и спасительному пристанищу.

Вы, как добрый пастырь, полагающий душу свою за овца, без устали посещая грады и веси, в своем архипастырском служении, в живых словах духовной проповеди снискали любовь и искреннее уважение среди своих пасомых».

Трудно прибавить к этому взгляду о. Евгения еще что-либо. Разве что мнение его сопастырей, которые любили в те времена сравнивать о. Евгения с «верным псом»: «порвёт [неприятелей Митрополита], как Тузик грелку», говорили они.

Недавно владыка подписал указ об упразднении духовного училища и учреждении на его месте учебного центра. Предполагается, что финансирование учебного процесса будет сокращено в два раза. Также на учебном совете предлагалось ввести дискриминационные правила приема на очное отделение к лицам женского пола, а также плохо говорящим на русском языке (христианам Белокриницкой Митрополии из Румынии). Как вы считаете, с чем связаны эти явления?

Начнем с того, что какие-никакие, а средства на содержание училища имеются. И в так называемые «тучные» годы зарплаты преподавателей духовного училища, среди коих был и я сам, как правило, не превышало 5 тысяч рублей. Т. е. финансирование училища никогда не было на должном уровне. С другой стороны, находятся же финансовые средства на многочисленные туры владыки Корнилия по России и улучшение жилищных условий его личных секретарей. В конце концов, многое зависит от эффектного менеджмента.

С другой стороны следует сказать о значимости уже бывшего Московского духовного училища. Для значительной части христиан это кузница молодых кадров. А некоторым представителям т. н. «элиты» духовное училище видится «последним рассадником старообрядчества» на Рогожском. (По последним данным вл. Корнилий пересмотрел свою позицию по вопросу регистрации духовного училища, все же склоняясь к оной).

Какие бы не были частные недостатки ДУ, но его миссия, его значение очевидны.

Правда ли, что митрополит Корнилий резко изменил свою точку зрения по вопросу о регистрации благодаря некоему внешнему воздействию?

Да, я слыхал, что ему архиепископ РПЦ МП Иларион (Алфеев) якобы подсказал… Если это так, то можно только поблагодарить архиепископа. Правда, мы не можем быть уверены, что это был именно Иларион. Но, судя по резко изменившейся точке зрения, это было, без сомнения, внешнее воздействие – наших он никогда так не слушает. Да и столь ли велика для нас разница в том, кто именно из никонианских деятелей дал сей благой совет?

На днях глава ОВЦС РПЦ МП архиепископ Иларион (Алфеев) высказался по теме старообрядчества. В частности он сказал, что церковный раскол XVII века состоялся «по чисто обрядовым причинам, которые сегодня могут показаться просто смешными». А также сообщил, что митрополит Кирилл (ныне патриарх) якобы встречался «с главой старообрядческой Церкви» и поведал об идеях «как преодолеть этот раскол». Что вы можете сказать об этом заявлении вл. Илариона?

Естественно, сразу же можно сказать, что это заявление безответственное. Более того, сразу понятно, что архиепископ Иларион знает о старообрядчестве не понаслышке, а по … художественным произведениям Мельникова (Печерского). Впрочем, и это не факт, так как уважаемого беллетриста – классика П. Мельникова (А. Печерского) он именует не как принято с XIX века и по сей день, а «Мельниковым-Печерским».

С другой стороны, утверждение владыки Илариона, что раскол состоялся «по чисто обрядовым причинам, которые сегодня могут показаться просто смешными» вполне понятно. Ибо, на протяжении всей своей духовной карьеры владыка Иларион неоднократно утверждал как словесно, так и образом своего служения, что не только обрядовые, но и доктринальные (включая догматические) разногласия смешны и несерьезны в качестве причин для церковных разделений и расколов. Посудите сами, весьма странно если св. Вселенские Соборы, например, Третий, во Ефесе, для таких персонажей как Иларион (Алфеев) не являются сколь-нибудь серьезными причинами для разделений. Если все ереси, изуверства и неистовства его любимых католиков, а по-нашему папежей, для известного филокатолика архиепископа Алфеева не только повод к разделению, но говоря словами священомученика и исповедника диакона Феодора, «сладко полизываемая блевотина». Непонимание важности для христиан выражения в перстосложении главных для них догматов, что Господь и Спас наш Iсус Христос истинный Бог и совершенный Человек и пострадал за нас на Кресте и что Бог един в Триех Лицах говорит о вопиющей некомпетентности дипломированного главы отдела внешних церковных сношений.

Архиепископ, при желании, для ликбеза мог бы в любой библиотеке взять общедоступные книги, например: «Житие протопопа Аввакума» или «Пустозерская проза», «Ответ православных» дьякона Феодора, «Русское старообрядчество» С. Зеньковского, «Патриарх Никон и его противники» Каптерева, «Крест и круг» современного исследователя Б. Успенского и многие другие, раз уж волею судеб ему выпало быть председателем Старообрядной комиссии РПЦ МП. Иларион (Алфеев) владеет тремя – четырьмя европейскими иноязыками, и потому мог бы легко прочитать на французском фундаментальный труд, посвящённый раннему старообрядчеству левого католика Пьера Паскаля. Мог бы, если бы захотел…

Кстати то, что я сказал о католиках, имеет общий, символический, парадигмальный характер. Понятно, что у них есть немало заслуживающих уважения авторов, например, тот же Пьер Паскаль, Хуан Доносо Кортес, Гвидо де Джорджио, Шарль Пеги, Жорож Бернанос, Гилберт Кийт Честертон, Вальтер Шубарт, произведший на меня впечатление в детстве, Марсель Лефевр, да и просто людей…

Интересно отметить, что завзятый экуменист архиепископ Иларион употребляет термин «старообрядческий раскол» и нигде не называет староверов православными, подчёркивая, что православные отдельно, а староверы отдельно.

Впрочем, некомпетентность владыки Илариона проявляется не только в вопросах связанных с древлеправославием. Так, по мнению одного авторитетного и известного византолога и религиоведа переводы преп. Исаака Сирина не с оригинала, а с английского языка на русский, осуществленные преосвященнейшим Иларионом, являются профанацией академической научной методики.

Досужие рассуждения архиепископа о Второй Мировой Войне, репрессиях и прочем в том же роде не выдерживают критики профессиональных историков.

Хотелось бы публично опровергнуть заявления нового главы ОВЦС о том, что якобы «Патриарх Кирилл не раз встречался с главой Старообрядческой Церкви». Любому мало мальски грамотному патрологу и просто христианину должно быть очевидно, что главой Церкви является не архиерей или священный синод, и даже не собор, а сам Господь Iсус Христос. Думается, что глава Моспатриархии не только при своей земной жизни не имел встреч с Главой Церкви, но по исходу от земной жизни не может быть уверен, что удостоиться этой встречи. Вряд ли этой встрече посодействуют даже его иконописные изображения в нимбе.

Однако следует заметить, что архиепископ Иларион яркая, заметная и даже харизматичная личность, способная со временем несколько затмить и самого «святейшего».

Значит, мы можем констатировать, что архиепископ Иларион некомпетентен?

Что касается Старой Веры, истории и современного положения старообрядчества, то это, увы, факт.

Как человек, обладающий определённым уровнем богословских знаний, он наших доморощенных «богословов» с их «дремлющим Кормчим» легко за пояс заткнёт.

Кроме того, он небезызвестный композитор.