Протокол встреч с инославными

Впервые речь о таком протоколе была поднята во время первосвятительства митрополита Андриана. Такой протокол был разработан, но принять его не успели. Новый предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий, как сообщал сайт «Соборность 2007» отрицательно отнесся к самой попытке регламентации своей деятельности.
Протокол был положен «по сукно» вплоть до Собора 2007 года, когда
Церковь была потрясена раздором, связанным с соблазнительными
действиями администрации РПСЦ в области внешних церковных контактов. На
Соборе 2007 года вопрос протокола был рассмотрен и принято следующее
постановление:
«7. О протоколе встреч епископата и клириков Русской Православной Старообрядческой Церкви с инославными священнослужителями
7.1. При встречах с инославными клириками считается недопустимым: совместная молитва, лобзание, благословение инославных клириков.
7.2. Создать комиссию по выработке протокола встреч с инославными в следующем составе: протоиерей Евгений Чунин, протоиерей Валерий Шабашов, иерей Алексей Лопатин (председатель), А.Ю. Рябцев.
7.3. Поручить комиссии представить проект протокола встреч на ближайший Совет Митрополии».
7.1. При встречах с инославными клириками считается недопустимым: совместная молитва, лобзание, благословение инославных клириков.
7.2. Создать комиссию по выработке протокола встреч с инославными в следующем составе: протоиерей Евгений Чунин, протоиерей Валерий Шабашов, иерей Алексей Лопатин (председатель), А.Ю. Рябцев.
7.3. Поручить комиссии представить проект протокола встреч на ближайший Совет Митрополии».
К сожалению, это постановление в большей своей части осталось на бумаге. Хотя комиссия была создана и разработала несколько вариант протокола встреч с инославными священнослужителями, эти проекты в течении двух лет были заблокированы лицами близкими к администрации Московской Митрополии.
В этом, 2009 году на Освященный собор поступили запросы от христиан с просьбой рассмотреть на Соборе вопрос протокола.
Так, известный церковный деятель и канонист, участник многих Соборов нашей Церкви Алексей Юрьевич Рябцев подал «Предложения по повестке дня Освященного Собора 2009 года», где под пунктом 2 было:
«Внести в повестку
дня вопрос о принятии разработанного комиссией под председательством о.
Алексия Лопатина Протокола встреч с инославными.
Необходимость этого принятия обусловлена соблазном, возникающем после многочисленных встреч священнослужителей Церкви с инославными религиозными руководителями. Принятый Собором формальный порядок таких встреч будет способствовать внутреннему спокойствию в Церкви и не позволит возводить на церковное руководство необоснованные обвинения.
Предлагаемый докладчик: о. Алексий Лопатин или кто-то из членов комиссии (для зачтения Протокола и ответа на возникающие вопросы)».
Необходимость этого принятия обусловлена соблазном, возникающем после многочисленных встреч священнослужителей Церкви с инославными религиозными руководителями. Принятый Собором формальный порядок таких встреч будет способствовать внутреннему спокойствию в Церкви и не позволит возводить на церковное руководство необоснованные обвинения.
Предлагаемый докладчик: о. Алексий Лопатин или кто-то из членов комиссии (для зачтения Протокола и ответа на возникающие вопросы)».
Надо надеяться на вынесение данного важного вопроса на суд Освященного собора. Информационный портал «Современное древлеправославие» оставляет за собой право опубликовать формулировки всех поданных в установленном порядке и не включенных в повестку дня Освященного Собора вопросов. Это будет сделано уже после начала Собора, чтобы избежать обвинений в разглашении формулировок до соборного обсуждения. Сегодня мы публикуем один из последних вариантов протокола опубликованного 27 июня 2008 г. на сайте «Портал-Credo.Ru».
Проект протокола встреч клириков Русской Православной Старообрядческой Церк-ви с инославными священнослужителями
А. МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ – ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
I. Предисловие
Встречи между клириками РПСЦ и инославными священнослужителями считаются межконфессиональными контактами и могут носить официальный или неофициальный характер. Для того, чтобы никто не смог опорочить чистую репутацию старообрядческих священнослужителей, их действия во время таковых контактов должны исключать возможность возникновения каких-либо подозрений как среди православных христиан, так и среди иноверных. В связи с этим межконфессиональные контакты должны носить гласный характер и иметь четкую практическую оправданность.
Настоящий документ призван регламентировать межконфессиональные встречи клириков РПСЦ (в дальнейшем – "встречи") - порядок их назначения, подготовки, проведения, протоколирования, архивирования отчета, а так же порядок составления отчётов и способы информирования о проведенных встречах православных христиан и иноверных.
II. Основание и цели межконфессиональных контактов
Целью любой предполагаемой встречи должна быть конкретная практическая задача, предварительно сформулированная и зафиксированная (устно или письменно; если во встрече участвует архиерей – только письменно).
Каждый участник встречи должен твердо знать и соблюдать требования и рекомендации настоящего ПРОТОКОЛА.
Экскурсии, паломничества и посещение святых мест, находящихся вне юрисдикции Русской Православной Старообрядческой Церкви, определяются теми же требованиями Протокола, как и встречи с инославными клириками.
III. Места и условия деловых межконфессиональных контактов
Встречи не желательно проводить в храмах и молитвенных зданиях иных религиозных организаций.
Встречи не желательно проводить при ситуациях предполагающих молитвенные действия членов иных конфессий.
IV. Экскурсии и паломничества
При посещении инославного храма обычные "три поклона" при входе не совершаются, равно как и внутри храма. Вместо этого при входе необходимо оградить себя крестным знамением, не совершая поклона, и не совершать никаких молитвенных действий, пребывая внутри инославного храма.
При организованном поклонении мощам святых или чтимым иконам, находящимся в инославных храмах, необходимо четко соблюдать требования необщения в молитве с членами иных конфессий:
- Предложить инославному духовенству стоять поодаль, не совершая
никаких совместных молитвенных действий (не крестясь, не кланяясь, без
пения или чтения), и начинать поклонение святыне после получения их на
то согласия;
-
Соблюсти порядок поклонения мощам или иной святыне согласно канонам и традициям Церкви;
- Желательно не допускать фотосъемку процесса поклонения без особого разрешения (это ограничение желательно заранее согласовать).
- Экскурсии по старообрядческим храмам для иноверцев допускаются во внебогослужебное время при условии благоприличного поведения;
- Никому из иноверных нельзя входить на амвон и в алтарь, совершать внешние молитвенные действия.
- Присутствие гостей из других конфессий на вечерах знаменного
пения и иных небогослужебных мероприятиях в старообрядческих храмах
совершается на условиях экскурсии.
- Внешний вид иноверных должен соответствовать святости места и не должен оскорблять православных христиан.
V. Правила этикета при межконфессиональных контактах
- При встрече клирик РПСЦ приветствует клирика инославной конфессии
неглубоким поклоном и устным пожеланием здравствования и спасения
("Доброго здоровия", "Добрый день" и т.п.).
-
Допускается совершение светского рукопожатия – без излишнего взаимного приближения.
-
Не допускаются церковно-канонические формулы приветствия ("Христос посреде нас" и т.п.).
-
Не допускается испрашивать благословение у инославных клириков или подавать оное инославным.
- От предложенной трапезы предпочтительно вежливо отказаться.
Участие в трапезе допускается, в крайнем случае, с четким соблюдением
требования "немоления". Особенно нежелательно участие в трапезе
архиерея.
- Во время встречи (в процессе переговоров) возможна подача прохладительных напитков или чая, не предполагающая совершения молитвы стоя и вслух. В этом случае каждый из участников встречи самостоятельно ограждает себя Крестным знамением и после этого может испить предложенные напитки или чай.
VI. Формы обращения к клирикам РПЦ и иных конфессий.
К клирикам инославных конфессий принято обращаться следующим образом:
-
к Патриарху: "Ваше Святейшество", "Владыка имярек";
-
к митрополиту или архиепископу: "Ваше Высокопреосвященство", если он не один, а два или более - с добавлением "Владыка имярек";
-
к епископу: " Ваше преосвященство", если он не один, а два или более, с добавлением "Владыка имярек";
-
к священнику: "Ваше преподобие", если он не один, а два или более, с добавлением "отец имярек";
-
к монаху: "Отче имярек";
- к мирянину: по имени - отчеству. В зависимости от контекста допускается прибавлять к обращению "уважаемый" или "глубокоуважаемый"
Подобно сему и клирики инославных конфессий должны обращаться к
старообрядческому митрополиту, епископу "Владыко", а к священнику
"Отче".
Б. МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ АРХИЕРЕЕВ
- епархиальных епископов и Предстоятеля Церкви
VII. Предварительные условия и обеспечение контактов
Б. МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ АРХИЕРЕЕВ
- епархиальных епископов и Предстоятеля Церкви
VII. Предварительные условия и обеспечение контактов
- Каждое епархиальное управление (равно и митрополия) должна иметь
Службу протокола в лице не менее одного назначенного архиереем для этой
цели сотрудника (желательно клирика епархии).
- Служба протокола епархии (митрополии) отвечает за соблюдение
процедуры подготовки, проведения и протоколирования каждой встречи, а
так же составляет письменный отчет о состоявшейся встрече и
подготавливает материалы для пресс службы епархии (митрополии).
- Служба протокола епархии несет ответственность перед Епархиальным
советом и Епархиальным съездом, а Служба протокола Митрополии - перед
Советом Митрополии за совершаемые межконфессиональные и иные внешние
контакты, и регулярно отчитывается о состоявшихся контактах перед этими
органами.
- Письменный отчет вместе с другими документами о состоявшихся
межконфессиональных встречах может быть затребован у Службы протокола
епархии или митрополии Освященным Собором и должен быть предоставлен
вместе с иными запрошенными документами и необходимыми комментариями.
- Митрополия организует и проводит в Москве ежегодные семинары по обмену опытом и совершенствованию работы Служб протокола Митрополии и епархиях.
VIII. Порядок предварительной подготовки встречи
Инициатива проведения встречи может принадлежать любой из сторон.
Архиерей дает письменное указание Службе протокола о подготовке конкретной встречи.
Служба протокола вырабатывает предложения и согласовывает с архиереем:
-
круг вопросов для обсуждения и примерные цели предстоящей встречи,
-
список участников встречи и возможные варианты;
-
предполагаемую дату встречи и возможные варианты;
-
место встречи и место переговоров;
-
порядок прибытия/убытия участников;
- необходимость и стиль подарков и при необходимости производит их подбор.
Дарение инославным клирикам или мирянам старинных икон и книг, а также
иных священных предметов,, бывших до того в молитвенном употреблении
старообрядцев, не допускается. Уместно дарение книг современной печати,
фотографий, видеофильмов и звукозаписей.
Служба протокола связывается с аналогичной службой другой стороны и сообщает своему архиерею для согласования:
Служба протокола связывается с аналогичной службой другой стороны и сообщает своему архиерею для согласования:
-
перечень вопросов, предложенных другой стороной,
-
список участников встречи – с другой стороны,
-
предполагаемые встречные подарки и иные торжественные действия,
-
условия фотосъёмки, аудио-видеозаписей встречи и список допущенных корреспондентов,
- возможные заявки СМИ на видео- и иные интервью, а также другие возможные ньюансы.
После завершения предварительной подготовки Служба протокола епархии докладывает Епархиальному совету (съезду), а Служба протокола Митрополии - Совету Митрополии цели, условия и обстоятельства предполагаемой встречи.
Епархиальный совет (съезд) или Совет Митрополии заслушивает доклад Службы протокола о предварительной подготовке встречи и после обсуждения выносит решение об утверждении данной встречи.
Подготавливаемая встреча считается назначенной после одобрения и протокольного утверждения ее повестки Епархиальным Советом (или Съездом) – для епархии, либо Советом Митрополии – для Митрополии.
IX. Порядок непосредственной подготовки и проведения встречи
После утверждения повестки готовящейся встречи, Служба протокола доводит информацию о встрече до каждого участника встречи и согласовывает с ним его личное участие;
-
определяет докладчиков по каждому из вопросов,
-
содержание выступлений- определяет какие документы или наглядные материалы необходимы,
-
определяет того, кто готовит необходимые документы и пр.,
-
согласовывает время и место сбора участников встречи,
- форму одежды участников, напоминает о необходимых личных документах и т.д.
Служба протокола согласует с другой стороной порядок подачи в СМИ и иные соответствующие структуры информации о проведенной встрече.
Служба протокола, если это нужно, согласует с другой стороной порядок последующей подготовки совместного коммюнике или информационного заявления во взаимодействии с пресслужбой.
Служба протокола подготавливает проект информационной заметки о встрече (как о совершенной) и список адресов для распространения данной заметки после совершения встречи.
Как правило, Служба протокола распечатывает для каждого участника встречи вспомогательные материалы с указанием:
-
имен участников встречи (с другой стороны), их должностей и титулов,
-
повестки встречи,
- конспекта содержания отдельных вопросов, если это нужно.
В ходе деловой встречи Служба протокола обеспечивает ведение протокола,
аудио- или видеозаписи переговоров и контролирует выполнение
согласованной программы встречи.
Обеспечивает архивацию стенограмм и черновиков, а так же иных подготовленных в результате встречи материалов и документов.
В ходе экскурсионной или паломнической встречи Служба протокола следит за тем, что бы:
Обеспечивает архивацию стенограмм и черновиков, а так же иных подготовленных в результате встречи материалов и документов.
В ходе экскурсионной или паломнической встречи Служба протокола следит за тем, что бы:
-
не допускалась фотосъемка архиереев РПСЦ без согласования со Службой протокола;
- не допускались единоличные собеседования архиереев с инославными клириками;
После завершения встречи, если это уместно, по инициативе архиерея или
Службы протокола может быть назначено внутреннее совещание по
обсуждению состоявшейся встречи с протоколированием итогов этого
обсуждения.
X. Порядок составления отчета о прошедшей встрече
Служба протокола составляет краткий отчет о прошедшей встрече (для сообщения на епархиальном совете или Совете митрополии), и прикладывает к нему все соответствующие документы:
X. Порядок составления отчета о прошедшей встрече
Служба протокола составляет краткий отчет о прошедшей встрече (для сообщения на епархиальном совете или Совете митрополии), и прикладывает к нему все соответствующие документы:
-
распоряжение архиерея на подготовку встречи;
-
проект программы для предварительного рассмотрения Совета;
-
утверждающее постановление епархиального совета или Совета митрополии;
-
вспомогательные материалы участника встречи (см. гл. IX, п. 5 настоящих правил);
-
стенограмму, аудио- или видеозаписи встречи;
- постановления, коммюнике и иные совместные документы, возникшие в
результате встречи (если таковые обсуждались и/или принимались);
-
протокол внутреннего итогового обсуждения (если таковое проводилось),
-
окончательный отчет Службы протокола;
После доклада перед епархиальным советом или Советом митрополии Служба протокола подшивает отчет о прошедшей встрече в отдельную папку и хранит в собственном архиве три года, а после этого сдает его в архив митрополии.
XI. Межконфессиональные контакты Предстоятеля Церкви, архиепископов, епископов.
Епископ, а тем более Предстоятель Церкви не может иметь межконфессиональные контакты частного характера.
Предстоятель Церкви не должен встречаться с инославными клириками ниже епископов (если же кто-то из таковых сам просит о встрече - Предстоятель может дать поручение совершить такую встречу кому-либо из клириков РПСЦ – иному епископу или священнику, который после сего докладывают о состоявшейся встрече Предстоятелю Церкви).
Встречи Предстоятеля не должны проходить в храмах и молитвенных зданиях иных религиозных организаций.
Не допускается присутствие Предстоятеля в иноверных и инославных храмах во время совершаемого там богослужения.
При участии епископа, а тем более Предстоятеля Церкви в межконфессиональных встречах любого типа его сопровождают, если это возможно, не менее двух членов делегации. Недопостимы единоличные межконфессиональные контакты
При участии Предстоятеля в межконфессиональных встречах Служба протокола непременно согласовывает с другой стороной способы освещения состоявшейся встречи и по-рядок взаимного согласования информационных материалов.
При случайной встрече с каким-либо инославным клириком и обнаружении обоюдного желания или потребности обсудить с ним ряд вопросов Предстоятель должен удержаться от продолжения незапланированной встречи и предложить встретиться в запланирован-ном порядке. В этом случае Предстоятель Церкви дает поручение Службе протокола о подготовке такой встречи.
Подготовлен специальной Комиссией Освященного Собора РПСЦ, но не утвержден Советом митрополии РПСЦ.
По материалам сайта "Портал-Credo.Ru"