16:40

Продолжилось заседание Освященного Собора.

Обсуждали вопрос об установлении общецерковного почитания преподобных Павла и Алимпия Белокриницких, прославленных Собором РПСЦ 2006 года как местночтимых святых. Докладчиками были А. В. Муравьев, Г. С. Чистяков. В частности, были обсуждены вопросы, связанные с некоторым соблазнительными высказываниями в Белокриницком Уставе, а также информация об участии инока Алимпия в революционных событиях в Австро-Венгрии.


Докладчики высказали мнение, что Белокриницкий устав никогда не принимался как вероучительный документ, и не играл такой роли в последующей жизни Древлеправославной Церкви. Он был создан по требованию местной власти и не имел общецерковного утверждения. Также были приведены личные воспоминания Бакунина о революционных событиях в Австро-Венгрии, в которых он хотя и упоминал контактах со старообрядцах, но указал, что к его большому сожалению, никакого участия в революционных событиях они не принимали.

Выступление о. Сергия Бобкова касался молитвенного почитания иноков Павла и Алимпия в Белой Кринице в последние годы.

Также были сделаны сообщения о церковном подвиге иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного, печатнике Иване Федорове. Соборяне обсудили значение икон Андрея Рублева и славянской Библии Ивана Федорова для Русской Церкви.

Против общецерковного прославления святых выступил епископ Зосима, который считал, что после церковного раскола XVII века прославление святых затруднительно и ныне чада Церкви не вполне достойны решать такие вопросы. По его мнению, обретение иноками Павла и Алимпия для Церкви митрополита Амвросия является следствием тогдашней общественно – политической ситуации. Также он высказал мысль, что поскольку иконописец Андрей Рублев не был канонизирован до раскола, значит, к тому были определенные обстоятельства.

Другие говорили, что для прославления святых не достаточно церковного значения их подвига. Для этого нужны особо нарочитые сверхъестественные знамения и чудеса.

В ходе дискуссии выяснилось, что целый ряд русских святых даже таких известных, как например, преп. Нил Сорский не были канонизированы до раскола. А такие святые как равноапостольный князь Владимир, святитель Кирилл Туровский или преп. Максим Грек не были известны чудотворениями.

Также высказывалось сомнение – можем ли мы прославлять святых без участия белокриницкой митрополии, предлагали перенести прославление на всестарообрядческий Собор. А. В. Антонов возражал, что русская поместная Церковь всегда прославляла святых без согласования с другими поместными церквами. После всех споров Собор благословил общероссийское почитание всех предложенных святых. Соборяне помолились три поклона преп. Павлу и Алимпию, преп. Андрею, Даниилу и прав. Феодору.

После этого вопроса, отнявшего много времени и сил у соборян, началось обсуждение вопроса об отношении к Белокриницкой митрополии. Докладчиком выступил м. Корнилий. Он, в частности сказал, ради церковного мира между митрополиями нужно признать первенство чести Белокриницкого митрополита, без признания административной власти. Это было поддержано о. Леонтием Пименовым. А. Ю. Рябцев не был согласен с признанием первенства чести, заявляя, что первенство чести кафедр установлено еще в XVI веке тогдашними православными Церквями и данный момент не может быть пересмотрено. Кроме того, он сказал, что не надо забывать о связи белокриницких с западной политикой. Так же были против признания первенства чести о. диакон Валерий Тимофеев и о. Геннадий Чунин. О. Геннадий предложил просто отменить постановление Собора РПСЦ 2006г относительно титула Белокриницкого митрополита. Митрополит также зачитал письмо из Австралии, в котором просят(!) диакона Чебоксарского о. Валерия Тимофеева поставить для них священником и приглашают митрополита Корнилия посетить Австралию.

Окончательное решение по этому важному вопросу принято не было и перенесено на следующий день.

В 20:30 заседание было завершено.


P.S. Радует, что Собор пожелал рассмотреть письма, поступившие на Собор от еп. Внифантия и инока Даниила, в их присутствии. Но, поскольку об этом не было сообщено вл. Внифантию заранее, то ему за оставшиеся два дня работы Собора, скорее всего не удастся прибыть в Москву с Дальнего Востока. Инок Даниил в настоящий момент находится в Москве и готов прибыть на Собор.