О старообрядческой лампаде над Порогом Судных врат

С учреждением в 1847 г. Русской духовной миссии в Иерусалиме и
организацией в 1882 г. Православного Палестинского общества Россия
получила возможность усилить свое влияние на палестинские дела и
улучшить быт русских паломников, однако это никак не изменило ситуации
вокруг собственно Святых мест; греки очень неохотно и лишь изредка
разрешали русскому духовенству проводить в Храме Гроба Господня службы
для русских паломников на русском языке.
Волею Проведения русской церкви удалось обрести в Иерусалиме «собственную» святыню. В 1858 г. созданный в Петербурге Палестинский комитет приобрел участок вблизи Храма Воскресения и Гроба Господня на улице Эль-Даббагин. Позже участок передали Палестинскому обществу, и в 1883 г. силами русских и иностранных ученых здесь провели археологические раскопки. Их результатом стало подлинное научное открытие. Были обнаружены остатки базилики св. равноапостольного царя Константина и остатки городских стен, ворот и мостовой дохристианского времени. Это оказались знаменитые Судные врата, на пороге которых преступнику, ведомому на казнь, последний раз прочитывался смертный приговор, и от которых дорога вела непосредственно на Голгофу. Через этот порог переступил Спаситель, восходя на Голгофу. Таким образом, «в русские руки попало ценнейшее место св. Града после Гроба Господня и Голгофы, место, освященное самыми трепетными евангельскими воспоминаниями, путь, пройденный Самим Божественным Крестоносцем»1.
На участке, где был найден Порог Судных врат, в 1887-1891 гг. было возведено ныне существующее здание Александровского подворья Православного Палестинского общества. Музейно-археологическая часть, в центре которой сохранен Порог Судных врат, располагается на нижнем, подвальном уровне и совершенно отделена от домовой церкви во имя св. Александра Невского, обустроенной в другой части здания и на первом этаже. Таким образом, Порог Судных врат сохранил свое историческое местоположение и находится вне церковного пространства синодального храма.
Возжигание лампады на Святых местах Иерусалима исполнено глубокого духовного и символического смысла. Особенно это чувствовали русские паломники, преодолевавшие тяжелейший путь и оказывавшиеся в Иерусалиме целиком во власти греческого духовенства. В обширной паломнической литературе XI-XIX вв. мы можем обнаружить лишь единичные случаи, когда русским паломникам было дозволено возжечь лампаду на Гробе Господнем. Причем оба эти случая относятся к древнейшему периоду и связаны с именами отнюдь не рядовых паломников.
Игумен Даниил, посетивший Святую Землю в начале XII в., в своем знаменитом «Хожении» (1106-1107 гг.) рассказывает о своем горячем желании поставить лампаду на Святом Гробе в Страстную пятницу. Ему пришлось обратиться к светским властям, которые разрешили это сделать и отдали соответствующее распоряжение греку - эконому и ключарю Гроба Господня. К князю Балдуину игумен Даниил обратился со следующими словами: «Молю тебя Бога ради и князей ради русских: повели мне, дабы я поставил свою на Гробе Святом от всей Русской земли»2.
Примечательно, что во второй редакции «Хожения» игумена Даниила, созданной не позже XV в., этот текст был дополнен; древнерусский редактор счел необходимым подчеркнуть исключительное для русского православия и русских людей символическое значение просьбы игумена Даниила: «...хотел бы и я поставить лампаду свою на Гробе Господнем за всех князей наших и за всю Русскую землю, за всех христиан Руской земли!» После Пасхи игумен Даниил забрал свою лампаду, несколько дней горевшую на Гробе Господнем, и вместе с полученной им реликвией - частицей Св. Гроба понес ее как «знамение святого места» в родную землю.
Живоносному Гробу Христову поклонялась и св. преподобная Евфросиния Полоцкая (f 1173), которая, согласно ее житию, поставила при Гробе Господнем золотое кадило и принесла многие дары церкви иерусалимской и патриарху.
В настоящее время речь идет о помещении над Порогом Судных врат памятной серебряной лампады с надписью «От Русской Православной Старообрядческой Церкви». Православное Палестинское общество в Иерусалиме - общественная (не церковная) организация, сохранившая преемственность по отношению к дореволюционному Обществу и поныне владеющая зданием Александровского подворья, сделала такое предложение РПСЦ, памятуя те трагические испытания, выпавшие на долю старообрядцев после раскола русской церкви. Рядом с лампадой предполагается поместить табличку с надписью: «В вечную память священнопротоиерея Аввакума, боярыни Феодосии Морозовой (во инокинях Феодоры) и всех исповедников древлеправославной веры».
Сам по себе факт «старообрядческого» присутствия на Святой Земле имеет большое смысловое значение как с точки зрения христианской в целом, так и старообрядческой в частности. Оказывается, именно здесь, на Александровском подворье, останавливались во время своего паломничества в 1914 г. старообрядческие епископы Мелетий (Картушин) и Александр (Богатенко). Их спутник С. И. Быстров писал: «Благодаря огромному наплыву богомольцев к Пасхе (одних русских паломников было около 8.000 человек) свободного помещения в русских подворьях4 совершенно не было, но это обстоятельство оказалось к лучшему: управляющий русским подворьем в Иерусалиме П. И. Ряжский предложил нам устроиться на русском Александровском подворье, находящемся близ храма Воскресения, главной святыни Иерусалима, где находится гроб Господень, св. Голгофа и другая святыни. Нечего и говорить о том, с какой радостью приняли мы это предложение»5. Епископы Мелетий и Александр осмотрели достопримечательности Александровского подворья. «Мы и не подозревали, - писал С. И. Быстров, - что в двух шагах от нас находятся такие сокровища, как улица «страстного пути» и «порог судных врат», где Христу Спасителю, осужденному на крестную смерть, пришлось выслушать последний смертный приговор»6. Владыки посетили и церковь на подворье: «В верхней части храма (куда мы прошли после обзора открытых памятников) находится древний каменный престол, сооруженный царицей Еленой и представляющий собою почти массивный кубический камень твердой породы. Тут же на стене стоит единственная в этом храме древняя икона Богоматери, известная под именем «Тихвинской», довольно древняя, относимая к XV-XVI вв.; персты благословляющей руки Младенца-Христа сложены в двоеперстие»7.
Неугасимая лампада, возженная над величайшей христианской святыней - Порогом Судных врат, стала бы свидетельством глубокой памяти о всех мучениках и исповедниках старой веры и знаком причастности Старообрядческой Церкви к общехристианской традиции почитания Святых Мест. Важность такого события должна найти отражение в той форме, которую Собор РПСЦ сочтет нужным придать этому мероприятию.
Волею Проведения русской церкви удалось обрести в Иерусалиме «собственную» святыню. В 1858 г. созданный в Петербурге Палестинский комитет приобрел участок вблизи Храма Воскресения и Гроба Господня на улице Эль-Даббагин. Позже участок передали Палестинскому обществу, и в 1883 г. силами русских и иностранных ученых здесь провели археологические раскопки. Их результатом стало подлинное научное открытие. Были обнаружены остатки базилики св. равноапостольного царя Константина и остатки городских стен, ворот и мостовой дохристианского времени. Это оказались знаменитые Судные врата, на пороге которых преступнику, ведомому на казнь, последний раз прочитывался смертный приговор, и от которых дорога вела непосредственно на Голгофу. Через этот порог переступил Спаситель, восходя на Голгофу. Таким образом, «в русские руки попало ценнейшее место св. Града после Гроба Господня и Голгофы, место, освященное самыми трепетными евангельскими воспоминаниями, путь, пройденный Самим Божественным Крестоносцем»1.
На участке, где был найден Порог Судных врат, в 1887-1891 гг. было возведено ныне существующее здание Александровского подворья Православного Палестинского общества. Музейно-археологическая часть, в центре которой сохранен Порог Судных врат, располагается на нижнем, подвальном уровне и совершенно отделена от домовой церкви во имя св. Александра Невского, обустроенной в другой части здания и на первом этаже. Таким образом, Порог Судных врат сохранил свое историческое местоположение и находится вне церковного пространства синодального храма.
Возжигание лампады на Святых местах Иерусалима исполнено глубокого духовного и символического смысла. Особенно это чувствовали русские паломники, преодолевавшие тяжелейший путь и оказывавшиеся в Иерусалиме целиком во власти греческого духовенства. В обширной паломнической литературе XI-XIX вв. мы можем обнаружить лишь единичные случаи, когда русским паломникам было дозволено возжечь лампаду на Гробе Господнем. Причем оба эти случая относятся к древнейшему периоду и связаны с именами отнюдь не рядовых паломников.
Игумен Даниил, посетивший Святую Землю в начале XII в., в своем знаменитом «Хожении» (1106-1107 гг.) рассказывает о своем горячем желании поставить лампаду на Святом Гробе в Страстную пятницу. Ему пришлось обратиться к светским властям, которые разрешили это сделать и отдали соответствующее распоряжение греку - эконому и ключарю Гроба Господня. К князю Балдуину игумен Даниил обратился со следующими словами: «Молю тебя Бога ради и князей ради русских: повели мне, дабы я поставил свою на Гробе Святом от всей Русской земли»2.
Примечательно, что во второй редакции «Хожения» игумена Даниила, созданной не позже XV в., этот текст был дополнен; древнерусский редактор счел необходимым подчеркнуть исключительное для русского православия и русских людей символическое значение просьбы игумена Даниила: «...хотел бы и я поставить лампаду свою на Гробе Господнем за всех князей наших и за всю Русскую землю, за всех христиан Руской земли!» После Пасхи игумен Даниил забрал свою лампаду, несколько дней горевшую на Гробе Господнем, и вместе с полученной им реликвией - частицей Св. Гроба понес ее как «знамение святого места» в родную землю.
Живоносному Гробу Христову поклонялась и св. преподобная Евфросиния Полоцкая (f 1173), которая, согласно ее житию, поставила при Гробе Господнем золотое кадило и принесла многие дары церкви иерусалимской и патриарху.
В настоящее время речь идет о помещении над Порогом Судных врат памятной серебряной лампады с надписью «От Русской Православной Старообрядческой Церкви». Православное Палестинское общество в Иерусалиме - общественная (не церковная) организация, сохранившая преемственность по отношению к дореволюционному Обществу и поныне владеющая зданием Александровского подворья, сделала такое предложение РПСЦ, памятуя те трагические испытания, выпавшие на долю старообрядцев после раскола русской церкви. Рядом с лампадой предполагается поместить табличку с надписью: «В вечную память священнопротоиерея Аввакума, боярыни Феодосии Морозовой (во инокинях Феодоры) и всех исповедников древлеправославной веры».
Сам по себе факт «старообрядческого» присутствия на Святой Земле имеет большое смысловое значение как с точки зрения христианской в целом, так и старообрядческой в частности. Оказывается, именно здесь, на Александровском подворье, останавливались во время своего паломничества в 1914 г. старообрядческие епископы Мелетий (Картушин) и Александр (Богатенко). Их спутник С. И. Быстров писал: «Благодаря огромному наплыву богомольцев к Пасхе (одних русских паломников было около 8.000 человек) свободного помещения в русских подворьях4 совершенно не было, но это обстоятельство оказалось к лучшему: управляющий русским подворьем в Иерусалиме П. И. Ряжский предложил нам устроиться на русском Александровском подворье, находящемся близ храма Воскресения, главной святыни Иерусалима, где находится гроб Господень, св. Голгофа и другая святыни. Нечего и говорить о том, с какой радостью приняли мы это предложение»5. Епископы Мелетий и Александр осмотрели достопримечательности Александровского подворья. «Мы и не подозревали, - писал С. И. Быстров, - что в двух шагах от нас находятся такие сокровища, как улица «страстного пути» и «порог судных врат», где Христу Спасителю, осужденному на крестную смерть, пришлось выслушать последний смертный приговор»6. Владыки посетили и церковь на подворье: «В верхней части храма (куда мы прошли после обзора открытых памятников) находится древний каменный престол, сооруженный царицей Еленой и представляющий собою почти массивный кубический камень твердой породы. Тут же на стене стоит единственная в этом храме древняя икона Богоматери, известная под именем «Тихвинской», довольно древняя, относимая к XV-XVI вв.; персты благословляющей руки Младенца-Христа сложены в двоеперстие»7.
Неугасимая лампада, возженная над величайшей христианской святыней - Порогом Судных врат, стала бы свидетельством глубокой памяти о всех мучениках и исповедниках старой веры и знаком причастности Старообрядческой Церкви к общехристианской традиции почитания Святых Мест. Важность такого события должна найти отражение в той форме, которую Собор РПСЦ сочтет нужным придать этому мероприятию.
Е.М.Юхименко
- Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). М, 2005. С. 213-214. Первое издание: Белград, 1934.
- «Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в. / Отв. ред. Г. М. Прохоров. СПб., 2007. С. 123.
- Там же. С. 257.
- Речь идет об обширных Русских постройках на окраине Иерусалима, где находились выстроенные Православным Палестинским обществом гостиницы для паломников.
- Быстрое СИ. Путешествие по Востоку старообрядческих епископов. М: Тип. Товарищества Рябушинских, 1916. С.73-74.
- Там же. С. 75.
- Там же. С. 75-76.