Доклад Освященному Собору РПСЦ

Святые владыки, честные отцы, дорогие братья и сестры!

Владыка Корнилий попросил меня поделиться с Освященным Собором некоторыми мыслями, касающимися вопросов проповеди веры Христовой в современном мире. Благодарю его за оказанные доверие и честь, надеюсь, что высказанные мною мысли будут хоть отчасти полезны и интересны.


Прежде всего, надо отметить, что наша проповедь должна быть направлена не только на внешних, на тех, кто пребывает вне спасительной церковной ограды, но и на тех, кто уже собран в этой ограде Святым Духом.

Полагаю, многим из здесь присутствующих очевидно то печальное состояние, в котором находится наша церковная образованность. Многие простые христиане не могут ни ясно засвидетельствовать свою православную веру, ни внятно и грамотно ответить «совопросникам века сего», даже если эти «совопросники» – соседи или сослуживцы. О всеобщей исторической или богословской грамотности остается только мечтать.

Поэтому, рассуждая о проповеди и ее средствах, мы должны ставить перед собою сразу две задачи: разговор с окружающим нас миром и церковное образование наших прихожан – от детей до стариков.

Сейчас существует множество способов проповеди: книги, газеты, журналы, радио, телевидение и интернет. В интернете наша Церковь представлена весьма широко. Можно сказать, что этот участок проповеднического фронта успешно освоен. На радио и телевидение, самые массовые средства информации и влияния на умы, нас вряд ли пригласят для ведения проповеди. Поэтому мне представляется важным поговорить о церковном книгоиздательстве.

Простейшим и наиболее оправданным способом проповеди и укрепления веры является книгопечатание. Книга доступна каждому, она вхожа в любой дом, даже в тот, где нет электричества, телевизора или интернета. Проповедь через книгу, а также через периодические церковные издания наиболее доходчива и удобна. Для осуществления этой проповеди нам надо четко сформулировать задачи книгоиздательства и наконец-то обязать себя к регулярному изданию периодики, например, официального церковного журнала.

Если мы мысленным взглядом окинем нашу книжную полку, то увидим, что на ней нет современного катехизиса и учебника «Закона Божьего», нет учебного молитвенника и Библии для детей, нет общедоступных книг по истории и богословию. За неимением церковных изданий люди вынуждены покупать никонианские и протестантские книги, что, как мне кажется, скорее вредно для души, чем полезно.

Поэтому, говоря о проповеди внешнему миру и об укреплении в вере наших прихожан с помощью печатного слова, прежде всего мы должны определиться, какие книги сейчас наиболее важны для достижения этих целей. Я бы предложил составить и издать от имени Митрополии три наиболее нужные сегодня книги:

- Учебный молитвенник,

- Краткий учебник «Закона Божьего»,

- Краткий учебник церковной истории.

Конечно, хорошо бы издать современный пространный катехизис, Библию для детей, обширное пособие по истории Церкви, но это отнимет слишком много времени и средств.

Учебный молитвенник должен содержать в себе основные правила молитвы, наставления о поклонах и крестном знамении, утренние и вечерние молитвы на славянском языке и славянским шрифтом с пояснениями по-русски. Сюда же можно включить тропари, кондаки и задостойники важнейших праздников. Книгу желательно напечатать крупным шрифтом, чтобы ее мог без труда прочесть и стар, и млад, украсить яркими иллюстрациями – образами Спасителя, Богородицы, особо почитаемых святых.

Краткий учебник «Закона Божьего» должен быть столь же хорошо издан. Он может включать в себя краткий пересказ библейской истории, рассказы о важнейших праздниках, изъяснение церковных таинств, наставления о молитве и посте, толкование богослужения. Краткий учебник церковной истории может состоять из небольших исторических рассказов: от апостолов и древних мучеников до наших дней. И опять же хотелось бы, чтобы книга была хорошо издана и украшена яркими иллюстрациями.

Полагая, что для начала достаточно трех названных мною книг, я бы хотел заметить, что издаваться они должны качественно, на добротной бумаге, с цветными иллюстрациями, в твердых переплетах. Образцом может послужить словарь «Старообрядчество в России», изданный в 2005 году. Надо понимать, что времена безликих брошюр на плохой бумаге и без иллюстраций ушли в невозвратное прошлое.

Особый предмет для разговора – наша периодика, издание церковных газет и журналов. Хороший, яркий, иллюстрированный журнал – прекрасное средство проповеди, пожалуй, наилучшее. Я бы просил Митрополию уделить особое внимание этому вопросу. В Москве уже существуют журналы «Церковь» и «Неопалимая купина». Думаю, им должна быть оказана всесторонняя помощь и поддержка, причем не только материальная, но и моральная.

К сожалению, существует одна важная проблема – проблема взаимоотношения наших издателей и книготорговцев. Полагаю, многим из здесь присутствующих известно, что в некоторых церковных лавках продаются только молитвенники и календари. Не везде можно увидеть книги по истории и богословию, труды епископа Арсения Уральского или Ф.Е. Мельникова. Про книжные новинки я промолчу…

Не буду останавливаться на этом вопросе, он достаточно сложен и противоречив. Священники говорят, что прихожане ничего не покупают, поэтому и книг в лавках нет. Прихожане говорят, что рады бы купить книги, да священники их в лавку не привозят. В общем, получается, что церковная книготорговля – дело личного усердия и благочестия.

Но есть и такая сфера книжной торговли, где имеется и постоянный заинтересованный покупатель, и даже несомненный прибыток. Я говорю о мирских книжных магазинах.

В любом крупном городе есть несколько больших книжных магазинов, через которые ежедневно проходят десятки тысяч покупателей. В Москве это магазины «Молодая гвардия» на Полянке, «Библиоглобус» на Лубянке, «Москва» на Тверской, «Дом книги» на Новом Арбате и многие другие. В этих магазинах непременно есть отделы «Религия», но что там можно найти? Издания никониан, протестантов, католиков, мусульман и иудеев, даже книги по буддизму, язычеству и оккультизму! Но наших изданий там нет…

Между тем, у нас есть чудесные новые книги, которые будут интересны мирскому читателю, например, сочинения епископа Арсения Уральского, книга В.В. Боченкова о писателе Мельникове-Печерском, выпуски исторического альманаха «Во время оно»…

И если в крупных книжных магазинах продаются молитвенники, псалтыри и жития святых Московской Патриархии, то почему бы нам не предложить в эти же магазины наши молитвенники, псалтыри и жития святых? Мне кажется, никакого противодействия нашим книгам со стороны книгопродавцев не должно быть. Если они продают книги про сатанизм, каббалу и язычество, почему они должны будут отказать нам?

Так что я бы просил наших книгоиздателей не коснеть в ложной скромности, а смело проповедовать истинную веру, предлагая в магазины свою продукцию. Человек, придя в магазин и даже случайно купив книгу, возможно, заинтересуется нашей верой или составит о ней более полное и ясное представление.

В общем, завершая свое выступление, еще раз хочу подчеркнуть, что главнейшим способом проповеди вне и внутри Церкви является книга. Правильно спланированное книгоиздательство и активная книготорговля – вот верные пути проповеди старой веры новому миру.

Урушев Д. А.

23 октября 2009 г.

http://www.samstar.ucoz.ru/news/urushev_da_o_propovedi_v_sovremennom_mire_doklad_osvjashhennomu_soboru_rpsc/2009-10-23-2765