Директор Духовного училища РПСЦ протоиерей Евгений Чунин: "Мы надеемся, что участие старообрядцев в разработке концепции освещения в школе "православного" раздела духовной культуры принесет реальные плоды".

"Портал-Credo.Ru": На состоявшемся Освященном Соборе РПСЦ было принято решение об общецерковной поддержке Духовного училища. То есть, люди понимают, насколько важно, чтобы оно продолжало свою работу?


Протоиерей Евгений Чунин: Эта соборная поддержка, выраженная в нескольких позициях постановления, по нашему мнению, и является главным итогом состоявшегося обсуждения. В целом, как нам кажется, авторитет Духовного училища в старообрядческой Церкви повышается. Многие христиане именно с деятельностью училища связывают свои надежды на будущее духовное развитие приходов и общин. Год от года все больше желающих поступить на учебу, многие приходят к нам уже с высшим образованием; на заочном отделении проходят обучение ряд клириков из разных епархий, священников и диаконов. Уж кто-кто, а они-то не понаслышке знают, чем живет и как дышит наше училище – и поэтому, наверное, итоговая резолюция Собора имеет выраженный положительный смысл.

Но педагогический коллектив не склонен обольщаться, ибо впереди еще очень много работы по оформлению и обустройству училища. Сейчас мы вплотную занимаемся вопросами перерегистрации училища и всего, что с этим связано.

Досадно, что нынешний период реорганизации училища совпал со временем общих финансовых затруднений, но что тут поделать! Однако мы надеемся, что, несмотря на нынешние финансовые трудности, Господь пошлет нашему училищу своих доброхотных помощников, попечителей - тех, с чьей помощью оно сможет и дальше благополучно действовать и развиваться.

Слава Богу, сегодня среди христиан многие понимают, что духовное просвещение и образование нынешней молодежи – это работа на будущее Церкви, на ее завтрашний день. Поэтому мы надеемся, что нужды духовного образования и, в частности, потребности Духовного училища не останутся уделом лишь администрации и персонала самого училища.

- На Соборе прозвучала критика духовного училища. Действительно ли в училище такие проблемы - плохая дисциплина у студентов, а предметы преподают "растленные" личности? Или это некоторое преувеличение?

- Да, критика прозвучала – но я бы ее назвал скорее "дежурной", так, чтобы педагогический коллектив "не расслаблялся".

Конечно, как в каждом учебном заведении, как в любом подростковом коллективе – бывает, в училище возникают какие-то проблемы, но в целом сегодня ситуация с дисциплиной находится под контролем.

Все студенты, преподаватели и сотрудники училища являются деятельными христианами, каждый имеет своего духовного отца, посещает храм, бывает на исповеди, и каждый, если это нужно, согласовывает со своим духовником детали своей частной жизни. Профессиональная компетенция каждого из преподавателей училища, слава Богу, тоже не вызывает сомнений.

А в связи с упоминанием о неких "растленных" личностях – возможно, будет сочтено уместным направить официальный запрос на имя того, кто произнес эту необдуманную фразу на Соборе. В конце концов, даже имея высокий сан, надо все-таки ответственно строить свою речь. И тому, кто что-то подозревает, следовало бы воспользоваться нормальными христианскими путями выяснения подобных нюансов, исключающими безответственное озвучивание вздорных предположений или слухов.

Пока – это только мои слова и оценки. Но обсуждение итогов прошедшего Собора – применительно к ближайшим и перспективным задачам училища – вынесено на наш ближайший педсовет. Мы с коллегами намерены откровенно и обстоятельно обменяться мнениями о том, как расценивать прозвучавшую на Соборе критику в адрес училища; размыслим, какие выводы из всего этого следует сделать. Тогда, может быть, что-то еще к этим моим словам можно будет добавить.

- Собор проголосовал за участие РПСЦ в разработке нового курса "Основы духовной культуры". Нет ли здесь капитуляции перед усилиями РПЦ МП внедрить свое понимание православия в школах?

- Считаю, что "капитуляцией" было бы обратное - отказаться от такого участия. Скорее всего, мы не сможем остановить безудержное стремление РПЦ МП внедрять в жизнь свое видение, свое понимание концепции "духовно-нравственного" воспитания школьников, чаще всего сводящееся к банальному затягиванию детей в новообрядные храмы. Вместе с тем, мы надеемся, что участие представителей древлего православия в работе над разработкой концепции освещения в школе "православного" раздела национальной духовной культуры принесет реальные плоды. Однако сейчас все это еще весьма сыро, и трудно что-то утверждать окончательно. Ясно одно: старообрядцы готовы принимать участие в работах по этой проблематике, и прошедший Освященный Собор выразил свое одобрение такой деятельности.

Беседовал Владимир Ойвин

26 октября 2009

//www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=1270