С 20 по 22 октября 2009 г. в г. Москве проходил Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви. В его работе приняли участие около 170 делегатов: митрополит Московский Корнилий, епископ Донской и Кавказский Зосима, епископ Новосибирский Силуан, епископ Кишиневский Евмений, священники и представители общин из числа мирян. Собор является высшим законодательным и судебным органом Церкви, поэтому на нем представлена вся церковная полнота: от иерархов до мирян.


Освященные Соборы собираются ежегодно для решения накопившихся общецерковных проблем и вопросов, принятия основных решений для дальнейшего развития Церкви. Итогом обсуждения первых вопросов стало утверждение всероссийского почитания новых святых: Радонежских преподобных и иконописцев Андрея (Рублева) и Даниила (Черного), книгопечатника Иоанна (Феодорова) и преподобных Павла и Алимпия Белокриницких. Одним их самых бурных стало обсуждение взаимоотношений с братской митрополией в Румынии. Собор сделал шаги к укреплению братских отношений и с таким же призывом обратился к Великому Освященному Собору РПСЦ за границей (который должен состояться весной 2010 года).

В ходе работы Собор наметил шаги в деле социального служения: обратился к Правительству России с предложением об ограничении производства и реализации спиртных напитков и о запрете их рекламы, призвал священников не благословлять на праздничных трапезах употребление крепких спиртных напитков, напомнил христианам о вреде табакокурения и употребления наркотических веществ; так же одобрил участие наших старообрядческих специалистов в разработке курса «Основы духовной культуры» и его компоненты - предмета «Основы православной культуры»; призвал христиан активизировать проповедь истинности и спасительности Церкви, в том числе с использованием современных технических средств.

Было принято несколько решений законодательного характера и иных решений: создана рабочая группа для разработки Положения о Церковном суде, принят Протокол встреч с инославными священнослужителями (в нем говорится о создании при каждом архиерее Службы протокола, которая должна будет готовить и проводить встречи архиереев с представителями инославных конфессий), внесены изменения в Устав местной религиозной организации, принято решение о регистрации Московского Духовного Училища. Неоднозначным было обсуждение вопроса об установке лампады над порогом Судных врат в Иерусалиме. На мой взгляд, не было достаточно полной и объективной информации. Договоренность с владельцами порога Судных врат была заранее установлена, лампада готова, и это решило исход дела в пользу установки лампады. Полной неожиданностью (во всяком случае, для меня) стало решение вопроса об Обращениях христиан, вышедших из канонического подчинения Московской Митрополии. Большинство соборян приняли решение согласиться с неединогласным (принятым большинством голосов, троими из четырех) решением архиереев: «Освященный Собор не усматривает покаяния в обращениях христиан, отделившихся от Церкви…». Причем приняли решение, даже не прочитав Обращения, практически вслепую. Отрадно было видеть, что делегаты из Костромской епархии не поддержали такое решение: одни проголосовали «против», а другие воздержались.

Последним обсуждался вопрос о проблемах в Ивановской общине. Собор призвал трех имеющих отношение к общине священников приложить все усилия к сохранению единства. В журнале Церковь за 1910 год писали: «В древности народ ожидал собора, как великого праздника, как торжества и победы правды над ложью, добра над злом, красоты над уродством. И соборы, действительно, были великим и праздничным событием в Церкви. Ему радовалась Церковь, как торжественному пасхальному празднику». Дай Бог, чтобы и в наши дни на Соборах воцарилась та же святость и такое же праздничное настроение.

Делегат Освященного Собора от Костромской общины

чтец Михаил Терентьев