07.11.2004 Baltic News Service. Рига.

Староверы давно являются интегрированной частью латвийского общества и не испытывают трудностей в общении с латышами, живя на территории нынешней Латвии на протяжении уже нескольких веков, считает председатель Староверческого общества имени Ивана Никифоровича Заволоко Петр Алексеев. "Староверы живут здесь достаточно давно, более 300 лет, и с местным населением никогда никаких проблем у нас нет: всегда было взаимное уважение, терпимость, понимание; никогда не возникало никаких конфликтов. И сегодня мы можем говорить о том, что староверы полностью интегрированы в латвийское общество. Интеграция не может идти в одну сторону, это взаимный процесс, и мы можем говорить о том, что коренное население, в частности, латышское, также интегрировано со староверами", - сказал Алексеев агентству BNS. "Под интеграцией в данном случае подразумевается, что большинство староверов является гражданами Латвийской Республики. Они знают латышский язык, они свободно общаются с коренным населением, они знают культуру, которую тоже изучили за те века, которые проживают на этой земле. Точно так же местное латышское население знает, кто такие староверы, знает, каким образом они сюда попали и почему. И староверы пользуются уважением. Этот опыт абсолютно бесконфликтной, построенной на взаимоуважении интеграции староверов в латвийское общество можно было бы использовать и для других групп населения, для других национальностей, для других культурных обществ. То, что мы - староверы в Латвии сохранили свою культуру, свое наследие намного лучше, чем в других местах, это только подтверждает тот процесс интеграции, о котором сегодня говорят. Это показывает наш опыт", - указал он. Председатель общества им. И.Н.Заволоко рассказал, что староверы на протяжении значительной части своей истории были притесняемы и гонимы, не могли занимать какие-то важные государственные посты. "В связи с этим они, как сейчас сказали бы, уходили в бизнес, были купцами. Но когда в 1905 году императором России Николаем II был подписан высочайший манифест, староверы получили возможность идти во власть и занимать государственные посты, чем незамедлительно и воспользовались. Первым здесь можно назвать Кириллова Стефана Родионовича, который в 1912 году был избран депутатом IV Государственной думы России. Период Первой Латвийской Республики стал расцветом общественно-политической жизни староверов, в частности, они участвуют в Народном совете и Учредительном собрании. Нашей гордостью является Калистратов Мелетий Архипович, который был единственным русским депутатом всех четырех довоенных сеймов Латвии. Депутатами довоенных сеймов были также и другие староверы", - сообщил он. В то же время, по мнению Алексеева, за годы советской власти культура общественно-политической жизни была утрачена и во времена нынешней Второй Латвийской Республики уже нельзя говорить о том, что староверы сейчас представлены в сейме. "Люди со староверческими корнями, староверческого происхождения, сегодня есть в сейме, но считают ли они себя староверами - это еще вопрос. Какой-то такой деятельности, какая была во времена Первой республики и которая позволяет нам вспоминать и гордиться депутатами-староверами, сегодня нет. Хотя и в то же советское время среди латвийских староверов были выдающиеся люди", - сказал он. По поводу одной из актуальных проблем процесса интеграции латвийского общества - реформы системы обучения в школах национальных меньшинств - председатель Староверческого общества им. И.Н.Заволоко высказал следующее мнение: "Реформа образования это сегодня больная тема, причем ее используют крайние силы как с одной, так и с другой стороны для спекуляции. Истинные ее цели уже забыли в этой борьбе. Мы можем говорить о том, что сегодня наше образование вообще требует реформы, направленной на воспитание образованных людей, подготовку научных кадров, которые в будущем будут обеспечивать процветание Латвии как высокотехнологичной страны, за которую не будет стыдно. Сегодня эта проблема наиболее актуальна", - указал он. "В то же время я считаю, что каждый народ имеет право обучаться на своем родном языке, это не должно переходить в конфликт, в какое-то противостояние и спекуляцию. Наверное, надо было сохранять и высшее образование на русском языке с государственным финансированием", - сказал Алексеев. Уже сообщалось, что в конце февраля обрели силу закона вызвавшие огромное возмущение русскоязычного населения Латвии поправки к закону об образовании, предусматривающие завершение к 2007 году реформы системы обучения в школах нацменьшинств, которая началась 1 сентября 2004 года с перевода 10-х классов на обучение в следующей пропорции: 60% - на латышском языке и 40% - на языках нацменьшинств. В Латвии начиная с мая прошлого года проходили масштабные акции протеста противников перевода школ нацменьшинств на преимущественно латышский язык обучения, в которых активное участие принимали и сами школьники. Староверческое общество им. И.Н.Заволоко было создано в 1999 году для изучения и сохранения культурного, исторического, духовного и религиозного наследия староверия. Одной из задач общества является собирательство и сохранение наследия самого И.Н.Заволоко (1897 - 1984) - исследователя древности и старины, ученого, известного староверческого деятеля, оставившего после себя большое количество трудов. В Латвии также действуют Латвийское старообрядческое общество, Южно-Латвийское старообрядческое культурно-просветительское общество "Беловодие" и Славянское культурно-просветительское общество Прейльского (Preili) края. По словам Петра Алексеева, в Латвии существует более 60 староверческих общин, объединяющих, по разным оценкам, от 80 до 100 тысяч человек.