От редакции: Это обращение было написано о. Симеоном 8 мая (н. ст.) 2003 года, вскоре после его самочинного иноческого пострига, который совершил в апреле 2003 года заштатный клирик Владимирской епархии РПЦ МП иеромонах Антоний.
Христос воскресе!

Епископам, священству и мирянам Святой Древлеправославной Христовой Церкви, как в России, так и за рубежом - от старообрядческого священника Сергия Дурасова (священноинока Симеона)

В последнее время распространяется слух о моем уходе в новообрядческую церковь. о присоединении к ней в качестве мирянина и принятии там же монашеского пострига.

Считаю долгом открыть истинный смысл происшедшего.

Общеизвестно, что Московская Патриархия не признает хиротоний, совершаемых в Белокриницкой иерархии и рассматривает старообрядческое священство как “лжепопов”, самозванцев. Я же, как получил в Старообрядческой Церкви священническое рукоположение, так и до конца дней своих надеюсь пребывать древлеправославным священником. Видев множество благодатных знамений, бывающих при святых таинствах, я никогда не могу и подумать о том, чтобы признать эти таинства недействительными и свое священническое рукоположение - ничего не стоящим. Напротив, я всегда проповедую эти дивные дела Божия и убеждаю сомневающихся в благодатности нашей Церкви - как новообрядцев, так и беспоповцев. Итак, слух о моем уходе из старообрядчества совершенно ложен.

Как должно быть также известно, монашеские пострижения совершаются по благословению епархиального архиерея. Любой заинтересованный человек может обратиться в канцелярию Владимирской епархии (куда якобы я “ушел”) и проверить, имело ли место пострижение такого-то человека, и есть ли на это указ архиерея. Никто и нигде такого подтверждения не даст, потому что этого факта просто не было.

Я уже несколько лет настойчиво просил митрополита Алимпия о пострижении, на основании правил Стоглавого собора; есть о том и письменное прошение. И каждый раз оттягивались сроки и назывались все новые поводы к тому, чтобы отложить решение это го жизненно важного для меня вопроса. А на одном из соборов около сотни священников видели, как в ответ на мое прошение об иночестве, выраженное спокойно и тихо, была совершенно скандальная и истерическая реакция.

Однажды в откровенном разговоре владыка Алимпий проговорился, что постричь меня во иночество равносильно тому, чтобы заявить кандидатом во епископы, а это очень преждевременно. Я же совершенно не вижу связи между принятием иночества, которое есть образ покаяния, с видами на архиерейскую власть, и заверяю всех, что не стремлюсь к ней, а бежал бы, если бы и предлагали. Даже власть священника в маленьком приходе была для меня бременем непосильным. Тем более, какая польза управлять церковью и душами, не научившись, как подобает управлять собою, покоряя страсти разуму, а разум -Подателю Премудрости, Богу.

Основой для моего решения были:

1) многолетние, начиная с 19-летнего возраста, молитвы Богу, чтобы наставить меня на путь иноческого служения;

2) мое уже более чем 10-летнее вдовство;

3) учения свв. отцов - Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Исаака Сирина и других, которые увещевают не откладывать пострижения, чтобы не погасить в себе божественную ревность и не прегрешить перед Богом;

4) жития святых, особенно прп. Евфимия Великого, который ушел в палестинскую пустыню, будучи священником, и тайно от епископа, не желавшего отпустить его;

5) обещание постричься, данное у мощей прп. Сергия Радонежского и знамение, которое при этом было.

Подвигло меня к этому шагу и сознание ответственности перед Материю-Церковью. Ибо я убежден, что только воссозданием полноценного, основанного на святоотеческом предании, грамотного и активного иночества можно вывести нашу Церковь из кризиса.

Если сегодня наши епископы и священники осознают себя подчас как представители того или иного семейного клана и направляют все силы на устройство своих родственников, если при обсуждении кандидатов во священство первый вопрос - “Кому он родня” - то Церковь наша может потерять право называться Апостольской, Ибо мы знаем, что апостольская проповедь начиналась именно с призыва Спасителя оставить семьи, дома и имения Царства ради небесного; и устами Петра апостолы единодушно могли сказать: “Се мы оставихом вся и вслед Тебе идохом”. И освободившись от житейских попечений, как на крыльях, облетели мир - от Испании до Индии, сея слово благовестия.

И можно ли сравнить с этим нашу “церковную политику”, которая вращается в кругу межклановых отношений, подковерной борьбы и расчетливых компромиссов, и напоминает возню мышей!

Я не хочу упирать на личности; хотя и те личности, которые теперь у нас в силе - это явное Божие наказание за грехи, иначе не скажешь. Но нет большой разницы, какой клан будет у власти и в какой мере он будет делиться ею с другими кланами: семейная порука сделает и хорошего и добродетельного епископа безвольным слугою своих зятьев и племянников.

В такой ситуации, как у нас, священству нет никакого интереса учиться богословию или пастырству. Другое дело - копить имения, умножать дома или машины; это признак богатства и силы. Если имеешь - значит, с тобою будут считаться. Ни о какой сознательной, грамотной и убежденной защите веры речи тоже не идет.

Иночество же спасало православную веру даже в те времена, когда цари, архиереи. священники и миряне в большом числе подпадали под влияние ереси. Приведем несколько ярких примеров.

На иночество опирались Афанасий и Василий Великие в своей борьбе с арианством, которое, как известно, поддерживала и императорская власть. Именно в противовес богатым, всецело обмирщенным епископам - арианам, православные отцы старались ставит во епископы иноков-подвижников.

Ревность иноков, пришедших на Эфесский собор вместе со св. Кириллом Александрийским, изгнала хулителя Богородицы - злочестивого Нестория.

Иночество в лице таких светильников, как Феодосии и Евфимий Великие, Сава Освященный, спасло церковь Иеросалима и Палестины от севирианской ереси (V в.).

Инок Максим Исповедник с малым числом учеников своим богодухновенным богословием разбил хитроумные сплетения монофелитов, противостав царям и патриархам. Он мученически скончал жизнь, но истина, проповеданная им, преодолела (VII в.).

Именно иноки (Феодор Студит, Иоанн Дамаскин, Иоанникий Великий и многие другие) возглавили сопротивление иконоборческой ереси и одержали победу в столетней борьбе с насилием царей.

Иноческая обитель прп. Антония и Феодосия печерских в течение 200 лет в Киевской Руси была главным очагом духовного просвещения; именно из нее выходили лучшие епископы того времени.

Позднее, уже после татарского нашествия, такое же, и даже еще более великое значение имела для Московской Руси аскетическая школа прп. Сергия. Именно иночество, в лице прп. Иосифа Волоцкого, Максима Грека и Зиновия Отенского в XVI в. дало от лица Русской Церкви отповедь ересям и противостало духу обмирщения, угодничества властям.

Именно из среды иноков после раскола XVII в. вышли самые сильные, взвешенные и обоснованные апологии древнего православия (Диаконовы ответы и Никодимовы статьи).

Благодаря иночеству в XVIII-первой половине XIX в.при всех гонениях в старооб рядчестве сохранилась преемственность священства (Керженские и Тагильские скиты. Ветковские и Иргизские монастыри). Все труды по восстановлению архиерейского чина в те времена предпринимались тоже иноками.

Наконец, именно трудами и подвигом иноков (Павла, Алимпия, Геронтия и др.) была восстановлена полнота иерархии и создана Белокриницкая Митрополия.

Примеры можно умножить, но и этого краткого списка довольно, чтобы показать, как во все времена иночество было передовым полком Церкви. Рассмотрение истории показывает, что начиная с IV в., то есть с конца языческих гонений, все святители, много по трудившиеся в защите правой веры и в благоустроении церковной жизни, - видели в иночестве свою главную опору и уделяли его развитию самое первостепенное внимание.

В нашей старообрядческой печати уже звучала мысль, что состояние иночества является показателем духовного здоровья всей Церкви.

И в таком случае, духовное состояние старообрядческой Церкви в России можно признать близким к смертельному.

А что будет, если на Церковь обрушатся новые гонения, или же какая-то ересь будет вводиться исподволь, из собственной нашей среды?

Семейные кланы, связанные не духовной ответственностью, не евангельским братством, а лишь кровными и брачными узами и материальными интересами, боюсь не способны будут противостоять этому.

Ведь уже теперь мы видим, как можно бить себя в грудь, вопя о печать антихриста и конце света, и при этом в высшей степени комфортно устроиться в современном антихристианском, всецело беззаконном уголовном капитализме, живя полностью по его “понятиям”.

Развитие “клановой” системы в нашей Церкви дошло до той точки, за которой начинается распад. Те, кто ныне держат в своих руках нити управления ею, явно ведут ее по порочному “новозыбковскому” пути. Пусть же нас научит печальный пример династии Калининых, которые 60 лет устраивали свою личную, уютную семейную церковь и при вели ее полному духовному и каноническому беспорядку и целому ряду расколов. И показательно, чем хуже дела в церкви, тем безудержнее (до смешного) детская страсть к пышным титулам и регалиям.

Если мы не остановимся, нам грозит то же самое, и едва ли не худшее. Ибо согрешивший в ведении, уже понимая, к чему приводит этот грех, по справедливости наказывается больше, чем согрешивший в неведении.

В столь критической, смертельно опасной для старообрядческой Церкви ситуации, я решился на свой поступок. Не ради ухода на сторону, не ради карьеры. Ибо все знают, что я никогда не искал славы или власти и не стремился угождать сильным. Я, пусть последний и недостойнейший, - но сын своей Церкви и до конца дней желаю одного - служить ей, Непорочной Невесте Христовой с любовью и чистой совестью, оберегая ее чистоту от всякой скверны. “Едино просих от Господа, то взыщу, еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати Церковь святую Его” (Псал. 26).

На естественно возникающий вопрос, от кого я получил пострижение, отвечаю. Имя я не указываю, не желая навлечь на постригавшего какие-то неприятности. Это священноинок, получивший хиротонию и постриг в церкви новообрядческой, но имеющий полное трехпогружательное крещение и священническое достоинство, согласно свв. прави лам. Он, избегая соучастия в том, что не отвечает его упованию, не состоит при каком-то храме, а молится у себя дома по старопечатным книгам, и иноческий чин содержит во всем по нашему обыкновению. В отличие от истинных никониан, он признает благодатность и спасительность нашей древлеправославной Церкви и лобызает все ее святыни и таинства. Присоединиться же к ней по существующему у нас чину ему препятствуют: 1) смущающие совесть выражения в этом чине (они смущают весьма и меня, и других многих наших иереев); 2) известная ему неблагоприятная ситуация в нашей Церкви. И 3) он считает, что единения в нами в духе достаточно, чтобы сознавать себя и быть по истине древлеправославным.

Я тоже не усомнился отнестись к этому человеку, как к древлеправославному иерею. Ибо и великие святители Кирилл Иеросалимский и Мелетий Антиохийский получили хи ротонию от ариан, о чем в житиях их писано и в историях церковных, но вместо арианства небоязненно и мужественно исповедали православие. И без всякого чиноприема были сочтены православными епископами и получили великую похвалу, а свт. Мелетий, как известно, даже и председателем II Вселенского собора был. Напротив же, еп. Павлина и еп. Люцифера, гнушавшихся Мелетием, как получившим хиротонию от ариан, - этих “ревнителей” отцы II собора не похвалили, а осудили. И я уповаю, что меня святые великие отцы не осуждают, и Христос Бог мой не осудит, а примет как слугу Своего. Он, Господь мой, знает, в какой великой нужде я это сделал. Как древле по причине гонений временно истреблен был в ней епископский чин, так ныне иноческий истребляется и подавляется по властолюбию и близорукости, по нечистой совести неких. И как отцы наши ревновали о восстановлении святительства ради спасения Церкви и душ человеческих, так и я возревновал о том, чтобы не угас иноческий светильник, и иноки не были робкими безгласными рабами человеков и их нечистых страстей, а делателями Божиими, служащими Господу сил в духе и истине.

За сим прошу прощения и благословения у отцов и братии, у всех добрых чад Матери Святой Церкви. Поздравляю всех со светоносным днем Святой Пасхи Господней и желаю всем просвещаться светом веры и любви Христовой, в мире, чистой совести и добрых делах.

“Приидите, новаго винограда чада, божественнаго веселия, в нарочитом дни Воскресения, Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки!”

Недостойнейший священноиерей Сергий,
ныне же священноинок Симеон.

Писано на память св. ал. и ев. Марка, в четверток недели о Фоме.