Недавно, с 14 по 16 декабря 2009 года, состоялся визит делегации Русской Православной Старообрядческой Церкви в Иерусалим, в ходе которого была торжественно возжжена лампада у Порога Судных Врат внутри храмового комплекса Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества. Это событие, его историческое значение и каноническая оценка стали предметом бурного обсуждения среди старообрядцев. На него отреагировали не только постоянные посетители старообрядческих Интернет-форумов, но и многие обычно далёкие от идейных споров прихожане старообрядческих храмов.
Из некоторых публикаций на форуме «Древлеправославие» видно, что идея о водружении старообрядцами лампады в Иерусалиме появилась уже несколько лет назад.

«Ещё во второй половине 2005 года г-жа Юхименко выступила с предложением повесить эту лампаду на указанном месте. Главная аргументация - повышение статуса РПсЦ. Аргументация крайне спорная и несостоятельная. Но только не для м. Корнилия и Ко. Нашёлся некий жертвователь, который купил лампаду и передал её м. Корнилию. Она пролежала у него больше года. А затем наступил 2007 год, и понятно стало, что ни о каких лампадах в никонианских храмах речи быть и не могло. Посему решил м. Корнилий сей вопрос отложить, но жертвователь недоумевал и настойчиво требовал повесить-таки лампаду. Вот и решили, что, мол, в 2009 году христиане РПсЦ успокоились, и не будут так протестовать против установки лампад. Александр

Интересно было бы узнать имя жертвователя и выяснить, чем же так обязаны м. Корнилий и о. Леонтий оному неизвестному товарищу, что так настойчиво продвигали оную идею последние 4 (!) года. Александр

Вернули бы, извинились, а он уж куда бы захотел, туда бы и вешал от своего имени. Евгений Иванов

И то надо отдать должное предстоятелю - четыре года терпеливо ждать. Хотя тогда было еще объективно рановато, а вот сейчас самая пора. Смотрите за событиями в РПЦ МП, ВСЦ и в мире в целом: здесь все развивается взаимозависимо и идет к одному общему дню. "Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время... бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома... чтобы придя внезапно, не нашел вас спящими " [Мк.13,33-36]. В.Анисимов»1.

Впервые этот вопрос был неофициально поднят на Совете Митрополии РПСЦ 13-14 мая 2008 года. По сообщениям портала «Кредо.Ру»: «Митрополит Корнилий поднял вопрос о возможности установления лампады РПСЦ в часовне Гроба Господня, принадлежащей новообрядческому Иерусалимскому патриархату. По мнению ряда членов Совета митрополии, нахождение такой лампады в одном ряду с лампадами Константинопольского, Иерусалимского, Антиохийского, Московского патриархатов, Армянской, Коптской, Католической и ряда других Церквей могло бы способствовать подъему международного престижа РПСЦ. По словам Митрополита Корнилия, известный исследователь старообрядческого фольклора, доктор филологических наук Елена Юхименко "уладила этот вопрос" с представителями Святогробского братства Иерусалимского патриархата. Совет митро-полии предложил епископу Зосиме посетить Палестину для окончательного согласования вопроса о размещении лампады, но иерарх скептически отнесся к этому предложению, которое может быть интерпретировано частью церковной общественности как подтверждение "экуменического курса" нынешнего руководства РПСЦ»2.

В «Предварительном списке вопросов для рассмотрения на Освященном Соборе 20-22 октября 2009 г.» среди прочих был вопрос 11 – «Об установке лампады у порога Судных врат в Иерусалиме. Постановка вопроса - митрополит Корнилий».

Не вполне понятно, от кого исходит инициатива установки лампады в Ие-русалиме старообрядцами. На Совете Митрополии 13-14 мая 2008 года и на Соборе РПСЦ 20-22 октября 2009 года предложение по установки лампады озвучил м. Корнилий. Но исключительно большую роль во всей этой истории сыграла Елена Михайловна Юхименко.

«Елена Михайловна Юхименко - доктор филологических наук, главный научный сотрудник Государственного Исторического музея, крупный специалист в области русской истории и литературы XVII - XIX вв., один из признанных классиков «выговедения», автор книг и статей по истории и культуре старообрядчества, в том числе, монографий «Выговская старообрядческая пустынь. Духовная жизнь и литература», «Старооб-рядческий центр за Рогожской заставою».

Ее усилиями были подготовлены выставки, ставшие поистине выдающимся культурным событием: «Неизвестная Россия» (к 300-летию Выговской старообрядческой пустыни), «Тайна Старой Веры» (к 100-летию распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища). В апреле 2007 г. митрополит Московский и всея Руси Корнилий вручил Е. М. Юхименко премию Московской Митрополии РПСЦ за подготовку альбома «Древности и духовные святыни старообрядчества» (в соавторстве), организацию выставки «Тайна Старой Веры» в ГИМе, а также за книгу «Старообрядческий центр за Рогожской заставою»»3.

Елена Михайловна пользуется заслуженным уважением среди старообрядцев, находилась и находится в хороших и доверительных отношениях с видными деятелями РПСЦ: с покойным митрополитом Андрианом (Четверговым) и с ныне здравствующими протоиереями о. Евгением Чуниным и о. Алексеем Лопатиным. На основании этого среди некоторых старообрядцев даже распространилось мнение, что она является «тайной духовной дочерью» одного из клириков РПСЦ. На самом деле по своему вероисповеданию Елена Михайловна была и остаётся последовательницей Московской Патриархии. И награды она получает не только от духовных лиц РПСЦ, но и от руководства РПЦ МП. «2 июня в Доме причта московского Кафедрального Богоявленского собора Святейший Патриарх Алексий возглавил презентацию книги «Собор Богоявления в Елохово: история храма и прихода», изданной при участии ЦНЦ «Православная Энциклопедия». Представляя собравшимся недавно вышедшую в свет книгу, Его Святейшество рассказал об авторском коллективе, который провел большой объем работ по выявлению новых источников и документов по истории собора.

Соавторам книги профессору МГУИЭ В. А. Любартовичу и главному научному сотруднику ГИМ, доктору философских наук Е.М.Юхименко Его Святейшество вручил Патриаршие грамоты». При этом В. А. Любартович сказал, что «в новом совместном исследовании Е.М.Юхименко занималась изучением истории Богоявленской церкви села Елохова XVIII – первой половины XIX вв.<…>Свой труд мы посвятили двум славным знаменательным датам: 150-летию освящения главного престола храма Богоявления в Елохове Святителем Московским Филаре-том (Дроздовым) 18 октября (ст.стиля) 1859 г. и 75-летию Святейшего Патриарха Алексия II, которое будет отмечаться всей Полнотой Русской Православной Церкви в июне 2004 г.»4.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что участие Е. М. Юхименко в этом сборнике носит несколько искусственный характер, так его тема находится далеко от её основных научных интересов и, по-видимому, с её стороны является демонстрацией преданности Московской Патриархии, что было замечено и оценено.

Е. М. Юхименко со второй половины 2005 года стала предлагать руководству РПСЦ повесить лампаду в Иерусалиме, утверждая, что это повысит статус старообрядчества. К маю 2008 года Е. Юхименко уже "уладила этот вопрос" с представителями Святогробского братства Иерусалимского патриархата. Накануне Собора РПСЦ 2009 года она написала и направила на Собор целую записку, озаглавленную: «О старообрядческой лампаде у Порога Судных врат».

Вызывает удивление такая активность и личная заинтересованность Елены Михайловны в этом вопросе, учитывая её огромную загруженность научной работой, написанием книг, подготовкой выставок, поездками на конференции. Почему неустанно, в течение четырёх лет она выступает с инициативой установки лампады и озабочена, по её словам, статусом старообрядчества, если по отношению к нему является хотя и доброжелательным, но всё-таки внешним исследователем?

Если вспомнить, что ещё на Архиерейском Соборе РПЦ 3-8 октября 2004 года нынешний патриарх, а тогда митрополит Кириллом (Гундяевым) предлагал для сближения старообрядцев с Московской Патриархией целую программу вовлечения их в совместные проекты и инициативы: «в области духовного воспитания, в развитии церковно-государственных отношений, в сфере благотворительной, культурной, образовательной деятельности»5, то тогда инициатива Е. М. Юхименко по установке старообрядцами лампады в Иерусалиме оказывается вполне объяснимой.

И так же становится понятным, почему в качестве инициатора выступает именно Елена Михайловна. Во-первых, она является крупнейшим специалистом по истории старообрядчества и старообрядческой культуре. Во-вторых, у старообрядцев она пользуется большим доверием и уваже-нием. В-третьих, последние два года Е. М. Юхименко участвовала в подготовке большой выставки в Государственном Историческом Музее «Тысяча лет русского паломничества». В ходе работы над выставкой ей приходилось тесно сотрудничать как с Паломнической службой Московской Патриархии, так и с Императорским Православным Палестинским Обществом, которое, традиционно занимается не только вопросами паломничества, ни и представляет интересы государства на Ближнем Востоке.

В своей записке «О старообрядческой лампаде у Порога Судных врат» Елена Михайловна так обосновывала желательность её установки.

«Яркой особенностью почитания Святых мест в Иерусалиме, связанных с земной жизнью Спасителя, является возжигание над ними лампад.

В настоящее время речь идет о помещении над Порогом Судных врат памятной серебряной лампады с надписью «От Русской Православной Старообрядческой Церкви». Сам по себе факт «старообрядческого» присутствия на Святой Земле имеет большое смысловое значение как с точки зрения христианской в целом, так и старообрядческой в частности».

Да, старообрядчество высоко ценит христианские святыни, и воздаёт им достойное почитание, в том числе и возжжением свечей и лампад. Но в местах, связанных с жизнью и страданиями Господа нашего Исуса Христа, старообрядчество не присутствует не потому, что не понимают важности святынь Палестины и большого смысла присутствия там, а потому, что между ним и представленными там конфессиями существуют серьёзные и до сих пор не преодолённые разногласия. Все, представленные у Святых мест христианские исповедания старообрядцы считают не сохранившими чистоту веры, еретическими. И поэтому «предложенная установка лампады у порога Судных врат в Иерусалиме напрямую воспрещается церковными правилами, например, 71 Апостольским правилом. Славянская Кормчая: «Аще который христианин принесет масло в соборище жидовское, или в церковь еретическу, или в поганску в праздник их, или кадила, или свещю вожжет, да отлучится».

Толкование Вальсамона: «В другом месте сказано, что нет никакого общения верному с неверным (2 Кор. 6. 14-15). Посему и настоящее правило говорит, что подлежит отлучению тот христианин, который празднует вместе с каким бы то ни было неверным, или возжигает елей, или светильник при их ложном богослужении; потому что таковый почитается единомысленным с неверными»»6.

В своей записке Е. М. Юхименко, предлагая установить старообрядцам лампаду в Иерусалиме, в качестве примера использует известное древ-нерусское литературное произведение «Хождение игумена Даниила» (XII в.): «Игумен Даниил, посетивший Святую Землю в начале XII в., в своем знаменитом «Хожении» (1106-1107 гг.) рассказывает о своем горячем желании поставить лампаду на Святом Гробе в Страстную пятницу. Ему пришлось обратиться к светским властям, которые разрешили это сделать и отдали соответствующее распоряжение греку - эконому и ключарю Гроба Господня. К князю Балдуину игумен Даниил обратился со следующими словами: «Молю тебя Бога ради и князей ради русских: повели мне, дабы я поставил свою на Гробе Святом от всей Русской земли».

Живоносному Гробу Христову поклонялась и св. преподобная Евфросиния Полоцкая († 1173), которая, согласно ее житию, поставила при Гробе Господнем золотое кадило и принесла многие дары церкви иерусалимской и патриарху».

Тот же аргумент после состоявшейся поездки м. Корнилия в Иерусалим, приводил на Интернет-форуме и иерей Александр Панкратов: «почитайте "Хождение во Св. Землю" русского игумена Даниила, оно должно быть в Сети. Дело было в 12 веке, когда Палестина и Иеросалим были захвачены католиками-крестоносцами из Западной Европы. Храм Гроба Господня оказался в ведении Римского папы, на Пасху там шла латинская служба. А вполне древлеправославный игумен возжег при сем лампаду "от Русския земли", с разрешения Иерусалимского короля Балдуина, католика же. И никто онаго игумена ни в каких ересях и канонопреступлениях не обвинял. Хотя лампаду ту русские потом через какое-то время сняли и увезли. Как знать, может быть, и с нынешней когда-нибудь поступят так же».

Ему вполне резонно возражала на том же форуме Наталья Старикова: «Кто такой Даниил? Если бы он не написал книгу, то никто бы о нём не знал. Какие духовные подвиги он совершил? Никому не известно. Вешал он лампаду от своего имени, если нет, найдите документы, в которых бы ему соборно предписывалось повесить лампаду от лица Церкви или от имени митрополита. Но Вы, естественно, не найдёте потому что Даниил вешал её лично от себя. И сам же её и снял. Если сделал благое, то почему же снял? Вы можете сказать, что он снял её потому, что некому было ухаживать за ней? Неужели он был настолько глуп, что не знал это заранее. Скорее всего, подумал, что сделанное не слишком то хорошо, потому и снял лампаду. А почему не хорошо? А вдруг вспомнил о том самом апостольском правиле?»

О. Александр Панкратов: «если бы возжжение лампады в Иеросалиме, в месте, освящённом Самим Христом, но ныне занятом еретиками, было бы нарушением канонов, в том числе 71-го пр. свв. апостол, не только игумен Даниил, но с ним и вся Русь, от имени коей он возжёг лампаду на католическом тогда Гробе Господнем, да ещё во время латинской службы, были бы подвергнуты прещениям со стороны в то время ещё поистине великой Константинопольской Церкви, одной из епархий которой и была Русь в XII веке. Уж простите, не верю, что у древлеблагочестивых патриархов Царя-града и их Соборов было меньше духовной ревности, чем у осуждающих ныне вл. Корнилия, поступившего в точности по примеру игум. Даниила».

Наталья Старикова: «это негодное доказательство, потому что он не от лица Церкви это делал. А от себя лично. И потом безвестный игумен Даниил ничего не оставил после себя кроме чисто литературного произведения. И если митрополит Корнилий сейчас основывает свои действия на литературных произведениях, а не на канонических правилах, то так можно очень далеко зайти»7.

Что бы правильно понять действия игумена Даниила и прп. Ефросиньи Полоцкой, необходимо вспомнить, в какую историческую эпоху они совершали паломничество на Святую Землю. Действительно ли они возжигали лампады для совместной молитвы с еретиками – католиками?

Хотя к XI веку между греческой и римской церковью уже накопилось множество различий как богослужебных и бытовых, так и вероучительных, из церковной истории известно, что разделение между восточной, православной церковью и западной, римо-католической не было мгновенным, а происходило в течение длительного времени.

В 1009 г. римский папа Сергий IV в окружном послании, направленном предстоятелями поместных церквей, написал Символ веры с filioque (не признаваемая православной Церковью догматическая формулировка, выражающая католическое учение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына). Когда это послание было получено в Константинополе, имя папы немедленно изъяли из диптихов.

В 1054 году папские легаты в Константинополе анафематствовали константинопольского патриарха Михаила Келурария за отказ признать римское вероучение и богослужебную практику единственно возможной. Это считается началом официального раскола церквей. Однако народное сознание ещё долго не воспринимало это разделение как окончательное, продолжалось совместное сослужение греческих и западных клириков. Русская Церковь отмечает праздник перенесения мощей святителя Николы в Бари, которое состоялось в 1087 году, воспринимая это событие как общехристианское.

Константинопольский собор 1089 пытался достигнуть примирения с западной церковью.

В 1099 году западные рыцари-крестоносцы завоевали Иерусалим. На завоеванной ими территории Ближнего Востока были назначены католические епископы. Впрочем, греческие клирики продолжали совершать своё богослужение, главой православного духовенства в Палестине считался игумен лавры Савы Освященного.

«Из рассказа русского паломника игумена Даниила, побывавшего в Палестине в 1107 г., видно, что в храме Гроба Господня служили бок об бок латинские, и греческие священники, но ключи от храма были у православных. Игумен Даниил был весьма доволен радушным приемом, оказанным ему «христианским князем Болдуином». Раскола Церквей он пока еще практически не осознает, хотя и с плохо скрываемым удовлетво-рением пишет о том, как святой огонь нисходит только на греческие лампады и свечи, а не на «латынские»»8.

Только после взятия в 1204 году, во время IV Крестового похода крестоносцами Константинополя и его варварского разграбления, сопровождающегося кощунством над православными святынями, и насилием над жителями, разделение церквей стало окончательным и необратимым.

После освобождения в 1261 году Константинополя от крестоносцев, в 1285 году был созван православный Собор во Влахернском дворце, на котором латинская церковь была обвинена в ереси, соборно было осуждено западное учение об filioque.

Поэтому неверно утверждения, что в 1107 году игумен Даниил зажёг свою лампаду во время заведомо для него еретической «латинской» службы. На тот момент разделение ещё не стало окончательно свершившимся фактом.

Кроме того, он и лампады не возжигал. В Великий Пяток игумен Даниил попросил поставить свою незажженную лампады на гробе Господнем для того, что бы она зажглась, как он думал, от схождения благодатного огня. О сущности явления, называемого «схождением благодатного огня», с дав-них времён идут споры, недавно на эту тему была издана книга «Благодатный огонь – миф или реальность?»9. Не углубляясь в эту тему, надо сказать, что в том смысле, как это предлагала старообрядцам Е. М. Юхименко, игумен Даниил лампады не зажигал, а разместил её в храме Гроба Господня для того, что бы на ней произошло, как он считал, сверхъестественное появление огня. В Светлую среду игумен Даниил забрал свою лампаду и увез её на родину как «знамение Гроба Господня»10.

Это событие никак не имеет ничего общего с тем, что предлагала в своей записке Е. М. Юхименко: «Неугасимая лампада, возжженная над величайшей христианской святыней - Порогом Судных врат, стала бы свидетельством глубокой памяти о всех мучениках и исповедниках старой веры и знаком причастности Старообрядческой Церкви к общехристианской традиции почитания Святых Мест».

Клирик Русской Древлеправославной Церкви о. Андрей Марченко пишет по этому поводу: «Я вот никак не пойму, а зачем вообще лампаду вешать у порога Судных врат? Не беру в расчет каноны, просто любопытно, для чего это, если для почтения святыни, то почему только этой и именно этой? Если в интересах внешнецерковной политики, то опять же, что такого в храме Судных врат примечательного и откуда кто узнает, что одна из лампад принадлежит кому-то конкретно? На лампаде, что будет написано, кому она принадлежит? Кто кроме чад РПСЦ и хозяев подворья об этом знать-то будет? Никому ведь и дела-то нет, где какая лампада висит. А в чем пиар-то? Что это дает никак не пойму, почему этот вопрос вынесен на уровень целого собора и собор счел этот вопрос заслуживающим внимания? В чем смысл этого намеренья? Странная какая-то идея, бессмысленная».

Свидетельством памяти о всех мучениках и исповедниках старой веры может быть только стойкое и мужественное хранение «малым стадом» (Лук.12:32) в «последнее время» (1Иоан.2:18) истинной, неискажённой христианской веры.

Вместо этого Е. М. Юхименко, используя уважение древлеправославных христиан к Святой Земле и авторитет древнерусского литературного памятника «Хождение игумена Даниила», попыталась вовлечь старообрядцев в совместное приношение жертвы и молитвы с явными и нераскаянными еретиками-никонианами. Ведь нашей Церкви предложено повесить лампаду даже не у Гроба Господня, а в Александровском подворье, в храме РПЦ МП.

Да и «общехристианская традиция почитания Святых Мест» вызывает сомнения. В иерусалимском храме Воскресения Христова имеют свои пределы и служат одновременно не только греки-новообрядцы, но и римо-католики, монофизиты армяне и копты. Правила о недопустимости совместной молитвы и жертвы с еретиками в этих условиях совершенно невыполнимы. Время от времени около величайших христианских святынь между представителями разных вероисповеданий происходят жестокие драки, под сводами храма льётся кровь. Стоит ли стремиться «быть причастным» к таким «общехристианским традициям»?

До начала Собора РПСЦ единственной официальной реакцией на инициативу Е. М. Юхименко и м. Корнилия об установки лампады стало «Постановления епархиального совещания Костромской и Ярославской епархии», состоявшегося по благословению Архиепископа Иоанна, 5 октября 2009 года. В п. 3 этого постановления сказано:

«Единогласно высказаться против установки лампады у порога Судных врат в Иерусалиме - это послужит соблазном, как экуменическое действие и совместное жертвоприношение с еретиками. Просить Освященный Собор отказаться от установки лампады у порога Судных врат в Иерусалиме»11.

На Соборе РПСЦ, прошедшем в Москве 20-22 октября 2009 года, среди прочих решений было принято решение и о лампаде. Официальная формулировка была следующая:

«п. 15. Об установке лампады у порога Судных врат в Иерусалиме

15.1. Установить лампаду у Порога Судных врат в Иерусалиме.

15.2. Поручить митрополиту Корнилию возглавить делегацию в Иерусалим для установки лампады.

15.3. Призвать христиан вносить пожертвования на масло для лампады, установленной у Порога Судных Врат»12.

Это решения, так же, как и обстоятельства его принятия стали предметом живого обсуждения на старообрядческих Интернет-сайтах.

«Может быть это и не так важно, но инициатором "воздвижения" лампады является никонианка Е. М. Юхименко. Конечно, староверцы благодарны ей за исследовательские труды, но это не значит, что мы должны безоглядно принимать все инициативы этой барышни.

А вообще странно, что на соборе целых два вопроса были подготовлены с подачи никонианских деятелей: трезвенника-сектанта Жданова и церковной исследовательницы Юхименко. Дмитрий С.

Интересно, КАК получилось так, что Собор проголосовал за установку лампады - при том, что, например, Ярославско-Костромская епархия была изначально против? Неужели канонический аспект вообще не рассматривался? Философ Георгий.

Поскольку отнюдь не каноны Свято-Церковные принимались во внима-ние, рулили именно с тем расчетом, чтобы рассмотрение этого вопроса и желаемый результат осуществлялись на самом последнем заседании Собора РПСЦ 2009г, когда и народ и священники поразъехались, когда и в этом случае некому будет указать на нелегитимность такого решения, в том числе, за недостатком кворума (2/3 по уставу РПСЦ от числа выданных мандатов). иер. Александр Черногор».

О. Александром Черногором был поднял важный вопрос о легитимности решения об установке лампады в Иерусалиме. Согласно п. 4.9 Устава Церкви (РПСЦ) «решения Освященного Собора по всем вопросам принимаются <…> простым большинством голосов, кроме вопросов Православного вероучения, <…>, требующих квалифицированного большинства в две трети голосов делегатов Освященного Собора»13. Поскольку установка лампады фактически является возобновлением совместного жертвоприношения с РПЦ МП и со всем так называемым «мировым православием», то этот вопрос , безусловно, относится к православному вероучению. 20 октября 2009 года, в начале работы Собора было зарегистрировано 3 епископа – еп. Силуян, еп. Евмений, еп. Зосима, 83 священника, 66 мирян (всего 152 делегатов). 22 октября 2009 года, ко времени рассмотрения вопроса о лампаде, в зале было не более 70 - 80 человек, то есть 40-50 % от числа первоначально зарегистрировавшихся делегатов Собора. Насколько решения о лампаде является легитимным? Вопрос остаётся открытым.

«22 октября 2009 года, в третий день работы Собора, вечером, рассматривался вопрос «Об установке лампады у порога судных врат в Иерусалиме». Первым выступал м. Корнилий с заявлением, что установить старообрядцам лампаду в Иерусалиме – необходимо, хорошо и правильно. Потом эту идею в своём выступлении поддержал о. Леонтий Пименов. Некоторые участники собора стали задавать вопросы – кто будет зажигать эту лампаду, заправлять её маслом, ведь еретикам, по правилам, это делать нельзя? О. Геннадий Четвергов предложил для ухода за лампадой свою духовную дочь, ныне проживающую в Иерусалиме. Во время долгого обсуждения этого вопроса поднялся чтец Михаил Терентьев из Костромы и сказал: пока мы обсуждаем установку далекой и не всем понятной лампады, сейчас здесь, в Храме Рожества Христова погасла лампада перед Крестом Христовым. Он взял горящую свечу, пошёл к лампаде, попытался её зажечь, и увидел, что масла в лампаде нет. Некоторым из присутствующих невольно вспомнилась евангельская прит-ча о брачном пире, мудрых и неразумных девах, кончившемся масле и погасших светильниках (Мф. 25:1-13). Несмотря на это происшествие или даже знамение, большинством голосов было принято установить лампаду в Иерусалиме. Встал вопрос: кто поедет договариваться об установке лампады в Иерусалим? О. Леонтием Пименовым было предложено направить в паломничество митрополита Корнилия, и это поддержало большинство соборян»14.

«На Соборе о. Леонтий традиционно отложил сей вопрос на вечер последнего дня, когда часть делегатов разъехалась, а оставшиеся были утомлены. Посему о. Леонтий сумел уболтать, и, как оказалось, обмануть соборян. Посему соборяне проголосовали «за». Александр».

Слова об обмане соборян стали появляться не случайно. «Так называемые "судные врата", о которых говорится в решении "Освященного Собора"-2009, находятся в подворье РПЦ МП в Иеросалиме. Вот материал об этих "вратах"15. По-видимому, участников этого "собора" просто обманули, воспользовавшись неосведомленностью в географии "святой Земли" и доверчивостью простаков. По сути дела, зарубежом, в тайне от паствы, "пастыри" РПСЦ уже наметили соединение с никонианами. Felix

«Порог Судных врат» находится в храме Александра Невского, который относится к Александровскому подворью РПЦ МП. В Александровском подворье располагается «Императорское Православное Палестинское Общество», которым руководит Степашин Сергей Вадимович.

Биография С.В. Степашина

С 1992 г. - заместитель Министра безопасности России - начальник Управления Министерства безопасности Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

С декабря 1993 года по март 1994 года - первый заместитель директора Федеральной службы контрразведки.

С марта 1994 - 1995 гг. - директор Федеральной службы контрразведки России.

В 1995 - Директор ФСБ России

С 2007 года - председатель Императорского Православного Палестинского Общества.

Подворье, храм (никонианский) Александра Невского и Судные Врата находятся под одной крышей. Храмовый крест на крыше находится прямо над судными вратами Найдено множество фотографий, свидетельствующих, что Порог Судных врат - постоянно действующая часть единого культового комплекса РПЦ на иерусалимской земле (Церковь Александра Невского, Порог Судных врат, колокольня над порогом Судных врат). Ижица».

Действительно, у Порога Судных Врат регулярно совершаются клириками РПЦ МП молитвы и богослужения. Так, «в понедельник, первого июня 2009 года в 14:00, у Порога Судных Врат состоялось ос-вящение нового киота. Освящение совершил отец Макарий (Бутин) при пе-нии гефсиманских сестер. Киот с иконой посвящен прославленным в сонме новомучеников и исповедников Российских царственным страстотерпцам свв. Цесаревичу Алексию, Вел. Княжнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии.

Третьего сентября 2009 года у Порога Судных Врат пред киотом Царственных Детей Страстотерпцев на Александровском Подворье состоялась лития в память погибших во время теракта в Беслане. Бо-гослужение совершил о. Макарий (Бутин) при пении гефсиманских сестер.

21 ноября 2009 г. в 1:45 ночи у Порога Судных Врат на Александровском подворье в Иерусалиме архимандрит Кирилл (Билан) и протоиерей Рафаил Грабарчук (Киевская епархия УПЦ) отслужили панихиду по убиенному отцу Даниилу Сысоеву»16.

Высказывания на Интернет-форумах свидетельствуют о большой озабоченности старообрядцев складывающейся ситуацией.

«Я был против включения этого вопроса в повестку дня ввиду крайне соблазнительности такого рода мероприятий. Теперь еще выяснилось, что сторонники установления лампады грубо обманули Собор: они хором твердили, что Порог судных врат находится на улице под открытым небом. Теперь выясняется, что это никонианское храмовое помещение с никонианским же распятием, установленным прямо над порогом17. На следующем Соборе надо снова поднимать этот вопрос. Алексей Рябцев

Когда обсуждался вопрос о лампаде, говорили все желающие, слова никого не лишали. И что порог Судных врат - де "на улице", никто на Соборе не говорил. Всем раздали справку об этом месте в письменном виде, где чётко говорилось, что порог находится ВНУТРИ здания Александровского подворья, хотя и ВНЕ находящегося там же храма РПЦ МП. У меня имеется эта бумага, привёз её с Собора домой. иерей Александр Панкратов

Голосовавшие "за" были уверены, что лампаду повесят на улице, а не фактически в месте никонианских молений, под крышей их культового здания. Да и со стороны большинства это было просто уступкой инициаторам, а не результатом его горячего энтузиазма. Георгий Лоскутов

Если следовать такой логике, то надо запретить посещать Иерусалим, Вифлеем, Назарет и т. д.(а если там случайно оказался, то нельзя креститься и молиться) Землеустроитроитель»

Некоторые из защитников инициативы по установке лампады пытались намечающуюся поездку в Иерусалим объявить обычным паломничеством на Святую Землю, но это не соответствует действительности. Достаточно сравнить намечающуюся поездку с другими паломничествами старообрядцев. Известно описанное С. И. Быстровым в книге «По Востоку»18 путешествие старообрядческих епископов в Грецию, Палестину и Египет весной 1914 года. В наше время, в сентябре 1997 года, старообрядческий священник о. Алексей Лопатин, настоятель храма свт. Николы (у Белорусского вокзала в Москве) вместе с одним прихожанином этого храма совершили паломничество в Иерусалим и к другим святым местам Израиля и Египта. Об этой поездке написано в очерке «Десять дней на Святой Земле»19. Надо сказать, что эти паломничества имели характер исключительно неофициальный, частный, на что особо обращал внимание в предисловии к своей книге С. И. Быстров. При этом не было ни только никаких возжжений лампад, свечей паломниками - старообрядцами, но и молитву в святых местах они творили только в отсутствии представителей иных исповеданий.

«Надо всё же различать посещение отдельными людьми зарубежных стран и устроение от лица всей церкви святыни в еретическом и экуменическом сообществе. Dude

Поклонение Господу не только в Святой Земле, но и везде благочестиво, однако оно должно быть без смешения с другими верами. Иначе придем к тому, что и во всех никонианских храмах, где есть древние святыни (мощи, иконы), будем воздвигать лампады, алтари и молиться. Дмитрий С.

По ведению или неведению, умышленно или нечаянно, но лукавство двусмыслия налицо. Христианские святыни, захваченные еретиками теми или иными путями, оказавшимися их светски - юридической собственностью, не утратили своей изначальной святости и продолжают оставаться тем, что есть - христианской святыней. Как учат отцы, доступ к христианским святыням, в пленении еретиков возможен, но опасно, с рассмотрением, не в нарушение христианских законов. Другое дело возжжение свечей, елея у исконных святынь, находящихся в храмах еретиков - это однозначно категорически запрещено.

Митрополит Корнилий и иже с ним мудрствующие, пытаются внести лукавое двусмыслие, отделив христианские святыни и храмы еретиков в которых они находятся от возжжения елея (в лампаде) , пытаясь выделить только возжжение у святыни, игнорируя место, где они находятся и сделать вид, что христианская святыня, - в данном случае Порог Судных врат - якобы, «не находятся» под сводами еретического храма.... Допускать самообман или обман других в принципиальных вопросах вероисповедания - опасный путь уклонения в ересь... Собор РПСЦ допустил очень серьёзную ошибку, не исследовав местонахождение Порога Судных врат и приняв решение о возжжении елея, категорически запрещаемое каноническим преданием. Несомненно, чтобы подтвердить своё православие, РПСЦ необходимо срочно отменить соборно - еретическое (2009г.) решение. Vika

В ходе окончившегося собора РПСЦ было принято решение войти в мировое православие через воздвижение экуменической лампады в храме Гроба Господня Иеросалима. За это решение проголосовало большинство делегатов. Возливать масло в экуменическую лампаду будет поручено одной из духовных дочерей протопопа Геннадий Четвергова, проживающей ныне в Израиле. Эколог

Похоже, финита ля комедия. Господи, Iсусе Христе, Сыне и Слове Божий, Богородицы ради, помилуй тех, кои не ведают, что творят! И воздай каждому по делам его! Василиев Владимир».

Высказывались предложения, как руководству РПСЦ «без потери лица» отказаться от установки лампады.

«Что можно сделать сегодня? Как выпутаться из этой ситуации? Возможный вариант:
  1. Митрополиту "дипломатически" "заболеть" и не лететь в Израиль.

  2. Вопрос о лампаде вынести на ближайший Совет митрополии (скорее всего, он будет в феврале, как обычно). Там постановить, что установку лампады следует отложить до следующего Освященного Собора, ибо она, согласно вновь открывшимся обстоятельствам, противоречит "Протоколу", принятому тем же Собором-2009, и Правилам Святых апостолов.

  3. Собору-2010 отменить решение об установке лампады.
Философ Георгий».

Впрочем, никто из руководства РПСЦ от установки лампады отказываться не собирался.

«Для наших «отцов» - это возможность на халяву (или частичную халяву) съездить с семьей отдохнуть в «заграничку». Задача проекта "Порог Судных врат" - вербовка агентуры влияния в числе самых влиятельных старообрядческих семей. В МП РПЦ уже поняли, что внутренне РПСЦ держится на семейственности. Felix

Наверно не все так примитивно, но сама схема действительно жизненна и правдоподобна. Зачем тратить силы и средства на прямые гонения и миссионерскую деятельность (как в XVIII-XIX веках), когда проще организовать пару фуршетов и заграничных поездок для глав старообрядческих кланов и их приближенных. Съевшие халявный пирожок в гостинице МП в Иерусалиме уже не посмеют воздвигнуть пяту на хлебосольного хозяина. Вот такая маленькая цена может быть уплачена за нашу с вами свободу и веру. Дмитрий С. ».

«24 ноября 2009 года в залах Государственного Исторического Музея в Москве состоялось открытие выставки «1000 лет русского паломничества».

В первых рядах, среди высокопоставленных гостей, рядом с епископом Егорьевским Марком, сидела делегация Русской Православной Старообрядческой Церкви, которую возглавлял её первоиерарх митрополит Корнилий (Титов). Его сопровождали клирики РПСЦ о. Леонтий Пименов, о. Алексей Лопатин.

Поскольку по отношению к старообрядчеству со стороны РПЦ МП последние годы явно проводится политика «сближения», а так же по инициативе Е. М. Юхименко на последнем Соборе РПСЦ было принято решение об установке в Иерусалиме старообрядцами лампады, то присутствие старообрядческой делегации на открытии этой выставки не выглядело случайным.

Первоиерарху РПСЦ митрополиту Корнилию было предоставлено сло-во, в котором он от всей души поздравил всех собравшихся с открытием выставки, сказал: «Господь Исус Христос заповедал своим ученикам нести слово Божье тем, кто жаждет спасения. Жажда донести это слово – эта та сила, которая влечет паломника в путь.

Для паломничества могут применяться разные средства. Например, Иоанн Новгородский летал в Иерусалим на бесе.

Паломники – старообрядцы отправлялись в путь в середине XIX века для того, что бы восстановить трехчинную иерархию, и во время этих путешествий побывали, в том числе, и на Святой Земле. Впоследствии были и другие старообрядческие экспедиции на Восток с целью изучить крещение греческой церкви.

В начале 1914 года старообрядческая делегация, в составе которой были два епископа, совершила путешествия по Востоку. В ходе его состоялись собеседования с иерархами греческих восточных патриархатов, многие из которых заявляли о своём признании старообрядческой белокриницкой иерархии.

И сейчас, - закончил свою речь м. Корнилий, - старообрядцы продолжают традиции паломничества, прикосновения к святыням Святой Земли»20.

Сделанное в официальной обстановке высказывание о м. Корнилия о путешествии в Иерусалим на бесе кажется совершенно неуместным. Но, возможно, эти слова оказались своего рода пророчеством, помимо воли самого м. Корнилия, открыли духовную суть намечавшегося для установки лампады путешествия в Иерусалим.

Из жития свт. Иоанна, архиепископа Новгородского († 7 сентября 1186 г.) известно, он получил такую власть над нечистыми духами, что мог связать их своим словом. Это проявилось в известной истории о том, как свт. Иоанн повелел бесу за одну ночь отнести его из Новгорода в Иеру-салим для поклонения святым местами и вернуть обратно. Таким образом, исполнилось пророчество св. царя Давыда: «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия» (Пс.90:13). Но при этом не надо забывать, что новгородский архиепископ Иоанн был великий подвижник и столп православной веры, ему было явление и чудесная помощь от Богородицы при строительстве каменного храма, при нём состоялось чудо спасения Новгорода, явленное через икону Знамения Богородицы, а после смерти его нетленные мощи были прославлены чудесным образом.

Вряд ли можно с ним сравнивать нынешних деятелей старообрядческой митрополии не только в отношении личного подвижничества, но, в первую очередь, в отношении к православному исповеданию и церковным правилам. «Всевозможные, мыслимые и немыслимые нарушения церковных правил, попрание правды Божьей, отсутствие подлинного братолюбия, просто человеческая нечестность за последние лет пять стали в окружении м. Корнилия обычным явлением»21. Вряд ли подобные деятели могут получить от Бога «власть над нечистыми духами» (Матф.10:1). Скорее, «кто кем побежден, тот тому и раб» (2Пет.2:19). И в этом отношении неожиданное высказывание м. Корнилия о том, что «для паломничества могут применяться разные средства. Например, Иоанн Новгородский летал в Иерусалим на бесе» приобретает какой-то мрачный оттенок.

«5 декабря 2009 г. митрополит Корнилий принял участие в церемонии возложения венков и цветов к Могиле Неизвестного Солдата»22. До сих пор ещё ни один старообрядческий первоиерарх, даже во времена советской атеистической власти, не был на таких мероприятиях. Как сказал в своё время митрополит ныне покойный Алимпий (Гусев), «во-первых, нам, старообрядцам, не к лицу поклоняться огню, как огнепоклонникам. А во-вторых, возлагать венки - тоже языческий обычай. Вот панихиду отслужить по павшим воинам - дело другое». Как сказал один старообрядец, трудно отделаться от впечатления, что м. Корнилий накануне поездки в Иерусалим около «вечного огня» получал какое-то благословение от подземных сил на задуманное мероприятие.

На этом чудеса и знамения не закончились. От нескольких рогожских прихожан стало известно, что 13 декабря 2009 года, «во время воскресной литургии на Рогожском, перед отлетом делегации, во время Великого входа потир наклонился, и вино, предуготовленное в нем для Жертвы, пролилось. А потом еще раз пролилось в алтаре. Если уж это не останавливает, то что тогда нужно??? Мария Ямпольская».

Но ничто не могло отвратить м. Корнилия и делегацию РПСЦ от намерения повесить лампаду в никонианском храме.

Как сообщил официальный сайт РПСЦ, «Высокопреосвященнейший ми-трополит Московский и всея Руси Корнилий прибыл 14 декабря 2009 года в Иерусалим во исполнение соборного постановления о водружения лампады у Порога Судных Врат. В паломнической поездке на Святую Землю владыку сопровождают протоиерей Леонтий Пименов, иерей Алексей Лопатин, иерей Константин Лукичев, иерей Геннадий Чунин, протодиакон Виктор Савельев, а также около двадцати паломников из Москвы и Санкт-Петербурга.

Днем делегация Русской Православной Старообрядческой Церкви посетила место распятия Христа на Голгофе, храм Гроба Господня, место Успения Пресвятыя Богородицы, место убиения первомученика архидиакона Стефана и другие. Здесь владыка Корнилий зачитал главы Евангелия, повествующие о связанных с этими местами моментах земной жизни Спасителя, под пение стихер паломники приложились к святыням.

Главное мероприятие паломнической поездки делегации в Иерусалим - водружение лампады у Порога Судных Врат - запланировано на 15 декабря»23.

Кто же сопровождал м. Корнилия в этой поездке? Протоиерей Леонтий Пименов, один из самых главных «активистов» курса на сближения старообрядчества с РПЦ МП, чьё влияние на м. Корнилия трудно переоценить. Его близкий родственник о. Константин Лукичев. Протодиакон Виктор Савельев, который сопровождает м. Корнилий во всех его официальных поездках, тоже один из активных деятелей «нового курса» митрополии. Иерей Геннадий Чунин, накануне Собора РПСЦ 2007 года произнесший знаменитые слова: «Мы должны поддержать митрополита любой ценой». В истории с установкой лампады он так же продолжает поддерживать митрополита «любой ценой». Кроме того, известно, что братья-священники о. Евгений Чунин и о. Геннадий Чунин поддерживают тесные дружеские отношения с Е. М. Юхименко. Не этим ли объясняется участие о. Геннадия в поездке?

Из опубликованных фотографий видно, что многие паломники-миряне являются прихожанами и клиросными певцами Лиговской общины С. – Петербурга. Очевидно, их взяли в путешествие для того, что бы они составили старообрядческий церковный хор во время богослужения в Александровском подворье Иерусалима и многие из них не до конца понимали смысл происходящего, были уверены, что едут в обычное па-ломничество.

Из фотографий так же видно, что м. Корнилия во время паломничества сопровождает Е. М. Юхименко, которая довела свою идею об установке старообрядческой лампады в Иерусалиме до победного конца.

О. Алексей Лопатин указан в числе официальных участников делегации РПСЦ, но на самом деле поехал в Израиль совершенно самостоятельно, взяв благословение у м. Корнилия на личное паломничество. На некоторых мероприятиях делегации РПСЦ он присутствовал, но, на-пример, в молебне в Александровском подворье демонстративно не принимал участие. Целью поездки, по его словам, было желание присутствовать на официальных мероприятиях в качестве независимого свидетеля.

По странному совпадению, делегация РПСЦ отправилась в Иерусалим вешать и возжигать свою лампаду во время празднования еврейского праздника Ханука, праздника свечей, «которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Праздник начинается 25-го числа еврейского месяца кислева и длится восемь дней, это праздник света, радости, веселья, игр, вкусной еды (среди которой - жареные в масле оладьи и пончики). В праздник каждый вечер зажигают свечи: одну - в первый день праздника, две - во второй, три - в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник - ханукию. В 2009 году Ханука выпадает на 12 декабря»24.

Странность такого совпадения была отмечена посетителями старообрядческих Интернет-форумов:

«А может быть для тех, кои зажгут лампадку (свечу) сию куда символичнее то, что зажигать они (во всех смыслах) будут не где-либо еще, но именно в "хранимом и спасаемом Б-гом граде Иеросалиме", и не когда-либо еще, но именно в период иудейского праздника "Ханука" (победы над язычниками), начавшегося 12.12.2009 и празднуемого в течение 8-ми дней? Спасательный круг2».

На следующий день официальный сайт РПСЦ сообщил:

«15 декабря (н. ст.) в день памяти священномученика и исповедника Аввакума Высокопреосвященнейший Корнилий митрополит Московский и всея Руси водрузил лампаду у Порога Судных врат в Иерусалиме. Порог Судных Врат расположен в Александровском подворье в семидесяти шагах от храма Гроба Господня. В этом месте преступнику, ведомому на казнь, в последний раз оглашался приговор. Члены делегации Русской Православной Старообрядческой Церкви сегодня отслужили здесь молебен Спасителю и священномученику и исповеднику Аввакуму, после чего владыка водрузил лампаду над святыней.

Митрополит Корнилий выразил благодарность Председателю Императорского Православного Палестинского Общества во Святой Земле Николаю Александровичу Воронцову за предоставленную возможность установления лампады.

После церемонии водружения лампады паломники отправились в Вифлеем. Посещение Святой Земли и поклонение святыням планируется продолжить завтра, после чего, 17 декабря, делегация Русской Православной Старообрядческой Церкви предполагает вернуться в Москву»25.

Интересные подробности сообщил портал «Кред.Ру»:

«Помолившись священномученику Аввакуму, старообрядческий Митрополит Корнилий торжественно возжег лампаду у порога Судных врат в Иерусалиме

Церемонию возжжения лампады "во имя страдальцев за древлее благочестие и всех христиан-старообрядцев" совершил 15 декабря в Иерусалиме предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Митрополит Московский и всея Руси Корнилий, прибывший накануне в Святую Землю в сопровождении делегации духовенства и мирян. Возжжение лампады совершено во исполнение постановления Освященного Собора РПСЦ у Порога Судных врат; церемония началась с торжественного молебна Страстям Христовым и священномученику протопопу Аввакуму, память которого старообрядцы отмечают в этот день, сообщает корреспондент "Портала-Сredo.Ru".

Митрополиту Корнилию сослужили протоиерей Леонтий Пименов, священники Геннадий Чунин и Константин Лукичев. В богослужении принял участие хор старообрядческой общины Санкт-Петербурга. На службе присутствовали председатель Императорского православного палестинского общества в Иерусалиме Николай Воронцов, гости и благодетели Палестинского общества. Митрополит Корнилий поблагодарил Николая Воронцова и всех, кто содействовал этому визиту и установке лампады.

Делегация РПСЦ прибыла в Иерусалим в воскресенье, 13 декабря. На следующий день Митрополит Корнилий и другие паломники посетили Храм Гроба Господня, Елеон, женские монастыри РПЦЗ МП. Официальных встреч при этом не проводилось.

Во второй половине дня 15 декабря делегация РПСЦ посетит Вифлеем»26.

В этой же заметке была информация о том, что поездка делегации РПСЦ на святую Землю стала предметом межведомственных разногласий:

«Российские дипломатические представители и руководство духовной миссии РПЦ МП "не рекомендовало" Палестинскому обществу, которое возглавляет Николай Воронцов, приглашать делегацию старообрядческой Церкви "во избежание недоразумений". Однако Палестинское общество в Иерусалиме не зависит от российских властей и "параллельного" общества в Москве, возглавляемого Сергеем Степашиным, что обеспечило самостоя-тельность принятого им решения»27.

Большинство откликов на старообрядческих форумах свидетельствует о возмущении истинных староверов «лицемерием лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим.4:2), их попытками прикрыть именем священномученника и исповедника Аввакума, якобы «проповедью старой веры» совершенно явно беззаконное, экуменическое деяние.

«Да, интересно, как тогда это согласуется с -"Аще который христианин принесет масло в соборище жидовское, или в церковь еретическую, или в поганску в праздник их, или кадило, или свещу вожжет, да отлучится". Александр Русь Кощунственная насмешка над памятью святого. И вопиющее нарушение 71 апостольского правила. Е.А. Иванов

15-го декабря на память священномученика Аввакума (может быть в на-смешку над протопопом, обличавшим еретиков и не благословлявшем мо-литься в еретических храмах) лампада была установлена и вожена. отец Елисей Елисеев

Посмотрите на фото Порога: прямой эстетический смысл установки лампады - наша Церковь, якобы, ОДНА ИЗ МНОГИХ, якобы обычная, якобы ТАКАЯ ЖЕ, как и церкви еретиков. Тот, кто подсунул нам эту инициативу (а это наверняка какой-нибудь еретик), подложил нам большую свинью. Философ Георгий

Восьмая лампада РПСЦ как бы символизирует нечто... Максим Чернятевич

Тут ведь следует помнить, что это территория не Храма Гроба Господня, где висят лампады от разных церквей, а Александровское подворье РПЦ МП, и никаких «всех флагов в гости к Богу» там нет, а поэтому тут и символический смысл другой. Этой лампадой утверждается, что РПСЦ является частью РПЦ МП! Felix

Вот текст по которому м. Корнилий молился священномученику Аввакуму: "Ум огненный имея, священномучениче, попалил еси терние ересей учении православными, и чудесы преславными, и житием воистину богоугодным." Канон Аввакуму.

А это собственно о каких терниях ересей речь идет: "А се мне в Тобольске в тонце сне страшно возвещено (блюдися, от меня да не полма растесан 74 будеши). Я вскочил и пал пред иконою во ужасе велице, а сам говорю: "Господи, не стану ходить, где по-новому поют, Боже мой!" Был я у завтрени в соборной церкви на царевнины имянины, - шаловал 75 с ними в церкве той при воеводах; да с приезду смотрил у них просвиромисания 76 дважды или трожды, в олтаре у жертвенника стоя, а сам им ругался; а как привык ходить, так и ругатца не стал, - что жалом, духом антихристовым и ужалило было. Так меня Христос-свет попужал и рече ми: "по толиком страдании погубнуть хощешь? блюдися, да не полма рассеку тя!" Я и к обедне не пошел и обедать ко князю пришел и вся подробну им возвестил. Боярин, миленькой князь Иван Андреевич Хилков, плакать стал. И мне, окаянному, много столько божия благодеяния забыть?" Житие протопопа Аввакума kostya_mail

Там (на указанном Вами снимке) лампадок семь.

Так он что же действительно осьмую возжег, и стало их там ровно восемь аки на ханукальном подсвешнике огней?

Вот и Откровение глаголет об осьмом, который из числа семи... Спаса-тельный круг2».

Следующий день для делегации РПСЦ на Святой Земле был насыщен событиями. По сообщениям официального сайта, «16 декабря Высокопреосвященнейший митрополит Московский и всея Руси Корнилий нанес неофициальный визит Патриарху Иерусалимскому и всея Палестины Феофилу. Владыку Корнилия сопровождали протоиерей Леонтий Пименов, иерей Геннадий Чунин и протодиакон Виктор Савельев. Патриарх Феофил принял митрополита в своей резиденции. На встрече также присутствовал архиепископ Феофилакт Вифлеемский, который переводил беседу владыки Корнилия и Патриарха Феофила.

В приветственном слове к Патриарху Митрополит Корнилий отметил, что первая подобная встреча состоялись 1914 г., когда старообрядческие епископы Мелетий Саратовский и Александр Егорьевский и Рязанский во время паломнической поездки по Востоку дважды были на приеме у Патриарха Иерусалимского Дамиана. Владыка Корнилий также рассказал о цели нынешнего приезда делегации Русской Православной Старообрядческой Церкви - установке лампады у Порога Судных Врат. Патриарх Феофил в ответ засвидетельствовал, что он рад приветствовать на Святой Земле предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви.

В ходе беседы Патриарх Феофил выразил сожаление о существующих между христианами разделениях, интересовался историей современным положением дел Старообрядческой Церкви, ее взаимоотношениями с государственными властями и священноначалием Московского Патриархата. Митрополит Корнилий высказал свое мнение о причинах церковного раскола в России, рассказал о хранимых старообрядцами древлеправославных традициях.

В завершение беседы митрополит Корнилий вручил Патриарху альбом «Древности и святыни старообрядчества». Патриарх Феофил с интересом ознакомился с альбомом, отметил иконы школы Феофана Грека и преподобного Андрея Рублева и, в свою очередь, подарил гостям сувениры и памятный альбом с дарственной надписью:

«Преосвященнейшему Митрополиту старообрядческому Корнилию Российскому с патриаршими нашими молитвами и пожеланиями во Христе. Патриарх Иерусалимский Феофил».

В завершение встречи Патриарх Феофил пожелал участникам беседы доброго пути в паломничестве по святым местам и благополучного возвращения на родину»28.

Как совершенно справедливо было отмечено на одном из старообрядческих форумов, «только 2 месяца назад в РПСЦ прошел Освященный Собор, который утвердил правила встреч с инославными. Христиане, присутствовавшие на Соборе, рассказывали, что большими противниками принятия этого документа выступал митрополит и о. Леонтий Пименов. Встреча митрополита с иерусалимским патриархом по «случайности» была незапланированной и, вероятно, по той же «случайности» прошла противу правил, определенных Собором. Интересно, в данном случае митрополит Корнилий вспоминал, что «обязан исполнять решения Собора»?»29.

Старообрядческие епископы саратовский Мелетий (Картушин) и рязанский Александр (Богатенко), посетившие весной 1914 года Константинополь, Палестину и Египет, в ходе поездки имели несколько неофициальных встреч с иерархами восточных греческих патриархатов. Эти встречи имели вполне определённую цель – узнать отношение греческого епископата к белокриницкой иерархии (большинство греков признало её абсолютно законной) и выяснить их отношение к возможному снятию в будущем восточными патриархатами клятв, наложенных их представителями во время Большого Московского собора 1666-1667 годов на старые обряды и их придерживающихся. Для начала XX века это были очень важные вопросы, учитывая, что непризнание белокриницкой иерархии господствующей синодальной церковью приводило к существенному ограничению старообрядцев в гражданских правах.

Какие цели ставил перед собой м. Корнилий, встречаясь с новообрядческим патриархом Иерусалимским Феофилом, неясно.

По сообщению официального сайта РПСЦ, «После визита в патриархию митрополит Корнилий посетил Сионскую горницу и другие святые места Иерусалима»30.

На сайте «Самарское староверие уточнено»: «Митрополит Корнилий посетил святыни в городе Иерусалиме, в частности, Гробницу царя Давида и Сионскую горницу»31.

На туристическом сайте Израиля размещены некоторые подробности об этих местах паломничества: «Место, где проходила Тайная Вечеря, и могила Давида расположены в одном и том же здании.

Францисканцы приобрели и перестроили это сооружение в 1335 году, придав ему его современный вид. В начале 15-ого века евреи совершили попытку выкупить здание. Это привело к некоторым распрям между иудеями и христианами. Мусульмане же поставили себе целью получить контроль над зданием, что и произошло в 1524 году.

В период Второго храма на Сионской горе находилась одна из семи синагог Иерусалима. Здесь, по легенде, был похоронен Царь Давид (1 Цар. 2:10). В византийский период при Давиде и Джеймсе (апостоле Иакове), еврейском и христианском основоположниках города Иерусалима, эти синагоги были центром литургического восхваления во время церковной службы, проводимой в церкви на Горе Сион. Это дало основание полагать, что оба они были похоронены на Горе Сион. По традиции считается, что могила Давида находится здесь, в том же здании, где проходила Тайная Вечеря, а могила Джеймса (ап. Иакова) - в Армянском Кафедральном Соборе.

Из уединенного дворика францисканского монастыря 14-ого века мы попадаем в помещение на нижнем этаже, которое сегодня является синагогой. Дверь, расположенная по правую сторону комнаты, открывает вход в помещение для молитв.

В южной стене находится михраб (молитвенная ниша в мечети, в стене, обращенной к Мекке), покрытый керамической плиткой. Михраб был построен в период правления мамелюков и теперь скрыт за книжными полками. В следующей комнате располагается огромный саркофаг – кенотафий: на этом месте, по легенде, покоится прах Царя Давида. Саркофаг покрыт бархатом, а на нем венцы Торы из различных синагог еврейских общин, которые были уничтожены во время Холокоста. На бархате золотыми буквами написано (на иврите): "Царь Израиля, Давид, живет и существует". На могильной плите виден резной орнамент, выпол-ненный еще во времена крестоносцев. Ниже уровня этажа, на котором располагается кенотафий Царя Давида, находятся подземные уровни строения, относящиеся ко временам крестоносцев, византийцев и римлян. Таким образом, первоначальное строение относится ко второму веку нашей эры. Под усыпальницей находится вход в пещеру, обнаруженную И. Пьеротти в 1859 году»32.

Это же место посещали и старообрядческие паломники в 1914 году, но тогда у предполагаемой могилы царя и пророка Давыда располагалась мечеть. Как пишет С. И. Быстров, «через полчаса мы были на Сионской горе, около места «горницы», где происходила некогда Тайная вечеря и получило своё вечное учереждение величайшее таинство – Евхаристия. Теперь на этом месте стоит турецкая мечеть.

Вход в ту часть мечети, где помещается гробница царя-пророка, запрещён не только для христиан, но и для магометан, и только раз в году туда входит главный «имам», что бы совершить молитву за «правоверных».

Наш проводник, условившись с турком-сторожем за «бакшиш», предложил нам войти во вторую часть мечети, что бы посмотреть на гробницу царя Давыда. Гробница громадных размеров стоит у стены, покрытая сверху донизу красным полотном, кроме неё в пустом помещении ничего не видно». В сноске С. И. Быстров добавляет: «учёные полагают, что этот «саркофаг» не есть подлинная гробница царя израильского; подлинная гробница находится будто бы в подземелье мечети»33.

Это посещение м. Корнилием синагоги, в которой, «по легенде», был похоронен царь Давыд, оставляет тревожное, неприятное впечатление.

Вот мнения на старообрядческих Интернет-форумах:

«starik пишет:

цитата: Вы за места, в которых бывал Христос, отказываетесь.

Совершенно верно. Стена Плача - тоже место, где был и проповедовал Исус Христос. А матушка Раихиль, так и вовсе православная святая. Могила её находится в Израиле. Не поклоняются этим местам, исключительно, из-за того, что там места паломничества иудеев. Я лично, не пойду к Стене Плача и на могилу матушки Рахиле. Прочту канон дома, закажу икону. Евгений Иванов.

Боюсь ошибиться, но я не припомню до сего дня ни одного случая, когда старообрядцы ходили бы синагогу для поклонение кому бы то ни было. Вероятно, это первый такой случай в истории нашей Церкви. отец Елисей Елисеев».

Говоря об этом посещении, надо вспомнить, что, существует 65 апостольское правило. В русском переводе оно звучит так: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдёт помолитися: да будет от чина священного извержен, и отлучён от общения церковного». В славянской Кормчей:

«Вшедыи в соборище июдейско, или в церковь еретическу, или поганску, и помолився с ними, аще убо есть мирский человек, да отлучится. Аще ли причетник, да извержется, яко иудейская мудрствуя».

Вполне может быть, что м. Корнилий не молился в синагоге, как не моли-лись паломники - старообрядцы в 1914 году в этом помещении, бывшем тогда мечетью. Но тревожное, неприятное впечатление всё равно остаётся. На предполагаемой гробнице вышита надпись «"Царь Израиля, Давид, живет и существует"». Действительно, Господь обещал царю Давыду через пророка Нафана: «Я утвержу престол царства его на веки». И самому Давыду сказал Господь: «И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (2-я Царств 7:4-16). Блаженный Феодорит Кирский так изъясняет это обетование: «Соломон же недолговечнее был других людей, не достиг даже и отцовой старости; да и все от него происшедшие (цари Иуды) прияли общий всем конец. Посему необходимо сделать одно: или приложить сие ко владыке Христу, или назвать лживым предречение Бога всяческих. Но последнее злочестиво и хульно. Поэтому необходимо, хотя и не хотят того иудеи, принять первое»34.

То есть, обетование о вечном царствовании дома Давыда исполнилось как вечное торжество царя - Христа и Его Церкви. Но очевидно, что не признавшие Христа мессией иудеи понимают его по-иному. Эта надпись в синагоге свидетельствует об их ожидании другого мессии, о чём пророчески сказал Христос: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Иоан.5:43)». Причём этот «другой», по толкованию св. Андрея Критского, св. Иринея Лионского будет не потомком Давыда, то есть не из колена Иудина, а из колена Данова.

Синагога, которую посетил м. Корнилий, является одним из центров еврейского мессианства, и именно это придаёт случившемуся тревожную окраску. Тем более что по странному совпадению, установка старообрядческой лампады совпала с еврейским праздником «ханука», праздников зажженных светильников. Говорят, что одним из участников поездки в личном интернет-блоге было размещено сообщение о посещении м. Корнилием Стены Плача в Иерусалиме. Это сообщение было вскоре удалено и нуждается в подтверждении, но оно не кажется невероятным.

Эти факты дают основание увидеть в поездке м. Корнилия не просто эку-меническую акцию в русле политики сближения с Московской Патриархией, но и демонстрацию лояльности по отношении к одной из влиятельнейших мировых сил, активно участвующих в строительстве «нового мирового порядка». Ведь политические и религиозные лидеры многих стран и народов считают своим долгом совершить визит в Иерусалим, посетить, Стену Плача, музей Холокоста и т. д. Не стала ли поездка делегации РПСЦ на Святую Землю одним из таких мероприятий?

«Вечером на Александровском подворье состоялся организованный Императорским Православным Палестинским Обществом вечер знаменного пения, в котором приняли участие мужской и женский хоры из г. Санкт-Петербурга под управлением Дионисия Синельникова и Анны Карванен. Перед выступлением хоров митрополит Корнилий обратился к собравшимся с кратким приветственным словом, о знаменном пении и его особенностях рассказал протоиерей Леонтий Пименов. На вечере знаменного пения присутствовали представители посольства РФ в Израиле, эмигранты из России и паломники»35. После всего происшедшего в ходе визита это, конечно, исключительно культурное мероприятие, не имеющее никакого отношения к «проповеди старой веры».

17 декабря делегация Русской Православной Старообрядческой Церкви вернулась в Москву.

Со стороны многих старообрядцев в адрес организаторов и участников поездки стали высказываться претензии. В своё оправдание защитники м. Корнилия и «нового курса» митрополии выбрали следующую тактику – навязать бесплодные и демагогические споры о том, что притвор-де не является самим храмом, и поэтому лампаду в нём устанавливать и возжигать можно. На это убедительно отвечает Наталья Старикова: «Что такое есть «еретическая церковь? Поскольку древлеправославные не признают существование у еретиков ни престола, ни Евхаристии, то нет никакого принципиального различия между молельным домом еретиков, их часовней или храмом. Поэтому, когда древлеправославные ведут речь об еретических храмах, то имеются ввиду просто общественные места регулярного моления еретиков, находящиеся в каком-нибудь здании. Порог Судных врат - это место регулярного моления еретиков (никониан), находящееся в здании (Подворья). И к этому месту применимо всё то, что говорится о еретических храмах. И, поэтому, старообрядческая лампада висит именно в еретической Церкви. И тот, кто это отрицает, сознательно обманывает народ».

Почти через месяц после этой поездки в Москве, на Рогожской про-изошло невиданное для старообрядчества преступление. 13 января 2010 года на Интернет-форуме «Независимый старообрядческий форум» появилось сообщение, которое сразу стало предметом бурного обсуждения: «Секретарь митрополита Владимир Сорокин, хорошо отметив Рожество, в окрестных домах напал и под угрозой ножа изнасиловал некую женщину. Та обратилась в милицию, и на территории жилых помещений Рогожки вскоре были произведены обыски, а сам наперсник архипастыря задержан»36. Среди множества мнений высказывалось и такое: «Есть ли Промысел Божий в данном случае? Смотрите: недавно мы узнали об изнасиловании на Рогожском поселке, со-вершенным келейником митрополита. Событие преступления, обвинение и признание возникли практически одномоментно(!), а само произошедшее было в святую ночь(!). То есть, нам был продемонстрирован и преступник, и его причастность к старообрядчеству. Более того, это позорное для староверов Рогожского кладбища событие произошло через 33 дня с момента водружения Корнилием злосчастной лампады на пороге «Судных врат» (число священное, да и врата с соответствующим названием). При этом, произошедшее на Рогожском поселке было сделано не руками «ревнителей» или какой-то там «оппозиции» (как бы стремящимся к обличению), а руками самих корнилиан и представителей власти (преступление и следствие). Таким образом, уже нет возможности говорить о «кознях», «чуждости церкви», «клевете», «отщепенстве». Всё было политически чисто, и на фоне этой политической незаинтересованности вот такое: ближайший к митрополиту человек - прелюбодей-насильник. Чем это не Данииловны письмена? Разве Корнилий всё это время не насиловал церковь, заставляя её вступать в прелюбодейные связи с еретиками?

Я вижу во всем случившимся Божее указание на творящееся в митрополии РПСЦ, в большей степени - на беспрецедентное для старообрядчества событие - установлении прелюбодейной лампады. Лампады прелюбодейства, которое было изнасилованием церкви, за которое «частному событию» (изнасилованию девушки) и было попущено произойти на Рогожке. Felix

Церковь - невеста Христова и блюсти её невинность основная задача кли-риков(одна из причин почему епископ желательнее из иночества). А что бы блюсти невинность нужно быть целомудренным не только плотски, но прежде всего духовно. Мы же наблюдаем прежде духовное прелюбодеяние и как следствие плотский блуд. Феликс совершенно верно выстроил причинно следственную связь. На сегодня это так. kio»37.

«Коль сослались на древний отрицательный пример игумена, по личной инициативе повесившего лампаду, а потом и снявшего её, Собору следует завершить начатое: немедленно снять лампаду и раскаяться в заблуждении... Л.Якушев».


  1. //drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-1-0-00001084-000-10001-0-1261593160
  2. //www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=62649&type=view
  3. //samstar-biblio.ucoz.ru/load/56-1-0-126
  4. //www.sedmitza.ru/text/399629.html
  5. //www.edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6
  6. //staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=393
  7. //starover.borda.ru/?1-1-0-00003323-000-0-0-1263063815
  8. А. Л. Дворкин «Очерки по истории Вселенской православной Церкви» Нижний Новгород 2005, стр. 640.
  9. С. С. Бычков, А. Е. Мусин «Благодатный огонь – миф или реальность?» М. 2008.
  10. «Житие и хождение Даниила, игумена русской земли». В книге «Путешествия в святую Землю» М. 1994, стр. 45-49.
  11. //staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=390
  12. //www.rpsc.ru/index.php?id=407
  13. //www.rpsc.ru/index.php?id=13
  14. //staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=408
  15. //www.rg.ru/2006/06/05/vrata.html
  16. //ippo-jerusalem.info/frames/doc_raznoe1.html
  17. //www.materinstvo.ru/art/2810
  18. С. И. Быстров «По Востоку. Путешествие старообрядческих епископов». Барнаул 2004.
  19. «Десять дней на Святой Земле». Журнал «Духовные ответы № 9 1998 год, стр. 37-65.
  20. //staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=431
  21. //staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=434
  22. //www.rpsc.ru/index.php?id=468
  23. //www.rpsc.ru/index.php?id=481
  24. //webplus.info/index.php?page=5&holiday=167
  25. //www.rpsc.ru/index.php?id=482
  26. //portal-credo.ru/site/?act=news&id=74997&cf=
  27. //portal-credo.ru/site/?act=news&id=74997&cf=
  28. //www.rpsc.ru/index.php?id=486
  29. //forum.vechnoe.info/index.php/topic,128.0.html
  30. //www.rpsc.ru/index.php?id=486
  31. //www.samstar.ucoz.ru/news/predstojatel_rpsc_mitropolit_kornilij_vstretilsja_v_ierusalime_s_patriarkhom_ierusalimskim_feofilom_iii/2009-12-16-2966
  32. //www.holidayinisrael.com/ViewPage.asp?lid=101&pid=326
  33. С. И. Быстров «По Востоку. Путешествие старообрядческих епископов». Барнаул 2004. стр. 119-120.
  34. «Толковая Библия» под ред. А. П. Лопухина. Том I . Вторая книга Царств. Стр. 315-316.
  35. //www.rpsc.ru/index.php?id=486
  36. //staroobrad.ru/
  37. //starover.borda.ru/?1-1-0-00003366-000-0-0-1263921251