Кадры решают. Всё? Трагическая судьба старовера-насильника как повод серьезно поговорить о проблемах "кадровой политики" Московской митрополии РПСЦ.

И.В.Сталин любил говорить: "Кадры решают всё". Согласен ли с этим тезисом бывшего однопартийца Митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов), предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ)?
Старообрядческая общественность – и это видно по многочисленным блогам, форумам, сайтам - была потрясена прискорбным, трагическим событием, которое произошло у Рогожского кладбища три недели назад, в ночь на Рожество, когда, по народным поверьям, нечистая сила особо лютует. Молодой, двадцатишестилетний человек, стихарный чтец (низшее звание в клире) РПСЦ, личный секретарь, исполняющий обязанности келейника Митрополита, будучи весьма пьян, угрожая ножом, зверски изнасиловал попавшуюся ему на безлюдной ночной улице случайную прохожую женщину. Преступление произошло в гаражах, в нескольких десятках метров от духовного центра русского старообрядчества.

Казалось бы, мало ли нынче "сексуально озабоченных" людей? Мало ли нынче людей, чья психика изломана тяжелым детством (преступник рос в детском доме) и неизбывным конфликтом с окружающей действительностью? Да, действительно очень даже немало. Но ведь далеко, далеко не все из них становятся маньяками и насильниками.

Да, на сексуальной почве, в общем-то, немало совершается преступлений. И конфессиональная принадлежность здесь не при чем. Всё так. Но именно этот случай взволновал церковную общественность. Почему?

Попробуем ответить на этот вопрос.

Володя, так звали молодого человека, совершившего изнасилование, жил и воспитывался в неблагополучных условиях, на Донбассе. Говорят, рос он без родителей, в детском доме, и, что совершенно точно, стал наркоманом. За хранение наркотиков его в первый раз и привлекли к уголовной ответственности… Жизненные испытания, однако, заставили молодого человека круто переменить жизнь. Он перестал быть наркоманом, обратился к вере, пытался воцерковиться, ездя в старообрядческую церковь посёлка Городище Луганской области, мечтал учиться, устроить свою жизнь...

В конце концов, он оказался в Москве, в духовном центре РПСЦ на Рогожском кладбище, и поступил здесь в Духовное училище (ДУ). Ничто, казалось бы, не предвещало близкой беды. Учился он поначалу, кстати, в том числе и у меня, в то время одного из преподавателей ДУ, не то чтобы весьма усердно, но и нельзя сказать, что совсем уж плохо и безо всякого интереса. Но время шло. Володя стал прислуживать новому Митрополиту в соборе, ездить с ним в архипастырские поездки и, вообще, был приближен к Владыке, стал одним из самых доверенных и близких к нему лиц. Учёбу он забросил, за что и был официально выдворен из ДУ. Больше того, у него испортились отношения с бывшими однокашниками и вообще рогожской молодежью. Бывшие приятели Володи свидетельствуют: вёл он себя по-хамски, как "власть имущий", в том числе и со старшими, смущал откровенными разговорами девиц, но зато исправно докладывал своему Авве про то, что видел и слыхал. Неудивительно, что ему многое прощалось и позволялось.

Была ещё одна неприятная история – так сказать, последний "тревожный звоночек" перед трагедией. В митрополии заметили, что "кто-то" с церковного телефона повадился заказывать "секс по телефону", а через компьютер митрополии - заглядывать на платные порно-сайты. На адрес митрополии приходили соответствующие счета, но высшее церковное начальство запретило подозревать Володю.

Стал Владимир постепенно и всё более неравнодушным к алкоголю. Разумеется, это высшее начальство так же старательно "не замечало". Когда уж все становилось совсем очевидно, Митрополит отмахивался: "Оставьте его в покое, человек устал". Как легко "любить человечество в целом и не замечать конкретного человека". Как легко вести вселенскую "борьбу" с алкоголизмом и порнографией, выпуская велеречивые послания, но ничего не делать, чтобы уберечь от растлевающего влияния сих зол своего ближнего. Таким образом, Владимир сравнительно недавно был поставлен в стихарные чтецы с явным нарушением канонов, ревностным соблюдением которых славилось староверие.

Прошло еще совсем немного времени и, вместе с чтецом Виктором Мосейчуком, сторожем Платоном, протодиаконом Виктором Савельевым и рядом других, Владимир вошел в узкий круг лиц, повседневно "помогающих" Митрополиту управлять земными делами РПСЦ.

Падение Владимира не было случайным, его ожидали многие знавшие его люди. Во-первых, были созданы практически все "внешние" условия для этого падения, а, во-вторых, слабого человека дезориентировало внезапно свалившееся на него чувство полной собственной безнаказанности и уверенности в ней.

Попытаемся подытожить причины сего прискорбного события. Первое - забвение страха Божия (и начальником, и фаворитом) - подчеркнём, что преступление было совершено в священную ночь Рожества Христова (!). Второе - пренебрежение канонами. Третье - чувство безнаказанности и вседозволенности, извне внушенное бедному чтецу Владимиру. Четвертое - его дурная предрасположенность к подобного рода "приключениям", которую некому было обуздать. Пятое - пьяный угар, в каковом он и совершил содеянное. Шестое - замеченная и ранее склонность к жестокости и грубости, хамство, лицемерие…

Люди, отказывающиеся честно и открыто обсуждать церковные проблемы и тем самым загоняющие болезнь все глубже, что лишь больше заражает организм, пытаются Володю защищать. Не потому, что они искренне болеют душой за его бессмертную душу, а потому что чувствуют – история эта "бросает тень", вскрывает многие язвы, к которым причастны и они. Критически же настроенные по отношению к Митрополиту Корнилию староверы, напротив, бросаются укорять и обличать, требовать немедленной отставки и т.п. Мы изберем "царский путь". Взглянув на дело прямо, не осуждая падшего брата, честно констатируем следующее. В эту Рождественскую ночь пострадало немало людей – девушка, жертва насильника, сам обидчик, насильник, чья временная жизнь наверняка окажется поломана, да и вечная под вопросом, Митрополит, его окружение, на котором вновь сосредоточено внимание церковной (и не только) общественности, и все мы, християне, испытавшие горечь и стыд. С безобразием можно бороться, только опознав и отвергнув, а не покрывая его.

Этот случай подобен удару набатного колокола, пробуждающего Митрополита Корнилия и всех нас. И многие его услышали, оттого так взволновались, встревожились и опечалились. Но услыхал ли этот удар сам доселе благодушествовавший Митрополит?

Если ничего не изменится в "кадровой политике" митрополии, то возможны и рецидивы трагедии.

Сейчас, в эти дни, на Рогожском кладбище заседает Совет Московской митрополии РПСЦ. Если он, вместе с Митрополитом, выразит сожаление о случившемся пострадавшей и её близким, то надежда на исправление уже есть. Если же нет…

Сожаление это нужно не пострадавшей - вряд ли оно её вполне успокоит и утешит. Оно нужно нам самим.

Для того, что бы приступить к излечению недуга, нужна диагностика, по возможности верная.

Разрыв же с прежней "кадровой политикой" был бы знаком, что болезнь излечима и активно лечится.

Поживём - увидим…

Андрей Езеров

По материалам сайта "Лестовка"