По многолетней традиции, после завершения пасхальной службы 4 апреля 2010 года во всех старообрядческих храмах РПСЦ было зачитано пасхальной архипастырское поздравление первоиерарха старообрядческой Церкви, м. Корнилия (Титова).

 В целом это поздравление составлено очень хорошо, его вполне можно назвать ярким, воодушевляющим, запоминающемся.

Однако его прочтение вызывает так же и недоумение.


Обычно архипастырские поздравления к Пасхе и Рожеству Христову далеки от сиюминутной злободневности, в них говорится о непреходящем и вечном.
В пасхальном поздравлении этого года упоминается злободневное событие, вызвавшее неоднозначную реакцию и большие споры среди старообрядцев - установление в 2009 году от имени нашей церкви лампады в Иерусалиме, в никонианском храме.

При внимательном прочтении отрывок, в котором говорится о лампаде в Иерусалиме, производит впечатление вставки. По содержанию и стилю он сильно отличается от остального текста послания, а по смыслу является попыткой оправдать это спорное деяние.

Поэтому имеет смысл ещё раз внимательно прочитать эту часть пасхального послания, снабдив его некоторыми комментариями.

Нет для нас радости больше и светлее радости Воскресения Христова, и воссияла она из Иеросалима от Живоносного гроба Господня.

Пасхальная радость, хотя в первый раз и переживалась в Иерусалиме, с тех пор в течение веков и тысячелетий переживалась христианами по всей вселенной, «от запада и севера и моря, и востока», и её нельзя свести к какому-то одному определенному месту.

Поэтому святой град Иеросалим для христиан воистину самое прекрасное место на земле - это источник света, проистекающий от чертога царского, источник Воскресения.

В эпоху Ветхого Завета у иудеев, действительно, существовало представление о том, что именно Иерусалим и Иерусалимский храм являются тем особым и единственным местом, в котором возможна полнота общения с Богом.

Но уже во время земной жизни Спасителя он учил, что наступает время, когда, по словам пророка Исаии, «на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потоки вод (Исаия 30:25)». Об этом Господь поведал в своей известной беседе с самарянкой: «Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Исус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Иоан.4:19-24)».

В эпоху первых христиан паломничества в Иерусалима к его святыням не было. С одной стороны, это было вызвано с тем, что древний Иерусалим был разрушен, на его развалинах был построен языческий город Элия Капитолина, а на месте прежних святынь стояли идольские капища.

Но не менее важной было и осознание первыми христианами того факта, что после крестной жертвы Христа всякое место на земле может стать храмом и святынею.

Только после строительства царицей Еленой в Иерусалиме храма Гроба Господня паломничество к святыням Иерусалима стало восприниматься христианским сознанием как подвиг благочестия.

Но при этом, в отличие от ислама, в котором паломничество в Мекку является обязанностью мусульманина, для христиан посещение святынь Иерусалима всегда было делом добровольным и не рассматривалось в качестве необходимого условия спасения. Ещё в IV веке Иероним писал: «Похвально не в Иерусалиме побывать, а пожить добре».

Святой гроб Господень, гора Голгофа влекут к себе сердца верующих со всех частей света.

В наши дни подавляющее большинство посещающих Иерусалим «со всех частей света» являются еретиками различных толков, а нередко просто туристами. Исполняются пророческие слова Спасителя: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лук.18:8).

Великая духовная радость наполняет душу, когда, преодолев расстояния и лишения, мы можем сподобиться поклониться Живоносному Гробу Господню, сердечно умилиться, увидев и облобызав своими грешными устами те святые места, где ступала нога Спасителя.

Трудно описать те чувства, которые испытывает благочестивый паломник, пришедший поклониться ко святыням Иеросалима.

К сожалению, за несколько последних веков по-настоящему благочестивых паломников к святыням Иерусалима, исповедующих истинную древлеправославную (старообрядческую) веру, было очень немного, буквально единицы.

Эти блаженные чувства испытали недавно паломники нашей церкви, которые во исполнение решения Освященного Собора посетили святые места Иеросалима и возжгли лампаду с надписью «От Русской Православной Старообрядческой Церкви» в святом месте - у Порога Судных врат.

О тёмной истории с возжжением лампады в Иерусалиме написано немало. Имел место сознательный обман делегатов Собора РПСЦ 2009 года, прикрываясь решением которого нынешнее руководство Московской митрополии РПСЦ, в нарушение 71 Апостольского правила, самим фактом установки лампады в еретическом храме  начало приносить совместную жертву с еретиками, за что, согласно правилам, виновные в этом должны подлежать отлучению.

Отныне свет этой лампады освящает святое место крестного пути Спасителя на Голгофу, и каждый старообрядец, посетив эти святые места, с благодатным чувством умиления сможет помолиться у этой святыни, прославляя Воскресшаго ныне Христа.

Сознательная ложь и лицемерие. Что мешало старообрядцем, посещающим Иерусалим, помолиться у святыни безо всякого подвешивания лампад в еретическом храме?

В текст очень хорошего, яркого пасхального послания кем-то был вставлен никак не связанный с ним по смыслу текст, написанный с целью оправдания явно законопреступного деяния – размещения старообрядцами лампады в еретическом храме. По-видимому, те, кто это задумал, рассчитывали, что общая приподнятая праздничная атмосфера празднования Пасхи, доверие христиан-старообрядцев к архиерейскому посланию поможет реабилитировать в глазах верующих явно законопреступное деяние. Налицо циничная попытка манипуляции сознанием.

Независимо от того, кто является автором этой провокации, ответственность за неё ложится на митрополита Корнилия, так как под пасхальным посланием стоит его подпись.