От  редакции. 10 мая 2010 года на «Независимом старообрядческом форуме» было опубликован текст, озаглавленный «Письмо епископа Зосимы к митрополиту Корнилию». Впрочем, при знакомстве с его текстом некоторые из читателей высказались скептически: «Вызывает большое сомнение подлинность письма. Судя по тексту, письмо личное, и адресовано непосредственно митрополиту. Не думаю, что он стал бы в таком случае показывать его посторонним. Сам вл. Зосима тоже вряд ли был согласен на его обнародование. Желая этого, он просто написал бы открытое письмо и собственноручно передал его текст для публикации».
В то же время высказывалась убеждённость, что «подлинность письма несомненна. Авторство не принадлежит владыке, но написано богодухновенным братом по его поручению и подписано собственноручно. <…>Письмо составлено не в этом, и не в прошлом году, максимально по времени близко к изобличаемому эпицентру Раздора, оно конкретно о Соборе и от его прямого свидетеля».

Опубликовал письмо о. Александр Черногор. По его словам, первоначально письмо было направлено в «Московскую Митрополию, где долгое время было покрыто мраком и забвением, и откуда сочувствующими Правде сотрудниками Митрополии было вынесено для перефотографирования». При этом, по словам о. Александра, «те миру безвестные новые герои пошли на риск и угрозу многому в своей почти во всём обеспеченной клерикальной жизни».

Независимо от того, кто является автором этого письма, оно, несомненно, представляет большой интерес и заслуживает того, чтобы христиане, неравнодушные к жизни нашей Церкви, с ним ознакомились.



Г. И. Х. С. Б. п.н. Аминь!  
 
Владыко Святый Корнилий!  
 
Согласно твоего поручения по оценке письма и действий «раскольников», предлагаю твоему вниманию мое видение по данному вопросу.  
 
Было бы неверным действием с моей стороны сбор обвинений только в их сторону, так как это свидетельствовало бы о пристрастии и несправедливости: в конфликтной ситуации две стороны: и обе в той или иной мере повинны в ней.  
 
Извещаю твое Боголюбие, что мои Духовные чада, покинувшие меня, как твоего единомышленника, и за которых АЗЪ несу ответственность пред Богом на скором Его нелицемерном Страшном Суде, обязывают меня, как Святителя, дать тебе, как Первосвятителю, такой же нелицемерный ответ. И не только канонический (правильность которого в первую очередь зависит от состояния непорочности нашей Совести), -- но и Евангельский! Богоугодность применения Канонов обуславливается только с учетом безпристрастного анализа обстоятельств и причин возникшей ситуации. В противном случае обвинение ложится на головы обвиняемых! «Потерявшаяся овца» (а их у меня оказалось не мало) обязывает именно к такой оценке всего происшедшего, так как ино дело суд человеческий (пристрастный); а иной – Божий (!) , требующий от нас чистой Совести!  
 
Благая же Совесть опытом и учением Св.Отец достигается горьким, но полезнейшим самоукорением, приближающему нас к Богу; вопреки скрывающемуся в нас душепагубному самооправданию. Именно в этом, в самоукорении, по Слову Великого Варсанофия и состоит победа над диаволом (см. его 160 вопр.-отв.), при достижении которой может и должен водвориться Церковный Мир. Мир – нарушенный «коротким замыканием» … твоих уст с еретиком-патриархом. Факт этот в глазах ревнителей благочестия явился как бы логическим завершением удобопреклонно-лояльного к никонианам «курса» нынешней нашей Церкви, и естественно произвел взрыв негодования.  
 
Я не оправдываю их своеволия и безрассудной ревности, не осуждаю и твоей минутной слабости, попущенной Богом как и Св.Апостолу Петру для Духовного перерождения Покаянием (ибо азъ – человек, со много большими немощами), но – рана раскола Церкви кровоточит мое сердце!  
 
Просматривая каноны Св.Отцов и Духовный Закон преп.Марка Подвижника, открываются мне 61, 62 пункты сего Небесного Законодательства. «Писание говорит: Адъ и пагуба явна пред Господом (Притч.15:11). Сие говорит оно о сердечном неведении и забвении. Адъ есть неведение: ибо то и другое не явно. Пагуба же есть забвение: ибо они из среды существующих погибли». – И пронзило от этих слов меня всего; тут же всплыло страшное воспоминание о двукратном «забвении» в Соборных постановлениях 3-го раздела «Об отношении к РПЦ» и Соборное оправдание твоего поцелуя с патриархом – «неведением». Могу ли передать тебе мое состояние после этого Небесного Приговора нашим «Соборным» забвением и младенческим неведением?! Тут же обращаюсь за помощью и разъяснением к другому Столпу Вселенной – Великому Варсанофию, к его «Духовному Руководству» -- где в 245 п. он, имеющий дерзновение косвенно именовать себя Братом Божиим (!) , вторит великому Своему Собрату Марку: «Забвение есть погибель души; происходит же оно от презрения и нерадения». Обращаюсь к Св.Иоанну Златоусту с вопросом о «неведении». (См. т. 9, стр.808.) Вот его Небесное заключение о неведении: «Настоящая жизнь есть поприще -- повсюду необходимо иметь множество глаз: и не должно думать, что для защиты достаточно неведения. Возможно, вполне возможно и за неведение подвергнуться наказанию, если оно непростительно. И июдеи были в неведении, однако же их незнание не было поставлено им в извинение. И язычники были в неведении, однако и они не имеют оправдания. Когда не знаешь того, что невозможно знать, ты не подвергнешься обвинению; а когда не знаешь того, что можно и удобно тебе знать, то подвергнешься крайнему наказанию»! Комментарии излишни! Единомыслие Святых и ужасает, обличая и осуждая наше жалкое невежество, и радует сердце познанием Божественной Истины! Истины – Христа (!) , защищая Которого, наши оппоненты оказались в единомыслии со Святыми Отцами, а «Соборное большинство» -- в противоречии. Вот точка зрения Св.Иоанна Златоустого по вопросу, поднятому «оппозицией» на Соборе о [необходимо должном] «проклятии» тобою «никонианской ереси»: «Еретические учения, несогласные с принятым нами, должно проклинать, и нечестивые догматы – обличать, но людей надо щадить и молиться об их спасении» (т.3, стр.766). Наш собор, «забыв» или «не-ведая» сие учение Св.Иоанна Златоустого не только разошелся с ним непослушанием, не прокляв никонианской ереси, но – и наказал его почитателей и ревнителей!  
ПРЕВРАТНОСТЬ сего собора к оппозиции усугубляется второй половиной сего изречения Св.Иоанна Златоустого: «но людей надо щадить»!  
 
Наш же Собор, «щадя» еретиков и не обличив их ереси, не пощадил ! своих же ! родных ! Духовных чад! – Не укорит ли теперь наш Собор и Божественный Варсанофий в своем «Духовном Руководстве» (708, стр.438) позволяющим проклясть даже еретика (как личность, а не только ереси) «чтобы не повредить совести просящего». Вот святой пример заботы истинного Отца и Пастыря о не-соблажнении ближнего своего. [Мф.18:6; Лк.17:2] У нас всё напротив: мы не только соблазнили их, но – и наказали !!! Имеем ли теперь мы право требовать к себе от них уважения, доверия и послушания? Когда сами не веруем – и не слушаем Вселенских Учителей: Великого Святаго Иоанна Златоустого и Великого Варсанофия, и др. И не только отвергаем их, но – и мстим их последователям?! Последователям Истины!!!  
 
За что же «Соборная» месть ревнителям Истины? За выявление «злосчастного поцелуя»? Но – не они его выявили, а наши враги, то есть, те, которые сфотографировали! Наши оппоненты и ревнители выявили только Истинный Смысл произшедшего (поцелуя!), и то не свой, а Святоотеческий, то есть, Божий: «Поцелуй в уста означает любовь и единение, в ланиту – подчинение» (блаж.Симеон Солунский, 178-179).  
 
Думаю, Владыко Святый, что при всей твоей «лояльности» (впрочем, скорее всего вынужденной) к никонианам, в твои цели и намерения не могли же входить «Любовь, единение и подчинение» к ним!? – Но!!! истинный смысл сего действия таков, как его трактует СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ, а не наше «неведение». И мне видится в горячности оппонентов-ревнителей говорила Истинная Любовь к тебе, совокупляемая с желанием видеть в тебе действительно Непорочного и Святаго Владыку (!) , очистившегося от этого «поцелуя» проклятием никонианской ереси. Как часто, болея Духовным неведением, мы даем превратную оценку окружающим нас. Приклоним – прошу тебя! – вместе свое сердечное ухо к Святому Великому Василию: «Друг тем особенно и отличается от льстеца, что один для услаждения беседует, а другой не удерживается и от того, что может огорчить» (т.3, п.20, стр.75). -- И если мы веруем, что устами Божественного Василия вещает Благодать Святаго Духа, то не отвергай Её – Эту Благодать! – Которая устами твоих «огорчителей», но действительных друзей, последователей учения Св.Иоанна Златоустого, призывала тебя быть достойным Его последователем и исполнителем Божественного Его учения к проклятию никонианских ересей. Но – увы! – прикрываясь «соборным большинством», ты отказываешься от союза [союза Любви!] со Св.Иоанном Златоустом!? – Вонмем, Владыко Корнилий, с тобой еще раз к Божественному Василию Великому, к его Учению, к тем, которые судят об Истине по «соборному большинству: «Кто не осмеливается дать основательный ответ на предложенный вопрос (о проклятии ереси) и не может представить доказательства, и поэтому прибегает к большинству, тот сознается в своем поражении как не имеющий никакой опоры для смелой речи. Пусть, хотя он и один, покажет мне красоту Истины – и убеждение тотчас будет готово! А большинство, присваивающее себе власть без доказательства, устрашить может, но убедить никогда! Какие ТЫСЯЧИ убедят меня считать день – ночью? или медную монету признать золотой, и считать её за таковую? или принимать явный ядъ вместо годной пищи? Так в земных вещах мы не станем бояться большинства лгущих! – Как же в Небесных истинах я буду следовать бездоказательным внушениям, отступив от того, что передано издревле с великим согласием и свидетельством Святых Писаний?! – Разве мы не слышали слов Господа: «Много званных, но мало избранных (Мф.20:16), и еще: «Тесны врата и узок путь, ведущие в Жизнь – и не многие находят их!» (Мф.7:14) Кто из здравомыслящих не желает быть лучше в числе немногих, тесным путем достигающих спасения, нежели в числе многих, широким путем несущихся к погибели?! Кто не пожелал бы, если бы ему случилось жить во время Подвигов блаженного Стефана, быть лучше на стороне его одного, побиваемого камнями и бывшего предметом всеобщих насмешек, нежели на стороне многих, которые по несправедливому самовластию считали свое дело правым?! – Один, благоугождающий Богу, достойнее уважения, нежели тысячи самовольно превозносящиеся.  
 
Итак, прекрасно, прекрасно и одному быть по Правде дерзновенным – и разрушить неправое согласие многих: ты предпочитай, если (лично тебе) угодно, спасающемуся Ною утопающее большинство – а мне позволь с немногими войти в Ковчег! Присоединяйся также, если (лично тебе) угодно, к числу многих в Содоме – а я пойду вместе с Лотом, хотя он один спасительно отделяется от толпы! Впрочем – для меня почтенно и большинство, не избегающее исследования, но представляющее доказательства: не отмщающее тяжко, но поступающее Отечески: не радующееся нововведению, но соблюдающее Отеческое наследие! – О каком же ты говоришь мне большинстве? О том ли, которое подкуплено лестью и дарами? – обманывается по невежеству и неопытности! предано страху и трепету! предпочитает временное греховное наслаждение вечной Жизни! – Это многие выразили явно! Не ложь ли ты поддерживаешь большинством? – Этим ты показал чрезмерность зла! Ибо чем большее число людей находится во зле, тем большее несчастье!» [эти слова Великого Василия повторяет также и прп. Феодор Студит, Исповедник] кн. 1, стр.162-163).  
 
Неисполнение тобой Божией воли, так как в сознании верных чад Церкви «уста Златоустого – Христовы уста», и было воспринято ими как сознательное уклонение твое от Истины, то есть от Христа, вследствие чего они отделяются от тебя… и от меня как от предателей Христовых (!) , обосновывая свой отход руководством Епископа Арсения Уральского: «Подчинение воле Епископа должно быть ограничено тем, что если сам Епископ подчинен есть воле Божией» (см. «Оправдание старообрядствующей Церкви…», стр.137).  
 
Применение к ним мер «силового» характера – канонических прещений, еще больше утвердило их сознание. Как Исповедников Христовых! А ответственность за них – на нас! Чем можем оправдаться в грехе раскола?! – Когда за них СВЯТЫЕ ОТЦЫ, Светоносные Столпы Вселенной! А у нас – «поцелуй», душепагубные ЗАБВЕНИЯ С НЕВЕДЕНИЕМ, и зазорные прещения… Очевидно – единственно! – искренним СМИРЕНИЕМ! К чему нас, как ответственных за Мир Церковный, обязывает Евангельская притча о противостоянии 2-х царей – одного с 10-ю тысящами, а другого с 20-ю тысящами воинов. Благоразумие в этой ситуации просто обязывает нас первыми пойти к ним с прошением о Мире! -- Прошу и жду на это твоего Благословения!  
 
Да будет для нас Благословенным пример наших благочестивых предков – Боголюбивых Архиереев, недавних времен раздора «Неокружного»! Именно они были инициаторами устроения Церковного Мира, уничтожив для этого незазорное «Окружное Послание», всячески увещевая «неокружных», и идя на все пред ними уступки для достижения главной цели – Церковного Мира! Да не будем, Владыка, противиться Божией воле!  
 
Да не будем забывать нашей Святительской ответственности за хранение и устроение Церковного Мира!  
 
Да не будем сами себе врагами!  
 
Да не будем искушать Божие о нас долготерпение!  
 
Да примиримся с Богом устроением Церковного Мира!  
 
ПОКАЕМСЯ, ДА СПАСЕМСЯ!  
 
О Христе Исусе, Господе нашем, Ему же Слава со Отцем и со Святым Духом всегда: и ныне, и присно, и во веки веком!  
 
АМИНЬ!  
 
Присный твой о Христе Исусе собрат и молитвенник
смиренный епископ Зосима


http://starover.borda.ru/?1-1-0-00003627-000-10001-0-1273580102