От редакции. Мы публикуем интервью видного деятеля старообрядного движения внутри РПЦ МП, игумена Кирилла (Сахарова), настоятеля известного московского храма святителя Николы на Берсеневки. Хотя его надежда на «возрождение древнего благочестия в лоне МП» представляется утопической, содержащиеся в этом интервью мысли и сведения, на наш взгляд, представляют интерес.

Корр: Отец Кирилл, в 2000 году в лоне Московского Патриархата отмечался юбилей 200–летия учреждения единоверия. В Даниловом монастыре прошла научно - практическая конференция, совершался молебен по старому обряду в Успенском соборе Московского Кремля. А что предполагается в этом году в связи с 210-летием единоверия?
И. К: В Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции при храме Покрова в Рубцове в рамках Рождественских чтений прошел круглый стол, посвященный проблемам единоверия. На этом мероприятии говорилось о подготовке к празднованию юбилея 210-летия учреждения единоверия. Мне запомнилось, например, что планируется совершение панихиды на месте погребения в Даниловом монастыре архиепископа Никифора (Феотоки), известного тем, что он еще до официального учреждения единоверия, будучи архиереем в Новороссии, открывал здесь приходы старого обряда.

Будучи епископом в Астрахани, он издал Окружное послание против обливательного крещения. Я лично хотел бы совершить в этом году заупокойные литии по старому обряду на могилах патриархов Алексия I и Пимена, а также митрополита Платона (Левшина) – автора известных «12 статей о единоверии».


Корр: В своих воспоминаниях Вы пишите, что неоднократно совершали молебны по старому обряду не только в Москве, но и в разных регионах России. А в последнее время приходилось служить?

И. К: Да. В Москве – священномученику Антипе в одноименном храме напротив храма Христа Спасителя, у мощей блаженного Августина в Воскресенском храме у м. Семеновская. В прошлом году я совершил поездку на свою малую родину в Донбасс, где совершил молебны по старому обряду в 3 храмах. По пути в Донбасс, проезжая Воронеж, по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, совершил молебен у мощей епископа Митрофана Воронежского. В марте нынешнего года побывал в Киеве, где тоже служил по старому обряду, например в Кирилловской церкви (12 век). В 18 веке там был монастырь, наместником которого был будущий Ростовский архиепископ Димитрий. Совершил заупокойную литию по старому обряду на могиле Андрея Ющинского на Лукьяновском кладбище столицы Украины.


Корр: Странно слышать про молебны у гробниц тех, кто нелестно отзывался о старообрядцах и участвовал в гонениях.

И. К: Напротив, это символично. Время расставляет все по своим местам.


Корр: А какую цель Вы преследуете, совершая эти молебны?

И. К: Хотелось бы наглядно показать все величие, строгость, полноту, гармоничность старого обряда, распространять его вширь, реабилитировать его в глазах тех, кто чаще всего по незнанию относится к нему настороженно.


Корр: Вернемся к единоверию. Ваш храм имеет статус единоверческого храма?

И. К: Мы де – факто старообрядной храм в лоне Московского Патриархата.


Корр: А де – юре?

И. К: Ну Вы знаете о решении принятом на Поместном Соборе 1917-18 годов о том, что если 4 / 5 прихожан  какого-либо храма желают, чтобы на их приходе службы шли по старому обряду, то Собор благословляет. Можно еще упомянуть Архиерейский Собор 1997 года, приветствовавший введение в богослужебную практику древнерусских богослужебных чинов.


Корр: Все же Вы не имеете прямого благословения на старый обряд в Вашем храме.

И. К: Но я не имею и прямого запрета, вообще никаких замечаний по этому поводу не было за 18 лет. Все, конечно, знают и Патриархия прежде всего. Покойный патриарх Алексей II, по словам архиепископа Арсения, рассуждал так: «в лоне нашей Церкви есть реальные люди, которые стремятся к древнерусскому богослужебному укладу. Нужно предоставить им нишу, чтобы они никуда не уходили. В рамках церковного единства допустимо разнообразие богослужебной практики».


Корр: Неужели не было никаких претензий со стороны церковных властей? Известно ведь, что в МП жесткая централизация, есть разные контрольные комиссии, благочинный, наконец.

И. К: Господь вразумлял обходить рифы и подводные камни.


Корр: А архиерейские службы? Как они проходили? Если я не ошибаюсь, весной прошлого года на Николу у Вас служил епископ Серафим (Зализницкий). Помните Вы еще опасались передачи Вашего храма под подворье Киево-Печерской Лавры?

И. К: С епископом Серафимом я учился в Московских духовных школах, мы были послушниками в Даниловом монастыре, сразу после его открытия . Когда он у нас служил, все прошло благополучно. Конечно, полунощница и водосвятный молебен были совершены до приезда архиерея. Литургию пели по старым текстам. Не читали 9-ый час, точнее читали его втай, но ничего, в следующий раз будем смелее. Владыка, кстати, оказался любителем и знатоком знаменного пения.


Корр: Отец Кирилл, поймите нас, старообрядцев, правильно – мы, мягко говоря, настороженно относимся к единоверию, с этим явлением у нас связанно много скорбей.

И. К: Я знаю. Из истории известно, что, например, при Николае I насильственно старались старообрядцев загнать в единоверие, разоряя при этом их скиты. Но, все - таки, само учреждение единоверие со всеми ограничениями, было, на мой взгляд, большим шагом вперед. Ведь в значительной степени произошла реабилитация древнерусского богослужебного уклада, в лоне официальной Церкви стало возможно употреблять старый обряд.


Корр: Многие старообрядцы рассматривают единоверие как унию по образцу того, как это было на Западе Руси.

И. К: Я сталкивался и в наше время с  таким подходом со стороны некоторых архиереев МП. Они рассуждают так: единоверие было учреждено в качестве снисхождения, как переходная ступень к полному слиянию с Православной Церковью. И коль сегодня оно растворилось в общей массе, то нет никакого резона его реанимировать. Так рассуждал, например, нынешний архиепископ Владимирский  и Суздальский Евлогий, отец которого, кстати, был старообрядцем. В его епархии я проявил некоторую активность, пытался дать импульс возрождению единоверия. Помню как в Мстере с прихожанами расчищал Троицкий единоверческий храм , в котором мы провели несколько служб по старому обряду. На могиле единоверческого епископа Амвросия совершили панихиду. Однако, получили по шапке, ударили нам по рукам и все заглохло.


Корр: Стоит ли Вам предпринимать такие усилия, не проще было бы перейти к старообрядцам?

И. К: Господь ведет каждого человека ими же веси путями. Есть тайна промысла Божия о каждом человеке. Свою миссию я вижу в возрождении древнего благочестия в лоне МП, в том, чтобы давать импульсы к возвращению к нашим корням.


Корр: Вы постоянно будируете вопрос о необходимости покаяния со стороны РПЦ МП за участие в гонениях на старообрядцев. А какие еще шаги могла бы предпринять Московская Патриархия для уврачевания разделения?

И. К: С покаянным обращениям к старообрядцам в 2000 году обратились руководители 5 православных патриотических организаций: Союза Православных братств, Союза «Христианского Возрождение», Российского общенародного движения, Русского Общеначального Союза и Русского национального культурного центра.

В этом году Союз Русского народа признал несправедливыми и гонения на старообрядцев и призвал наше священноначалие выразить сожаление по поводу этих гонений и рассмотреть вопрос о признании белокриницкой иерархии. Есть вещи, на мой взгляд, лежащие на поверхности. Промысел Божий указывает нам немало поводов для предпринятия шагов, направленных на исцеление раны, которую наш народ получил в середине XVII века. Разве 650-летие преп. Андрея Рублева не повод для проведения масштабной конференции, где можно было бы подвести черту под подражанием западной живописи и четко обозначить ориентир, указанный еще Стоглавым собором: писать иконы, как писал Андрей Рублев.

А обретение мощей преп. Савватия в пустыни под Тверью, преподобного «деканонизированного» после никоновской реформы – разве не повод для восстановления почитания всех русских подвижников благочестия по примеру восстановления почитания св. благ. княгини Анны Кашинской в 1909 году?  Шестьсот с половиной храмов и несколько десятков монастырей, служившие до революции по старому обряду- неплохой потенциал, «стартовый капитал» для единоверческого (или старообрядного) епископа, появление которого в лоне РПЦ вполне возможно. Надо бы не тянуть с передачей этих храмов и монастырей для проведения в них служб по старому обряду. На местах порушенных храмов установить поклонные кресты, открыть моленные в маленьких деревнях.


Корр: У Вас столько энергии. А у Патриархии не возникало намерений именно Вас сделать единоверческим епископом?

И. К: Я предпочитаю термин «старообрядный». « Православное старообрядчество» - именно за этот термин выступали единоверческие съезды накануне революции. В этом термине подчеркивается направленность миссий внутрь самой РПЦ. Теперь в отношении епископа. Вопрос этот витает в воздухе. Мне кажется, что рано или поздно такой епископ в РПЦ появится, это вопрос времени. Им, однако, буду не я. Во-первых я к этому не стремлюсь, а во-вторых этого не допустят многие. Причин много. Приведу только один пример. Когда в прошлом году проходило собрание московского духовенства, посвященное выборам делегатов на Поместный собор, я послал записку в президиум собрания с предложением провести тайное голосование. Это записка попала в интернет, в материал, где рассказывалось об этом собрании. Меня вызывали на «ковер» в Патриархию по этому поводу. Запомнились тогда слова архиепископа Арсения сказанные одному митрополиту, озадаченному таким дерзким поступком  с моей стороны: « Владыка, этот приход у нас особенный, у настоятеля свое мнение по всем вопросам». Как Вы понимаете, этого никогда не любили сильные мира сего. Я не молчал и не буду молчать по поводу актуальных вопросов церковной и общественной жизни, кем бы я не был. Поддакивать и подпевать не буду. Тогда не угоден, ну и ладно. Мне хватает приходского служения на Берсеневке по строгой модели, приближающейся к монастырской.


Корр: Последний вопрос: как Вы воспринимаете старообрядцев, как относитесь к их иерархии?

И. К: Когда в апреле я был на приеме у митрополита Корнилия с группой руководителей патриотических организаций, то, «толкая» речь в начале и в конце встречи, обращался к владыке: «Ваше Высокопреосвященство». А как же иначе, если сам патриарх Иерусалимский так к нему недавно обращался. Что касается моего отношения к старообрядцам, то могу сказать, что я их люблю, они мне очень симпатичны. Мне вообще импонируют люди твердые, принципиальные, люди со стержнем. Все это у старообрядцев есть. Мне очень интересно с ними общаться. Среди старообрядческого духовенства много знатоков церковного устава, у них я постоянно консультируюсь. Мои чувства при общении со старообрядцами напоминают то, как в детстве зимой, завидев дедушку, родителя моего отца, я с братьями с визгом бросался к нему, мы обнимали его. Дедушка в кожухе и шапке - ушанке был таким добрым, крупным – напоминал большого лося или медведя. Мы, дети, были счастливы, когда он приезжал. Вот и я испытываю счастье, когда встречаюсь с этими степенными, гармоничными, красивыми людьми.


Послесловие редакции сайта «Современное древлеправославие».

Возможны два пути возвращения русского народа к древлеправославной вере.

Первый – это присоединение «алчущих и жаждущих правды» (Матф.5:6) к старообрядческой Церкви, сохранившей неповреждённое православное исповедание и благочестие. И в прошлом, и в обозримой перспективе этот путь представляется единственно реальным.

Второй – это осознание религиозной конфессией, именующей себя «Русской Православной Церковью», всех тех вероисповедных, канонических и обрядовых нарушений и отступлений от православия, которые были совершены ею, начиная с событий церковного раскола середины XVII века и до наших дней, покаяние за кровавые гонения и преследования исповедников Истины, реальные действия по исправлению беззаконий и возвращению к истинному православию.

Есть люди, которым хотелось бы верить в реальность второго пути. Именно к этому призывают игумен Кирилл (Сахаров), а так же регент, автор книг о расколе и знаменном пении Борис Павлович Кутузов. Но, увы, их призывы остаются «гласом вопиющего в пустыне» (Ис.40:3).

Во-первых, подавляющее большинство верующих нынешней РПЦ МП абсолютно не желают признавать, что в середине XVII века царём и представителями государственной церкви было совершенно преступление против православной веры. Они остаются «никонианами» в самом прямом смысле этого слова, и намерения канонизировать патриарха Никона это подтверждают.

Во-вторых, в самой РПЦ МП стремительно набирают оборот апостасийные процессы модернизма, какой-то новой реформации. Всерьёз говорят о дальнейшем сокращении времени богослужения, переводе его на русский язык, упрощения обрядности, дисциплины постов и т. д. Кроме того, так называемая «православная церковь» стоит на пороге вполне реальной унии с Ватиканом, и этот процесс активизировался и стал явным с момента избрания патриархом видного деятеля мирового экуменизма митрополита Кирилла (Гундяева).

В этих условиях единственная перспектива людей, стремящихся в рамках РПЦ МП «к древнерусскому богослужебному укладу» - это существование отдельных немногочисленных «старообрядных» приходов, открытых, как сказал покойный патриарх Алексий, для того, «чтобы предоставить им (ревнителям благочестия – ред.) нишу, что бы они никуда не уходили», то есть не уходили к старообрядцам.

В то же время активная деятельность игумена Кирилла (Сахарова), Б. П. Кутузова, сторонников канонической иконописи и энтузиастов знаменного пения по пропаганде древнерусского благочестия, богослужебной традиции имеет положительный характер. Благодаря этому многие узнают о дониконовской церковной традиции и практике, начинают задумываться над теми причинами, которые привели к расколу и над нынешним состоянием РПЦ МП.

А оставаться после этого в «старообрядной нише» по-прежнему «никонианской» и экуменической РПЦ МП, или присоединяться к истинной Церкви Христовой «не имеющею пятна, или порока» (Еф.5:27) , с Божьей помощью в последние времена сохранившей себя от ереси, это каждый решает сам.