Комментарии к постановлениям Совета Митрополии РПСЦ состоявшемуся 4-5 августа 2010 г.
Постановления Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (г. Москва. 4, 5 августа 2010 г.)
1. О кандидатах в епископы
1.1. До Освященного Собора икономам вдовствующих епархий провести епархиальные совещания с целью выдвижения кандидатов в правящие архиереи.
1. О кандидатах в епископы
1.1. До Освященного Собора икономам вдовствующих епархий провести епархиальные совещания с целью выдвижения кандидатов в правящие архиереи.
Комментарий: Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви
митрополит Корнилий уже пять лет находится, что называется, у кормила
церковной власти. За это время, другие исторические деятели, создавали
империи, совершали блестящие завоевательные походы, объединяли народы.
В старообрядческой истории было немало церковных деятелей, которые за этот срок достигли великих свершений. Так, например, архиепископ Антоний (Шутов) в условиях жестокого террора и преследований за такой же период поставил около 200 священников и немало епископов. Сейчас же, когда по словам владыки Корнилия «настало время благоприятное» иерархический вопрос почти не решается.
На самом деле митрополит должен во время своих визитов в епархии постоянно задумываться о новых кандидатах вот епископы: присматриваться, беседовать и даже исповедовать всех возможных кандидатов во епископы: вдовых священников, неженатых мирян, иноков. Тогда не придется, каждый раза на Соборах и Советах Митрополии сотрясать воздух уже комичными вопросами: «Ну, кто у нас кандидаты в епископы?» При таком формально-бюрократическом подходе, конечно, никаких кандидатов не найдется. Кандидатов надо искать, их надо готовить.
На самом деле митрополит должен во время своих визитов в епархии постоянно задумываться о новых кандидатах вот епископы: присматриваться, беседовать и даже исповедовать всех возможных кандидатов во епископы: вдовых священников, неженатых мирян, иноков. Тогда не придется, каждый раза на Соборах и Советах Митрополии сотрясать воздух уже комичными вопросами: «Ну, кто у нас кандидаты в епископы?» При таком формально-бюрократическом подходе, конечно, никаких кандидатов не найдется. Кандидатов надо искать, их надо готовить.
2. О епархиальном представительстве на Совете Митрополии
2.1. Правящим архиереям и икономам епархии в случае невозможности участия в заседаниях Совета Митрополии обеспечить присутствие на заседаниях представителя от епархии.
Комментарий: Давно известно, что многие священнослужители не хотят присутствовать на Советах Митрополии и Соборах по причине нелепой, маловажной повестки дня. Старообрядческое духовенство не настолько богато, чтобы тратить средства на засвидетельствование почтения и выслушивания пустопорожних выступлений на подобных мероприятиях. К сожалению, настоящие проблемы на Советах Митрополии почти не обсуждаются. Кроме того, пора давно перейти к системе избрания членов Совета Митрополии на Освященных Соборах, чтобы в этих заседаниях участвовали по настоящему компетентные и заинтересованные члены Церкви.
3. О положении в Христорождественском приходе г. Сиднея
3.1. Выразить христианскую благодарность иерею Геннадию Чунину и диакону Валерию Тимофееву за понесенные труды по посещению Христорождественского прихода г. Сиднея.
Комментарий: Интересно, что почти парллельно с делегацией Московской Митрополии Австралию посетил один из адептов непоминающих в РПСЦ о. Елисей Елисеев. Он приехал туда в Успенский приход, ныне подчиняющийся архиепископу Софронию.
4. О создании скита в с. Валки Нижегородской области
4.1. Священноиноку Кирилу (Шабунину) продолжить труды по организации скита и изучению устава и порядка совершения богослужения.
Комментарий: Насколько известно, священноинок Кирилл (Шабунин) занимаясь устройством скита почти прервал общение со старообрядческой Митрополией. Каким будет дальнеший путь этого иеромонаха остается неизвестным.
5. О положении дел в епархиях
5.1. Принять к сведению доклад преосвященного Евмения епископа Кишиневского и всея Молдавии и иконома епархии иерея Виктора Костромина.
Комментарий: Хотелось, чтобы не только приглашенные участники Совета Митрополии, но и прочие чада Церкви могли знать о положении в епархиях.
6. О реставрации икон и о ризнице Покровского собора
6.1. Принять к сведению сообщение настоятеля Покровского кафедрального собора протоиерея Виктора Жельцова;
6.2. Протоиерею Виктору Жельцову, иерею Александру Панкратову и референту митрополита В. П. Мосейчуку для составления экспертного заключения о качестве реставрации икон пригласить квалифицированных специалистов;
6.3. Создать комиссию по инвентаризации ризницы Покровского собора и разделению ее на фонды современных и древних предметов.
Комментарий: В связи с практическим развалом Рогожской общины уже более года говорят о назревшей смене настоятеля Покровского кафедрального собора. Однако, судя по решению Совета Митрополии нынешний настоятель все еще пользуется доверием высшей церковной администрации и ни о каких переменах в жизни Рогожской общины к лучшему говорить не приходится.
7. Сообщение архиепископа Саватия о ситуации с иереем Димитрием Бугуновым
7.1. Принять к сведению сообщение архиепископа Саватия о ситуации с иереем Димитрием Бугуновым и о примирении конфликтующих сторон.
7.2. Призвать иерея Димитрия Бугунова к большей пастырской ответственности и уважительному отношению к медицинским работникам и представителям власти.
Комментарий: О. Димитрий Богунов со своей «матушкой» Галиной и детьми стал жертвой так называемой ювенальной юстиции, «ювенальщины». Он пострадал от «оборотней в погонах» будучи ими жестко избит. Украинский суд полностью оправдал о. Димитрия Богунова, вернув ему ребенка. Но, но, судя по своим деяниям и «оговорочкам по Фрейду» Совет Митрополии, по крайней мере, его официальная позиция, ближе к «ювенальщикам», чем к пострадавшим от них.
8. О возможности рукоположения в сан диакона А. А. Авдеичева
8.1. Поддержать ходатайство о рукоположении в сан диакона А. А. Авдеичева и рекомендовать ему пройти необходимое обучение и подготовку;
8.2. Оказать материальную помощь А. А. Авдеичеву согласно прошению Самарской общины.
Комментарий: Александр Авдейчев был принят первым чином из числа священников Московской Патриархии, крещен весной 2010 г. В ближайшее время он будет поставлен в сан чтеца. В годы служения в Московской Патриархии А. Авдеичев известен своими трудами на ниве медико-религиозной психиатрии и работе с дущевнобольными людьми.
9. О заявлении архидиакона Варнавы (Страхова)
9.1. На основании личного заявления о прекращении священнослужения запретить в служении архидиакона Варнаву (Страхова) до рассмотрения данного вопроса на архиерейском суде;
9.2. Призвать архидиакона Варнаву прибыть для объяснения к правящему архиерею.
Комментарий: В последние годы РПСЦ и так не богатая монашеством, лишилась нескольких известных иноков. Преставился ко Господу инок Авив (Туинов), был отлучен от церкви, а ныне стал епископом в небольшом старообрядческом уповании инок Алимпий (Вербицкий), публично заявил о сложении сана и вступлении в законный брак священноинок Симеон (Сергий Дурасов), не находится в молитвенном общении с администрацией Московской Митрополии инок Даниил (Барановский). Наверно это совпадает с мыслью митрополита Корнилия, что время иночества ушло, как говорит владыка: «Сейчас трудно найти и пустыню такую, где сейчас эти монастыри, сейчас все по другому». Остается непонятным тогда, почему, например, у староверов часовенных ныне подвизается около 3 тысяч иноков, а в монофизитской Эфиопии действует более тысячи монастырей.
Архидиакон (старший диакон – инок) Варнава в прошлые годы служил при митрополите Алимпии и митрополите Андриане. Такова его должность, ибо архидиаконы служат либо при епископах, либо при митрополитах и патриархах. Однако в последние годы стараниями бывшего управделами Московской Митрополии о. Евгений Чунина, он был удален из кафедрального собора и переведен на рядовой приход. Не исключено, что тягостное впечатление на архидиакона произвели последние события в Церкви, а также обучение в Свято-Тихоновском институте, где по рассказам очевидцев студентов этого учебного заведения принуждают так или иначе похулить Старую веру.
Архидиакон (старший диакон – инок) Варнава в прошлые годы служил при митрополите Алимпии и митрополите Андриане. Такова его должность, ибо архидиаконы служат либо при епископах, либо при митрополитах и патриархах. Однако в последние годы стараниями бывшего управделами Московской Митрополии о. Евгений Чунина, он был удален из кафедрального собора и переведен на рядовой приход. Не исключено, что тягостное впечатление на архидиакона произвели последние события в Церкви, а также обучение в Свято-Тихоновском институте, где по рассказам очевидцев студентов этого учебного заведения принуждают так или иначе похулить Старую веру.
10. Рассмотрение проектов положений об икономе, благочинном и секретаре епархии
10.1. Одобрить проекты положений об икономе, благочинном и секретаре епархии и представить их для утверждения Освященному Собору.
11. О преподавании в школе предмета «Основы религиозной культуры и светской этики»
11.1. Принять к сведению информацию протоиерея Евгения Чунина о ходе работы по апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики»;
11.2. Одобрить участие представителей епархий в работе региональных советов по апробации курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Комментарий: К сожалению подробностей этого вопроса не имеется, за исключением заявления митрополита Корнилия, что он направлял свои замечания в учебник «диакона всея Руси» Андрея Кураева. Хотелось бы, чтобы администрация Митрополии объяснила рядовым чадам Церкви ситуацию с религиозным образованием в средних школах страны.
12. О восстановлении исторических границ и названия Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии
12.1. Вынести на Освященный Собор вопрос об отнесении Иркутской области к Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии и об изменении названия епархии на «Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока».