Сегодня в редакции «Современного древлеправославия» мы традиционно беседуем с известным религиозным аналитиком, общественным и церковным деятелем А. В. Езеровым.

Доброго здоровья Андрей Викторович, говорят, что в последние время, вы устав, об беспереспективной борьбы с ветряными мельницами стали позиционировать себя как умеренного «корнилианина». Так ли это?
Надеюсь, что это не совсем так. Вспоминаются слова какой-то постперестроечной песенки «но не верю я тому, что говорят…» Дело в том, что я памятуя слова святого великого и верховного апостола Павла, что не должно быть ни «Кифиных», ни «Аполлосовых», ни «Павловых», ни, продолжим, «Корнильевых», а только одни Христовы. Любой человек держащийся Предания  я думаю со мной легко согласится. Это только у иных раздорников есть «елисеевцы» и «механико-алимпийцы», а у еретиков григориане, несториане, хризостомовцы и так далее. Не исключено, что владыка Корнилий и великий человек, но «большое видится на расстоянии», а нам здесь этого отнюдь не увидать.

Больше того «корнилианский курс» вызывает очень много вопросов и не только у меня одного, жаль только, что как правило нет сколь ни будь адекватных ответов.

Помимо прочего, не на все вопросы связанные с биографией нашего возлюбленного владыки получены и есть внятные ответы. Например, мы знаем, когда человек будучи христинаном уклоняется в какую либо лжеучение или зловерие, то он принимается вторым чином, через миропомазание и отречение от такового зловерия. Итак, мы не знаем, как и когда Константин Титов был принят назад в Церковь Христову и был ли принят вообще.

Однако, я признаю митрополита Корнилия ныне действующим первоиерархом, а его противников, например, епископа Внифатия и о. Елисея очевидными раздорниками. Наконец, я указывал на опасность раздорнической деятельности о. Елисея еще задолго до самого раздора, когда последний пользовался доверием митрополита Корнилия.


Ныне в РПСЦ весьма сложная ситуация с епикопатом. Например на Украине, по словам служащих там священников требуется еще 2 или 3 деятельных епископа. Однако, единственный сколь нибудь адекватный кандидат во епископы священноинок Патермуфий был поставлен в епископы Дальневосточные? В чем причина такого бездействия? Что по вашему мнению надо предпринимать?

Во–первых, рукополагать епископов, если в таковые есть кандидаты. Во-вторых, уже имеющегося епископа Патермуфия оставить на восточной Украине, в родных местах которые он хорошо знает и где достаточно знают его. Напомню, уже немало лет служит в поселке Городище. Почему бы не сделать его епископом Донецким и Луганским? Или Луганским и Городищенским. Можно было бы передать под его окормление не только немногочисленные ныне приходы на Донбассе, но и в некоторых других сопредельных территориях.   В-третьих, если чего-то нет, недостает, но это необходимо, то сего взыскуют, ищут. Например, молодой человек желающий жениться, но не имеющий невесты ищет ее. Почему бы людям ответственным за положение в иерархии нашей Церкви не изыскать кандидатов во епископы ежели таковые сами не обрящуться?

Хотя, как не обрящутся? Есть же у нас А. Ю. Рябцев, священноинок Евфимий (Дубинов) и многие другие. Только среди прихожан Покровского кафедрального собора   есть несколько вдовых либо неженатых мужчин соответствующего возраста и образования.


Не так давно, в одном из старообрядческих упований выделившихся из РПСЦ был поставлен новый епископ. Им стал известный иконописец, бывший член канонической комиссии РПСЦ инок Алимпий (Вербицкий). Он был рукоположен в среде новообрядцев, и по мнению сторонников епископа Алимпия повторил поступок некрасовского епископа Феодосия и некоторых других старообрядческих священнослужителей поставленных у еретиков. Как можно расценить это, по меньшей мере, неординарное событие?

Трудно не уважать инока Алимпия за его иноческие труды в мещерских лесах. Фактически, он основал там скит. Он является одаренным иконописцем, изографом. Но, к сожалению, он является сторонником так называемого «обновления» или «литургического возрождения». Вслед за еретиками Александром Шмеманом и Сергием Желудковым еще будучи простым иноком Алимпий выступал за перевод Псалтыри и др. богослужебных книг на русский язык. Ратовал за как можно более частое причащение и т.п. Это, разумеется, мне не близко. Вспоминается печально известный Игнат Лапкин, ренегат от староверия.

Епископ Алимпий пошел по пути создания новой иерархии и даже нового «старо-новообрядческого» упования. Сказать, что эта иерархия белокриницкая или белокриницкого происхождения, как некогда неокружники, нельзя. Тут заметен и духовны йкорень проблемы. Дело в том, что к сожалению инок Алимпий оказался под давлеющим влиянием богословия бывшего старообрядческого священника Василия Механикова. О. Василий Механиков в начале XX века считался  весьма незаурядным начетчиком, уровень популярности  и влиянии которого в то время превышал уровень самого Ф. Е. Мельникова, так хорошо известного нам ныне. По, отчасти, семейно-гендерного характера, отчасти по идейным причинам о. Василий покинул нашу Церковь и перешел в господствующее исповедание.

Уже спустя годы Ф. Мельников утверждал, что на пороге смерти, после крушении и стремительного распада синодальной церкви Механиков покаялся и вернулся в Церковь, но документально это не легко подтвердить. Так вот, инок, а теперь уже епископ Алимпия во многом перенял его взгляды на благодатность еретических иерархий. Поэтому, не удивительны, а даже по-своему логичны его шаги. Скандальность его хиротонии у многих заслонила идейную подкладку и доктринальный смысл его пути. В то время, как другие, как например, о. С. Дурасов прекраснодушно фантазировали о единой с еретиками церкви, инок Алимпий прагматично  и хладнокровно применил это богословие на практике, он пошел до конца: «Сильные идут дальше».

В конечно итоге спусковым крючком этого механизма раздоров и самовоспроизводства новых иерархий (включая и епископа Внифатия со своими «непоминающими) стал печальный раздор 2007 года и отказ митрополита Корнилия подтвердить свое православия через анафематстование никонианских ересей. Уточню, именно ересей и лжеучений, а не конкретно представителей РПЦ МП ее чад , и чад других новообрядческих конфессий.


Будет ли выходить в эфир ваша популярная телевизионная программа «Посолонь»?

Насчет популярности, мне сказать нелегко, «я вам не скажу за всю Одессу», но откликов на нее было немало. Программа «Посолонь», слава Богу, не по моей вине фактически прекратилась, уже не существует. Возможно ли ее продолжение в других формах и на других площадках, я пока сказать не могу.

Я понимаю, что у этого моего детища было очень немало изъянов, но это была  знаковая передача, знаковая в том смысле, что стала первой в истории телевизионной передачей посвященной прежде всего Староверию и сопутствующим вопросам.


В журнале «Неопалимая Купина» опубликован материал «Миссия церкви» в котором митрополит Андриан обвиняется в желании «пересмотреть и исправить некоторые книги и каноны с помощью специалистов РПЦ МП?

Я к такой информации отношусь отрицательно. Начну с покойного патриарха Иосифа. Он тоже далеко не всем нравился, в том числе и некоторым из кружка ревнителей благочестия. Возможно, усопший патриарх не был столь незаурядным человеком, как его предшественники, но зато он оказался последним православным патриархом. Скажу честно, я не верю этой истории. В свое время  я принял активное участие по выдвижению епископа Андриана в митрополиты.

Затем я всегда сохранял определенную дистанцию по отношению к владыке Андриану. Никто не скажет, что я к нему был близок. Тем не менее, я могу сказать, что несмотря на все свои ошибки и недостатки покойный митрополит Андриан был все же православным человеком. Да, ему не все удавалось на первых порах,  но несомненно, что он стремился к укреплению Церкви, к исправлению, в том числе и своих первоначальных ошибок. Поэтому я бы поставил его в один ряд с патриархом Иосифом, а не Никоном, как спешат это сделать иные. 


От редакции: История, предложенная читателям в статье «Миссия церкви», содержит ряд неточностей и элементы художественного вымысла. Вл. Андриан никогда не собирался начинать книжную справу или исправлять книги с подачи никонианских специалистов. На встрече с митр. Агафангелом, которая была привратно истолкована на сайте Одесской и Измаильской епархии  РПЦ МП митрополит Андриан заявил, что решения собора 1666-1667 годов положившие клятвы на старые книги явно грешат против истины, и предложил новообрядцам дать указание на конкретные ошибки в старых книгах  достойные подобных анафем и проклятий. Что касается беседы автора статьи «Миссия Церкви» с неназванным помощником митрополита Андриана, то она так же является в значительной степени плодом художественного вымысла без преувеличения талантливого автора статьи. Особенно это касается якобы высказанного помощником митрополита Андриана мнением, что «протопоп Аввакум пострадал за ошибки в книгах».