Сейчас в нашей Церкви почти повсеместно при приеме из никонианской веры существует такая практика: если человек был крещен в три погружения, то сначала совершается чин отречения от никонианской ереси, а потом довершается чин крещения (миропомазание).


А если человек не был крещен в три погружения, то ему, как вообще неверующему, прочитывается чин оглашения, а потом полностью чин крещения (с миропомазанием). Таким образом, логика здесь хромает: если мы у крещеных в три погружения чин оглашения не повторяем, то зачем повторять его тем, кто не был крещен в три погружения? Ведь крещение совершается после оглашения и никаким образом на него не влияет.

Отец Геннадий Четвергов предлагает принимать не крещеных в три погружения никониан таким порядком: сначала им прочитывать чин отречения от никонианской ереси, а потом полностью чин крещения (с миропомазанием).

Теперь вкратце расскажу, что собой представляют Чин оглашения и Чин отречения от ереси (от любой ереси):

Чин оглашения - огласительные молитвы, отречение от сатаны, обещание Христу, Символ Веры.

Чин отречения от ереси - молитва оглашения, отречение от ереси, обещание Христу, Символ Веры.

То есть, о. Геннадий предлагает, чтобы обращающиеся от никонианской ереси (не крещеные в три погружения) отрекались не от сатаны (от которого они уже отрекались, правда при никонианском батюшке), а от ереси, в которой находились. (Также, кстати, согласно Филаретовским уложениям, принимают католиков, которые, как известно, повсеместно придерживаются не трехпогружательного крещения).

Но это не значит, что они уже оглашенные и их можно пускать к нам на службу. По предложению о. Геннадия, приходящие от никониан (даже крещеные в три погружения) становятся оглашенными только после Чина отречения от никонианской ереси. Но так как они уже отрекались от сатаны и обещались Христу (пусть даже при никонианском батюшке), если они тяжко согрешили, то на них распространяются те же правила, что и на оглашенных.

Таким образом, предложение отца Геннадия Четвергова нисколько не направлено на сближение с никонианами.

Но повод для соблазна все-таки есть - формулировка вопроса, оказавшаяся в предварительном списке соборных вопросов, не соответствует действительному предложению отца Геннадия.

Чтец Михаил Терентьев



От редакции. Во-первых, возникает вопрос: почему «формулировка, оказавшаяся в предварительном списке соборных вопросов, не соответствует действительному предложению отца Геннадия» и стала «поводом для соблазна»?

Во-вторых, в вопросах духовных не стоит исходить из одной формальной логики, которая частенько «хромает», а стоит посмотреть на ситуацию по существу.

Сегодняшняя практика чиноприёма из никонианства в нашу Церковь оформилась в XVIII – XIX веках, когда подавляющее большинство священников господствующей Церкви совершало крещение в три погружения. Также  не было сомнений в том, что чин «оглашения» вычитывается полностью.

Но за время XX века ситуация очень изменилась.

В наши дни правильное трехпогружательное крещение в храмах РПЦ МП - большая редкость. Поэтому надо исходить из того, что большинство приходящих из никонианства в старообрядчество нуждаются в правильном крещении.

Ещё в начале XX века стали появляться сообщения, что священники – «никониане» часто опускают во время оглашения «отречение от сатаны». В наши дни все церковные чины и таинства в храмах РПЦ МП совершаются с большим сокращением. Можно ли быть уверенным, что чин оглашения совершается полностью и совершается ли вообще?

Кроме того, в учении и практике новообрядной церкви появились ереси и лжеучения, которых не было в то время, когда создавались потребники Арсения Уральского.

В этой ситуации правильным будет и полное совершение «чина оглашения» над приходящими из РПЦ МП, и вычитывания ими «отречения от никонианской ереси».

Именно такое решение позволит «не оставить душу без очищения, и не даст никаких оснований для соблазнов и ложных экуменических толкований.