На Освященном соборе преосвященнейший владыка Корнилий отметил, что настало время бороться с ересями. И действительно в последние месяцы, стали широко обсуждаться разные ереси и лжеучения якобы угрожающие нипровергнуть православие. Среди них «лжеучение» Рябцева,  теория Носовского и «лженаучные» статьи преподавателя духовного училища Р. Майорова. Почему вдруг и сразу так много обнаружилось у нас опасных ересей?
Научу с того, что это мы все уже проходили. Помните процессы «промпартии», «крест партии» и прочих «монархистско-троцкистских блоков. Как вы знаете, история обычно повторяется в двух ипостасях. В виде трагедии и в виде фарса, или если угодно буффонады.  Казалось бы, такая ревность только похвальна. Однако, если мы приглядимся к списку ересей, а их нынче никак не менее 5 тысяч, а то и более, то мы найдем ереси куда более страшные и опасные, чем те внимание к которым пытаются привлечь. Посудите сами, у нас в Церкви много ли адептов Глеба Носовского? Да всего ничего – он сам и его близкие. Имеет ли это учение резонанс в церковных кругах? Думаю, что реально нет. Могут сказать, что среди наших погибающих братьев «внешних» сторонников лжеучения Фоменко-Носовского. Но на самом деле, эти считанные сотни людей не идут ни в какой сравнение с количеством окружающих нас никониан, папежей (католиков), иеговиствов и прочих сектаторов. Их многие миллионы, куда не плюнь, попадешь либо в никонианина, либо в атеиста (безбожника), либо в жида (еврея). Но почему то именно эти  массовые ереси и помрачения не вызывают живого интереса преосвященнейшего владыки. В чем же дело? Как разрешить этот парадокс? Разрешается он очень просто. Во-первых, для поднятия престижа, и даже создания имиджа ревнителя нужна «маленькая и победоносная война» т .е. осуждение не только безопасной, но и безответной ереси. После осуждения которой, никто не позвонит с Чистого переулка или Даниловского монастыря и не погрозит строго пальцем. Во-вторых, лучше бить своих, чтоб чужие боялись. В-третьих,  умных у нас не любят, по крайней мере владыка преосвященнейший митрополит. К тому же, обратите внимание, что атаки ведутся на людей либо недостаточно близких к митрополиту, например, на Р. Майорова или же ему оппозиционных, например, А. Рябцева. Не то чтобы владыка дал конкретные указания. Нет. Верные клевреты из митрополичьей камарильи, этого коллективного Распутина, почувствовали, что называется, тренд года.

Конечно,  я сам, отрицательно отношусь к так называемой новой хронологии, но ясно, что вопрос поднят вовсе не из-за математических и квазиисторических изысканий Фоменко и Носовского.


На днях преподаватель духовного училища Р. Майоров был поставлен в свещеносцы во время богослужения в храме священомуч. Протопопа Аввакума в Екабипилсе. Хиротесию совершил архиеп. Софроний. Подобных таких случаев немало, поставление свещеносца или чтеца не регламентируется особыми правилами. Так, например, вл. Силуян, поставил нескольких чтецов во время своего визита в Австралию. Тем не менее, поставление Романа Майорова, вызывало настоящее неиствовство со стороны пастырей приближенных к владыке Корнилию. О. А. Панкратов заявил, что Майоров не сможет служить на территории России, а также увязал это поставление с публикации на сайте «Олдбеливерс» в которой приход о. Василия Волкова обвиняется в покровительстве трансвеститам. Как вы расцениваете подобные заявления?

- Как, в лучшем случае, безответственные, а, судя по всему, негодяйские и клеветнические. Надеюсь, всем известно, что священноиерей  О. Василий Волков, является духовным отцом свещеносца Романа. Могут сказать, что молится он чаще всего в Свято-Никольской церкви на Тверской, но человек может молиться в любом православном храме, и при этом, иметь духовного отца «на стороне далече». Платить в его приход десятину и таким образом быть прихожанином храма сего. У меня самого, духовный отец за сотни верст от Москвы и это ситуация в наше время обычная. Знаю сотни наших христиан у которых духовные отцы в других епархиях, знаю христиан из Белокриницкой митрополии, у которых духовные отцы на Украине или в Молдавии. Так почему же у Р. Майорова не может быть духовный отец в другой епархии, братской, пока еще, митрополии. Почему он не может быть хотя бы формально прихожанином и причетником этого храма? У нас бывает часто, что молодой человек родился и вырос допустим во Молдавии или Сибири, и там же был поставлены во чтецы или свещеносцы, а живет, учиться или работает, скажем, в Питере или Москве.

И благословение на облачение они получают даже не от архиерея вовсе, а от настоятеля прихода. Конечно, если в виде мелочной мести, по совету священноиерея Александра московский первосвятитель выпустит энциклику воспрещающую облачаться определенному лицу, то все равно она будет действительна лишь на территории епархий, где митрополит является епархиальным архиереем. В остальных же, его власть не распространяется.

Что касается обвинений в покровительстве трансвеститам со стороны о. Василия Волкова, то их пока нельзя считать доказанными. Зато органами российской прокуратуры и судом РФ доказано, что  бывший секретарь митрополии и поныне чтец Владимир Сорокин - насильник. А покровительство гомоэротам иеромонаху А. Тимофееву и диякону А. Спиваку со стороны власть церковно-предержащих стало уже притчей во языцах.

Вспоминается кампания, когда некий «аноним» обвинял А. Ю. Рябцева и меня во всевозможных телесных извращениях.  Даже уважаемый протоиерей о. Евгений Чунин перед лицом Собора 2007 года не постеснялся обвинить меня в распространении порнографической литературы на территории духовного училища. Прием очернения, что называется, известный. Так что клевета Панкратова и иже с ним, упала на удобренную почву. Ну да Бог им судья!


В ходе собора некоторые уважаемыми протоиереями была поднята тема участие мирян в соборах. Одни говорили, что мирян слишком много, и  от них надо избавиться. Другие, более умеренные, предлагали отменить выборы мирян от общин, заменив их выборами мирян от епархий. Как вы относитесь, к этой новой инициативе?

В основном недовольные присутствием мирян на Соборах аппелируют к историческому якобы факту, что на соборах, в том числе великих и освященных мирян якобы не было. Это все лукавство или поповская «простота». Больше того, Соборы в золотой век христианства, в ранее средневековье и русское средневековье значение мирян  в деле созыва и работы церковных соборов было просто исключительно. Во-первых, никакой церковный собор, вспомним и вселенские соборы не могу открыться без сакры императора (разрешение великого князя на Руси). Во-вторых, мнение и участие императора со своим окружением, или, если император лично отсутствовал его «коммита», представитель (уполномоченный) было обязательным для соборов и имело для их деяний решающую роль. Тоже самое было и на святой Руси, только здесь был великий князь, а затем царь.

Так что участие мирян в соборах имело зачастую решающее значение. В гонительное время, за полным отсутствием архиереев, и большим недостатком попов, соборы практически полностью состояли из мирян и иноков. И в 1832 году, на Большом Московском соборе, вопреки мнению многих беглых попов, миряне и иноки приняли решение о восстановлении трехчинной иерархии. Исповедник Авфоний Кочуев, которому мы обязаны идеей восстановления трехчинной иерархии был простым иноком или мирянином, во всяком случае, у него священного сана у него не было.

И вообще в гонительные времена, священнослужители всегда искали спасения, крова и еды у мирян. 


Известно, что в Белой Кринице должен был состояться Архиерейский собор Белокриницкой иерархии. Владыка Корнилий всегда говоривший о необходимости встреч с белокриницкими архиереями неожиданно стал уклоняться от участия в соборе. Тем более это странно, что владыка известен как человек решительный: он настоял на спорном  соборе в Белой Кринице в 2006 году, выносил вердикты, отлучал от церкви, лишал сана, карал епитимиями в 2007-2008 годах, а тут вдруг дал задний ход?

Здесь хотел бы защитить владыку Корнилия. Помимо прочих инстинктов, человек имеет инстинкт самосохранения. Еще академик Павлов доказал, что этот инстинкт первейший не только у человека, но и четвероногих существ. Почему же, владыка митрополит должен быть исключением из общих черт человеческого рода? Кроме того, владыка митрополит, как и все мы, имеет стыд и боязнь осрамиться. Не исключено также, что он не доверяет и российским архиереям, которые должны поехать на этот собор. Поэтому как мудрый политик, владыка решил совершить рокировку и уйти не только от Архиерейског собора, но вообще от решения любых церковных проблем в равноправном формате.


А как же святители древности, которые не только не боялись соборов, но и ездили на заклание к императорам-язычникам, к еретикам и прочим безбожникам?

Как сказал владыка, раньше было время гонений, а нынче настало «время благоприятное». Можно стать бизнесменом или бизнесвумен, получить «материнский капитал», выиграть в лото-миллион у «однорукого бандита», сделать партию на бильярде, словом все пути в жизни открыты, выбирай любой. Зачем же в такое либеральное время, когда так легко и свободно дышится каждому гражданину РФ, нужно разыгрывать из себя летчика Николая Гастелло и рядового Александра Матросова бросаясь на амбразуры. Достаточно, просто отойти в сторону, промолчать, на худой конец сделать подножку и выиграть в конечном итоге партию. Кроме того, нельзя забывать, что владыка уже пожилой человек в пенсионном возрасте. В его положение надо беречь здоровье и нервы. И вообще, с какой стати, владыка должен заниматься каким-то донкихотством, удовлетворяя провинциальные амбиции наших задунайских братьев по вере. Всему свое время и место.


В последнее время в среде староверия стала известна личность бывшего олигарха, а ныне талантливого комбинатора и «историософа» Г. Стерлигова. Его взгляды, еще вчера, казавшиеся шутовскими, неожиданно стали приобретать сторонников и внутри нашей Церкви. Так, распространяется мнение, что благочестие в русской Церкви пало еще в XVI веке, многие наши христианские обычаи еретические, также мы узнали, что оказывается женщина не вполне человек. Что вы думаете об этих новорелигиозных взглядах?

К сожалению, сейчас не место и время подробно разбирать эти ереси, этот сгусток то ли ересей, то ли бреда. Конечно,  и я об этом не раз говорил и писал, не все современным церковные обычаи являются древними и традиционными для правоверия. Однако это еще не повод объявлять Церковь падшей и безблагодатной. К примеру, ношение белым духовенством и городскими иноками длинных волос не вполне благочестиво и согласно с правилами о внешнем виде духовенства. Но, это каноническое, а не догматическое преступление, это не доктринальная ересь. Короче, ересью как раз являются подобные мудрования. Чего стоит только объявление женщины «недочеловеком».  Спору нет, и с этим согласится любая опытная, пожившая женщина, что «бабы это зло». Об этом в свое время писал еще преп. Ефрем Сирин в своем слове о женском коварстве. Но, вспомним, что Господь Бог сотворил жену как помощницу человеку, мужу, Адаму, по образу его и подобию, из ребра то есть от основы, костяка его. Адам же, муж и человек, является образом и подобием Божьем.  То есть, если жена не есть вполне образ Божий (то есть человек, ибо человек является образом Божиим) то значит и мужчина, Адам не вполне образ Божий? Такая зловерная теория легко может привести к социал-дарвинизму и эволюционизму. В свое время, никонианский «святой» Феофан (Говоров) писал о том, что человек будучи слеплен из праха, «эволюционировал», благодаря Божией благодати, собственно в человека. На мой же взгляд, человек имеет в себе, изначально, исконно, и от сотворения, образ Божий. Больше того, ежели нет жены, то и мужа нет, ибо муж тогда муж, когда есть жена.


На днях делегация Московской Митрополии вернулась из Иеруслима. Не исключено, что ее возглавлял пусть и не гласно, преосвященннейший митрополит. Как вы относитесь к подобным вояжам?

Очень даже неплохо. Давным-давно пал уже железный занавес. Мы живем  в свободной стране. В стародавние советские времена, когда владыка был  членом партии и профсоюза, не дозволялось обычным гражданам по какой-то прихоти посещать страны несоциалистического лагеря. Теперь  времена иные, любой гражданин, в том числе пенсионер РФ имеет законное право путешествовать по миру, приобретать путевки хоть в Израиль, в Гоа (Индия), хоть на гламурные Мальдивы, клубную Ибицу и в загадочный, будоражащий Таиланд. Главное, чтобы эти поездки ограничивались частным отдыхом, и во время них не совершались публичные водружения лампадок или других светильников религиозного предназначения. Почему бы, гражданину хотя бы и в духовном сане, не иметь полноценный отпуск с культурной и развлекательной программой. Мне, например, все равно купался кто-то там на пляжах Эйлата или нет. Главное, чтобы без «лампадок». Пускай экскурсии, досуг, отдых, но без церковной атрибутики и религиозного фанатизма.

Андрей Езеров

ноябрь 2010