21 декабря, в Санкт-Петербурге в Доме писателей прошло обсуждение романа известного русского писателя Николая Коняева «Аввакумов костер», выпущенного в этом году издательством «Русский остров» к 330-летию со дня мученической кончины протопопа Аввакума. Книга Н.Коняева, являясь результатом тщательного изучения архивных документов, представляет собой редкий пример живо написанной, увлекательной и одновременно познавательной исторической хроники.

Давний друг Н. Коняева член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России иерей Алексий Мороз в интервью «Русской народной линии» поделился своим мнением о книге «Аввакумов костер».
Эту книгу я знаю уже давно, ещё когда она была издана в первый раз. Автор давал мне её на прочтение, для каких-то критических замечаний. Я предварил её статьёй-введением. Книга получилась во всех отношениях. Прежде всего, она удачна в историческом плане, потому что в ней приведены интересные факты. Она также удалась и в мистическом плане, потому что Николаю Михайловичу на этом сюжете удалось проследить те глубинные процессы, которые сопутствовали процессу раскола, выявить и показать их.

Старообрядческий раскол нанес огромный вред Русской Православной Церкви как таковой. До этого у русского народа была единая вера, монолит которой не мог никто и ничем пошатнуть и разрушить. Люди веровали во Христа так, как их предки, знали, что это правильно и вдруг вкрадываются сомнения: а верна ли наша вера, если оказывается, что в прежние века мы неправильно крестились, не правильно молились, так может и сейчас есть какие-то заблуждения. Это сомнение в правильности веры внесло раскол не только в общество, но и в духовные позиции многих людей, пошатнуло монолит нашей веры, нанесло огромнейший вред русскому народу как таковому. Это сомнение начало порождать огромное количество ересей, атеистов, отступлений от веры. Оно открыло возможности для воздействия масонства, для реформ Императора Петра I - закрытия монастырей, требования открытия тайны исповеди начальству и т. д., - которые нанесли огромный ущерб Церкви. Сознание людей, раскаченное этим расколом, стало открытым и удобным для воздействия разных вредных иноземных идеологических влияний на русскую душу.

Николай Михайлович очень тонко и интересно показал причины этого раскола и мотивы тех, кто его совершал. В его книге реальность очень интересно переплетается с мистикой. Мы видим там фигуры жидовствующих, которые действительно во многом спровоцировали этот раскол, подводили к нему с одной стороны Патриарха Никона, с другой стороны - протопопа Аввакума. Это привело к интригам, хитросплетениям, в которых участвовали, кстати сказать, иезуиты и люди непонятной религиозной принадлежности, скорее всего тоже жидовствующие, ибо они были обрезанные, как говорится в книге. За этими людьми стояла темная фигура диавола. Фигура лукавого неоднократно выплывает в романе, где показано, как она дирижирует своими агентами, которые действуют на разрушение единой Православной веры и некогда монолитного русского народа.

В книге интересно отражены и прослежены последствия и причины раскола. В ней верно от-мечена мистическая нить происходящих процессов. Я знаю, что последнее издание книги благословил старообрядческий митрополит Корнилий, который прочел её и полностью согласился с тем, как в ней изложен раскол. Это также говорит о том, что в книге правильно расставлены акценты. Я думаю, что эта книга - это новое слово не только в области литературы и истории, но и в области исследования старообрядческого раскола, которое помогает нам посмотреть на него с совершенно иной стороны, прочувствовать и понять те глубинные духовные основы и аспекты, которые лежат в основании этого раскола.

Я думаю, эта книга будет интересна для широкого круга читателей. Все, начиная от специалистов, священнослужителей и кончая людьми мистически одаренными, могут найти в этой книге что-то новое и интересное для себя. Книга написана легко и захватывающе, она читается с интересом. Рекомендую ее всем, кто интересуется нашей историей. Уверен, что те, кто прочтет эту книгу, получат удовольствие и большую пользу.

По материалам сайта «Русская народная линия»,
22.12.2010

//www.ruskline.ru/news_rl/2010/12/22/ierej_aleksij_moroz_eta_kniga_pomogaet_glubzhe_ponyat_korni_cerkovnogo_raskola/#comments


Обсуждение на «Русской народной линии»

В книге сразу прозвучали ложные слова "старообрядческий раскол" - он был не старообрядческий, то есть не истинных православных русских,а никонианский,в котором принимали участия посланцы из Ватикана.
А.В.Шахматов


Именно так! РАСКОЛ, массовые самоубийства и 350 лет без исповеди, причастия, без богослужения.
Федор


ПРАВДА О РАСКОЛЕ ОЧЕНЬ БОЛЕЗНЕННА И МОЖЕТ ВВЕРГНУТЬ В УНЫНИЕ И МА-ЛОВЕРИЕ. НО ЧЕРЕЗ ЭТУ ПРАВДУ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ. ЕСТЬ ЕЩЕ КНИГА Б.КУТУЗОВА. ТАЙНАЯ МИССИЯ ПАТРИАРХА НИКОНА. МУЖАЙСЯ, ЧИТАТЕЛЬ! ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ! БУДЬТЕ МУДРЫ КАК ЗМИИ, И ПРОСТЫ КАК ГОЛУБИ. ЕВАНГ. ОТ МАТФЕЯ.10-16
Vales


Какая глупость - как может быть "старообрядческий раскол",когда в то время этого ярлыка ещё не было. Расколол Никон - значит никонианский раскол.
А.В.Шахматов


ПОРА ОСТАНОВИТЬ САМОУНИЧТОЖЕНИЕ
К сожалению, нельзя задать несколько основных вопросов заговорщикам и исполнителям церковного раскола – нерусскому (по уставу Русской Православной Церкви патриархом может быть только русский) патриарху Никону и масону-западнику Петру первому и всем по-следователям грехопадения, которое привело к духовному и физическому геноциду русский народ. Но можно спросить у сегодняшних, так называемых, новоправославных и историков по заказу.
  1. Верите ли вы в существование Бога?
  2. Если да, то верите ли вы в человеческую греховность?
  3. Если да, то верите ли вы в то, что с нами свершилось – есть наказание Господне?
  4. Если да, то согласны ли вы с тем, что церковный раскол 17 века был не по Божьему велению, а по бесовскому хотению?
Если вы отвечаете да, то у нас будущее может быть!?

Если бы не было смертоносного раскола, то мы бы не знали революции, перестройки, голода, лагерей, слёз, крови, смертей, истребления, изгнания и чужбины, нас, русских, было бы 600, а не 200 миллионов (мы не предатели - не делимся на великороссов, малороссов и белорусов – это един народ) и великая держава не находилась бы в положении унижения, разграбления и разрушения.

Нужно быть каким духовным выродком, чтобы доказывать, что раскол был необходим и те, кто не согласились и не предали христианскую веру - являются раскольниками. Проявление безпоповцев, толстовцев, хлыстовцев, духоборов, молокан и других сект – это всё последствие церковного раскола - смуты, которую так хотели - римский папа, масоны, евреи и свои злодеи – « Разделяй и властвуй».

Слава Богу, что есть староправославные христиане, которые не предали и не оторвались от того периода, когда жили, творили и просияли Святые: Иосиф Волоцкий, Александр Невский, Сергий Радонежский, Димитрий Донской и многие другие Святители Земли русской, они ещё задерживают нас, а то мы бы уже давно пали в экуменизм – ересь - обеспечение ада.

И чтобы полностью не выродиться и не вымереть, то нужно перестать тонуть и погибать в своих грехах, оправдывать бесовское явление, необходимо, как можно скорее всем покаяться и вернуться на предназначенное Свыше истоки и корни, к истинной Православной вере, которая была дана нам во время Крещения Руси. Только после этого можно ожидать духовного, церковного и национального благополучия и процветания, то есть здоровой русской и державной жизни!

Словом, хватит безбожно обвинять истинных христиан на радость бесовствующим, ходить по мукам и исчезать, как нация с лица Земли.
А.В.Шахматов


Позиция Шахматова верная. Не поленитесь, пожалуйста, уважаемый А.В. высказать ее более полно, не для Мороза-Коняева, конечно.
Елена Родченкова


БУДЕТ ЛИ ПОВТОР РАСПРАВЫ?

Изучая нынешнее положение русичей на Российской земле, то приходишь в ужас – потому, что 70% населения не верят ни в кого и ни во что, что, без всякого сомнения, является последствием церковного раскола - 17 век и самоубийственной революции - 1917 году, и это уже почва для очередной расправы над духовной и светской властями. Да и “Перестройка” не принесла того, что ожидал многострадальный российский народ, конечно, объявили “демократию” и “свободу”, но от этого выгадали лишь аппаратчики советской власти, которые быстро перекрасилось в либералов-демократов, и придержали за собой руль управления страной. И самое страшное, что этот обман настраивает народ против “духовенства” и мраморно-золотых храмов, да и всё происходит на фоне 1% обогащенных и 99% бедствующих, в РФ. И если же не произойдёт скорого изменения, то есть поворота лицом к Богу и народу, то может быть повтор того, что было в начале 20 века, когда унич-тожали раскольно-обновленческое духовенство, храмы, монастыри, национальное достояние и историю. В связи с этим безумным и опасным явлением необходимо землякам собраться, как можно быстрее, на Всероссийском Земском Соборе, где, как еретикам и предателям национального самосознания, раскаяться за допущенный церковный раскол, геноцидную революцию и лукавую перестройку. Да придет всенародное вразумление, дух и воля для свершения спасительного деяния.
А.В.Шахматов


Шахматов всех православных презирает и РПЦ считает ложной, всех святых после раскола - ложными. Поздравляю.
Lucia


Елена, Шахматов состоит в согласии со всеми согласиями, простите за каламбур, потому что они в оппозиции РПЦ. Но и последователи РПСЦ его всерьёз не воспринимают, потому что у Шахматова, как я понял, своё видение канонов. Его идея-фикс - это объединить всех старооб-рядцев под одной крышей. Против кого объединить, догадываетесь?
Кочетков Андрей


Кочетков, вы опять невпопад - Шахматов хочет освободить весь русский народ от грехопаде-ния, ереси, экуменизма, коммунизма, либерализма, глобализации, выродков,подонков, извра-щенцев.., а вы видимо за всю эту бесовщину.
А.В.Шахматов


Сразу по прочтении статьи я хотел возразить против торопливых, надеюсь - необдуманных слов о "старообрядческом расколе". Вы это сделали за всех, кто собирался возразить и прочел статью позднее Вас. Почему не иезуитский, не жидовский (и т.д.) раскол? Но это слова автора статьи, не думаю, что такая формулировка возможна в романе Н.М.Коняева.

Как и не представляю русского читателя, который бы стал читать эту книгу "ради удовольствия". При мысли о расколе наше сердце кровью обливается.
Ю.Серб


В начале любого разговора принято договариваться о понятиях. Я рассуждаю по-женски, в другом пласте, житейском, я не богослов.

Каждый, кто ищет правду, ищет ее по-своему: кто с фонариком, кто наощупь, кто кричит: "АУ!", кто мчится напролом сквозь дебри, ругаясь на весь свет, кто стоит и прислушивается, приглядывается, а потом вдруг понимает - вон она! Один всего шаг отделяет от нее. А столько мучился!

Вы так искренне и нетерпеливо, очень по-мужски, ищите правду, что похожи на большого медведя, который локтями толкает более слабых, тонких, недочитавших, хроменьких...

Ваш внутренний стержень силен верой. Во многом Вы правы. Но история не имеет сослагательного наклонения, что случилось, то должно было произойти. Так при гриппе не избежать температуры, озноба, сильной боли, ломоты, а иногда и странных снов и галлюцинаций, так и больное, падшее человечество, а далее - Третий Рим и его богоносный русский народ, не могло прийти к страшному сегодняшнему состоянию полной разбитости без лихорадки, без бреда. Сегодня мы в муках духовного кризиса, устали от болезни, от борьбы с ней. Но нам уже понятно, что выживем. Это и раньше было понятно, дьявол не может победить Бога.

Теперь главное что - каким путем пойдет выздоровление? Через кровопускание, чтобы избе-жать инсульта и паралича, или добрыми уколами витаминов и антибиотиков - решать Врачу. А Врача, которому Бог скажет на ухо, что делать, - нет. Врач - Царь. Церковь не просит о даровании Помазанника. Больной лежит и медленно тает.
Вот-вот он поднимется и потребует Врача сам. Но на его крик тут же прибежит Самозванец, который может только резать, вынимать органы, продавать , предавать и возбуждаться от вида крови -иудейский Мошиах. Ведь, повторяю, Церковь не молит Бога о даровани Помазанника русскому народу. А почему?

Больной - это мы с Вами - государствообразующий русский народ. Я имею в виду православный народ Христа, стоящий в духе за Русь Святую.

С уважением
Елена Родченкова


Обычное явление на форуме - когда речь заходит о спасении душ, Церкви,семьи, нации и державы, то сразу выскакивают проходимцы и начинают лгать и злословить,то есть забалтывать жизненосную полемику,типичные человеконенавистники.

А.В.Шахматов


Я не знаю, нужны ли были изменения в обрядовой практике и такая крутая редакция богослужебных книг в угоду политической конъюнктуре, которые произошли в середине 17 века. Да они способствовали расколу Русской церкви, но непримиримая позиция староверов, сделала раскол непреодолимым. Последние не проявили терпения и в спокойном тоне не объяснили своим оппонентам ошибочность их действий. Тон посланий Аввакума вывел бы из терпения самого смиренного человека.

Прошло 360 лет сначала этой трагедии, она страшна и драматична. Но, по моему мнению, возвращение к дониконовской богослужебной практике это безумие. Новый обряд впитался с молоком матери для многих миллионов русских православных христиан. Любое изменение богослужебной практики приведет к страшному расколу и окончательно добьёт православие в России. Нужно ли это хоть одному здравомыслящему человеку. Думаю, нет. Дониконовская богослужебная практика, как бы не пытались доказать Павел Васильевич Шахматов и Владимир не составляла апостольского предания, а являлась продуктом исторической эволюции богослужения. Не один разумный человек не станет разорять церковь Христову из-за обрядовой формы.

Если мы действительно хотим блага русскому народу, будем стараться быть христианами в быту, в церкви, на службе. Будем воспитывать своих детей в вере Христовой и уважении к своему народу, русской истории и культуре. Проявим гражданскую позицию и добьемся от правительства нравственной цезуры и православной семейной политики, введения в школы Закона Божия, а невнятных Основ православной культуры. Будем молиться и действовать и Бог помилует Россию.
иерей Илья Мотыка


Никогда Бог не помилует Россию - если народ не искупит свое грехопадение, которое нача-лось с раскола Церкви и разделения нации в 17 веке. И все эти разговоры примитивны, что нельзя вернуться в истинную Православную Русскую Церковь, так как ужи сжились с грехами и привыкли к ереси. Уже знает все здравомыслящие русские люди, что дело не в обрядах, а искажении догматов канонов Церкви Христовой. И уму непостижимо, что защищают духовный, национальный и державный геноцид, который за грехи, "священнослужители". Да, чтобы наказать, то Господь отнимает у народа разум.
А.В.Шахматов


Нет необходимости таскать соринки из глаз русского народа, когда растут такие дубы в очах. Какого искупления и за что Вы хотите от русского народа? Мало пролилось русской крови? Да ею уже весь мир захлебнулся, ад переполнен, дьявол в ужасе от такого урожая, а Вам все мало - искупай, русский народ, еще рожай искупителей, тебе за это власть иудейская обещала платить 30 серебренников.

Господь не жертвы просит, а милости. Все жертвы уже принесены, в грехах своих и чужих век каемся и опять каяться надо? Царь наш искупил Свой народ! Помазанник, Христос по благодати, Он взошел на крест не ВМЕСТО Своего народа, а ДЛЯ русского народа, РАДИ нашей последней битвы, дабы эта битва произошла. Но на эту битву мы не сможем подняться без Помазанника. И не ищем Его, и не просим у Бога Его. Все каемся в Тайнинском по 34 пунктам иудейских преступлений за пять веков и все виноват и виноват русский народ, и все виноват и виноват... Народ овцы, а здесь, как я понимаю, кроме меня, все пастухи такого ужасного стада.
Елена Родченкова


Троеперстие не является грехом, как не является грехом служение на пяти просфорах и совершение крестного хода против солнца. Господин Шахматов является изобретателем нового понятия о ереси. В его понятии ересь, это не новшество в области догматике, не новшество в нравственной жизни, в его понятии ересь это изменение в церковном обычае, вещи второстепенной и не имеющей никого значения в деле спасения. В то же время он сам является откровенным еретиком, заявляя только русские являются христианами, а остальные народы нет. О чем он неоднократно писал в своих комментариях.
иерей Илья Мотыка


С тем, что крестное знамение идет от апостол,Вы спорить не будете. Так в 91 правиле учит Василий Великий. Его правила приняты 6 Вселенским собором для всей Церкви. Значит апостолов кто-то научил сему священнодействию. Если мы скажем,что они сами, без Бога при-думали, то в таком случае крестное знамение изобретение человеческое и не особо нужное, но так никто не считает.

Далее кто мог сему научить апостолов?

Либо Дух Святый после Пятидесятницы, либо сам Спаситель. Дух Святый безтелесен и он невоплощался и невочеловечелся никогда, а Христос как человек мог сие показать на себе наглядно и объяснить своим ученикам, что и как надо делать, Ему и проще сие сделать, Он и сделал сие. Вот Спаситель и показал как персты сложить - двоеперстно, как перекреститься: сверху вниз, а затем справа на лево. Вас же не удивляет то, что Спас совершил первую евхаристию, дал Свое Тело и Кровь в виде хлеба и вина, Ему Тайная Вечеря не нужна была, Он еще не был распят, однако Он совершил её дав образ или пример евхаристии (сие творите в Мое воспоминание). Также и крестное знамение,Спас показал сие на Себе апостолом,чтобы они творили крестное знамение в Его воспоминание. Два перста - две природы Христа - Распятого, а осенение ими себя говорит о том, что Христос умер на Кресте за каждого, кто себя осеняет им.

Так и учит Церковь наша:Εἴ τις οὐ σφραγίζει τοῖς δυσὶ δακτύλοις, καθὼς καὶ ὁ Χριστός, ἀνάθεμα. (Иже не крестится двема персты яко и Христос да будет проклят.). Древнее сие предание хранилось в Церкви сначало в устной, а затем обрело письменную форму, сначала у греков в Пидалионе (Кормчей), а затем и Стоглавый собор Русской Церкви повторил сие древлее апостольское предание. Когда был Стоглав, ни до него, ни после него никто не оспаривал сие предание (не говорил о том, что Христос мол не мог перекреститься, а только благословлял, мысли даже такой не было) до преступной Реформы.

У греков благочестие было в запустении,они жили среди иноверцев,а учились и книги печатали у латынян в Италии и перенимали их обычаи, а свои забывали,многие из них переходили в папежничество. Так и переняли они троеперстие латинское.

На Руси первая книга - Апостол напечатана только в 1563 году, книгопечатание только начиналось, в основном переписывали книги, долгое занятие,много не перепишешь.

Греки свои книги печатали в Венеции или в Париже, станки там во всю работали. Вот в 1568 году и вышла греческая "Сокровище" в Венеции из-под станка с заблуждением латинским о троеперстии и разошлась с этим заблуждением. Греки и приняли её за истину (ведь в книге написано!),когда в середине 17 века в Москву приехали стали от русских требовать тоже,они же не могли по своей кичливости согласиться,что "северные варвары" правы , а они заблудились. Алексей бредил себя императором всех православных и был грекофилом и стремился к унификации, чтобы было всё как у греков, вот и затеял со своим друганом Никоном безумную и преступную Реформу, а обернулось сие кровью, да слезами.

Самое время сейчас, пока воцерковилась малая часть русских вернуться к апостольскому преданию, за три перста никто не держиться, никакого раскола не будет, не та сила духа сейчас у людей, не та вера, безразличие правит людьми. Ревнителей сейчас днем с огнем не ссыщешь, новый или старый стиль - все равно, русский или славянский - без разницы, короткая обрезанная служба или полная уставная - не имеет значения, в алтаре дамы и миряне или в стихарях миряне - нас не касается,в храме хождения с тарелками и торговля во время службы - не наше дело, прейскуранты на требы (симония) - наше дело сторона, дамы в портках на причастии или прихожии - отцам виднее, такое для большинства прихожан, но увы к сожалению и для большинства священства (как владыко благословит, много Вы на своем веку видели попов, которые слово могли сказать архиерею? -увы).

Пишите Вы: "Не один разумный человек не станет разорять церковь Христову из-за обрядовой формы."

С этим я согласен. Только БМС и был неразумен и преступен,если за два перста ВСЕХ без исключения определил еретиками и предал анафеме, а затем еще и убивать начали за два пальца. Изуверство сие,а не православие именуется.
Владимiръ


Иерей Илья, Вам не стыдно говорить неправду, где я говорил, что другие национальности не могут быть христианами? Что касается догматов и канонов, то Вам уже доказали о искажении святых правил Павел Шахматов и Владимир, от чего Вы сбежали в кусты, заявив, чтобы РНЛ остановила полемику. Странно, народ хочет изжить Церковный раскол, а "духовенство" не желает.
А.В.Шахматов


Беда России ещё и в том, что развелось много глупцов, которые говорят, что русские и православные на чужбине не имеют права решать проблемы в Родной стране. Истинно православные и подлинно русские люди, умы и таланты привили русскую духовность, культуру и науку во всех народах и странах Мира, то есть сделали Великую Россию Вселенной, а тут какие-то балбесы указывают Им, что делать на родной земле! Что касается русского певца, то он гражданин России, но каждый год проводит несколько месяцев в Австралии, чтобы побыть с родными, помолиться у могилы родителей и написать ещё несколько книг, а восемь книг уже написано, и желающие могут читать в Интернете! На-стоящие русские везде служат России, но «недалеким» этого не понять.
А.В.Шахматов


Шахматов в своих фантазиях может договориться, что первые пять благочестивых патриархов были еретиками, так как они сослужили с греками-троеперстниками. Кто только в Россию не приезжал начиная с Константинопольского патриарха Иеремии II поставившего митрополита Иова в патриархи московские, иерусалимского патриарха Феофана, кончая целым корпусом греческих архиереев и архимандритов все они были троеперстниками и пятипросфорниками. С ними наши патриархи и архиереи сослужили. Если бы новый обряд был бы ересью, то бежали бы наши владыки как от чумы и гостям запретили бы служить.
иерей Илья Мотыка


Как молиться - Бог Сам каждому говорит. Года 4 назад по неизвестным мне причинам пальцы мои перестали складываться щепоткой при молении, стало казаться, что я взяла из солонки соль и посыпаю себя ею крестообразно. Стало страшно. Пальцы выпрямлялись сами и с тех пор, не зная никаких премудростей богословия, я не могу креститься тремя перстами, но только как Христос показывает на всех своих иконах - двумя. Ни разу никого я к этому не призывала, даже дочери не давала советов. Она крестится тремя перстами, а я рядом - двумя. Она видит и ничего не говорит. Я иногда смотрю, не изменилось ли что? Пока нет.
Елена Родченкова


Уважаемый Владимир в 91 правиле Василий Великий говорит, что крестное знамение есть апостольское предание. Спорить с этим может только обновленец и адвентист седьмого дня. Мы оба почитаем Святителя и пытаемся выполнить его волю. Но в данном правиле, как и в огласительном слове святого Кирилла Иерусалимского ничего не говориться о форме крестного знамения. Как мы с вами выяснили двоеперстие прослеживается в исторических источниках начиная с 11 в. от Р.Х. Так что позвольте мне оставаться сторонником теории эволюционного развития богослужебной практики. Эволюцией богослужения руководил соборный разум Церкви, водимый Духом Святым
иерей Илья Мотыка


Я не спорю, что сам Господь Иисус Христос научил Апостолов крестному знамению и форме его совершения. Так скорее оно и было. Но здесь один нюанс, о том, что это было двуперстие, молчат источники первого тысячелетия от Р.Х. Не может ли быть предание о том, что наш Спаситель крестился двуперстным знамением быть благочестивым заблуждением константинопольских греков начала второго тысячелетия от Рождества Христова. Не одни только новообрядцы заблуждались и сочиняли подлоги, вы такого варианта не рассматривали. О том, что греки фабриковали лжесвятыни и всучивали легковерным "северным варварам", вы спорить не будете. Почему бы им не провести эту операцию с рукописями.
иерей Илья Мотыка


Слава Богу, что Вы отче не отрицаете того,что Христос мог осенять себя крестным знамени-ем, а то за сие меня чуть ли ни в язычники записали. Далее Вы считаете, что про то, что Хри-стос крестился двоеперстно нет письменных источников 1 тысячелетия, отче Вы забыли, что Вы признали свидетельство блж. Феодорита Кирского за истинное, кроме того есть иконы с двоеперстным благословением Спасителя, начиная с 3 века и их не мало.

Вы говорите, что могли быть подлоги, которые сделали греки для "северных варвар". Свидетельство Петра Дамаскина - это не подлог, о нем русские не знали, свидетельства Феодорита на греческом не сохранилось, оно сохранилось лишь на славянском, да и было оно задолго до споров о перстах. Что же греки сделали подлог на русском, а сами его затем не признали? Это прям какой-то конспирологический заговор.

Хорошо, но иконы древние с двоеперстным благословением Спасителя, это тоже подлоги сплошные? (тот же Синайский Пантократор). И если подлог то, что Спас крестился двоеперстно, то почему все иконы таким способом не переделали? А зачем надо было "северных варваров" обманывать насчет того, что Спас крестился двоеперстием? Цель какая? Чтобы потом учинить раскол и побольше поубивать?
Владимiръ


Иерей Илья, почему народ в России плохо отзывается о священнослужителях? В начале я был в ужасе, когда слышал острые словечки в адрес "духовенства", но когда пообщался со многими архиереями и священниками, то начал понимать народный гнев.
А.В.Шахматов


Елена, нельзя терять Веру - не только в Бога, но и в Россию и себя. Да, русский народ ду-ховно и национально пал до опасного состояния, и Вы знаете, что главной причиной русской трагедии стал Церковный раскол в 17 веке. Но, к нашей беде, "священнослужители" продолжают защищать раскольника Никона и грехопадение,которое привело наш народ к духовному и национальному геноциду. Вот и получается какое-то безумное явление на Российской земле. У меня болит душа,что немногие стремятся изменить пагубное положение народа и страны. Но сдаваться сатане я не буду, то есть буду защищать Истину и Россию до конца моей жизни!
А.В.Шахматов


Елена, самое страшное,что церковная реформа закреплялась на крови русского народа.
А.В.Шахматов


Уважаемый Владимир я не когда не утверждал, что подлоги были на самом деле, я выдвинул как предположение. Причем, не обязательно специально для славян, возможно для внутреннего потребления, к тому же не обязательно это делала Константинопольская патриархия и корпус архиереев, возможно это была художественная самодеятельность вольных художников из бродячих монахов или попов. Затем это художество по неизвестным причинам просочилось в официальные структуры и прижилось.

Что касается иконописи наиболее древние из сохранившихся икон, Синайские иконы датируются 6-7 вв. от Рождества Христова. Странно, но на фотографии синайской Христа Пантократора 6в. приведенной в Википедии, цвет на руках, отличается от цвета на лице.
иерей Илья Мотыка


Я не буду спорить о Пантократоре Синайском о разном цвете впервые от Вас слышу. Ладно возьмите солиды Иустиниана, там никаких цветов нет и на этих монетах - двоеперстие,их же не могли подделать,а затем по всему Средиземноморью закопать,на Самстаре ,есть статья Быстрова: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/146-1-0-942

Самое прискорбное для теоретиков эволюции перстосложения то что ни единоперстия, ни троеперстия, ни имяннословного благословения на иконах древних нет не только у греков, но у коптов и у яковитов, ни у несториан, ни у эфиопов, ни у латынян т.е вообще ни у кого.
Владимiръ


Не существует на иконах до 17 века нигде и имянного перстосложения. Это и понятно, изначально благословение было напутствием именем Бога, а осенение крестным знамением,сопутствующее действие. Как себя осеняли двоеперстием так же и других при благословении крестили - благословляли. А затем пошло, поехало изобрели именное благословение,причем буквы на греческом и с права на лево.
Владимiръ


"...Но, по моему мнению, возвращение к дониконовской богослужебной практике это безумие. Новый обряд впитался с молоком матери для многих миллионов русских православных христиан. Любое изменение богослужебной практики приведет к страшному расколу и окончательно добьёт православие в России."
---------------------------------------

Аминь!

Для уврачевания Раскола сделано всё необходимое. Соборное покаяние перед Старообрядцами РПЦ(З), признание старого и нового обрядов равночестными, снятие клятв, открытие единоверческих приходов. Чего ж ещё?

Те православные, которым дорог старый обряд, могут посещать единоверческие храмы.

Кто желает креститься двуперстно - пожалуйста.

Хотелось бы вот чего ещё: такого же принципиального отношения к Канонам, как в РПсЦ. Чтобы, главное, была подлинная соборность, а не католическая "вертикаль". Чтобы священники не дрожали перед архиереем. Чтобы миряне имели своё слово. Чтобы были крепкие приходы.

Ну и чтобы церковное искусство также соответствовало канону. Вот этому Старообрядцы могут нас научить.

Не место оперному пению и академическим картинам в храме! Есть прекрасно гармонизированные распевы, послушайте, как поют на Валааме, в Оптиной.

Но не всем Владыкам и батюшкам, особенно украинцам, это нравится. Вот тут и должен работать канон.

И последнее.

Допустим, миллиард католиков могут иметь основания считать, что они спасутся.

Но неужели Старообрядцы всерьёз считают, что великое дело Христово, Его Церковь, вся уместилась в ограде Русского Древлеправославия, со строгими канонами и прекрасной эстетикой, но канонически сомнительной иерархией и откровенным фарисейством? Этому ли учил Христос?

Путь один: пусть Древлеправославные Церкви, приемлющие священство, войдут в единую семью Православных Церквей-Сестёр, сохраняя при этом собственную неповторимую индивидуальность.

И тогда Старообрядцы послужат для неумолимо модернизирующегося Мирового Православия тем примером, тем старым добрым вином, которым когда-то была Русская Зарубежная Церковь, ныне почти исчезнувшая.

Прошу Вашего благословения и святых молитв!
Агапит


Пение и иконопись Вы считает должен быть канон,а в перстосложение Вы его не хотите, здорово! А много ли у нас единоверческих приходов, есть провинциальный городок, там три-четыре храма и не одного единоверческого. Куда податься верующему, любящему каноны и древлее благочестие? На всю страну у нас толи 23, толи 24 единоверческих храма,ни одного монастыря.

Теперь о Церквах - сестрах. Какое же может быть объединение с новостильниками. Если позор, в РПЦ есть такие отступнические приходы! Здесь отец Илья о ревнителях писал. Ау, где они? Про «сестрический» экуменизм, здесь писать не нужно, все исписано.
Владимiръ


Уважаемый о. Илья.

Я не создавал иконы с троеперстным сложением. Это ваши предшественники создавали, "чтобы делу дать законный вид и толк" руку апостола Андрея подделали, для утверждения древности троеперстия. Вы отрицая существование икон с троеперстием, осуждаете тех, (пастырей, синод) которые ложно пользовались этой подделкой, в течение почти 200 лет. Синод удостоверял еще в 1862 году, в своих предисловиях к псалтырем, что рука апостола Андрея имела троеперстное сложение.

Прочитайте у патриарха Иоакима в его книге "Увет Духовный", где он утверждает, что рука апостола Андрея была с троеперстием.

Советую вам почитать книгу С.И.Быстрова "Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности", это вас уведет в первые века существования двоеперстного сложения.
Павел Шахматов


Нет, товарищ Шахматов, Павел Васильевич утверждал что, новообрядцы в 18-19 вв. исправили на иконах двоеперстие на троеперстие. Но икон с троеперстием никто никогда не видел. Что касается Сельского Бригадира и Лебедева они писали о иконах с имясловным благословением. Возможно, вы просто забыли.

Что касается остальных видов сложения перстов в древности, то нельзя говорить, что их не существовало. Так нельзя категорически утверждать.
иерей Илья Мотыка


Структура единоверия учреждена в 1800г., по договору 16 пунктов (как коммерческая сделка). Не говоря о том, какой унизительный характер носили эти статьи, вы, находясь в лоне реформированной церкви (святых Митрофана, Стефана,Димитрия Ростовского и др.), осеняете себя "седалищем демона" (по выражению Димитрия Р.). Смущает ли это вас, ведь этот святой не "наказан", ему, возможно и до сих пор поется акафист, как покорителю ереси несуществующего еретика Мартина Армянина.
Павел Шахматов


Павел Васильевич, укажите в каком храме или в музейном собрании вы видели троеперстные иконы. Троеперстные иконы это не подделка их вообще в природе не существует. Ваша иллюстрация касается мощей. Мощи это не иконы, а совершенно другая вещь.
иерей Илья Мотыка


В пение и иконописи, Вы считаете, должен быть канон, а в перстосложение Вы его не хотите, здорово! А много ли у нас единоверческих приходов, есть провинциальный городок, там три-четыре храма и не одного единоверческого. Куда податься верующему, любящему каноны и древлее благочестие?
--------------------------------------
Дорогой собрат!

Если соблюсти каноны в церковном управлении, богослужении и церковном искусстве, то народ церковный это примет, хотя найдутся и безусловные противники-любители академической живописи и партесного пения. Но им возразить будет нечего.

А вот изменение перстосложения и Символа Веры - это, извините, будет злая провокация!

Это породит ещё один Раскол.

Что касается отсутствия единоверческих приходов в большинстве городов России, то я Вас понимаю, тут должно любителям старого обряда находить единомышленников и стараться сформировать общину, заинтересовать кого-либо из батюшек.

И помнить, что старый и новый обряд РАВНОСПАСИТЕЛЬНЫ!

По мне, так лучше начать с малого и бороться за постепенное изживание синодального и советского наследия у себя на приходе.
Агапит


"...вы, находясь в лоне реформированной церкви (святых Митрофана, Стефана, Димитрия Ростовского и др.), осеняете себя "седалищем демона" (по выражению Димитрия Р.). Смущает ли это вас, ведь этот святой не "наказан"..."
---------------------------------------
Я нахожусь в Русской Православной Церкви, являющейся частью Вселенского Православия.

Вы находитесь в раскольническом сообществе, с незаконной иерархией.

Следовательно, пребывание там неспасительно.

Что касается перечисленных Вами святых, то и они имели право на ошибки.

Со стороны Русского Православия все необходимые шаги навстречу сделаны.

И, говоря о наших святых, всегда помните милосердие того святого Царя, который на Пасху 1905 года даровал старообрядцам свободу верить.
Агапит


Архимандрит Кирилл Павлов из Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Илий из Оптиной пустыни, схиигумен Феофан из Саранского Иоанно-Богословского монастыря, это немногие имена праведников Русской православной церкви живущих ныне известные всей православной России. Среди пастырей ревнителей православия мне встречались священники в Саранска. Так, что ирония ваша о том, что в России нет праведников, не основательна. Встречал я праведников и среди простых мирян.
иерей Илья Мотыка


Отче, а почему, не скажите, что с имяннословным благословением до 17 века икон также в природе не существует.
Владимiръ


Владимир если вы не являетесь принципиальным противником Русской православной церкви Московского патриархата, то единоверие для вас выход. Не проблема в том, что в вашем областном или районом центре нет единоверческих церквей, то вы можете собрать единомышленников и обратиться к правящему архиерею с просьбой об организации единоверческого прихода. При том, вы можете взять на себя ответственность быть священником в этом прихо-де. Наш епископат не злыдни, а люди здравомыслящие и вполне могут согласиться с этим планом. Для вас этот вопрос очень остер, о мое предложение для вас выход.

Правда может осуществиться страшный сон А. В. Шахматова. Священноначалие Русской церкви может перейти на старую дониконовскую практику богослужения, перейти на знаменное пение, подготовить духовенство которое может служить по старому обряду. Тогда у Шахматова исчезнет смысл жизни.
иерей Илья Мотыка


Отче у меня вопрос про новый стиль. Перечисленные лица принимают исповедь от архиереев, а последние благословляют новостильные приходы. Что за духовничество получается в таком случае и где та самая ревность?
Владимiръ


Уважаемый о. Илья.

Назвать святые мощи иконой не корректно. За что прошу прощения.

Но моя ошибка не умоляет кощунство (а не ошибку, как вы утверждаете, это был преднамеренный поступок, защитить не защитимое, т.е троеперстие) тех, кто подделывал святые мощи апостола Андрея и, на протяжении 200-х лет, ваша церковь это беззаконие защищала.

Павел Шахматов


Уважаемый Агапит.

На каком основании вы считаете нашу церковь безблагодатной?

А вот ваша церковь считает наоборот - благодатной.

Кого вы считаете раскольниками в 1054г: православных, или католиков?

Ваше священноначалие молится с еретиками и даже язычниками, то это моление благодатное?

Слова известного архиепископа Харьковского о положении реформированной церкви, он пишет: "Мы теперь как путник заблудившийся в лесу и не находит выхода, то что он делает? Он старается возвратиться назад на то место, с которого он пошел не правильно"

("О причинах отчуждения от церкви" изд. Оп. 18921г, С-Петербург).

Да, старообрядцы благодарны имп. Николаю 2, что они и выражали в свое время.

Насчет современных святых, то известный в Зарубежье (РПЦЗ) протоиерей И.С. выразился так:"Московская Патриархия "лепит" своих святых почем зря".
Павел Шахматов


Вы пишите: "домашних обновленцев и экуменистов мы вежливо выставляем из алтаря".

А если прибудет сам патриарх - экуменист, то тогда как будите поступать?
Павел Шахматов


О.Илья.

Вы спрашиваете, какие ереси в вашей церкви?

Моление с еретиками. Участие в экуменических молениях. Признание иерархии, считая ее священной у католиков, англикан, армян, мельхитов, старокатоликов, мариавитов.

"Догмат казнения", Церковь стала "учащей и учимой", клятвы на православных и.т.д.
Павел Шахматов


никогда не было ни догмата казнения, ни догмата церкви учащей и учащейся. Это очередное ваше изобретение точнее Ф. Е. Мельникова.
иерей Илья Мотыка


Русские и православные,братья и сестры,всегда любите друг друга, а особенно в пред-стоящие Святые Дни на Земле!Только через любовь можно одолеть Церковный раскол и русское разделение. Будем молить Господа и всех Святых на Руси просиявших,чтобы мы,русские и православные, могли вновь стать единодушными и единогласными,то есть в единой Церкви и нации!.Слава Богу за всё!
А.В.Шахматов


Кто ищет тот всегда найдёт.

Кстати, из внутрироссийских архиереев, за исключением митрополита Иллариона Алфеева, никто, нигде и никогда не открывал новостильных приходов. А вышеуказанные лица исповедовали внутрирусских епископов. Кто был духовником главы ОВЦС неизвестно.
иерей Илья Мотыка


Павел Васильевич, вы пишет о клятвах на старые обряды, но они были отменены решением Священного Синода Русской православной церкви 23 апреля 1923 г., это решение было подтверждено, решениями Поместных Соборов Русской церкви 1971, 1974, 1988. Старый обряд был признан спасительным.
иерей Илья Мотыка


Просьба к уважаемой Редакции, ради Бога, нашего народа и матушки - России, дайте возможность с любовью поразмышлять над Церковным расколом, который привел нас к бездне, то есть нужно снять с русской нации ложную и злую накипь, которая накопилась за несколько веков. Истина должна восторжествовать, тогда будет национальное и державное спасение. И, пожалуйста, не пропускайте ложных и злых существ, то есть провокаторов с обеих сторон. Да поможет нам Господь!
А.В.Шахматов


Отче, не вводите в заблуждение клятвы мог снять только Поместный собор (кто наложил,то и снимает). Сняты в 1971 году.
Владимiръ


Владимир не цепляйтесь к словам. Результат тот же. Факт остается фактом. Клятв больше нет. Но почему-то старообрядцы о них вспоминают, как ныне существующие.
иерей Илья Мотыка


Про клятвы вспоминают потому, что об снятии новообрядцы не знают. И потому, что сама Реформа, как преступление, не осуждена РПЦ.

Отче, ответьте БМС и Реформа преступны по-Вашему? Добры ли они или злы?
Владимiръ


Моя историческая справка о клятвах может и канонически не совсем корректна, но историче-ски адекватна. Разве не было постановления Синода от 23 апреля 1929 г. Оно было. Дало бы ОГПУ возможность проведения Поместного Собора. Сами знаете, нет. К тому же в Деяниях Московского Собора 1971 г. есть ссылка на постановление Синода 1929 г. Тем самым проис-ходит утверждение решение Синода от 23 апреля 1929 г.
иерей Илья Мотыка


Владимир если вы не видели праведников и ревнителей благочестия среди архиереев, свя-щенников, монахов и мирян, это еще не значит, что их нет. Святая Русь скромна, немного-словна и не всегда заметна. Не нужно скороспелых обобщений.
иерей Илья Мотыка


Владимир, хочу сразу предупредить, я не когда не утверждал, что древние греки и древнерусские книжники занимались подлогами, это только предположение, рабочая гипотеза. На которой я не настаивал и не превращал в догмат.

Рабочей гипотезой является и теория эволюции богослужебной практики.
иерей Илья Мотыка


Уважаемый о. Илья.

Вы обвиняете, что Мельников, только пишет о церкви "учащей и учимой". Это не так. Вот что пишет известный автор книги "На заре церковной жизни" епископ Евдоким: "Разделение церкви на учащую и обучаемую, в сущности, дело латинское, дело вредное для церкви, даже в смысле способности ея противостоять незаконным притязаниям мира. Горький укор, вызванный этим положением дел, чувствуется во многих речах и писаниях: вы, мол, иерархи отстранили нас мирян, от ведения дел церковных, вы взывали к мирской силе, в ваших спорах с нами вы монополизировали власть, ну, так и ведайтесь теперь с вашим союзником-миром, когда он начинает вас гнуть в "бараний рог", и НЕЛЬЗЯ САЗАТЬ, ЧТОБЫ УПРЕК ЭТОТ БЫЛ НЕОСНОВАТЕЛЕН" (стр.28). Подобное говорил и Феофан Затворник.

О.Илья. Вы постоянно упрекаете нас, что мы делаем особое ударение на обряды. Но вы же знаете, что реформированная церковь собором 1667 г. догматизировала новые обряды и новые книги со всеми их погрешностями, со всеми недостатками.

Например, о Служебнике на соборе вынесено такое определение:"Книга Служебник, якоже прежде неправися и печатася, и ныне при нас приложно свидетельствовася от всего священ-ного собора, и печатается в лето 7176 такоже и впредь печатает, и ни кто же да дерзнет от ныне в священнодействие прибавити что или отъяти, или изменити. Аще и ангел (по нас) будет глаголати что ино, да не имати веры ему" (Правило 24 Деяний собора)

Вот как строго и неприложно догматизировал собор текст нового Служебника: даже ангел с небес не может в нем сделать поправку. Значит каждое слово, каждая строка в нем-догмат непогрешимый, неизменный, вечный. И все это еще закреплено проклятиями и анафемами. Сами проклятия тоже были догматизированы. А вы, о. Илья, вопреки мнению вашей церкви, считаете обряды чем-то второстепенным. И кто же больший обрядовер?

Вы говорите, что не было догмата казни?

Собор 1666 года постанови: "аще кто не послушает нас, "хотя бы едином чесом" и мы тако-вым приложим телесные озлобления" (казнь) Лист 48 Деяний. Собор 1667г пошел дальше, он соорудил особую книгу "Жезл", которую титуловал не только "жезлом правления и утверждения", но и "НАКАЗАНИЯ И КАЗНЕНИЯ". Соборне догматизированная книга основывает право на казни и мучения Ветхим Заветом. Как известно наполненного разного рода казнями и убийствами.

Павел Шахматов


Владимир, когда мы, новообрядцы, пишем, что старообрядцы участвовали в тех или иных антиправительственных выступлениях мы не утверждали, что вся масса старообрядцев в них участвовала, мы даже не утверждаем, что они составляли большинство участников, того или иного бунта, мятежа или революции. Мы утверждали и утверждаем  - участие старообрядцев в антиправительственных выступлениях в Российской империи было заметно, на что обратили внимание судебные и полицейские чиновники дореволюционной России. Мы не когда не утверждали, что среди старообрядцев не было праведников, ревнителей благочестия, безупречно нравственных людей среди духовенства и мирян. Их у старообрядцев было немало. Утверждать обратное - значит говорить обратное, это ложь и безумие. Но вы отрицаете вообще возможность праведников и ревнителей благочестия среди дореволюционных и современных новообрядцев. Вы их просто не встречали, Бог даст - увидите. Но отрицать их наличие такая же ложь и безумие.
иерей Илья Мотыка


Уважаемый о. Илья, советую Вам ознакомиться с книгой Ф.Е.Мельникова «Блуждающее бо-гословие». В этой книге написаны почти все заблуждения и ереси, в которых обвиняют господствующую Церковь староверы.

P.S. Слабонервных и неустоявшихся прошу не читать, дабы не впасть в соблазн.
Ева


Да шедевр ещё тот. Дается разбор работ людей, ничего не значащих в церкви. Знали ли их современники в начале 20 в. неизвестно. Мельников сослался бы еще на курсовые сочинения слушателей Краснослободского духовного училища. Там бы он много нашел чего интересного. Спасибо тебе Ева за книгу.
иерей Илья Мотыка


Иерей Илья Ф.Е.Мельников известен и уважаемый человек,Его ныне читают тысячи людей в Интернете, так что не унижайте себя.
А.В.Шахматов


Читал здесь на православном форуме "Слово"-клон курятника о том,что в господствующей Церкви курили чуть - ли не поголовно до Революции, причем архиереи, священство, монаше-ство, семинаристы. Причем не за углом,а даже жертвовали табак на монастыри , а семинаристам его выдавали. Никто не писал о полном запрете табака, как греховного зелья и недопустимости любого курения. Немного покурить время от времени вообще считалось не зазорным. В результате произошла деградация русского народа из-за табака русского народа внуки и правнуки стали хилыми и больными и физически и морально. Как тогда, так и сейчас табак у древлеправославных считался страшным бесовским зельем, сатанинской травой, блудным растением, а курение грехом.

Сейчас, всем понятно пагубность и греховность курения в любом виде и в господствующей Церкви. О греховности того или иного действия, в том числе курения, научает Бог - Дух Святый.  Что же Он покинул в сей вещи господствующую Церковь?  Не от того ли,  что отступи-ли от Священного Предания согрешили новообрядцы: и Реформой преступной 17 века и экуменизмом и убийствами тяжкими древлеправославных и клеветой и ложью на них?
Владимiръ


Да, еще тот шедевр. Но тем не менее особенно "ревностные" староверы, те которые считают своим особым религиозным долгом указывать РПЦ на ее недостатки, книгу эту смакуют с большим удовольствием. В каком-то документальном фильме о староверах прозвучала даже такая версия. Что эту книгу еще никто не смог из РПЦ аргументировано опровергнуть, а в некоторых духовных академиях предлагалась студентам написать диссертацию на эту тему. Но, кажется, это неправда. Сами понимаете почему.
Ева


Андрей Николаевич первый и последний раз объясняю, критический отзыв о книге, статье, стихах, песен не является негативным отношением к автору как личности. Я с уважением от-ношусь к Федору Ефимьевичу. В то же время вы и без меня знаете - у каждого автора есть книги удачные, есть не очень. Книга "Блуждающее богословие" относиться к числу крайне неудачных. Автор взял для своей критики второстепенных православных авторов, мало из-вестных для современников, а для нас граждан 21 века совсем неизвестных и неавторитетных. Мы не знаем, выражали ли они взглядов для большинства русского духовенства, духовных школ и ведущих православных богословов или это было частное мнение часто ошибочное.
иерей Илья Мотыка


По просьбе нашей кафедральной лаборантки в течение нескольких недель я изучал фонды Санаксарского и Саровского монастырей благо они находятся в Центральном государст-венном архиве Республики Мордовия. В том числе и экономической составляющей. Никаких следов табака не обнаружил. Ни в покупках, ни пожертвованиях. Тоже самое касается и фонда Пензенской духовной семинарии. Там за курение преследовали как воспитанников так и преподавателей. О вреде табака писалось в Пензенских и Нижегородских епархиальных ведомостях. Имею в виду комплекты за 1866-1918 гг. Не знаю, что было в Москве и Петербурге, но в провинциальных семинариях и провинциальных монастырях велась борьба не на жизнь, а на смерть.

Товарищи староверы вы мало чем отличаетесь от поляков с их троебованиями о Катыни. Кто только не признавал преступность катынских расстрелов и Горбачев, и Ельцин, и Путин и Медведев поляки вновь требуют извинений. Мы уже извинялись 39 лет перед староверов, мы их не преследуем их уже 105 лет. Они требуют извинений и сегодня. Извинений больше не будет.
иерей Илья Мотыка


Владимир, разбирать дела прошлых лет нужно в спокойном расположении духа и трезвой голове. Вы испытываете неприязнь к Русской православной церкви, ища в событиях трехсот-летней давности повод для гнева. Вы спекулируете на страданиях дореволюционных старообрядцев, в свой борьбе с церковью Христовой.
Мордовский партизан


Кстати баптисты, адвентисты и прочие сектанты не употребляют табака и алкоголя с мо-мента их возникновения, но вы не назовете их общины церковью Христовой, движимой Духом Святым.
Мордовский партизан


Я и рассуждаю трезво и пытаюсь честно понять период истории в отношении табака. Если понятно то, что в 19 веке экуменизм был нормой из поступков в первую очередь, то пока насчет табака православные форумы сложили у меня впечатление всеобщего табако-курения. Тот же словарь Даля: ТАБАК м. растенье Nicotina tabacum, у раскольников: поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье..... Кто курит (нюхает) табачек, тот Христов мужичек (ответ раскольникам, на брань их: кто нюхает табаки, тот хуже собаки).
Владимiръ


Отче, Вы бы ссылки дали. Где можно о вреде курения у архиереев или у преподобных ново-обрядческих, о том, что вообще курить это грех в любом количестве. Никто пока ничего не давал из новообрядческой литературы. На упомянутом мною сайте РПЦ, и на сайте Кураева перечисляются святые - табашники, пишут сами новообрядцы и говорят,что сие грехом не было до Революции, пишут, что немного покурить считалось нормой и ничем зазорным. У староверов всегда твердо и однозначно - грех.

Староверы это не сектанты и в отличии от баптистов и адвентистов - крещенные и православ-ные. Потом, вино староверы пьют и сие добро и позволительно,а сектанты нет, разница есть и не надо смешивать. В отличии от новообрядцев, всегда считали табак грехом, а но-вообрядцы курили перед революцией чуть ли на поголовно, в том числе и священство и монашество и за грех не считалось курение у новообрядцев.
Владимiръ

//www.ruskline.ru/news_rl/2010/12/22/ierej_aleksij_moroz_eta_kniga_pomogaet_glubzhe_ponyat_korni_cerkovnogo_raskola/?p=0#comments