8 апреля в Никольской трапезной Новоспасского монастыря г. Москвы состоялась встреча с доктором теологии о. Иоанном Миролюбовым, посвящённая теме "Консерватизм и современность. Старый обряд в жизни Церкви". На встрече присутствовало около двадцати человек, большая часть из них была членами православного молодёжного объединения «Молодая Русь», действующего при Новоспасском монастыре, а также духовник объединения священник Максим Первозванский.
О. Иоанн Миролюбов кратко рассказал о комиссии по старообрядным приходам и взаимодействию со старообрядчеством, секретарём которой он является, подчеркнув, что «не надо путать старообрядные приходы со старообрядческими. Мы существуем в лоне Церкви, в отличие от раскольников».

Также он отметил, что современные люди очень мало знают о церковном расколе XVII века и о его причинах. Если им что-то и удаётся прочитать, то это чаще всего переиздания книг XIX века с их непримиримыми и тенденциозными «противораскольничьими» высказываниями. В то же время книги таких церковных историков, как Каптерев, Голубинский, Дмитриевский, не известны.

По мнению о. Иоанна, наши современники плохо представляют себе, что такое допетровская Русь.

В то же время весь XX век у русских православных людей, возможно, на генетическом уровне, существовало неосознанное стремление к тем формам церковной жизни и благочестия, которые существовали в допетровской Руси.

«Сейчас идёт большое храмостроительство, причём в большинстве случаев за образец берут архитектурные формы древней Руси, которые своим видом говорят – это православный храм» - отметил о.  Иоанн.

В настоящее время есть несомненный интерес и даже мода на древнерус-скую икону. Несмотря на то, что ещё существует немало сторонников икон в живописной, реалистической манере, она уже воспринимается «как нечто деревенское, во вкусе старушек». Большинство грамотных, сознательных клириков и мирян уже предпочитают каноническую иконопись.

В последнее время возрождается интерес к древнерусскому знаменному, унисонному церковному пению, способствующему молитве. О. Иоанн высказал убеждение, что в будущем обязательно состоится поворот к дониконовской богослужебной традиции.

С точки зрения православия, то искусство хорошо, которое способствует молитве, и только древнерусская церковная традиция способствует этому в полной мере.

После этого о. Иоанн рассказал о том, что, по его мнению, стало при-чиной церковного раскола середины XVII века. Это, конечно, не невежество и приверженность букве противников церковной реформы. Стереотипное представление, что народ пошёл на костры из-за мелочей, унизителен для русского народа. На самом деле это был протест против тотального изменения всего быта и сознания, насильственной попытки навязывания всей Руси западного стиля мышления и жизни.

В качестве примера о. Иоанн Миролюбов напомнил о современных попытках церковных либералов перейти в богослужении на новый стиль, облегчить посты для мирян и т.д. Совершенно очевидно, сказал он, что это вызовет массовые недовольства. В середине XVII века реформы патриарха Никона воспринимались более остро.

После этого о. Иоанн рассказал собравшимся о роли купцов-старообрядцев в промышленном и культурном развитии России конца XIX - начала XX века. Вопреки  стереотипам о «невежестве» старообрядцев, они вводили на принадлежащих им фабриках самые передовые технологии. Своих детей они отправляли учиться на Запад, в результате чего они становились одними из образованнейших людей того времени.

У старообрядцев чётко разделялись сакральная, церковная  и профанная, хозяйственная жизнь. В церковном отношении они были незыблемыми традиционалистами, в хозяйственной, производственной деятельности стремились к самому современному, производительному. По мнению о. Иоанна, это показывает возможность того пути, по которому Русь могла бы пойти, развиваясь естественно и органично, без революционных переворотов и потрясений. «Я всегда с болью читаю о событиях середины XVII века, – сказал он. – Неужели нельзя было пойти по тому пути, по которому пошла Япония, сохранившая своё мировоззрение, культуру, быт, и одновременно достигшая высокого технологического развития?»

В годы советских гонений, по мнению о. Иоанна, старообрядчество понесло невосполнимые утраты. Религия, традиционный русский жизненный уклад и даже внешний облик старообрядцев с их бородами и традиционной русской одеждой совершенно не вписывался в ту новую социальную реальность, которая создавалась в Советской России. Поэтому старообрядчество подвергалось такому преследованию, после которого уже никогда не сможет достичь своей дореволюционной численности и влияния.

Выходом из сложившейся ситуации о. Иоанн Миролюбов считает сближение старообрядцев с Русской Православной Церковью, в которой существует устойчивый интерес к древнерусской богослужебной традиции. Очень многие «коренные», «потомственные» старообрядцы с этим согласны, в старообрядчестве есть люди, с которыми можно договориться. Но пришедшие в старообрядчество в последние двадцать лет «неофиты», привлечённые древними формами церковной жизни, этому противятся. По мнению о. Иоанна, старообрядцев-«неофитов» - старообрядчество привлекло как форма протеста против Русской Православной Церкви. «Если катакомбники, зарубежники, валентиновцы и иные направления «альтернативного» православия носят маргинальный характер, многие их деятели скомпрометированы, то за старообрядчеством стоит история, ареол мученичества и древняя богослужебная традиция, как сейчас выясняется, традиция правильная». Старообрядческих «неофитов» поддерживает интернет-портал «Кредо.Ру», который, по мнению о. Иоанна Миролюбова, является «антицерковным». Это препятствует сближению.

О. Иоанн высказал убеждение, что возврат Русской Православной Церкви к дониконовской богослужебной традиции возможен и по факту уже происходит. Так, митрополит Илларион (Алфеев) во время своего служения в Эстонии дома молился по старым книгам, во время учёбы в консерватории участвовал в кружке древнерусского пения и хорошо поёт по крюкам. По старым книгам в домашней молитве молятся многие московские священники.

После своего выступления о. Иоанн Миролюбов предложил собравшимся помолиться, заявив, что сам будет молиться двуперстно и по старой традиции, но не по тому, что считает это принципиальным, а ему так привычнее.

Хотя некоторые высказывания о. Иоанна представляются спорными, в целом, лекция была интересной. Сложилось впечатление, что у некоторых присутствовавших на лекции возникло желание побольше узнать об этих трагических и важных событиях русской истории.

Влас Логинов