В этом году исполняется 40 лет решению Поместного Собора РПЦ МП 1971 года о снятии "клятв" на старые обряды Русской Церкви, наложенные Большим Московским Собором 1666-67 гг. Эту дату собираются серьезно отмечать единоверцы, находящиеся в каноническом подчинении РПЦ МП и РПЦЗ МП. Иерархия РПЦЗ на 3-м Всезарубежном Соборе 1974 года также высказала сожаление о гонениях на ревнителей старой веры и объявила клятвы на старый обряд "яко не бывшими".
Термин "единоверие" появился в 1800 году, в царствование императора Павла I, и был зафиксирован в так называемых "ответах" Московского митрополита Платона (Левшина), в которых обосновывалась возможность православным христианам, желающим молиться и совершать службу по древнему чину, делать это, не разрывая общения с синодальной Греко-Российской Церковью. Практически весь XIX век единоверие понималось только как терпимое допущение для старообрядцев, "коснеющих" в старых чинах, и миссионерская политика, направленная на возвращение в Церковь "отколовшихся от нее" староверов. Однако к ХХ веку отношение к "древлему благочестию" стало меняться и в господствующей Церкви. Пришло понимание не только культурной, но и богослужебной, богословской ценности древней иконописной традиции, знаменного пения и дореформенных, а фактически древних аутентичных переводов богослужебных книг.

Всероссийский Поместный Собор 1917-18 гг. закрепил для православных приходов в России возможность перехода на старый богослужебный чин при волеизъявлении 4/5 членов приходской общины. Появились первые единоверческие епископы, начали проводиться единоверческие съезды.

Стоит отметить, что были единоверцами такие видные иерархи Российской Церкви начала ХХ века, как архиепископ Андрей (князь Ухтомский), епископ Симон (Шлеев), епископ Стефан (Расторгуев). Сочувствовали единоверию митрополиты Антоний (Храповицкий), Анастасий (Грибановский), Арсений (Стадницкий), Иосиф (Петровых), Евлогий (Георгиевский). Симпатии к старому чину соединялись для лучших чад Российской Церкви с болезнованием о продолжающемся с XVII века Великом Расколе и с желанием преодолеть его. Особенно эти тенденции проявились в первые послереволюционные годы, когда новые гонения на религию заставили православных по-новому взглянуть на истоки русской революции и возможности ее преодоления внутри народа. Владыки Иосиф (Петровых) и Андрей (Ухтомский) даже разрабатывали проект воссоединения старообрядческой и новообрядческой Церквей, который должен был завершиться принесением взаимного покаяния и прощения и общим крестным ходом. Причем староверы должны были идти от Рогожской слободы, новообрядцы - от храма Христа Спасителя до Красной площади, где уже совместный крестный ход доходил до Успенского собора Кремля, где торжественно совершалась совместная литургия по старому чину. Сбыться этим мечтам не было суждено, и тема раскола по-прежнему остается актуальной для церковного сознания новообрядческой Церкви.

В отличие от русских ИПЦ, где также существуют единоверческие приходы и симпатии к старому богослужебному чину, но очень уж скромны размеры и ресурсы, ситуация с развитием единоверия в РПЦ МП, казалось бы, находится в чрезвычайно выигрышном положении. Существует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции на базе Покровского храма в Рубцове в Москве, который возглавляет иерей Иоанн Миролюбов, бывший наставник Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Существуют приходы в столицах и провинции, имеется благословение Патриарха на их деятельность. Но на практике единоверие продолжает быть "бедной родственницей" среди многообразия РПЦ МП, а единоверческих приходов в ней насчитывается всего около десятка из десятков тысяч зарегистрированных приходских общин. Почему же так происходит и почему за 20 лет нового церковного возрождения или "второго крещения Руси", как модно говорить в церковной среде, единоверию не удалось стать в ней сколько-нибудь заметной силой?

Начинать говорить об этом можно по-разному, но стоит начать сразу с главного. Единоверие называют старообрядчеством внутри новообрядной Церкви. Но не стоит забывать, что главный пафос старообрядчества состоял и состоит не в принципиальном утверждении двоеперстия или возможности молиться только по старым чинам и книгам. Суть его вообще в серьезном отношении к церковному преданию и уставу, к общему воцерковлению жизни православного христианина. А ведь именно с этим у современной новообрядной Церкви обстоят дела хуже всего. Нерегулируемое повсеместное сокращение богослужебного чина, тотальная практика обливательного крещения, отсутствие реальной самостоятельности приходских общин и слабое знакомство паствы со Священным Писанием и катехизисом – общая реальность церковно-приходской жизни РПЦ МП. Если нет уставного богослужения даже по новому обряду, более того, если подобная практика объявляется нормой, а сознание "учащей части" Церкви, то есть иерархии, даже воспринимает устав как устаревший и требующий обновления, то какое уж тут ста-роверие!

В свое время единоверческий епископ РПЦЗ Даниил (Ирийский) ответил автору этого текста, спросившему его совета о возможности перехода общины на служение по старому чину: первым делом навыкните совершать богослужения согласно Типикону, который ничем не отличается от старопечатного, а тогда можно будет делать и дальнейшие шаги.

Стоит ли говорить, что это практически невозможно в реальных условиях РПЦ МП, где паства, по словам пастырей, не в силах выстоять уже 2-3-часовые богослужения, тогда как праздничная всенощная служба в единоверческом приходе может достигать 7-8 часов, в зависимости от исполняемых хором распевов.

Удивительно, но факт, что даже при такой скудости людей и общин единоверческие священники РПЦ МП враждуют между собой, и нередко одному единоверческому клирику буквально запрещен вход в храм другого. Видимо, ситуация обусловлена общей установкой на то, что эффективность служения того или иного клирика оценивается по его близости к архиерейскому дому.

До сих пор единоверцы в лоне РПЦ МП не могут получить собственного епископа, который занимался бы окормлением паствы и отстаиванием ее интересов на Архиерейских Соборах. Сегодня единственным полуединоверческим епископом, находящимся в общении с "мировым православием", остается епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн (Берзинь) из РПЦЗ МП. Но и он не единоверец, а "биритуалист", т.е. совершает богослужения в основном по-новому и лишь изредка служит по-старому. По словам единоверческого публициста Михаила Тюренкова, епископ Иоанн регулярно приезжает в Россию, где совершает богослужения по старому чину. Несколько лет назад уже была почти запланирована епископская хиротония московского единоверческого священноинока Петра (Васильева), которая расстроилась после перехода в РПЦ МП нынешнего священника Иоанна Миролюбова. О. Иоанн оказался "ближе к телу", и именно новообрядческий храм Покрова в Рубцове, клириком которого он является, стал основой созданного под эгидой Патриарха Московского Центра древнерусской богослужебной традиции.

Судя по официальному интернет-сайту, деятельность центра, несмотря на то, что он действует уже несколько лет, носит весьма скромный характер. Половина разделов ограничена только заглавием и находится в разработке. В разделе богослужебного пения пропагандируются широко известный десятки лет учебник по обучению знаменному пению в крюковой нотации А. А. Григорьева, неоднократно издававшийся Рижской Гребенщиковской общиной, и изданная усилиями группы энтузиастов знаменного пения Литургия Иоанна Златоуста, хотя и крюками, но с пореформенным, то есть новообрядческим текстом!

Основная деятельность Центра, надо полагать, состоит из периодического служения молебнов и панихид старым чином, о совершении которых рассказывает лента новостей Центра. Интересно, что на проходившем в Санкт-Петербурге в рамках Троицкой православной выставки круглом столе по единоверию игумен Кирилл (Сахаров) рассказал, что он предложил Патриарху Кириллу совершить молебен по старому чину во время посещения им храма в Великую Субботу 2011 года, на что тот ответил, что "не имеет опыта в совершении таких богослужений", хотя и похвалил деятельность приходской общины и настоятеля. Подобный ответ Патриарха выглядит понятным, ведь известно, что, будучи митрополитом, он совершал диаконскую и иерейскую хиротонии Иоанна Миролюбова по новому чину, но молитвы на поставление читались по старым книгам.

Вызывает удивление при такой поддержке Патриарха и тот факт, что ни Центр, ни единоверческие общины не могут наладить выпуск апологетической и богослужебной литературы. Сами единоверцы пользуются старыми книгами или теми, что достаточно активно переиздают старообрядческие Церкви.

В итоге мы видим чрезвычайно скромный рост единоверческих общин в РПЦ МП, потенциальная паства которых уходит в старообрядчество или в ИПЦ, а то и просто остается в новообрядчестве. Подобная ситуация вряд ли изменится в обозримой перспективе, учитывая общую атмосферу в РПЦ МП и демонстрируемую ее иерархией приверженность новообрядчеству, причем зачастую в самых модернистских его формах.

Единоверие будет вынуждено балансировать между ново- и старообрядчеством, оставаясь своеобразным гетто для тех чад "официального православия", которые готовы закрывать глаза на "отступничество епископата", лишь бы он не мешал им строить свой маленький автономный приходской мирок, в котором возможно не только молиться по-старому, но и тихонько, на кухне, ругать "никониянских" архиереев.

Протоиерей Алексий Лебедев

По материалам "Портала-Credo.Ru"
 
http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=84843&topic=421