Корр.: Отец Кирилл, недавно на сайте "Современное Древлеправославие" прозвучали довольно жесткие обвинения в Ваш адрес со стороны представителей крайней опозиции к официальному руководству Московской Старообрядческой Митрополии. Само название статьи "Особенности экуменической никонианской охоты на Белокриницкую  и Московскую митрополии" говорит само за себя. Как Вы это восприняли?

Иг. Кирилл: Спокойно. Когда есть возможность воспринимать происходящее с разными подходами и оценками, тогда интереснее жить. Пейзаж был бы слишком серым и унылым, если бы излагался только односторонний взгляд.
Корр.: А по существу обвинений в Ваш адрес Вы согласны?

Иг. Кирилл: Согласиться трудно.


Корр.: Почему?

Иг. Кирилл: Ну, например, автор говорит об опасности дружественных контактов. А я и не стремлюсь к дружбе. Вряд ли можно сказать, что со знакомыми старообрядцами меня связывают именно дружеские узы. Да, с некоторыми я общаюсь и довольно долго. Засыпаю их вопросами, много узнаю по богослужебной части, что потом воплощаю в жизнь. Так, нормальное человеческое общение.


Корр.: В статье есть ещё три пункта обвинений в Ваш адрес - в том, что Вы стремитесь ввести в РПЦ МП старый обряд и двуперстие, чтобы "сбить с толку всех тех староверов, которые не сведущи в вероисповедных богословских вопросах". "Покаяться в кровавых гонениях на старообрядцев (но не в ересях никонианства!)". В принятии в лоно РПЦ МП, а точнее в поглощение ею "всех старообрядцев, как еретиков третьего чина" и т.п.

Иг.Кирилл: Я никого не хочу сбивать с толку. И вообще, обозначенная программа слишком непосильна для одного человека, а главное - не отражает мою настоящую позицию. Давайте по-порядку. Главное направление моей деятельности касательно нашей темы -  всемерно содействовать распространению в лоне РПЦ МП древнего благочестия, уставных богослужений, погружательного крещения. И не ради  прельщения старообрядцев, а ради самой РПЦ МП. В этом плане я чувствую большое вдохновение и, слава Богу, что священноначалие благосклонно, с пониманием к этому относится.

О покаянии за гонения я говорил преимущественно потому, что это, как мне кажется, наиболее реалистично для воплощения в жизнь в ближайшей перспективе. И это не для того, чтобы опять-таки сбить с толку старообрядцев, усыпить их бдительность, а ради того, чтобы объем зла в мире уменьшился, чтобы восторжествовала правда Божия. Что касается покаяния за неоправданные реформы, за различные канонические отступления - то это мне представляется логичным, само собой разумеющимся. Относительно принятия в лоно РПЦ МП, поглощения ею старообрядцев, то я о таких сложных материях особо не задумывался. Это какая-то фантастика, я всегда был пессимистом в отношении перспектив объединения. Скажу больше: я хотел бы не поглощения Московским Патриархатом старообрядцев, а чтобы Московский Патриархат, никого не поглощая и не подминая под себя, сам бы, прежде всего, вернулся к истокам. В этом плане я стараюсь вносить свою посильную лепту.


Корр.: Вас упрекают в нескромности, в сидении "в почётном первом ряду" на вечере духовных песнопений в Неделю святых жен-мироносиц...

Иг. Кирилл: Я сидел ... в предпоследнем ряду. Со мною было несколько членов общины.


Корр.: А они с какой целью с Вами прибыли?

Иг. Кирилл: Чтобы послушать церковное пение, проникнуться величием великолепного собора, посмотреть на живых носителей древнего благочестия - одним словом, подняться ещё на одну ступеньку в своём духовном росте.


Корр.: Вы действительно "завсегдатай в личных покоях митрополита Корнилия", "распиваете там чаи и мило беседуете на душеспасительные темы"?

Иг. Кирилл: В личных покоях старообрядческого митрополита Корнилия, а точнее в его кабинете, я был только один раз - вскоре после его избрания, по его приглашению. Были ещё посещения митрополии с профессором А.И. Осиповым, с руководителями православно-патриотических организаций, например. Опять-таки, всё с целью позитивного воздействия на них со стороны старообрядческого Первоиерарха, т.к. эти люди имеют определённый вес в обществе и могут влиять на других.


Корр.: Скажите, наконец, " о притворной любви к старине", о том, что  у Вас "не так давно побывали и безпоповцы" (семейские и некрасовские).

Иг. Кирилл: Семейские были где-то в 90-е годы на экскурсии. Они приезжали в Москву на концертные выступления. Что касается безпоповцев-некрасовцев, то я не особенно понимаю - кто это? Насколько я знаю, некрасовцы - это выходцы из Турции. Они расселились в Ставрополье, у них есть священство. Не имел чести видеть их у себя. И как можно «притворно любить старину», когда в нашем храме вот уже тринадцать лет совершаются уставные службы по старому обряду!

"Сахаров работает на Московскую Патриархию не покладая рук" - говорится в статье. В каком смысле? Получая задания, инструкции, вводя в заблуждения и т. п.? Видит Бог, что этого нет. Хотите верьте, хотите - нет. Повторяю ещё раз -  моя главная задача, как я её вижу и чувствую, воздействовать на саму РПЦ МП в плане её возвращения к исконным уставам и традициям. А что же касается общения со старообрядцами, ну как с ними не общаться, не встречаться, когда я их очень люблю, уважаю и ценю. Как говорится, сердцу не прикажешь...

Беседовал  С. Марков