"Раскол", серии 1 и 2

Сериал, считаю, вполне удачный: не известные широкой публике, но симпатичные, та-лантливые артисты (особенно порадовал молодой царь Алексей, - весьма проникновенно:) А на женские роли, чувствуется, красавиц подбирали:)), диалоги, которые интересно слушать (с фразами, могУщими стать "крылатыми": "Спасение Руси дело вО веки веком прибыльное", "У начальства ум короток, да руки длинные", и пр.:)), вполне завлекающая линия придворных интриг Морозова ... наверное, можно добавить и ещё :)


Минус - практически общий для большинства берущихся за тему нашего Средневековья киношников: отрицательное как бы "перевешивает" положительное :( Где же, спрашивается, идеал, который потом отстаивали старообрядцы? Ну хоть чуть-чуть дайте "позитива",он же БЫЛ,за него ведь люди на смерть шли! Но с этим как-то слабовато :( Однако всё же не столь вопиюще, как, скажем, в "Андрее Рублёве" Тарковского (там в данном отношении вообще какой-то мрак :( ну да то вовсе и не о великом изографе фильм:))

Впрочем, здесь, возможно, делаю некий поспешный вывод, ещё ведь 18 серий впереди:)

Из замеченных "ляпов":

1). Имя "СаввАтий" произносят по-никониански, дораскольная версия - "СаватИй";

2). Боярин Морозов не умеет кланяться вземь, становится на подрушник сперва коленями, потом руками, а надо наоборот;

3). В качестве муз. фона иногда звучит партесное пение; из этой же "оперы" - показ храмов Боголюбова м-ря под Владимиром, построенных в 18 - 19 вв.;

4). Молясь приходные поклоны, будущий патр. Никон не снимает клобука на молитве "Достойно есть";

5). Во время литургии царь почему-то находится в алтаре, а не на своём моленном месте;

6). Диакон в той же службе говорит "Аминь" после "И вО веки веком", хотя это должны петь клирошане;

7). Прот. АввАкум становится на амвон без облачения, в чём ходит по улице.

Но по большому счёту всё это суть мелочи :)

Думал, будет много хуже :)

Хотелось бы и впредь столь приятно разочаровываться в ожиданиях :)



"Раскол", серии 3 и 4

Продолжаю комментировать "главное событие начавшегося ТВ - сезона" :)

- прот. Аввакум почему-то не крестится и не кланяется на молитве "Ненавидящих и обидящих, а кладёт земной поклон в конце её, хотя по Уставу там его нет;

- совершенно несоответственно закадровое певческое сопровождение сцены венчания царя Алексея: звучит партес, да ещё и с женскими(!) голосами. Хотя, наверное, вполне могли бы исполнить замечательное песнопение "Святии мученицы", поющееся как раз когда новобрачных водят вокруг аналоя, что показано в фильме. К тому же царскую невесту именуют по-никониански "МарИя", а не по-дораскольному "МАрия";

- при усмирении Соляного бунта в руках у патр. Иосифа крест где-то 2-й пол. 18 в., явно барочный;

- изменён эпизод с неблагословением Аввакумом брадобрийцы - сына воеводы. По "Жи-тию", никто после того не хотел утопить протопопа с камнем на шее, не устраивал ему экзамен на знание псалмов с последующим примирительным застольем. Сбросили с корабля в Волгу, да и всё! Здесь же вообще непонятно, как будущий священномученик оказался потом на берегу;

- проскальзывают характерные ошибки слабо знакомых с церковнославянскими текстами чтецов: говорят "чЕстнаго" вместо "честнАго", "знамЕние" вместо "знАмение";

- изображая "единогласную" службу, заставили Аввакума читать кафизмы, что, скорее, не он сам делал. Да ещё и в полном облачении, посреди храма, с диаконом рядом, будто это полиелеос или иной торжественный момент :)

- удручает попытка выдать за ХУтынь и Великий Новгород Кирилло-Белозерский монастырь и Суздаль. Это, что называется, совсем уж "шито белыми нитками":( Ведь у нас сохранилось немало зданий, помнящих события Никонова архиерейства (1650 - 1652), вполне могли бы приехать поснимать и сюда, "на натуру", так сказать;

- хороша сцена проповеди Неронова, и артист, считаю, играет его весьма неплохо, про-никновенно даже. Но по окончании "Много лет ти, честныи отче" отчего-то не поют;

- появляется какая-то нездоровая "голая" линия: купающийся без порток Аввакум, простите, блудливая "инокиня Анфиса" :( Может, для 2-го канала это "то что надо" (современной публике), но на "Культуре" смотрится ... явно некультурно :(

Но всё равно в целом положительно :)

И молодцы, что настоящих греков нашли на роли восточных иерархов, по-моему, весьма натурально изображают :)

Ещё понравилось, как ненавязчиво, но от того не менее (если не более:)) убедительно, показана эволюция Никона из русского "ревнителя благочестия" во "вселенского" властолюбца, он как бы постепенно переходит некую очень тонкую грань...

Что же, будем дальше смотреть и делиться впечатлениями ...