Режиссер Николай Досталь снял удивительно современный фильм про XVII век

Аввакум (актер Александр Коротков) отдал жизнь за убеждения. Но, может, был и другой выход?

Россия, XVII век. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, движимые благими намерениями укрепления государства, затевают церковную реформу. Еще не подозревая, что затея обернется кровавыми казнями и грандиозным расколом православия.


В фильме Николая Досталя 20 серий, потому-то его то и дело торопятся обозвать сериалом. Конечно, ничего общего с массовой тележвачкой он не имеет. Более того, в сравнении с «Расколом» даже недавний «Достоевский» выглядит жалким комиксом. Досталь сделал фильм по всем законам полного метра - без всяких заигрываний с недалеким, как принято считать, массовым зрителем.

Это и сыграло с ним злую шутку. Канал «Россия 1», для которого снимался масштабный проект, не выпустил его в эфир, и в итоге «Раскол» оказался в прайм-тайме «Культуры». Впрочем, это даже хорошо: фильм не прерывается рекламой - к чему, кстати, оказалось сложно привыкнуть.

Разумеется, наивно полагать, что «Раскол» - сугубо историческая картина. И не только потому, что в ней, помимо фактов, немало художественного вымысла. Экстраполяция на наши реалии очевидна и даже обязательна.

- Несмотря на название, картина призывает к объединению россиян, - говорит Николай Досталь. - Мы как-то забыли это слово - «россияне». Сейчас все чаще говорят «русский - не русский». Наш фильм - о россиянах, которые объединяют много разных национальностей.

У каждого героя картины - царя, патриарха, протопопа - своя правда. Никто не радеет о собственном кармане - все пекутся об Отечестве. При этом никому и в голову не приходит, что правым может быть каждый.

Более злободневную коллизию еще поискать, даром что прошло почти 400 лет. И дело не только в до сих пор не разрешенном конфликте официального православия и старообрядцев.

- Мы люди крайностей, - говорит актер Александр Коротков, сыгравший Аввакума. - К сожалению, у нас правда должна быть одна...

Чтобы это понять, достаточно день-два последить за новостями. Иногда кажется, что мы только готовимся как следует «расколоться».


ЗВОНОК АКТЕРАМ

Александр КОРОТКОВ (Аввакум):

- Меня интересуют люди неоднозначные, противоречивые. Мой герой был именно таким. Все представляют его старцем. Но ведь он был и молодым! Аввакум - один из первых оригинальных русских писателей. Я читал его произведения. Это автор с огромным чувством юмора.

Валерий ГРИШКО (Никон):

- В одной из сцен герой Саши Баширова - Васька Босой, умирая от чумы, думает, как перекреститься - двуперстием, трехперстием? Так и умирает с немым вопросом. В фильме это много раз повторяется: неужели Господу Богу не все равно - два пальца сложить или три?!


ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Накануне реформ в православии царила неразбериха - полуграмотные попы, разные в каждом приходе правила и ритуалы. Привести веру к единообразию и было одной из задач. Креститься было решено тремя пальцами, а не двумя, как раньше; восклицать «алли-луйя» - трижды, а не дважды и т. п. Но главной целью было объединение православных под эгидой Московской патриархии, создание «Третьего Рима».

Реформа встретила сопротивление, которое жестко подавлялось - свели со свету боярыню Морозову, сожгли Аввакума и его сподвижников. Пострадал и сам Никон. Разругавшись с ним, царь сослал его в монастырь. Но реформа была продолжена. А старообрядческая церковь существует до сих пор.

Сергей Ефимов

Газета «Комсомольская правда»

07.09.2011