"Раскол", серии 3 и 4

Продолжаю комментировать "главное событие начавшегося ТВ - сезона" :)

- прот. Аввакум почему-то не крестится и не кланяется на молитве "Ненавидящих и обидящих, а кладёт земной поклон в конце её, хотя по Уставу там его нет;

- совершенно несоответственно закадровое певческое сопровождение сцены венчания царя Алексея: звучит партес, да ещё и с женскими(!) голосами.


Хотя, наверное, вполне могли бы исполнить замечательное песнопение "Святии мученицы", поющееся как раз когда новобрачных водят вокруг аналоя, что показано в фильме. К тому же царскую невесту именуют по-никониански "МарИя", а не по-дораскольному "МАрия";

- при усмирении Соляного бунта в руках у патр. Иосифа крест где-то 2-й пол. 18 в., явно барочный;

- изменён эпизод с неблагословением Аввакумом брадобрийцы - сына воеводы. По "Житию", никто после того не хотел утопить протопопа с камнем на шее, не устраивал ему экзамен на знание псалмов с последующим примирительным застольем. Сбросили с корабля в Волгу, да и всё! Здесь же вообще непонятно, как будущий священномученик оказался потом на берегу;

- проскальзывают характерные ошибки слабо знакомых с церковнославянскими текстами чтецов: говорят "чЕстнаго" вместо "честнАго", "знамЕние" вместо "знАмение";

- изображая "единогласную" службу, заставили Аввакума читать кафизмы, что, скорее, не он сам делал. Да ещё и в полном облачении, посреди храма, с диаконом рядом, будто это полиелеос или иной торжественный момент :)

- удручает попытка выдать за ХУтынь и Великий Новгород Кирилло-Белозерский монастырь и Суздаль. Это, что называется, совсем уж "шито белыми нитками":( Ведь у нас сохранилось немало зданий, помнящих события Никонова архиерейства (1650 - 1652), вполне могли бы приехать поснимать и сюда, "на натуру", так сказать;

- хороша сцена проповеди Неронова, и артист, считаю, играет его весьма неплохо, проникновенно даже. Но по окончании "Много лет ти, честныи отче" отчего-то не поют;

- появляется какая-то нездоровая "голая" линия: купающийся без порток Аввакум, простите, блудливая "инокиня Анфиса" :( Может, для 2-го канала это "то что надо" (современной публике),но на "Культуре" смотрится ... явно некультурно :(

Но всё равно в целом положительно :)

И молодцы, что настоящих греков нашли на роли восточных иерархов, по-моему, весьма натурально изображают :)

Ещё понравилось, как ненавязчиво, но от того не менее (если не более:)) убедительно, показана эволюция Никона из русского "ревнителя благочестия" во "вселенского" властолюбца, он как бы постепенно переходит некую очень тонкую грань ...

Что же, будем дальше смотреть и делиться впечатлениями ...


"Раскол", серии 5 и 6

Начну без особых предисловий (и, наверное, так будет и в дальнейшем):)

- когда Никон благословляет народ, идя к царю, люди почему-то в шапках;

- после усмирения бунта в Новгороде Алексей Михайлович якобы жалует храму Св. Софии некий 150-пудовый колокол: насколько знаю, такого не было;

- перенесение мощей свт. Филиппа из Соловков представлено царской идеей, тогда как автором замысла, как помню из литературы, был всё же Никон, а царь лишь поддержал;

- Арсений Грек как-то мало похож на грека, даже говорит совсем без акцента; между тем известно, что и он,и его справщики плохо знали славянский, в том числе и от того "накосячили" при новых переводах церковных книг;

- в ризнице Соловецкого м-ря почему-то стоят хоругви 19 в. с живописью в академическом стиле, а перед одной из них ещё и горит семисвещник, как в алтаре за престолом во время службы :)

- в храме, откуда выносят мощи свт. Филиппа, какой-то чуднОй иконостас: сразу по сторонам Царских врат боковые двери,а уж потом образА Спасителя и Богородицы;

- икону свт. Филиппа берут по-современному, голыми руками, без убруса :(

- иконостас храма в Юрьевце, где служит Аввакум, имеет резные колонки в стиле "московского барокко" 80-90-х гг. 17 в. :)

- не помню в Житии Аввакума и др. его соч. эпизода, чтобы он, будучи невиновным, добровольно ложился под плети, желая показать осуждённому, как надо терпеть заслуженное наказание. Чистый вымысел т.е. вроде бы :(

- лестовки, конечно, благочестивые люди носили при себе постоянно. Но вряд ли они висели у них на руках во время застолий и т.п. бытовых моментов, как показано в фильме;

- из быта же: Никон, ещё до начала реформ, дома почему-то не носит малую мантию. Которую по древним иноческим уставам снимать положено лишь идя в, извиняюсь, отхожее место;

- УДАЧНЫЙ МОМЕНТ: когда Никон соглашается на патриаршество, требуя при сем от всех, начиная с царя, полного повиновения, за кадром ВПЕРВЫЕ за все серии звучат трубы, играя мелодию, напоминающую нечто западноевропейское. Неплохой намёк в стиле "привет от папы Римского":)

- напутан порядок начала реформы: по фильму, сперва печатают новые "Служебник" и "Псалтырь",а потом издаётся пресловутая "Память" об отмене некоторых из земных поклонов (кстати,её текст передан так, будто отменялись сразу все,что,конечно,неверно)и двоеперстия. Тогда как в реальности сперва была "Память",а уж потом, после соответствующего соборного решения 1654 г., всё остальное;

- келейником Никона представлен некий Киприан, в то время как это был взятый из Новгорода Иван Шушерин, оставивший одно из наиболее известных жизнеописаний б. патриарха,т.е. личность в истории вполне заметная (но не для авторов сериала,к сожалению);

- УДАЧА: подбор актёра на роль еп. Павла Коломенского; по-моему, как настоящий:)

- при разговоре царя и патриарха о малороссийских делах Алексей упоминает "Вечный мир" с Польшей. В реальности таковой был заключён лишь в 1686 г.,т.е. через 10 лет после кончины онаго государя:)

- увы, закончить придётся ГЛАВНЫМ И ОЧЕНЬ ДОСАДНЫМ "ЛЯПОМ": прот. Аввакум, в отличие от показанного в кино, не содержал учения апологетов никонианства кон. 19 в. и современных, что-де "сначала крестились одним перстом"! Как такое могло быть, если чуть раньше в фильме устами справщика Печатного двора цитируются слова Стоглава (и, добавлю, византийского Чиноприёма от ереси яковит (монофизитов))о том, что проклят всякий, не крестящийся "двема персты ЯКОЖЕ И ХРИСТОС"?! Никак не могли первые християне отличаться в этом отношении от Самого Господа.Что было прекрасно известно в Древней Руси, и, соответственно, основоположникам старообрядчества

Продолжение комментариев последует :)


"Раскол", серии 7 и 8

Знаете, отцы, братие и сестры, сегодня (вчера:)) при просмотре поймал себя на мысли, что "ляпов" в фильме всё меньше, а вот достоинств прибавляется ... "Вросли в тему", пока снимали?:)

И всё же некоторые огрехи, увы, обнаружились :(

Но ниже среди них, как и в прошлый раз, упомяну и особенно, на мой взгляд, удачные моменты.

С одного из них и начну :)

Итак ...

- ПРЕКРАСНЫЕ слова вложены во уста о. Иоанна Неронова, когда тому пригрозили избиением кнутом: "ПЛЕТЬЮ ДУШИ МОЕЙ НЕ ДОСТАТЬ!"

- странновато снимать московский Спасо-Андроников монастырь, где сохранилась трапезная палата 16 в. с подлинным подвалом, где держали Аввакума, всё в том же Кирило - Белозерском ; в общем, здесь то же, что и раньше с Новгородом: то ли невежество, то ли леность, то ли ещё что творческого коллектива :(

- непонятная история с наречением имени новорожденного сына вышеупомянутого священномученика: если верно расслышал, тот вроде как родился 8 сентября (ст.ст.),а имя ему (Корнилий) протопоп берёт с 13-го, т.е. ... на 6-й день по рождении :( Тогда как по традиции его ищут на 8-й день, по примеру Самого Христа, Рожество Коего - 25 декабря, а Обрезание (т.е. имянаречение), - 1-го января,на 8-й день (это, собственно, ещё ветхозаветный обычай);

- вряд ли в 17 в. употребляли часто звучащее в фильме слово "обряд"; "чин", "устав", "предание" - это да, а вот "обряд" ... маловероятно;

- при встрече Павла Коломенского (епископа) и Стефана Внифантьева (священноинока Саватия)они приветствуют друг друга как равные пО чину, тогда как владыка несомненно должен бы был благословить "чёрного попа", как нижестоящего;

- говоря о Символе веры, патр. Никон произносит вряд ли известное русским людям того времени слово "текст";

- у того же Никона какой-то короткий саккос, когда стоИт в "Царских вратах",видны ноги, что почти просто смешно:)

- показано, что патриарх чем-то пробивает насквозь образа "фряжского письма".А из источников известно,что он просто бросал их силой нА пол, от чего те трескались и даже разбивались; и немудрено - попробуйте-ка пробить довольно толстые иконные доски, это не так-то просто; 

- вообще на самом деле непонятно, что за иконы Никон считал "фряжскими" и лично уничтожал. Не исключено, что они и не имели отношения к западным влияниям. Поскольку как раз при Никоне "расцвела", и не где-нибудь, а в главной царской мастерской, кремлёвской Оружейной палате, иконопись Симона Ушакова, весьма "фряжская" по манере. Критике коей Аввакум посвятил целое слово "Об иконном писании", возлагая ответственность за эту "вестернизацию" как раз на Никона. Эпизод же с "Адамом и Еввой" - явный вымысел то ли Бахревского, то ли современных сценаристов;

- СОВЕРШЕННО "УЛЁТНЫЙ" ХОД как бы по случаю эпидемии чумы показать Никона в белом клобуке и ... с ЧЁРНОЙ (!) повязкой на лице, КАК У ИСЛАМСКИХ ТЕРРОРИСТОВ (!:)) Наверняка из этих кадров сделают не один "демотиватор":) Да ещё борода снизу торчит, Бен-Ладен,да и только:)

- замечательна сцена смерти царского шута: сменил истинное крестное знамение на "щепоть",да и грохнулся об пол ... мыслящий, пожалуй, задумается;

- а вот штурм Смоленска снят явно неудачно: какие-то отдельные, явно постановочные, "невсамделишные" поединки под стенами, почти всё показано мельком и издалека, и пр. унылые приметы худших черт сов. кинематографа :( А, наверное, здесь могла бы получиться неплохая батальная сцена, внесшая бы в сериал некую новую, так сказать,боевую струю.

В заключение хотел бы напомнить, что завтра (уже сегодня:)),сразу после показа ещё 2-х серий, на той же "Культуре" состоится 1-е из 2-х запланированных обсуждений фильма,под несколько двусмысленным названием "Части целого". Где должны принять участие в том числе и старообрядцы. Это будет уже не кино,а жизнь, причём в достаточно актуальных ея проявлениях:) Надеюсь, увидим и услышим немало интересного. А потом поделимся впечатлениями здесь :)