Фильм Николая Досталя «Раскол», идущий сейчас на телеканале «Культура», снова на стыке непростой темы.

Так же было и с другими проектами режиссёра (вспомним его «Штрафбат», «Завещание Ленина»). Фильм «Раскол» стал, по сути, первой масштабной работой о событии, перевернувшем Россию, – об истории раскола Русской православной церкви в XVII веке и реформах патриарха Никона.


– Наша картина помимо художественных задач решает ещё и просветительские, – говорит режиссёр. – Мы примерно знаем, что было до раскола, – Иван Грозный, Смута, Борис Годунов... Знаем, что было после, – Пётр Первый, Екатерина Вторая... А между ними? Ну кто у нас знает двух этих царей, героев нашего фильма – Алексея Михайловича по прозвищу Тишайший и его сына Фёдора Алексеевича?

Работа над 20-серийным кинороманом заняла четыре года. И стала, по признанию Досталя, самой трудной в его фильмографии. И не только по широкой географии экспедиций – Суздаль, Вологодская область, Соловецкие острова. Главная проблема была в том, чтобы достоверно донести до зрителя трагизм того периода, когда противники никоновских реформ во главе с протопопом Аввакумом ради своей веры подвергались жестоким репрессиям.

– Мы с Николаем Николаевичем очень серьёзно работали над ролью, – вспоминает Юлия Мельникова, актриса театра «Сатирикон», сыгравшая в фильме боярыню Морозову. – Ездили с ним в старообрядческие храмы, с шести утра стояли на службах. Потом часами разговаривали с батюшками про раскол, про веру.

Каждая серия фильма открывается фресками из вологодского Ферапонтова монастыря, где Никон находился в ссылке. На достоверность работали и сложные исторические костюмы, и дорогостоящие декорации. Продюсер фильма Владимир Досталь (родной брат режиссёра) бюджет фильма не озвучивает, но «Раскол» считается одним из самых дорогих телепроектов. В натуральном интерьере – Благовещенском соборе Кремля – была снята только одна сцена. Все остальные – в декорациях. Грановитая палата была выстроена умельцами мосфильмовских подразделений. Они же построили под Ростовом Великим (Ярославская область) старообрядческую деревню из полутора десятков домов. Для этого с «Мосфильма» завозились состаренные, с имитацией трещин брёвна, из которых потом собрали избы XVII века. Не менее масштабные декорации пришлось поднимать под Кандалакшей. Там возводился Пустозерский острог (в реальности он находился на полуострове в нижнем течении Печоры), в яме которого 14 лет содержался Аввакум и где он был сожжён вместе со своими единомышленниками.

Противника Никона – протопопа Аввакума играет Александр Коротков. Раньше он работал в екатеринбургских театрах, потом получил режиссёрское образование в Москве.

– Очень важно знать эпоху, много читать, – поделился с «Гудком» Александр. – Я прочитал «Житие протопопа Аввакума», статьи Дмитрия Лихачёва, другие книги по этой теме. А потом вошёл в кадр и постарался воплотить режиссёрские идеи.

В фильме, как уже увидели зрители, практически нет известных лиц. В этом вопросе Досталь принципиален. Говорит, что вдумчивому человеку, на которого рассчитаны его картины, будет трудно поверить актёру, в одном фильме сыгравшему генерала, а в другом – бандита. Поэтому в «Расколе» лишь три известных исполнителя – Роман Мадянов, Станислав Любшин и Александр Баширов. Последний играет дворцового шута и, как и положено шуту, говорит царю и приближённым всю правду.

Но в чём правда? И у кого она – у Никона, насаждавшего крещение троеперстием через отрезание голов, или у протопопа Аввакума, такого же религиозного фанатика?

– Патриарх Никон вместе с Алексеем Михайловичем хотели под крылом Москвы объединить весь православный мир, – говорит Николай Досталь. – Но делалось это по принципу «цель оправдывает средства». И последствия раскола ощущаются до сих пор. Поэтому я и снял эту картину: чтобы лучше знать своё прошлое и не наступать на те же грабли, что и триста лет назад.

Почему староверы даже под пытками не отказывались от своей веры? Уходили в леса, за Урал, уезжали за океан, чтобы сохранить её? И почему ей остались привержены знаменитые купцы и промышленники, делавшие Россию процветающей, – Морозовы, Демидовы, Строгановы? Будем ждать от фильма ответов и на эти вопросы.

Людмила Петрова
gudok.ru