Написал я 1 октября 2009 года кое-что в ЖЖ, потом удалил.

Снова выкладываю ее в ЖЖ, хотя теперь категорически с нею не согласен.

Когда мы гуляли по Питеру с venzenait, а я слушал и слушал его разнообразные суждения о старообрядчестве, то неожиданно прозрел для себя некую мысль, которую хотел бы закрепить в письменной форме, пока она не улетела.
Мысль такая – в последние годы изменилась мотивация прихода людей в старообрядчество. Если раньше (при митрополите Алимпии) люди приходили в Церковь ЗА чем-то, то теперь (при митрополитах Андриане и Корнилии) люди приходят в Церковь ОТ чего-то.

Я пришел в Церковь при митрополите Алимпии с умом, совершенно не отягощенным каким-либо религиозными, философским или мистическим опытом – я был еще слишком молод (ну, так мне кажется). В детстве я не был крещен, родители меня по церквям не таскали, о религии дома вообще не говорили, никаких представлений о Московском Патриархате у меня не было. Весь мой опыт общения с Патриархатом сводился к тому, что я несколько месяцев по совету друга Романа ходил в храмы РПЦ перед тем, как уйти в старообрядчество.

Но в тоже время я молился дома по старообрядческим книгам, крестился дома и в храмах двумя перстами, читал доступные книги о старообрядчестве. Ни одной специфической РПЦ-шной книги (про Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского и пр.) я не прочел. Если не считать трудов диакона А. Кураева, единственная прочитанная мною книга специфической РПЦ-шной тематики – «Житие Матронушки». Но читал я его уже убежденным старовером и исключительно как сборник анекдотов. И после прочтения этого «Жития» у меня не возникло никакого желания дальше знакомиться с литературой РПЦ.

Поэтому, когда я пришел в Церковь, мне было совершенно безразлично, что происходит у современных никониан. И как-то так получилось, что меня окружили люди, которым это также было безразлично. Никто вокруг не говорил о епископах-гомосексуалистах, о церковной торговле нефтью, водкой и табаком, агентах КГБ в рясах, да и о прочих мелочах архиерейской жизни…

Да, вокруг были люди, ушедшие из РПЦ, но они уходили оттуда не из-за личных обид, а, например, из эстетических соображений (там искажен богослужебный устав и поют отвратительно). Или оттого, что не может человек, знающий русскую историю и ощущающий себя русским патриотом, быть среди никониан. И, повторюсь, никто не говорил о гомосексуалистах, водке и табаке. Люди, покидая РПЦ, руководствовались более возвышенными причинами.

Не интересовало этих людей и остальное «многомиллионное старообрядчество» – беглопоповцы и беспоповцы. Их как бы не было, о них даже не говорили. Соприкосновения с этой средой для меня ограничивалось книжными лавками: у беглопоповцев я несколько раз покупал молитвенные книги, а у беспоповцев – литые иконы и старопечатные книги. 

Там же, за пределами интересов чад Старообрядческой Церкви, были и католики, и баптисты, и мусульмане…

От общения с митрополитом Алимпием и нашим священством у меня сложилось впечатление, что и им глубоко безразличны никониане, беглопоповцы, беспоповцы, католики и пр. Они жили без этого или над этим. Я сейчас приведу очень грубое сравнение, но, надеюсь, друзья мои, вы поймете, какую тонкую материю я имею ввиду…

Я единожды обедал с митрополитом Алимпием и многажды с его братом – протопопом Леонидом Гусевым. Это были простые люди, даже излишне простые, доверчивые и бесхитростные. Так вот, щи на этих обедах подавали в гигантских тарелках – прямо-таки в тазах. Только ты съедал свою порцию, как тотчас подливали добавки. Черный хлеб резался грудами – горами возвышался над столом. После обеда и чая подавали арбуз или какие-нибудь моченые яблоки. Одним словом, это был такой бесхитростный обед, простой быт и доверчивое обращение.


И вот это и есть для меня старообрядчество. И я безмерно скорблю о том, что это сейчас у нас утрачивается. Новые люди, пришедшие в Церковь недавно, принесли с собой новые нравы и новый обиход. Простота утратилась…

Теперь неофиты любят поговорить о епископах-гомосексуалистах, о гундяевской торговле водкой и табаком, о «красной церкви» под крылом КГБ, о «прозорливых старцах» и «блаженных матушках» (конечно, со знаком «минус»). То есть о том, ОТ чего они ушли. Для них то, ОТ чего они избавились, важнее того, что они приобрели.

И старообрядчество для этих людей есть бесконечное, утомительное, трудное, денное и нощное противопоставление себя никонианам – косоворотки, сапоги, кафтаны, сарафаны… А я купил себе Псалтырь Преображенской печати! А у меня Часовник Уральской печати! А кто даст выкройку косоворотки времен князя Владимира?

И рефрен всему этому: а вот у поганых собак-никониан ничего этого нет! И Николай II курил! И Серафим Саровский курил! А епископ N – «голубой»!

Я слушаю такие разговоры (точнее говоря, чаще всего наблюдаю их на просторах и-нета) и думаю, бедные людишки! Какое вам дело до Николая II и епископа N? Вы же ушли от них! Почему вы не можете отряхнуть с себя эту пыль и идти дальше? И к чему вся эта этнография, нарочитая игра в деревенских мужиков и баб XIX века, к чему это тряпье a la russе? Уже в начале ХХ века это все было мертвой этнографией и музейным фольклором…

И теперь нам до всего есть дело! Если раньше внешние события мало волновали членов Церкви, то теперь народ до охрипу обсуждает, что сказал патриарх Кирилл, куда поехал Папа Римский, с кем спит епископ N. Боже мой! Ну что вам до этого? Вам за них пред Богом не отвечать, Вам за себя отвечать, собой и занимайтесь.

И пришло с этими новыми людьми еще два поветрия – восхищаться всем беспоповским и хаять наше священноначалие.

Первое поветрие – просто смешно. Не надо возводить беспоповские этнографические и бытовые особенности в ранг новых догматов поповства. Стрижки под горшок, гнусавое наонное пение, чтение ТЭБЭ МЭНЭ ХОРИСОТОСО БОЖЭ – это чуждые для Церкви традиции. Пусть они остаются у полубрачных дырников и малоначальных рябиновцев, не было этого в поповщине! И не надо выискивать в экзотических сектах мнимую старину – нет ее там…

Второе поветрие – просто печальное. Я знал только одного (!!!) человека, который убежденно хаял митрополита Алимпия. Но у него было много развитых комплексов и нереализованных амбиций, ему простительно. Остальные всегда говорили о митрополите уважительно, что, впрочем, не мешало им сдержано критиковать его неспешность, безынициативность и простоту. Но такого хая, который обрушился со стороны неофитов на митрополитов Андриана и Корнилия, даже представить себе было нельзя!

Причем хают такие люди, которые крестились только вчера, но уже обо всем составили свое мнение, все знают, со всеми знакомы, обо всех церковных делах душою поболели. Я одному такому «болельщик» писал, ты, сынок, сначала в церковную стену хоть один кирпич вложи, хоть что-то сделай для своего Господа, а потом и критикуй. Нет у тебя права на критику, пока ты не попахал на церковной ниве! Но, друзья мои, критиковать в сторонке легче, чем пахать. Согласитесь!

Пишет Papanda



Комментарии:


Что касаемо времен Алимпия, то у меня очень хорошие и почти схожие с Вами воспоминания. После того, как РПСЦ буквально орала, "что им Гусевы 17 лет жить не давали", я от этих людей, как от прокаженных отскочил.

 Насчет епископов-извращенцев, торговцев водкой, стукачках о них ни говорить, ни видеть их не надо. Во времена Алимпия неактуально это было. Ну, торгует митрополит табачком, и что? Не твой же ведь. А, сейчас, попы идут дружным строем из "голубятен". А ты думай, нормальный он или нет. Хорошо ли, когда Митрополит целуется с водочным торговцем. Неправильно это всё. Можно простить и забыть все и блуд, и кошея и много чего. Но вот разрешать скотскую жизнь - нельзя. Мы люди, подобие Божие и не надо об этом забывать.
evgenyivanov


Да, как-то при Алимпии все это было неактуально.
papanda


1) Да ничего подобного, просто ты людей знал плохо. Те же Вербицкий и Андрей (и его друзья наоники ещё раньше) пришли в РПСЦ намного раньше тебя, и вся эта тема про МП всегда присутствовала. Про Антонова и Вургафта ещё забыл:)
2) Про Саровского, так в 90-е один любитель уже вещал с амвона, пока Гусевы куда-то ездили.
3) Матрона вообще рядом с Рогожкой, бабки туда периодически таскаются и таскались.
4) Так люди затем и приходят в современное староверие, чтобы выделится, стать крутыми нонконформистами, или по соображениям патриотической идеологии (иногда сразу по двум этим причинам). А потом их либо засасывает в религию или они от неё уходят быстро или медленно. Кто-то сумел очень круто приспособится:)
alexey1551


Может быть, кто-нибудь приходит, чтобы спастись для жизни вечной? Мы ведь не можем в сердце читать
demidova28124


Я все-таки пишу про свой круг общения, про «белорусских» прихожан, а там тема РПЦ никогда не была актуальна, никто не носился с РПЦ как с писаной торбой. Людей больше интересовали старые книги, иконопись, крюковое пение и проч. В этом смысле для меня был и остается образцом мой кум Борис Кисельников. Человек живет своей жизнью, интересуется древней церковной культурой, в меру включен в нашу церковную жизнь, а то, что за пределами этого круга, его вообще не колышет. И я так всегда старался жить.
papanda


Очень нужная тема, хорошо что вы опубликовали, благодарю. Для меня это как раз сейчас предмет сложных размышлений.
fotinija_kiev


Надо просто непоколебимо верить в Истинного Бога Iсуса Христа. И тогда все, что помимо Него, покажется сорным и ненужным.
papanda


Я, до того, как я погрузился в старообрядческую газету, тоже спокойно обходился безо всего этого. Теперь - нет. Приходится анализировать их деятельность, но цель другая - стараться помогать людям избегать соблазна вблизи РПЦ. Сам, если честно, отношусь к никонианам равнодушно, если не сказать - как профессор к подопытным. Изучаю я их, слежу. Доброе - подмечаю, плохое - высмеиваю. Но знаю их деятельность и изнутри (знакомые там работают, в многочисленных культурно-миссионерско-патриотических отделах), поэтому делаю все, чтобы информировать об их деятельности и инициативах.

А та Русь, те староверы, времен митрополита Алимпия и отца Леонида, она жива - священники иные ушли в конъюнктуру, но не люди. Приезжай - покажу. Такие же славные добрые застолья с похлебкой и тушеными яблоками, пирогами на постном масле.

Правда, мне раньше все казалось безоблачным и беззаботным, а сейсас во всем, даже в хорошем, приходится искать контекст, подоплеку и оценивать, изучать. И прихожу я вот к чему. Есть три сорта староверов - продвинутые и современные, равнодушные и фанатично-настроенные, и просто (искренне) верующие. Вроде того старика-пасечника, который в диспуте двух ученых одолел с Божией помощью...
ddobriy


Со времен арх. Никодима численность РПСЦ неуклонно растет, растет за счет людей сознательно выбирающих старую веру. Послушать официоз, год от года растут финансовые трудности и все менее и менее востребована старая вера.
evgenyivanov