Предлагаемый список вопросов для рассмотрения на Освященном Соборе 2011 г. и комментарии к ним.

1. О кандидатах в епископы;

Замещение вакантных кафедр архиереями по-прежнему остается важным вопросом в РПСЦ, хотя в последние годы было поставлено несколько епископов. В последние месяцы опять остро встал вопрос с епископом Дальневосточным - Вл. Патермуфием, избранным и рукоположенный на эту кафедру.


Вопреки апостольским правилам, около полугода назад, этот епископ сбежал из епархии. Ныне он вернулся в свои родные месте – поселок Городище Луганской области, где и проживает в своей квартире, служа настоятелем местного храма. Интересно, что одобрение на бегство и оставление кафедры еп. Патермуфию дал Совет Митрополии, который, разумеется, не имеет таких полномочий. Остается неразобранным вопрос еще одного изобретения еп. Патермуфия – дистанционного крещения, которое многими осуждается как кощунственное, неканоническое, подлежащее суровому наказанию. Впрочем и бегство из епархии наказывается также строго.


2. О взаимоотношениях с Белокриницкой Митрополией;

Диалог с Белокриницкой и Московских Митрополий продолжает находится в позиционной стадии  и пока не видно больших положительных прорывов. Прошедшая в Белой Кринице встреча оказалось протокольной и весьма холодной. Митрополит Леонтий отказался от торжественной церемонии встречи с митрополитом Корнилием и даже не вышел навстречу московской делегации, чтобы взять хлеб соль. Тем не менее, остается надежда, что урегулирование взаимоотношений все таки состоится в ближайшие годы.


3. О порядке подготовки и проведения Освященных Соборов;

Христиане – старообрядцы в последние годы часто спрашивают: «Почему в Церкви на ровном месте создаются все новые поводы для нестроений, раздоров и расколов?»

Так  в 2005 году на Совете митрополии было объявлено о начале «диалога» с Московской Патриархией и создании комиссии по диалогу. За эти годы никакой пользы от объявленного «диалога» не было видно, зато множество соблазнительных фактов встреч и лобзаний  провели к церковному расколу РПСЦ в 2007 году.

В 2006 году администрация Московской митрополии приняла решение созвать Освященный собор в с. Белая Криница. Никакого прока от этого Собора не было, зато раздор во взаимоотношениях с Белокриницкой Митрополией не преодолен до сих пор.

В 2008 году ни с того, ни с сего предложили повестить лампаду в Иерусалиме и повесили через несколько месяцев. Пользы таки от лампады опять ноль, а вреда, поношений и нестроений немало.

Также на этот раз. На пустом месте, видимо просто встав не с той ноги, группа церковных реформаторов предлагает изменить порядок проведения Освященных Соборов РПСЦ.  Всем ясно, что никакой пользы от этой реформы не будет, а нестроение  и возмущения в Церкви будут немалые. Противники старообрядчества уже начинают говорить о закате соборности в РПСЦ и присоединении её к клерикальным управленческим традициям никонианства и католичества. Некоторые считают, что предлагаемая реформа фактически провозгласит в РПСЦ «учение о церкви учащей и учимой».


4. Об информационно-издательской деятельности; 

Почти каждый год на Соборах РПСЦ обсуждается вопрос об информационно-издательской деятельности. Этот вопрос давно стал ритуальным способом отнять время у соборян и пошуметь без толку. Как обычно будет много разговоров и споров ни о чём. Одни будут говорить о вреде интернета и телевидения, другие, наоборот, об их пользе. Третьи будут предлагать издать Библию на русском языке, четвертые предложат наоборот – перевести календарь на славянский язык и печатать его начинаная с церковного Нового года (Новолетия). В результате будет потрачено 3-4 часа и никаких решений не будет принято, поскольку решения о печатных изданиях все равно принимаются на уровне существующих издательств, а не на Соборах. Те же епархии, которые не занимаются издательской и информационной деятельностью, так и не будут ей заниматься.


5. Oтчет о состоявшихся встречах с инославными;

Отчет о встречах с инославными стал обязательным после принятия собором «Протокола о встречах с инославыми». Вместе с тем остается неизвестным, о всех ли встречах с инославными докладывается Собору и проходят ли эти встречи в положенном формате: без совместных молитв, трапез и лобзаний.


6. О финансовом положении Mитрополии;

Определенная часть общин, даже некоторые весьма состоятельные, не платит десятину Московской Митрополии. С другой стороны никто не знает как тратятся эти средства- даже выплаты на духовное училище исчезают в неизвестном направлении.

После нынешнего Собора, когда мирян, возможно, отстранят от участия в Соборах, количество выплат десятины может еще сократиться.


7. О Духовном училище;

В сложном положении находится Духовное училище. Оно стало своего рода  пасынком в РПСЦ. Конечно, когда представители Церкви встречаются с внешними людьми то очень много говорится о духовном училище, и о развитии науки в старообрядчестве, о контактах с российскими учеными и т. п.  Когда же дело доходит до реальных шагов связанных с помощью духовному училищу, то оказывается, что помогать училищу почти никто не хочет. Более того, некоторые старообрядческие священнослужители ведут пропаганду против Духовного Училища, распространяют нелепые слухи, занимаются саботажем набора абитуриентов, говорят уничижительно о необходимости получения образования, высказывают опасения, что грамотные выпускники училища будут «мешать» жить по старинке: безынициативной и растительной жизнью.

С другой стороны определенные недостатки имеются и в работе Училища. Оно до сих пор не прошло государственную регистрацию и лицензирование. Некоторые молодые христиане и христианки поступают в училище с целью подготовить аэродром для последующего поступления в столичный светский  ВУЗ или подыскать неплохого женишка.

Впрочем, эти проблемы  решаемы. Регистрация училища вполне по силам старообрядческой Церкви. Регистрация повысит конкурс и привлечет множество желающих получить полноценное и признанное государством образование. А при установлении нормального количества поступающих, и соответственного высокого конкурса, все подозрительные искательницы женишков будут отправляться назад, в свои Малые Бердыщенски, искать суженых среди соседей по улице.


8. О присоединении Саратовской обл. к Самарской епархии;

Установление границ епархий находится в ведении Освященного Собора.


9. О предлагаемой А. Ю. Рябцевым системе исчисления Пасхалии;

Вот уже почти год в РПСЦ ведется дискуссия о новой системе исчисления Пасхи. Весной этого года образовалась группа христиан, которая отметила нынешнюю Пасху молитвой в одном из заброшенных пещерных монастырей Крыма и на неделю позже всей остальной Церкви.  Никаких церковно-канонических прещений на эту группу за не было наложено. Интересно, что в 2007 году, христиан посмевших предложить прекратить диалог с РПЦ МП отлучили от Церкви или от святыни моментально и без всякого суда.


10. О препятствиях к хиротонии, связанных с крещением;

Этот вопрос очень странный, трудно понять, что имеется ввиду. 


11. Разное.

Интересно, что в повестке дня Собора находятся пустопорожние, ненужные и даже вредные вопросы такие как  «реформа соборности» или «издательская деятельность», а некоторые актуальных вопросов нет.

Например, нет вопроса об исцелении раздора 2007 года, хотя этот вопрос подается регулярно в канцелярию Митрополии для постановке на Соборе.  Нет вопроса о распространяющейся в РПСЦ практике безблагодатного «дистанционного» крещения. Нет актуального вопроса о семье Севастьяновых вероисповедальная принадлежность которых остается под большим вопросом, несмотря на то, что два ее члена имеют степени священника и чтеца в РПСЦ.