Собор старообрядцев анафематствовал противников диалога с РПЦ МП

Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), прошедший в Рогожской слободе Москвы 18–20 октября с.г., принял строгие меры по отношению к некоторым членам своей Церкви. В первый день заседаний был предан анафеме бывший председатель Рогожской старообрядческой общины и давний автор "НГР" Алексей Рябцев.
Причина отлучения зафиксирована в пункте 2 постановлений Собора под заголовком "О вынесении прещения христианам, праздновавшим Пасху 2011 года в иное время". Как сказано в документе, "за изменение даты празднования Пасхи, нарушающее Священное Предание Церкви, и раздорнические действия, выразившиеся в праздновании Пасхи в иное от Церкви время, А.Ю. Рябцева и совместно с ним праздновавших Пасху отлучить от Церкви, согласно правилу 1 Антиохийского Собора и правилам 5, 6 Гангрского Собора до раскаяния".

Решение Освященного Собора сразу же вызвало толки среди старообрядцев по вопросу канонического празднования Пасхи и действий "неопасхальников", как назвали отлученного от Церкви Рябцева и его сторонников. Стоит отметить, что после реформы Патриарха Никона и старообрядцы, и РПЦ используют один и тот же церковный календарь – юлианский. Дата празднования Пасхи определяется по так называемой александрийской пасхалии и выпадает на первое воскресенье первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Однако в древних церковных канонах, которых придерживается РПСЦ, существует строгое правило относительно несовпадения христианской Пасхи с Песахом иудеев и предшествующей ему неделей опресноков, ибо "христианин осквернится от иудея". Ранее Алексей Рябцев опубликовал брошюру "Размышления о пасхалии", в которой писал: "Используемые нами пасхальные расчеты и составленные на их основе пасхальные таблицы содержат грубую ошибку, которая приводит в некоторые годы к нарушению Апостольского и Соборных правил о запрете празднования христианской Пасхи во время праздника иудеев". Несмотря на то что полемика "неопасхальников" с РПСЦ длится уже около двух лет, решение о прещении смутьянов было выдвинуто, только после того, как Пасху с.г., совпавшую с праздником иудеев, Рябцев и его сторонники решили справить в соответствии со своей пасхалией – на неделю позже православного мира, живущего по юлианскому календарю. 

Однако некоторые наблюдатели связывают произошедший конфликт с политически более важными причинами, чем исчисления Пасхи. Глава РПСЦ митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов) активно ищет пути сближения с Московским Патриархатом. В речи на открытии Собора предстоятель РПСЦ в очередной раз отметил, что "поддержание мирных и доброжелательных контактов с иными конфессиями, в том числе и с представителями самой многочисленной из них – РПЦ, думаю, является целесообразным, так как в этих встречах мы имеем возможность шире ответить на все возрастающий интерес инославного общества к древлецерковной традиции, сохраняемой ныне в Русской Православной Старообрядческой Церкви". Таким образом идея "неопасхальников" противостоять курсу митрополита Корнилия и оградить РПСЦ от контактов с РПЦ обернулась их анафематствованием. К тому же Рябцев и ранее не скрывал своего отношения к политике как предстоятеля РПСЦ, так и Патриарха Кирилла, например, в отношении введения института капелланов (см. "НГР" от 15.04.09).

Как подтвердил в беседе с корреспондентом "НГР" сам Алексей Рябцев, основной причиной его отлучения от РПСЦ стало "противодействие политике митрополита Корнилия и его окружения". "Они только ждали повода, чтобы это дело придумать, – заявил Рябцев. – По большому счету их никакие принципиальные вопросы вообще не волнуют, поэтому вопрос с пасхалией был взят только в качестве повода". По словам собеседника "НГР", предстоятель РПСЦ "стремится к объединению с РПЦ, хотя всячески это скрывает, но при этом постоянно встречается с ее представителями, устраивает вывешивание лампад над мнимыми святынями, как год назад вывесил над порогом так называемых "Судных врат" на Александровском подворье в Иерусалиме". "Эти бесконечные встречи с руководством РПЦ он объясняет необходимостью проповеди старообрядчества. Это смешно выглядит – как будто председателю ОВЦС митрополиту Илариону нужна чья-то проповедь", – сказал Рябцев.

Примечательно, что решение Освященного Собора, по сути, оставило за "неопасхальниками" право придерживаться своих взглядов "до раскаяния". Собор архиереев во главе с митрополитом Корнилием лишь отлучил оппозиционеров от Церкви, не осудив, однако, их учение.

Лидия Орлова

"НГ-РЕЛИГИИ", 2 октября 2011 г.