«В известных средневековых трактатах о вычислении даты христианской Пасхи нет следов понимания даты еврейской Пасхи как семидневного периода» - председатель Архиерейского совещания РПАЦ епископ Петроградский и Гдовский Григорий.

"Портал-Credo.Ru": Скажите, пожалуйста, что Вы думаете о предположении, будто запрет Никейского Собора праздновать Пасху одновременно с иудеями распространяется на целый семидневный период, лишь первый день которого совпадал с еврейской Пасхой? Такое предположение стало причиной нового раскола в русском старообрядчестве.
Епископ Григорий: Это предположение мне кажется странным по ряду причин. Несмотря на то, что подлинный текст постановления Никейского Собора до нас не дошел, мы располагаем различными трактатами о правилах пасхальных вычислений и даже материалами одного большого пасхального спора, основанного на разных пониманиях этого постановления. Я имею в виду спор о кельтской пасхалии в VII веке, который вели представлявшие Папу Римского англосаксонские церковные деятели против Церкви Ирландии, державшейся некоего старого обряда. Ни в этом споре, ни в каких-либо из известных средневековых трактатов о вычислении даты христианской Пасхи нет никаких следов понимания даты еврейской Пасхи как семидневного периода, а не одного конкретного дня - 14 нисана.

Невозможно предположить, чтобы "семидневное" понимание даты еврейской Пасхи, если оно было бы принято Собором, не нашло бы совсем никакого отражения в церковном Предании. А для христиан именно церковное Предание, а не какие-либо календарные расчеты или исторические выкладки сами по себе, является нормативным.


- Раз уж Вы упомянули об исторических выкладках, то как Вы думаете, что конкретно мог иметь в виду Никейский Собор в 325 году? Ведь как говорят "новопасхальники", "законной Пасхи", то есть жертвоприношения в первый день Песаха, у иудеев тогда уже не было, поскольку не было Иерусалимского храма.

- Я думаю, что он имел в виду узаконить базовые принципы тогдашней Александрийской пасхалии, которая сложилась у александрийских христиан не позднее III века. Напомню, что самая главная проблематика этого Собора - арианство - имела александрийское происхождение: Арий был пресвитером в Александрии, а его оппонентом стал епископ Александрии Александр, выступавший на Никейском Соборе в качестве главы антиариан. Но в Александрии находилась в то время - и, к тому времени, уже много веков подряд - самая большая иудейская община на земле; иудеев там жило больше, чем в Палестине до Иудейской войны и разрушения Храма. Причем, для этих иудеев родным языком был греческий, и они очень тесно взаимодействовали с христианами. Ряд их писаний на греческом языке был воспринят христианами всего мира в качестве священных; это, прежде всего, относится к Библии (Септуагинте).

Александрийская пасхалия III века довольно полно сохранилась до настоящего времени в практике Эфиопской Церкви, где она существует в качестве особой методики календарных расчетов. Ее подробно реконструировал в 1979 году великий историк древней астрономии Отто Нейгебауэр (а потом еще и я кое-что дополнил в моей статье Computus в издаваемой в Гамбурге международной "Эфиопской энциклопедии"). Эта пасхалия основывается на довольно полно представленном некоем "еврейском календаре", включающем не только пасхалию, но и праздники и посты в течение всего года, и уже от даты еврейских праздников рассчитываются даты праздников христианских. Этот еврейский календарь не только не совпадает с календарем талмудического иудаизма, но и содержит элементы, прямо отвергнутые талмудической традицией: например, в нем есть некий "пост Юдифи", но не только такой пост, но и сама книга Юдифь талмудическим иудаизмом отвергнута. Очевидно, это календарь той еврейской общины, с которой тесно взаимодействовали ранние александрийские христиане, или даже, возможно, той александрийской общины, которая обратилась в христианство в основной своей массе. Как известно, в пору формирования христианства иудейский мир был разделен на десятки разных сект, обычно отличавшихся именно календарями. Под иудейской Пасхой в этом календаре подразумевается один конкретный день, а не семь.

Все же подчеркну, что мое мнение о значении эфиопской (александрийской по происхождению) пасхалии для прояснения буквального смысла утраченного постановления Никейского Собора - это гипотеза. Уверенно можно говорить лишь о том, что для Церкви имеют значение только те толкования этого постановления, которые сохранились в церковном Предании, то есть только те, которые усваивают понятию еврейской Пасхи только один день.

Александр Солдатов

3 ноября 2011
"Портал-Credo.Ru"