21-22 октября сего года в г. Улан-Удэ (Бурятия) состоялся Епархиальный Съезд Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии. Съезд созывал христиан РПСЦ, вышедших в 2007 году из канонического подчинения митрополиту Корнилию (Титову) по 15 правилу Двухкратного Собора из-за неканоничных решений Собора РПСЦ 2007 года.


На Съезд «непоминающих» прибыли (к сожалению, в разное время) представители практически всех общин и религиозных групп ДВ-епархии от г. Иркутска до юга Приморского края. В этом году и благословение правящего архиерея - епископа Внифантия (Смольникова) - на проведение Съезда, и список вопросов, и другие материалы по общинам были разосланы вовремя, подготовка велась хорошо, согласно практически со всеми требованиями. Пожалуй, единственной проблемой организации Съезда стали документы от Общин, которые необходимо иметь делегатам Съездов, подтверждающие полномочия их представителей. На Съезде отмечалось, что Общины должны таки проводить свои Общие собрания, должны нормально избирать делегата Съезда и обязаны предоставлять на Съезд выписки из решений Общего собрания о своем делегате.

Епархиальный Съезд начал свою работу с соборной молитвы в 9 утра 21 октября в доме причта Верхнеудинской общины г. Улан-Удэ, затем там же началось заседание.

Перед началом рассмотрения вопросов соборяне выслушали замечания епископа Внифантия по документации делегатов; определили, что кворум Епархиальный Съезд имеет; делегаты познакомились друг с другом. Первым вопросом епископ Внифантий поставил свое заявление о том, что он отказывается от управления ДВ-епархией. В своем устном заявлении (благо ход ведения Съезда записывался на аудио-носитель) епископ, без указания канонических причин, сказал, что он не признает Съезд Съездом, не признает законности своего избрания правящим архиереем ДВ-епархии. Владыка поведал христианам, что в середине октября он обратился через о. Александра Чукаленко (г. Хабаровск) к митрополиту Корнилию с просьбой принять его (и всех христиан, кто перейдет с ним) в молитвенное общение без прещений. Призвал всех желающих идти с ним (мол, нужно бороться с м. Корнилием внутри «ринга», а не во вне ММ РПСЦ). 22 числа он передал соборянам свое краткое заявление в письменном виде.

В принципе, собравшиеся на Съезд делегаты не были удивлены заявлением и решением епископа Внифантия. Это был, по меньшей мере, 3-й отказ епископа от ДВ-епархии (первый был решен в конце 2010 года на личном уровне, второй - на внеочередном Епархиальном Съезде весной 2011 года). На этот раз христиане приняли решение владыки, поблагодарили его за труды (преосвященный епископ Внифантий руководил Иркутско-Амурской епархией с октября 2009 по октябрь 2011 гг.) и признали ДВ-епархию вдовствующей.

В принципе, решение епископа Внифантия - это его полное право. Он сколько мог держался, сколько мог поддерживал нас, сколько мог писал письма и м. Корнилию и м. Леонтию. Но вот, более не смог, не видит смысла, не считает вполне законной свою хиротонию... Что делать? Спаси Христос и низкий поклон владыке за то, что он сколько мог потрудился с нами. Теперь он решил пойти своим, другим, отличным от нашего, путем. Думаю, это его право. У меня от служения с епископом Внифантием в основном остались добрые воспоминания. Я не согласен возвращаться в Московскую митрополию РПСЦ, где все еще не решены вопросы по подчинению первоиерарху Церкви Христовой, по п. 4.1. Собора 2007 года, где не снята лампада, не осуждены экуменисты (прониконианские, прокатолические и промусульманские), не рассмотрены дела еп. Силуяна и Новожилова и т.д. Считаю, что становиться соучастником этих и иных канонопреступлений РПСЦ пагубно для души. Но это выбор вл. Внифантия. Он сам знает что и как ответить Богу на Страшном Суде.

За два дня работы Епархиальным Съездом был принят Внутренний Устав ДВ-епархии, был избран новый состав Духовного Совета епархии, решены другие вопросы внутренней жизни епархии и ее внешних контактов. Христиане, оставшиеся верными своим же прежним договоренностям, своим же решениям, продолжают епархиальную жизнь.

Отличительной чертой наших Съездов является то, что соборяне реально рассматривают все поступающие на соборное рассмотрение вопросы и не прекращают свою работу, пока не будут даны ответы на все вопросы. Этот принцип был сохранен и на прошедшем Съезде.

Приятно и радостно было видеть среди участников Съезда епископа Германа (Савельева). который, несмотря на все, что с ним произошло за последние 3 года, находит в себе силы противостоять процессам деградации в Церкви Христовой. Приятно было видеть конструктивно настроенных представителей многих общин епархии. Хотя ДВ-епархия мала, имеет свою исторически сложившуюся специфику, огромные расстояния, тем ли менее мы с вами духовно родились в этой земле, живем на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, служим Христу в ДВ-епархии, и пока духовно и физически живы, пока Господь Бог дает время и разумение, давайте «еще побредем», еще послужим Христу, всяк оставаясь на том месте, где нас Бог избрал.

Владыка Внифантий (Смольников) последний месяц своего служения в качестве правящего архиерея ДВ-епархии провел в Восточной Сибири. В начале октября он проездом, возвращаясь в Улан-Удэ с БАМа, посетил г. Иркутск. По возвращении в Бурятию, находился при доме причта.

9 октября владыка имел встречу с представителями «корнилиан», которые заявили епископу, что 14 октября они намерены силой отобрать дом причта у нынешних хозяев. Председатель Общины Зинаида Гудадзе и представитель общины Алексий Карнаухов сделали заявления в органы полиции о готовящемся рейдерском захвате собственности общины. Были предприняты меры охраны дома причта. По какой-то причине пока захвата не было произведено, но угроза по сей день остается.

В общину г. Улан-Удэ продолжают поступать ответы из различных инстанций на рассылаемые письма по ситуации вокруг подделки печати и документации Общины. Не обходится и без курьезных ответов. Так министр МВД Бурятии прислал письмо, в котором он без суда и следствия объявляет Марину Заиграеву - «председателя» от рейдеров - законным председателем Общины. Кто дал право министру МВД определять законность вместо Суда остается загадкой. Но налицо предвзятое отношение, если не прямой сговор представителей о. Карпа Утенкова с представителями МВД. Оно вполне возможно. Известно, что в Улан-Удэ "активным" помощником Московской митрополии является бывший министр МВД И.И. Калашников, который по данной ситуации имел беседы с нынешнем министром.

С 12 по 16 октября владыка Внифантий пребывал в Старообрядческой общине г. Читы. 21 числа владыка устно объявил о прекращении управления ДВ-епархией, а 22 октября подписал соответствующий письменный документ и устно объявил о прерывании со мной молитвенного общения, опять таки, все это без указания канонических причин...

В настоящее время владыка проживает в доме причта г. Улан-Удэ, вероятно, ожидает ответ митрополита Корнилия на прошение по присоединению к Московской митрополии. В каком он ныне статусе - не ясно. К примеру, он отказался освящать антиминс для общины г. Улан-Удэ (свой я забрал из храма), сославшись на «не совсем законное» свое рукоположение, но при этом не отказывается облачаться, называться епископом и благословлять христиан.

28 октября после почти полугодового отсутствия в Бурятию вернулся «корнилианский» епископ Патермуфий (Артимихин), который прибыл сюда вместе с о. Карпом Утенковым (г. Улан-Удэ), возвратившимся с Собора РПСЦ. Вероятно, они привезли какие-нибудь ответы митрополита из Москвы для епископа Внифантия (кстати, отсутствие ответа - это тоже ответ). Думаю, в скором времени все проявится и встанет на свои места.

31 октября 2011 г.
п. Шкотово

протоиерей Елисей Елисеев