Повелители пара. Сергей Бурьянов.
«Символический капитал» РПЦ МП как административный ресурс Кремля на предвыборной мобилизации 2011 года
4 декабря 2011 года в России прошли очередные выборы депутатов в Государственную Думу. Как и прежде, по данным Центральной избирательной комиссии (ЦИК), "большинство россиян проголосовало за "Единую Россию".
Кроме "партии власти" (еще довольно мягко в народе называемой "партией жуликов и воров"), в этот раз ведомой пока еще президентом Дмитрием Медведевым, в законодательный орган власти прошли ее проверенные спаринг-партнеры КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР.
По предварительным данным от главы ЦИКа Владимира Чурова, "Единая Россия" получит 238 депутатских мандатов, КПРФ может рассчитывать на 92, "Справедливая Россия" – 64 места, а ЛДПР – 56.
Несмотря на то, что результат "ЕР" оказался ниже, чем в 2007 году (тогда получилось 315 депутатских мест из 450), говорить о его неожиданности, и, тем более, о серьезных изменениях политической системы России нет ни малейших оснований.
Более того, оснований для легитимности вышеупомянутых результатов также недостаточно. Многие оппозиционные партии не смогли принять участия в выборах, поскольку неправомерно не были зарегистрированы. В день выборов наблюдатели, в том числе от ПАСЕ и ОБСЕ, зафиксировали неприличное количество нарушений. "Был целый ряд нарушений, когда сама процедура подсчета голосов нарушалась, и был целый ряд фактов серьезных вбросов бюллетеней в избирательные урны, с более чем одной трети избирательных участков мы не получили копии результатов голосования, и были отчеты о том, что были препятствия работе наших наблюдателей… Имела место зависимость от административного ресурса, и не была достаточно проявлена непредвзятость и равенство всех перед законом", - цитирует "Газета.Ru" президента ПАСЕ Петроса Эфтимиу, возглавлявшего группу наблюдателей.
Российские правозащитники и представители неудобной для власти оппозиции говорят о чудовищных фальсификациях, вбросах и "каруселях" (это когда подставных лиц возят по участкам, и они голосуют многократно).
В Москве на следующий день после выборов более шести тысяч человек вышли на митинг "Эти выборы – фарс! Вернем себе выбор!". Участники акции скандировали "Позор!", "Россия без Путина!", "Долой партию жуликов и воров!" Выступавшие отмечали, что итоги выборов были грубо сфальсифицированы.
На этом фоне видимой части айсберга нарушений, вопрос о влиянии "религиозного фактора" отнюдь не очевиден и редко воспринимается всерьез.
Действительно, если использование прямых фальсификаций, контроля СМИ и прочих видов "административного ресурса" является темой достаточно исследованной, то вопрос взаимосвязи религии и выборов требует прояснения. Тем более что на прошлых выборах всякого рода "религиозные" партии, будь то "православные" или "исламские", как правило, успеха у избирателей не имели. И тогда, и сейчас лидеры конфессий не устают заявлять, что не принимают участия в политической борьбе.
Так глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в эфире телеканала "Союз" заявил: "Священнослужители, церковная полнота, церковная иерархия, официальные церковные учреждения не могут участвовать в агитационных мероприятиях, которые проводятся в ходе предвыборных кампаний. Не может священник или представитель официального церковного учреждения, даже будучи мирянином, монахом или монахиней, вести агитацию, и об этом ясно говорится в документе Архиерейского Собора Русской церкви от 2 февраля 2011 года".
Но в упомянутом документе ничего не сказано о запрете идеологической поддержки власти в обмен на предоставление различных преференций от государства, вплоть до прямого финансирования и передачи объектов недвижимости на десятки-сотни миллиардов долларов.
Показательно, что никаких запретов на поддержку власти в РПЦ МП и в большинстве иных "основных" конфессий не существует. Более того, например, "Основы социальной концепции" РПЦ МП содержат тезисы о "богоустановленности власти", недвусмысленно напоминающие о далеко не изжитых средневековых традициях сакрализации власти вопреки интересам гражданского общества.
Таким образом, участие РПЦ МП (и некоторых иных приближенных власти конфессий) в политической жизни вообще и в избирательных кампаниях в частности ограничивается, как правило, поддержкой власти с целью успешного преодоления ее кандидатами демократических процедур в виде выборов. Естественно, не задаром. Отношения церковной бюрократии и властных групп строятся на принципах взаимной выгоды, правда, противоречащих Конституции РФ и интересам общества.
Поэтому когда религиозные лидеры говорят о невозможности для Церкви поддерживать политические партии, движения, блоки и т.д., то это в какой-то мере соответствует действительности. Поддерживается только "партия власти" или конкретные политические фигуры, отношения с которыми могут быть выгодны.
Например, в начале октября Патриарх РПЦ МП Кирилл (Гундяев) поздравил премьер-министра РФ Владимира Путина с днем рождения и дал высокую оценку его деятельности. "Господь судил Вам трудиться на многих ответственных государственных постах, в том числе в должности президента России и председателя правительства. Свидетельствую, что во многом благодаря Вашим усилиям удалось преодолеть тенденцию, которая могла привести к распаду нашей страны", - говорится в патриаршем поздравлении, опубликованном на сайте Московского патриархата.
Месяцем ранее, 14 сентября, в приветственном послании по случаю 46-го дня рождения Дмитрия Медведева, глава РПЦ МП выявил множество положительных черт, свидетельствующих о нынешнем президенте "как о человеке, который является достойным лидером нашей многонациональной страны, пекущемся о ее благе и процветании".
Это уже не говоря о ежегодном "весеннем обострении" участия первых лиц государства в рождественских и пасхальных богослужениях и прочих мероприятиях РПЦ МП. Причем "богоугодные" мероприятия, вопреки Конституции России, носят отнюдь не приватный характер и широко освещаются федеральными телеканалами, не говоря уже о более мелких СМИ. Кроме того, 3 февраля 2011 года президент России Дмитрий Медведев встретился в Кремле с участниками проходившего в Москве Архиерейского собора РПЦ МП. Возможно это случайность, но, по данным Фонда "Общественное мнение", с 17 по 24 апреля 2011 года рейтинг премьер-министра Владимира Путина вырос с 53 % до 57 %, а президента Дмитрия Медведева — с 46 % до 47 %.
Плотный ряд религиозных лидеров принял участие в сентябрьском съезде "Единой России", том самом, на котором члены "тандема" объявили, кто будет следующим президентом, а кто - председателем правительства.
Страна заговорила о возвращении брежневского застоя, но протоиерей Чаплин назвал это примером "нравственности в политике". "Когда еще в истории России высшая власть в государстве передавалась так мирно, достойно, честно, по-дружески? Это настоящий пример доброты и нравственности в политике, пример, которому, по-моему, могут позавидовать не только наши предшественники и люди, жившие в советское время, но и граждане большинства стран мира, включая те, которые пытаются нас учить", - сказал протоиерей, комментируя итоги прошедшего 24 сентября съезда партии "Единая Россия".
Председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, также участвовавший в съезде "Единой России", заявил, что видит в решениях властного "тандема" "основу стабильности" в России.
Зампредседателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) пастор Константин Бендас также горячо одобрил вышеупомянутый способ передачи власти и дал высокую оценку властным лицам. "Владимира Владимировича мы знаем не первый день. И у нас нет каких-то глобальных претензий или жалоб по поводу его политики по отношению к религиозным объединениям в нашей стране и к усилиям, предпринимаемым для торжества закона в сфере свободы совести, вероисповедания, равенства религиозных конфессий перед законом. Вопросы рассматривались, решались, и законодательство отстаивалось… Я рад, что вот многие из так называемых "либеральных ценностей", которые сегодня, в основном, в странах Западной Европы уже позиционируются как достижения демократии, не пришли к нам ни при том президенте, ни при другом. И я выражаю надежду, что и следующий президент Российской Федерации будет твердо стоять на морально-нравственных ценностях, общих для большинства религий и однозначных для христианства", - заявил пастор. По словам же председателя РОСХВЕ епископа Сергея Ряховского, большое количество НПО, которые были основаны активными протестантскими лидерами, вошли в "Народный фронт" В. Путина.
Но дальше всех в лестных оценках решений съезда "ЕР" зашел лидер "Ассоциации православных граждан" РПЦ МП К. Фролов, фактически сравнивший (и отчасти отождествивший) Гундяева, Путина и Медведева со Святой Троицей.
На таком фоне голоса экс-председателя РС ЕХБ пастора Ю. Сипко, утверждающего, что "оба парня из тандема утратили право на власть", и священника РПЦ МП А. Плужникова, возмущенного требованием волгоградских чиновников агитировать за "Единую Россию", звучат явным диссонансом.
Политическая поддержка РПЦ МП (а другие конфессии стараются не отставать) дает основания говорить о втягивании некоего "религиозного истеблишмента" в политику. Более того, Александр Солдатов говорит о претензиях РПЦ МП на монополию "русского Православия", к которому, по её мнению, принадлежат до 80 % "православных по рождению" россиян, и "требует от государства помощи в восстановлении своего влияния на десятки миллионов людей, обосновывая законность просьбы своим влиянием на этих людей. Этот парадокс трудно не заметить, и его игнорируют не потому, что не замечают, а потому, что для государства и общества решающее значение имеет не действительное влияние РПЦ [МП] на каждого конкретного человека, а её возможность воздействовать на поле социальных отношений в целом при помощи своего "символического капитала". В качестве "символического капитала", используемого в социально-политической и экономической деятельности РПЦ МП, А. Солдатов указывает на "совокупность культурных символов и архетипов, принципов общественной морали и норм поведения, основных элементов исторической памяти народа и форм государственного и общественного устройства, так или иначе укорененных в русской православной традиции". К собственно религиозной составляющей "символического капитала" РПЦ МП, по мнению А. Солдатова, относятся "православное вероучение, Предание и традиции Православной Церкви, таинства, богослужения и обряды, принципы и нормы духовной жизни ("духовной практики"), а также суеверия и магические представления, которые связываются с Церковью у "невоцерковленной" части её паствы".
В качестве примера, в значительной мере подтверждающего вышеупомянутую гипотезу, можно упомянуть грамотно организованный и "правильно" освещаемый федеральными СМИ привоз в Россию пояса Богородицы. Показательно, что первым приложился к святыне В. Путин, который вместе с губернатором Петербурга Г. Полтавченко встретил пояс Божией Матери в аэропорту Пулково. Это произошло непосредственно перед выборами.
"Раскрутка" избранных "религиозных организаций", получивших доступ к ресурсам государства (в т.ч. к информационным), напоминает раскрутку идеологии, имеющей мало общего с личным религиозным опытом и мировоззренческим выбором людей.
В условиях катастрофической деградации партии власть передержавших, для сохранения которой "обычного" административного ресурса уже явно не хватает, кремлевские политтехнологи делают серьезную ставку на ее освящение. События последних лет показывают, что власть пойдет здесь до конца, вплоть до законодательного оформления системы вероисповедных предпочтений, ограничений и гонений по образцу дореволюционной.
Анализ предвыборной сакрализации власти показывает, что главными политическими игроками на "религиозно-электоральном поле" являются власть и РПЦ МП, при некотором расширении круга приближаемых к госкормушке. Взаимодействие между ними осуществляется в рамках религиозной политики и коррумпированных отношений. В результате власть через устойчивую связь и прямую поддержку РПЦ МП получает от нее авторитет-освящение, что и помогает ее креатурам преодолевать демократические процедуры.
В данном случае, многие из идентифицирующих себя православными россиян оказываются и "верующими" в Путина-Медведева и их партию. И это несмотря на то, что, по данным соцопросов, большинство из них не ходит в церковь, а некоторые даже не верят в Бога.
Значит не случайно участники питерских праймериз "Единой России" и "Народного фронта" встретили овацией предложение создать в России "Церковь Бога единого – Путина". "Путин должен стать духовным отцом новой религии бога единого! Нужно построить храмы для всех людей, где чистить перышки губернаторам и прокурорам", - цитирует слова некоего Косолапова "Деловой Петербург". При этом Косолапов добавил, что "уже начал собирать деньги на "храм Путина - бога единого".
До недавнего времени было известно только о матушке Фотинии из Большой Ельни, которая в своих молитвах обращается к Владимиру Путину, а ее последователи считают главу правительства новым воплощением апостола Павла.
Кстати, программа народных инициатив "Общероссийского народного фронта" (ОНФ), обнародованная на сайте "Единой России", призывает к возрождению духовности и сохранению традиционных духовных ценностей, к борьбе с "религиозным экстремизмом" и "ваххабизмом".
Судя по действиям политтехнологов власти, результат уже прошедших выборов в значительной мере был предрешен. Едва ли не единственной заботой власти была проблема явки избирателей.
Еще весной 2011 года глава Центризбиркома В. Чуров встретился с патриархом РПЦ МП Кириллом (Гундяевым) и попросил содействия Церкви и других традиционных религиозных общин в проведении выборов. "В 2007 году во всех церквях, молельнях, мечетях, синагогах призывали проявить политическую активность и прийти на выборы", - напомнил Чуров и выразил надежду, что данная практика получит продолжение.
Уже на старте предвыборной кампании стороны подтвердили договоренности о предвыборной поддержке, достигнутые ранее. 7 октября 2011 года прошла встреча председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ МП (ОВЦО МП) протоиерея В. Чаплина с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В. Чуровым и заместителем председателя ЦИК РФ Л. Ивлевым.
Невозможно просчитать, в какой мере "религиозная" поддержка помогла решить проблему явки и повлиять на исход выборов. Но сам факт участия религиозных лидеров в предвыборной мобилизации говорит о многом. Тем более что они не могли не понимать, какую услугу и кому оказывают.
Предвыборные призывы религиозных лидеров, за редким исключением, не являются прямым нарушением избирательного законодательства. Однако, в данной ситуации религиозные организации показали себя в качестве неких корпораций, озабоченных усилением своего политического влияния и далеких от интересов гражданского общества. Религиозные лидеры несут моральную ответственность за последствия политики, поддержанной ими власти.
А вот религиозная политика власти, направленная на селекцию и манипулирование религиозными организациями, явно противоречит Конституции и законодательству России. Но утратившую обратные связи с обществом, агонизирующую и готовую на все ради сохранения себя "партию власти" это не волнует.
Ослабление позиций "ЕР" в новой Госдуме не способно приостановить деструктивные тенденции в сфере свободы совести, прекратить некомпетентную и преступную религиозную политику, остановить религиозные преследования.
Это значит, что напряженность в обществе, и особенно на Северном Кавказе, будет нарастать. Когда пара становится слишком много, а политические пароотводы приносятся в жертву беспредельному аппетиту власти, то взрыв котла неизбежен. Впрочем, чисто гипотетически, у России остались еще президентские пароотводы 2012 года. И здесь от гражданской позиции религиозных лидеров многое будет зависеть. Не продавайтесь!
По материалам сайта «Кредо.Ру»