Мы находимся в преддверии очередного «Акта о каноническом общении», на сей раз – с РПСЦ?

Очередное заседание Совета старообрядческой митрополии Московской и всея Руси прошло 25-26 января в духовном центре Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) в московском Рогожском поселке. Вроде бы, его результаты мало чем примечательны для интересующихся церковной политикой, особенно вне спасительной ограды РПСЦ. Однако, итог заседания мог быть совсем другим – от него ждали сенсации.
По сведениям источников автора в митрополии РПСЦ, ее Совет мог обсудить вопрос об отлучении от общения церковного чтеца Леонида Севастьянова, более известного в церковных и светских кругах в качестве предпринимателя Леонида Михайловича Севастьянова - директора компании "Стратинвест.Ру" и председателя образованного по инициативе митрополита Илариона (Алфеева), главы ОВЦС МП (курирующего, помимо прочего, и старообрядчество), Благотворительного фонда святителя Григория Богослова. Этот фонд осуществляет масштабное финансирование ряда крупных проектов Московского патриархата. Причем фонд не скрывает своих связей с зарубежными донорами и с Римско-Католической Церковью, в которой Леонид Севастьянов получил одно из своих высших образований.

Непосредственно на заседании Совета митрополии вопрос был поднят одним из авторитетных священников РПСЦ, однако Митрополит Корнилий снял его с обсуждения как "несвоевременный и неудобный".

За несколько месяцев до этого несостоявшегося события старообрядческое сообщество было переполнено разного рода толками о Севастьянове, его "соблазнительном поведении" (главным образом, во время визита к Папе Римскому Бенедикту XVI) и отсутствием реакции митрополии на это. Высказались по этому поводу и "раздорники" (как их называют в митрополии) Алексей Рябцев и Сергей Аветян, продолжающие, несмотря на наложенные на них прещения, пользоваться уважением в консервативной старообрядческой среде. Тема активно обсуждалась на наиболее свободных старообрядческих площадках – на форумах и в блогосфере. Причем обсуждение это зашло так далеко, что затронуло не только самого Севастьянова, но и его семью, известных предков и т.п.

Конечно, ревнителей древлего благочестия волнует не столько личность самого Севастьянова и даже не его малопонятные для староверов действия, а судьба старообрядческой Церкви. Действия чтеца Леонида льют воду на мельницу сторонников возможной "унии" с РПЦ МП.

Подписание в 2007 году "Акта о каноническом единстве" РПЦ МП с РПЦЗ, которым окончились многолетние тайные и явные попытки руководства Московской патриархии подчинить себе крупную церковную группировку, обладающую привлекательными объектами имущества за рубежом, но – главное – имеющую "альтернативную" точку зрения на ключевые события церковной истории ХХ века, стало важнейшей победой Лубянки и Чистого переулка над "несогласными" в православной среде. Начинание, которое лично инициировал и возглавил Владимир Путин, широко освещалось в прессе. Оно доказало реалистичность и осуществимость сценариев "слияния и поглощения" различных церковных объединений, лояльных российской власти, по модели объединения коммерческих корпораций, с использованием схожего инструментария финансовых и административных рычагов, с обеспечением надлежащего "пиар-прикрытия".

Успех с покорением "зарубежников" настолько окрылил руководство Московской патриархии и лично Патриарха Кирилла, что они поставили задачу "вытеснить все церковные расколы" за легальное поле. По отношению к РПАЦ - крупному "осколку" РПЦЗ, оставшемуся на прежних бескомпромиссных позициях, - применили тактику рейдерского захвата, силой отобрав 16 храмов в Суздале и Суздальском районе, которые являются духовной сердцевиной этой православной юрисдикции. Недавняя смерть главы РПАЦ Митрополита Валентина напомнила широкой общественности о горьких для него и всех последователей РПАЦ днях расставания с намоленными храмами и святынями, а также и с имущественными правами, без которых немыслима полноценная церковная жизнь. В сложившейся ситуации ни один церковный организм России не может чувствовать себя в безопасности, уповая на то, что аппетит крупнейшего хищника обойдёт его стороной, избрав иной объект пожирания.

Старообрядцы, имеющие многовековой опыт отражения атак со стороны господствующей Церкви, весьма чувствительны к переменам политического климата, и появление на церковном небосводе приближенного к Патриарху Кириллу "старовера" Севастьянова не могло не вызывать их обоснованного беспокойства. Фигуры типа священника Иоанна Миролюбова (бывший наставник крупнейшей в беспоповстве Рижской Гребенщиковской общины) и Леонида Севастьянова, пользующихся демонстративным расположением Патриарха, вместе с неожиданными проявлениями щедрости в адрес старообрядцев (путём финансирования через тот же фонд св. Григория Богослова) невольно заставляют задуматься над причинами этого "изменения климата".

Московская патриархия не имеет репутации организации, склонной к бескорыстным актам милосердия, в особенности по отношению к идеологическим конкурентам или противникам. В то время как внутри самой РПЦ МП идёт борьба за доступ к денежным средствам и за их перераспределение, предоставление помощи, пусть и древним, но все же "раскольникам", выглядит не слишком обоснованным, если только руководство патриархии не преследует при этом каких-то далеко идущих и пока не афишируемых целей.

Вот характерная реплика бывшего председателя Рогожской старообрядческой общины РПСЦ Алексея Рябцева на форуме газеты "Самарское староверие": "Хочется еще раз отметить, что всё происходящее очень серьезно. На наших глазах возникла новая униатская структура. Её совершенно спокойно (по аналогии с украинской греко-католической) можно назвать "русской староверо-католической". Леонид Севастьянов не маленький мальчик. Это очень серьезный, образованный и влиятельный российский религиозный и политический деятель. Это совсем не та мелкотравчатая шпана, которая населяет сейчас митрополию РПсЦ. Все его шаги строго продуманы и последовательны".

Если использовать столь любимую Владимиром Путиным и его сторонниками шпионскую терминологию, то можно сказать, что активная деятельность Леонида Севастьянова развивается по законам создания "резидентуры глубокого залегания" в старообрядческой среде. С точки зрения стратегии Московской патриархии в отношении РПСЦ, Севастьянов - весьма подходящая фигура для выполнения столь деликатной миссии. Он потомок древнего казачьего рода потомственных староверов, сумевших выжить и сохранить свои убеждения при различных политических режимах, включая власть Советов, когда репрессии против старообрядцев кратно превосходили притеснения новообрядческого православия.
 
Отец Леонида Севастьянова - недавно почивший Михаил Стефанович Севастьянов - был уставщиком и старостой (председателем приходского совета) старообрядческого прихода РПСЦ в Ростове-на-Дону, а за пределами города, в частности - в Москве, был более известен как предприниматель, занимавшийся куплей-продажей антикварных предметов и книг, а также меценат, тесно связанный с интеллектуальной элитой того времени, - например, с корифеем советской историографии академиком АН СССР М.Н. Тихомировым. По характеру своего бизнеса (в поисках редких икон и старопечатных книг) Севастьянов-Старший исколесил всю страну, побывав в самых отдалённых уголках, став весьма известным человеком, своего рода "связным" отдалённых старообрядческих общин. Вероятно, можно предположить, что династия Севастьянов – единственная в современном старообрядчестве, которая сохранила деловую преемственность с дореволюционным староверческим купечеством, которое, как известно, создало как класс крупную российскую буржуазию. Поскольку происхождение, родовитость, потомственность имеют в старообрядческой среде колоссальное значение, то Севастьянов-Младший для староверов "свой" с любой точки зрения.

Вместе с тем, пройдя суровую школу Московских духовных семинарии и академии РПЦ МП, Севастьянов стал своим и для Московского патриархата, сблизился с Патриархом Кириллом (в то время митрополитом) и митрополитом Иларионом (в то время иеромонахом). Как человек, которому они вполне доверяют, Севастьянов-Младший был командирован в Рим для дальнейшей обкатки на "фабрике кардиналов" – в Папском Григорианском университете, а затем – и в Вашингтон для освоения современных политтехнологий и корпоративных техник слияния и поглощения.

Неудивительно, что при таком бэкграунде руководство ожидает от Леонида Михайловича эффективного выполнения самых сложных проектов, которые на первый взгляд кажутся "фантастическими". Главное на нынешней стадии – преодолеть некоторое недоверие, которые сеют вокруг этой фигуры ревностные представители "младостарообрядчества" - неофиты, сравнительно недавно порвавшие с РПЦ МП.
 
Пока наиболее эффективной оказалась тактика постепенного вытеснения этих неофитов в маргинальную церковную среду – в разного рода "раздоры", типа ДЦХ БИ, которые возникли вокруг РПСЦ после избрания на митрополичью кафедру Митрополита Корнилия (Титова), у которого сложились "конструктивные" отношения с Чистым переулком и Даниловым монастырем. Тем не менее, как "раздорники", так и еще остающиеся в РПСЦ противники ее сближения с Московским патриархатом, предпринимают усилия, дабы поставить заслон, как они считают, "ренегату" Леониду Севастьянову. Единственным эффективным заслоном такого рода могло бы стать принятие священноначалием решения о его отлучении от общения церковного. Поставить точку в этой истории должен Освященный Собор РПСЦ, проведение которого традиционно намечено на октябрь 2012 года. Поскольку большинство голосов на Соборе принадлежит мирянам, то есть шанс как-то повлиять на "вето" епископата, не желающего отлучать Севастьянова, несмотря на его работу в РПЦ МП и молитвенное общение с католиками.

Портал будет с интересом наблюдать за завершением этой "Операции "Резидент".

В заключение – несколько цитат из интервью, которое Леонид Севастьянов дал в 2010 году главному редактору агентства "Благовест-инфо" Дмитрию Власову:
 
"Мои дед и отец были уставщиками старообрядческой общины в Ростове-на-Дону, а мой старший брат – сейчас священник и настоятель этой общины"; "в возрасте 17 лет я по благословению главы Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Алимпия (Гусева) поступил в Московскую духовную семинарию. Там я познакомился с иеромонахом Иларионом (Алфеевым)"; "По совету о. Илариона и по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла я продолжил учебу за границей. Я изучал политическую философию в Папском Григорианском университете в Риме, а после этого – пиар и международные отношения в Джорджтаунском университете (США)";
 
"Лично для меня старообрядчество по отношению к Русской Православной Церкви представляется тем же, чем была Русская Зарубежная Церковь по отношению к Московскому патриархату до подписания акта о каноническом общении в 2007 году. Формально это были разные Церкви, но фактически – одна";
 
"Сам факт, что старообрядцы, восстановив в XIX веке иерархию, не выбирали себе Патриарха, указывает на то, что они считали себя частью Русской Православной Церкви";
 
"Духовная миссия старообрядчества заключалась в том, чтобы не дать Церкви пойти по пути полного подчинения государству"; "Считать, что истинно верующий человек не должен думать о материальном благополучии, а посвящать свою жизнь исключительно молитве, – это псевдоправославный взгляд";
 
"В XIX веке, живя бок о бок со старообрядцами на территории современной Украины и Молдавии, их опыт во многом переняли евреи… Без этого опыта еврейский народ мог бы не добиться таких успехов в создании своего государства – Израиля";
 
"Старообрядчество во многом выполнило свою миссию по отношению к Русской Церкви. А сегодня его миссия заключается в том, чтобы оставаться внутри Церкви здоровым консервативным звеном";
 
"Мы стремимся создать альянс христианских церквей, которые поддерживают те же традиционные ценности, что и мы";
 
"Мы оказываем всемерную поддержку Русской Православной Церкви, в частности, различным направлениям международной деятельности ОВЦС, поддерживаем Общецерковную аспирантуру, Московский Синодальный хор. Мы осуществляем работу с соотечественниками за рубежом, устанавливаем и поддерживаем контакты с политическими структурами и организациями стран ближнего и дальнего зарубежья".

М.Зубов

Портал-Credo.ru
 


Комментарий о. Александра Панкратова

"Классический случай так называемого ВРАНЬЯ"(с) :(

"Непосредственно на заседании Совета Митрополии вопрос (об отлучении от РПСЦ Леонида Севастьянова, о нём: http://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=482 - о. А. П.) был поднят одним из авторитетных священников РПСЦ, однако Митрополит Корнилий снял его с обсуждения как "несвоевременный и неудобный".

Это о минувшем СМ 25 - 26 янв. пишут здесь:

Добавлена ещё куча всякой конспирологии :(

Только вот грешный аз был на том Совете, что называется, "от звонка до звонка", и свидетельствую: НИКТО вопроса о г-не Севастьянове не поднимал, о нём вообще не упоминалось на заседаниях.

Такова "достоверность" информации :(

Кстати, подписавший статью на "кредо" "Максим Зубов" - скорее всего, псевдоним, за коим, не исключено, прячется мой нынешний оппонент Алексей Муравьёв, супруга которого, не секрет, работает на том самом "портале" ... Конечно, если мне докажут иное, готов взять сии слова обратно...

Личная страничка о. Александра Панкратова «Зряще из Ново-града»
31 января 2012 г.


Комментарии на «Самарском староверии»

Опровержение участника Совета Митрополии с элементами разоблачения опубликовал сегодня о.Александр Панкратов:

Олег_Хохлов


Олег, совсем интересно. Куда больше, чем про Севастьянова.

Севастьянов даже если он и штатный сотрудник ФСБ, а этому доказательств быть не может, уж точно не резидент. Не тот круг влияния, да и других агентов полно.

А вот оппозиционер Муравьев - это "песня". Давно? Что будет дальше?
Евгений_Иванов


Дорогой Олег, мне вот интересно, а с какой целью ты публикуешь комментарий Панкратова? Я уж не говорю о том, что обманщикам и фактически нечистым на руку людям (таким как Панкратов) верить противопоказано, но в чём пафос комментария?

Разоблачить портал «Кредо» в публикации недостоверной информации и бросить тень на своего одноверца и преподавателя МДУ Муравьёва, как это с оговорками делает Панкратов?

Допустим.

Но если Панкратов прав и вопрос о Севастьянове опять не поднимался - это по твоему повод для гордости, о котором нужно во всеуслышание заявить, как об очередном акте "стояния в вере", по методу Чунина? Просто хочется понять психологию рогожанина в добром здравии.

Тобой и всеми другими участниками и организаторами молебна старообрядческому атаману Платову один из Севастьяновых только недавно публично подтёрся. Причём, заметь, сделал это цинично, вывесив своё "исследование" за несколько дней до мероприятия, когда менять что-то было уже сложно.

То что тобой подтёрлись - ты прекрасно понимаешь, потому как вся фонтанирующая активность в распиаривании молебна на всех доступных интернет ресурсах как-то разом сошла на нет и о самом мероприятии ни слуху ни духу.

Стоило ли так навязчиво оповещать всех и вся, чтобы потом стыдливо прикусить язык и замять дело "яко не бывшее"?

Вот я и хочу понять твою мотивацию. Ладно Чунины там и Панкратовы, у них давно все глаза за...(порошены) и ничего. В иерархии их жизненных ценностей чистота глаз, видимо, непервостатейный фактор. Но ты-то куда? Или решил, что "ключи с бортика подавать" - уже недостаточно, для подросшего подмастерья? Пора, так сказать и в "колодец сантехнический" с головой окунуться?
Сергiй_Аветянъ


Если уж заниматься поиском резидентов, то надо учесть. Резидент должен был появиться в церковной жизни не вчера, у него есть связи. Резидент готовит плацдарм, и далеко не всегда "светится" в пиар акциях.

Ищите плацдармы экуменистов и их лидеров проверяйте на причастность.
Евгений_Иванов