Брегет с кадилом

Русская православная церковь не может отмыться от скандалов

Матвей Ганапольский: "Это делает её еще агрессивней"

Если уж говорить о главном скандале прошедшей недели, то конечно это история вокруг патриарха всея Руси Кирилла, в миру Владимира Гундяева. Я намеренно напоминаю светское имя патриарха, потому что скандал вокруг него, вернее даже череда скандалов, связана отнюдь не с его служением пастве.
Сам Предстоятель, хоть и пускает белых голубей на Благовещение, но вести несёт отнюдь не благие. Он уверен, что против церкви и лично него ведется информационная кампания, однако ни он, ни его пиар-служба не могут объяснить цель этой компании. Представители церкви в телевизионных ток-шоу, на радио и в блогах сетуют на нападки антицерковных сил и видят в этом руку тех, кто продвигает ложные ценности "агрессивного либерализма". Более того, именно это словосочетание было произнесено с амвонов православных храмов в Вербное воскресенье!

Символом "беснующихся" стали солистки панк-группы "Пусси Райотс", устроивших в Храме Христа Спасителя панк-молебен. Хулиганок задержали и даже посадили в СИЗО, однако поразительно повела себя сама РПЦ – за танцульки в храме не к прощению призывала, а к наказанию построже. Против панков устроили настоящий крестовый поход - сейчас Марии Алёхиной, Надежде Толоконниковой и Екатерине Санцевич грозит до семи лет лишения свободы. А сам Патриарх Кирилл назвал выходку кощунственным глумлением над великими святынями.

Ладно, назвал и назвал. Однако далее вокруг этой истории стали происходить удивительные вещи, которые собственно к "Пусси Райотс" никакого отношения не имеют. А имеют прямое отношение к политике, хотя эти удивительные вещи и политикой назвать трудно.
 
Неожиданно всплывает история с квартирой патриарха в элитном Доме на набережной, которая стоит много миллионов долларов. А известно о ней становится оттого, что её сверху сильно запылили при ремонте и Патриарх потребовал для очистки квартиры и библиотеки, которая там была, сумму, за которую можно купить новую квартиру, и его люди подали иск в суд.

Далее над Кириллом посмеялись блоггеры, потому что во время официальных встреч на руке Святейшего каждый раз красовались часы "Брегет" за много тысяч долларов. Однако, обнаружилось, что пресс-служба РПЦ, вывешивая фото на сайте патриархии, удаляла часы с руки фотошопом. С руки-то она их удала, но оставляла их отражение на столе – видимо не замечала.

Следует заметить, что истории вокруг патриарха всплыли в прессе именно как ответная реакция на беспрецедентное давление церкви, чтобы "примерно" наказать танцевавших девиц, нарушивших "священные моральные устои". СМИ, а также блоггеры стали задавали вопрос: "Церковь-то священна и непорочна, но непорочны ли те, кто требует неадекватного наказания для простых хулиганок?"

Это был важный момент, когда руководству РПЦ нужно было принять правильное решение, и оно, это решение, могло быть только одно: церковь, согласно Конституции, доверяет светской власти найти адекватное наказание для хулиганок, однако прекращает давление. У себя же, внутри церкви, она могла придумать любую кару — от запрета на месяц этим девицам посещать храм до полного их отлучения. И подобное решение позволило бы всем выйти из этой ситуации, не потеряв лицо.

Однако администрация РПЦ принимает совершенно невероятное, умопомрачительное решение: танец девиц и история вокруг патриарха объявляются фактически акцией против православной церкви как таковой, походом против православной веры.

И вот тут-то для описания дальнейшей ситуации, пора перейти на вполне бытовой язык, без всяких расшаркиваний и приседаний, которые бывают, когда пишешь о церковнослу-жителях. Их сутаны, роскошные кресты и огромные храмы подавляют, но не в этот раз, потому что институт церкви, который первым должен прощать, преисполнился мстительностью и захотел крови.

Конечно, у администраторов РПЦ был заразительный пример, когда во время выборов Путин, стоя на площади, призывал россиян "умереть под Москвой", выдавая угрозу своего неизбрания за угрозу распада России. Видимо, РПЦ решила воспользоваться этой же моделью.

И вот уже церковный пиарщик Кураев рассказывает душераздирающие истории, как какие-то идиоты врывались в церкви с хулиганскими целями. И хотя дело происходило в разных городах и в разное время, Кураев делает вывод: "Все это — слагаемые одной кампании против православия и Русской православной церкви".

Однако дело движется дальше, и мы узнаем о том, что Московский патриархат созывает верующих на "стояние в защиту веры" под предлогом того, что "что антицерковные силы опасаются усиления православия в стране".

Конечно, "стояние в защиту веры" — это внутреннее церковное дело, а мысль о том, что кто-то "опасается усиления православия", — это, казалось бы, частное дело церкви, отделенной от государства. Однако это только так кажется, потому что, сказав "а", церковные пиарщики должны будут сказать и все остальное.

Собрав верующих в храмах, им придется назвать этих самых реальных врагов церкви. А если они не будут названы, то РПЦ как бы сознательно отпускает верующих в свободную охоту за врагами, благословляя их на свое собственное определение, кто враг, а кто нет.

Понятно, "врагами" церкви будут названы люди, которые вне церкви. Это будут журналисты, которые пишут о церкви, которые задают неприятные вопросы, и те, кто требует, чтобы история с танцующими хулиганками закончилась по суду, а не по церковному желанию.

Как бы красиво ни определяли пиарщики то самое "стояние", но де-факто впервые в современной истории РПЦ соберет свою паству, чтобы публично назначить ее врагов. И неясно, понимает ли РПЦ, на что решается и что может развязать в стране, потому что речь идет о настоящей опасности, когда церковная власть собирается пойти против светских граждан, собираясь тех, кто думает иначе и задает неудобные вопросы, объявить врагами.

Подобное поведение кажется невероятным, потому что работает именно против церкви — завтра блоггеры будут с издёвкой писать, что "церковь собирает стояние в защиту квартиры и часов патриарха", а "Эмнисти Интернейшнл" уже признала "Пусси Райотс" "узниками совести"!

Да бред это всё! Никакие они не "узники совести" — они обычные хулиганки, но их поднимают на щит именно администраторы РПЦ, делая из них героев.

И сейчас именно администраторы РПЦ своей агрессией и давлением мешают не только провести над хулиганками нормальное следствие и суд, но и подставляют Кремль, под носом у которого на ровном месте назревает небывалый конфликт с непредсказуемыми последствиями.

Россия переживает беспрецедентное слияние церкви с властью и невиданное давление на светскую жизнь страны. Попирая конституцию, гарантирующую отделение церкви от государства, РПЦ вмешивается в образование, вводя уроки религиозных основ, присутствует в армии, и, пользуясь покровительством Кремля, захватывает земли для храмов.

Однако, общественность не забыла, как патриарх Кирилл поддержал Путина на выборах: слова были сказаны такие, как будто Путин - второй после Бога.

За эти слова Путин назначил Кирилла после Бога третьим.

От Кирилла не отстают его починённые: протоирей Всеволод Чаплин публично говорит про Моцарта, что тот, за исключением гениальных озарений, писал попсовые вещи, как у Бритни Спирс, а на замечание одного художника, что творцы сами устанавливают свое творческое пространство, ответил так: "Общество уже не ваше, вы больше не будете устанавливать правила без нас!"

Видимо у нового-старого гаранта Конституции Владимира Путина на ниве её защиты будет много работы.

Хотя непонятно, как Путину совместить обязанности гаранта Конституции со своими личными интересами.

Матвей Ганапольский,

ТСН, 8 апреля 2012 г.


Почему Русская православная церковь вообще и патриарх Кирилл в частности в последние недели оказались в центре общественной дискуссии? Происходят ли в общественном сознании изменения в отношении к Русской православной церкви?

Об этом в эфире Радио Свобода – религиовед из Петербурга, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, специалист по новозаветной библеистике, член богословского факультета Кембриджского университета Ирина Левинская:

 – В глаза бросаются расхождения между словом и делом. С одной стороны слышим проповеди об аскетизме, о милосердии, о доброте, а с другой стороны мы наблюдаем захват собственности, наступление на музеи. Одна история с Торопецкой иконой чего стоит – когда икону из Русского музея, которую просто нельзя перемещать, отправили в какое-то богатое поместье под Москвой. Фотография патриарха с миллионными часами на руке, произведшая очень неприятное впечатление на Украине, огромные кортежи из дико дорогих машин...

 А самое главное - это слияние церкви и государства. Выступление патриарха в поддержку Путина, его осуждение протестных митингов на Болотной было одной из последних капель. Патриархия начинает вмешиваться в политику, причем поддерживая власть. Хотя, казалось бы, роль церкви - обличать пороки.

– Есть ли тут какой-то эффект индукции, всплеск общественных настроений, связанный с раздражением части общества от фальсификации результатов выборов? Может быть, косвенно, рикошетом это раздражение распространилось и на Русскую православную церковь – именно в силу того, что патриарх Кирилл воспринимается как часть власти?

 – Такой эффект есть. Но последней, конечно, каплей, которая спровоцировала всю эту критику Православной церкви, стала реакция Кирилла на выступление Pussy Riot. Все, что сделали девушки, с моей точки зрения, подпадает под понятие "юродство". Что такое юродивый? Он выполняет заказ на свободу. Обычно это происходит во время особого застоя в церковной жизни, во время чрезмерной регламентированности церковной жизни и тогда, когда церковь начинает полностью подчиняться монаршей власти. Цель юродивого - ругаться на миру, пренебрегая общественными приличиями. И надо сказать, что юродивые на Руси гораздо больше пренебрегали общественными приличиями. Вспомним, что многие из них просто ходили голые, они врывались в храмы, они мешали совершать службу.

– Руководство и аппарат РПЦ кажутся мне достаточно высокоинтеллектуальными организациями. Много умных священников: семинария дает хорошее гуманитарное, историческое образование. Очевидно, этим людям, которые к Богу чуть ближе, чем все остальные, должен быть присущ какой-то здравый смысл. Почему РПЦ совершает такие неуклюжие шаги?

 – Если Господь хочет покарать, он лишает разума. Понимаете, из Нового Завета можно ведь надергать любых цитат. Важно одно, что основной дух Евангелия - это дух любви. И вдруг мы вместо любви, прощения, милосердия видим немыслимую агрессию. По-видимому, людей трансформирует сращение с государством, приоритет политического над духовным.

– Какие часы уместно, на взгляд религиоведа, носить предстоятелю? Может быть, вообще не нужны патриарху часы? Зачем ему время знать...

 – Во-первых, не нужны. Во-вторых, если они нужны... Знаете, какова была бы разумная и вменяемая реакция на фотографию украинского журналиста? Патриарх бы удивился и сказал: "Ну надо же, я не знал, что такие дорогие часы". Затем немедленно бы устроили аукцион и пожертвовали бы эти деньги на какой-нибудь приют. Поначалу примерно так из патриархии и отвечали – но посмотрите, что происходит сейчас. На глазах у всей страны патриарх солгал. В программе Соловьева патриарх сам вернулся к этому вопросу и сказал, что он никогда не носил часов, а вот после того, как появилась эта фотография, он среди коробок подношений обнаружил часы – надо же, вот те же самые. Блогеры стали просматривать внимательно интернет - и тут же появились эти фотографии. Как себя повела патриархия? Вместо того чтобы покаяться, извиниться и как-то этот скандал пригасить, они стали исправлять фотографию, как будто бы это можно сделать в эпоху интернета.

 Патриарх таким поведением дискредитирует Русскую православную церковь. Много писали по поводу резиденции патриарха, этой демонстрации роскоши. А, с другой стороны, у нас огромное количество приходов, где работают прекрасные, самоотверженные священники, у которых нет денег для того, чтобы хоть как-то отремонтировать храмы. И одновременно верхушка православной церкви иногда рейдерски захватывает собственность. Посмотрите, что происходит в Калининграде, где РПЦ получила здания, которые никогда им не принадлежали, которые принадлежали католическим и протестантским приходам. Отнимаются детские больницы, которые находились в зданиях, когда-то принадлежавших православной церкви. А в век интернета это скрыть невозможно.

– Возможен ли внутрицерковный бунт совестливых, честных, бедных священников против клира?

 – Очень вряд ли. Церковная организация - это практически армейская организация, там не дадут устроить никакого бунта. Обратите внимание, что когда верующие в Москве подписывали письма с просьбами не наказывать участниц группы Pussy Riot, некоторые священники отказались участвовать в этих мероприятиях. Церковные власти могли призвать их потом к ответу.

– Могут ли быть у этих историй какие-то социальные последствия для РПЦ? Или со временем все успокоится?

 – Осадок очень глубокий, очень серьезный. Понимаете, это действительно очень глубокий системный кризис. У патриарха, когда он, собственно, стал патриархом, была очень плохая репутация. Вспоминают и определение "табачный патриарх", история с торговлей табаком, алкоголем; одно время как-то вдруг это притихло, но сейчас это все опять начинает вспоминаться, выстраиваться в единую линию. Конечно, патриархии надо резко менять линию для того, чтобы сохранить хоть какое-то уважение общества.

Андрей Шарый

Опубликовано 05.04.2012



Неэффективный менеджмент «эффективного менеджера»

Церковь, отнимающая поликлинику, детский сад или музыкальную школу, выбрасывающая на улицу музей, вызывает озлобление

Нынешний медиа-скандал вокруг главы РПЦ МП взбудоражил российское общество. Кому-то вдруг понадобилось поднять на свет старую уже тему с часами Патриарха Кирилла (Гундяева) – и вот патриархия уже вынуждена официально оправдываться за "ошибки" своей пресс-службы, убравшей в фоторедакторе часы (которых Кирилл, по его словам, никогда не надевал) с патриаршей руки, но оставившей их тень на столе. Более того, при ретушировании часов в программе "не заметить" их отражение попросту невозможно. Можно предположить, что отражение оставили на фото намеренно, но развивать сложные теории о том, кто за этим стоит и какая цель этим преследовалась, мы не будем.

Сам Патриарх поступил, конечно, некрасиво – малодушно соврал, согрешил. Но с кем греха не бывает? Со всеми бывает. И, казалось бы, сейчас самое время, во время Великого поста, избавить паству и "внешних" от искушения – продать пресловутый "Брегет" и деньги раздать нищим сиротам и убогим. Но ничего подобного мы не видим. Более того, по мнению ряда церковных и светских деятелей, например В. Чаплина или М. Шевченко, Патриарх имеет полное право носить то, что ему захочется, пускай это будут самые дорогие вещи, и вправе не тратить свои деньги на то, чего он не считает для себя важным.

Однако церковное предание ясно осуждает стремление епископов к роскоши. В III веке Антиохийский Собор отлучил от Церкви занимавшего престол Антиохии епископа Павла Самосатского за ересь. Сохраненное церковным историком Евсевием соборное по-слание в резких выражениях описывает гордость, кичливость и напыщенность Павла, его тщеславие и ненасытное стремление к роскоши, к пиршествам и пресыщению, а также добавляет, что Павел помогал и своим пресвитерам и диаконам скрывать различные смертные грехи, не оздоровляя церковный клир, но попуская еще большему его разложению. Неизвестно, как бы сложилась дальше ситуация с отлученным иерархом, если бы языческий император Аврелиан не взялся исполнить решение Собора и изгнать Павла из Церкви.

В V веке антиохийский священник Иоанн Златоуст в своих знаменитых словах о священстве говорил, что священнику "надлежит быть дальновидным, смотреть тысячей глаз, потому что он живет не для себя одного, а для такого множества людей. Невозможно священнику скрыть свои слабости, малейшие его недостатки делаются известны". Несколько ранее, в IV веке, святой Григорий Богослов горячо обличал современных епископов, которые перестали быть пастырями, а сделались волками, от которых общество не могло ожидать себе добра. По роскоши жизни епископы могли равняться с консулами, правителями областей, со знатнейшими из военачальников: "Если им приходилось выезжать, то они ездили на отличных лошадях, блистательно высились на колеснице, любили чтобы встречали и провожали их с подобострастием, особенно любили вкусные яства и мягкие и волнующиеся одежды… Пастыри по отношению к слабым как львы, а по отношению к сильным как собаки, всюду сующие свой нос и пресмыкающиеся чаще у дверей людей влиятельных, нежели у дверей людей мудрых". "Кто смотрит на вас, — заключает Григорий, — тот пойдет противоположной стезей. И это единственная польза от вашей испорченности".

Можно было бы привести сотни примеров из церковной истории того, как епископы и Патриархи оправдывали подсудимых за взятки, продавали пожертвованные частными лицами в Церковь имущества и присваивали деньги, распоряжались церковными деньгами как своими собственными, продавали таинства. Но, тем не менее, все это осуждалось церковными Соборами, за "должностными преступлениями" клириков следила не только церковная, но и государственная власть.

В первые четыре века христианства церковные деньги составляли достояние бедных и расходовались на пропитание неимущих, призрение сирот, лечение больных, погребение бедных христиан и т.п., духовенство никаких особых прав на них не имело. Одним словом, Церковь выполняла огромное социальное служение и защищала низшие слои общества. Даже в Российской Империи церковный бюджет был "прозрачен" для общества. Если открыть российские церковные журналы XIX века, то там можно обнаружить все сметы, все доходы и расходы епархиальной казны, церковных школ, свечных заводов, строительных комитетов, сберегательных касс взаимопомощи для сирот и бедного духовенства, где учтена каждая копейка, каждая пара выданных ученикам сапог или портянок, каждый рубль поступивших пожертвований. В церквях велись особые книги братских доходов, имелись описи церковного имущества, книги вскрытия церковных кружек и тарелочных сборов — все это контролировалось благочинными. Ныне в РПЦ МП ничего этого нет. Куда уходят выделенные Церкви частыми лицами или государством суммы – никто никогда до конца не узнает.

К сожалению, никаких мер к исправлению в РПЦ МП не наблюдается. Провозглашенная в 90-х годах прошлого века новая "национальная идея" — "главная ценность это деньги" — принесла свои плоды. Стремление к богатству, к роскоши буквально захлестнуло Церковь (как, впрочем, и общество) в последние десятилетия. И Патриарх подает в этом своим подчиненным пагубный пример. Именно демонстративная роскошь иерархии, высшего священства компрометирует Церковь больше всего.

Между тем у РПЦ МП есть огромное богатство, огромный нравственный капитал – это вера в нее сотен тысяч людей. Вера, которая может сдвинуть горы. Именно на это сделал бы ставку хороший менеджер. Возвратиться к настоящему служению обществу, привлекать предпринимателей для инвестиций в, как сейчас модно говорить, человеческий капитал, а не в возведение дворцов и золочение куполов или приобретение недвижимости — вот что мгновенно погасило бы поднявшуюся ныне волну антиклерикализма.

Еще раз повторю, что настоящий верующий Патриарх сделал бы главным направлением своей деятельности привлечение и воцерковление народа российского, а не их кошельков. Этого можно достичь лишь воплощением в жизнь евангельского учения Господа Иисуса Христа, в частности, через отказ от роскоши лично Кирилла и его епископата, активную благотворительность, выведение из тени церковного бюджета.

Еще одним, на наш взгляд, крайне необходимым условием является отказ от заигрывания с сильными мира сего, с политиками и властями. Притязания Церкви на политические преимущества в светском государстве, каковым является Российская Федерация, - вот еще один источник антиклерикализма в обществе. За прошедший век цивилизация ушла далеко вперед по сравнению с "веком Империй", люди и общество сильно изменились. Возврата к старому быть не может, а насильное навязывание религиозных норм прошлого вызовет лишь неприятие, непонимание и ненависть, как это было, например, во Франции на рубеже XIX и XX веков. Тогда стремление католической Церкви в союзе с роялистами и националистами к возвращению "старых порядков" вызвало раскол в уже изменившемся обществе и ненависть к католицизму. Закон 1905 г. об отделении Церкви от государства способствовал нормализации отношений Церкви и общества на рациональной основе.

Согласно опросам, граждане России хотят видеть свою Церковь всецело "духовной", не такой как государство или бизнес-структуры, а живущей по другим законам – законам святости и чистоты. Это вполне соответствует традиционной ментальности русского народа, российского идеократического общества. Церковь, отнимающая у народа поликлинику, у детей детский сад или музыкальную школу, выбрасывающая на улицу музей или картинную галерею — вызывает лишь неприятие и озлобление. Но способны ли вернуться иерархи РПЦ МП к исполнению Христовых заповедей – покажет будущее.

Игорь Фирсов,
для "Портала-Credo.Ru"